рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники - раздел Культура, КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ   Возведенная В 313—320 Гг. В Риме Латеранская Базилика, Ставша...

 

Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадами, колоннады несли стены с освещавшими средние нефы окнами. Крайние нефы прерывались с алтарной, западной стороны поперечно идущими помещениями, прообразами жертвенников и диаконников позднейших построек. В трех средних нефах находились верующие, крайние же занимали подготовляемые к крещению (катехумены). Широкий и высокий центральный неф на западе заканчивался апсидой со скамьями для клира, перед апсидой располагались алтарь и кафедра.

Большое цельное пространство базилики лишено внутренних перегородок. Мерный ритм колоннад организует его движение к апсиде. Все случайное и единичное изгнано. Четкое определение места для каждой группы верующих и собранность всех зон в единый ансамбль сочетаются с намеренным выделением значения алтарного пространства. Общая ритмика становится важнее пластической красоты отдельной формы, и движение, проходящее через ансамбль базилики, приобретает характер идеального. Сами формы не обладают динамикой, но общая организация заставляет взгляд последовательно прослеживать их друг за другом. Возникает мир, организованный единой ритмикой, целенаправленно упорядоченный. Надо всем доминирует светлое верхнее пространство центрального нефа, открытое, но недоступное людям.

Потеря архитектурной формой пластической выразительности и доминирование пространства делают акт зрительного восприятия не динами-{576}чески-активным, а пассивным и созерцательным. Это и есть основной смысл новой художественной концепции.

Однако если новое христианское мировосприятие сразу определенно сказалось в архитектуре времени Константина, то надо учитывать и силу обратного влияния. Использование форм и композиций античности вносило в христианский мир образы и ощущения античной культуры. Разноцветные — зеленые, желтые, красные — полированные колонны, резные базы и капители, чаще всего взятые из каких-либо античных памятников, мраморная облицовка стен, раскрашенные плафоны, золотые и серебряные алтари, светильники — все это свойственное римской архитектуре великолепие делало интерьеры храмов чрезвычайно зрелищными. Это соответствовало триумфальному утверждению христианства в эпоху Константина, но в известной мере противоречило культу духовного и идеального внутри самой христианской религии.

Подобными же чертами отличались и иные по своему назначению и типу культовые постройки первой половины IV в. По заказу Константина были выстроены огромные храмы-мартирии — Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме. Сами мартирии имели центрическую форму — октогон в Вифлееме и ротонда в Иерусалиме, что связывало их с традициями античных геройонов и императорских мавзолеев. Это показывает связь центрических мартириев с образом Христа — героя, триумфатора, царя небес. В обоих городах к мартириям примыкали обширные базилики.

Сложной символикой отличался выстроенный по императорскому заказу храм Апостолов в Константинополе. Имевший в плане вид четырехконечного креста, он олицетворял триумфальную силу христианства и его распространение во всех частях света. Но вместе с тем храм строился и в качестве императорского мавзолея. В центре была устроена гробница Константина, который становился как бы тринадцатым и едва ли не самым главным апостолом. Уже в середине IV в. эта идея оказалась чуждой, и гробница императора была перенесена в сторону. Подобные же постройки под влиянием константинопольского образца возникли в IV в. в Северной Италии, в Милане и других городах.

В качестве храмов при императорских резиденциях в IV в. возникают сложные центрические сооружения (антиохийский октагон, имеющая в плане вид квадрифолия церковь Сан-Лоренцо в Милане). Обходящие их центральные пространства хоры создают сложные, как бы двойные структуры. Подобные композиции встречаются в позднеримских дворцах, виллах, термах.

Эпоха Константина была временем новаторства и экспериментов, когда под влиянием новых требований и идей, используя весь традиционный арсенал форм, зодчие придавали постройкам неведомую прежде выразительность. В следующем, V в. массовое строительство храмов привело к стабилизации и типизации основных приемов и композиций. Базилика становится резко преобладающим, почти обязательным типом храма для каждодневных собраний верующих. Часто ей предшествует атриум, один или два нартекса, к ней примыкают баптистерий и мавзолеи. Весь ансамбль размещается по оси запад — восток, алтарная часть теперь, в отличие от построек эпохи Константина, обращена к востоку.

Канонизация типа вовсе не препятствовала тому, что в каждом из районов Средиземноморья архитектура, основываясь на местных строительных и художественных традициях, приобретала оригинальный харак-{577}тер. Вместе с тем культурная, религиозная и часто политическая общность всей

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

IV... первая половина... VII в ИЗДАТЕЛЬСТВО НАУКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности
культурной жизни Запада (IV—первая половина VII в.)   Характер и своеобразие ранневизантийской культуры, ее место в истории могут быть более глубоко

Риторика
Трудно переоценить роль риторики в общественно-политической жизни ранней Византии, в становлении византийской культуры и литературы. Справедливо считают, что риторика оказала огром

Юридические школы
и развитие правовой науки Унаследованное Византией от античности право претерпело около 300 г. серьезные изменения. В юридических источниках находит свое отражение регламе

Военное искусство
В истории византийской военной литературы наблюдается вполне определенная закономерность, отражающая эволюцию военной организации данного государства. В этом отношении VI и Х вв. я

Палестина
  сти, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон об

VI в. Равенна
  Наконец, первые христианские изображения по своей форме не отличались от языческих, так что первый церковный историк склонен вообще считать их делом рук язычников или христиан, еще

Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид
территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за район

Бинбиркилиссе. Церковь № 1. VI в. Центральный неф
  украшены суховатой по рисунку, но обильной и искусно выполненной резьбой. Интерьеры храмов приобретают своеобразную пространственность. Количество опор сокращается, что вме

Калб Лузе. Базилика. Ок. 500 г. Общий вид
  трехнефные базилики с атриумом, партерами и полукруглой апсидой (базилика во Вравроне). К торцам нартекса примыкали симметричные прямоугольные помещения, одно из которых служило диа

Константинополь
  этот символ в особой архитектурной композиции. Задача эта была выдвинута в императорском окружении, и для ее решения были привлечены лучшие художественные и научные силы эпохи.

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез
  греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и ба

Салоники
Несколько позже, в VII—VIII вв., как разновидность крестовокупольных композиций появляются храмы, в которых опорами центральных арок и сводов становятся колонны. Они известны нам сейчас лишь в пери

Салоники. Археологический музей
  Возврат к античным формам, наблюдавшийся в конце IV в. и в монументальной живописи, дал основание некоторым исследователям ввести в научный оборот понятие «Феодосианское возрождение

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  медальон с крестом — символом Христа. В некоторых случаях, например на окладе VI в. Эчмиадзинского евангелия (Ереван, Матенадаран), манера исполнения несколько меняется, рельеф у

Ленинград. Гос. Эрмитаж
кусства. До нас дошло значительное число пиксид (коробочек для хранения реликвий или ценных предметов) конца V—VI в., исполненных из части бивня слона: на них чаще всего изображены ново- и

Золото. Конец VI в.
Ленинград. Гос. Эрмитаж {603}   Инкрустация камнями или цветными стеклами — прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множеств

Лондон. Британский музей
  не) с изображениями «Причащения апостолов». Восточный тип лиц, отступление от античных норм в пропорциях фигур, в исполнении их драпировок, неоправданность поворотов сближают эти па

Стамбул. Археологический музей
  Так называемый голгофский «Крест на ступенях» занимает прочное место только начиная с Юстиниана II, но изображение сменившего Нику ангела с жезлом, завершающимся хризмой или крестик

Становление
музыкальной культуры* Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для

Византийского общества
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV—VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена

Детали диптиха
  Любовь к хорошей кухне постепенно проникла и в среду церковнослужителей. При дворах патриархов существовал целый штат поваров. С кухни патриаршей резиденции в Александрии Иоанну Мил

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  Востоке, где с давних пор из самых разнообразных источников исходила масса религиозных идей и учений. Язычники, хотя и менее многочисленные, нежели христиане, все еще составляли зна

Москва. Гос. Исторический музей
  посредственно относящиеся к цирку: бег колесниц, фигуры танцовщиц, музыкантов, зрителей. В части, обращенной к кафисме, был изображен император в окружении сановников, председательс

IV—первой половины VII в.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческ

Список сокращений
АДСВ — Античная древность и средние века АЕ — Археографический ежегодник ВВ — Византийский временник ВДИ — Вестник древней истории ВО — Византийские очерки

Указатель имен
  АВТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аарон, врач 429 Абеляр Пьер 88 Абу Бекр 323 Август 145, 253, 450,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги