рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Москва. Гос. Исторический музей

Москва. Гос. Исторический музей - раздел Культура, Культура византии   Посредственно Относящиеся К Цирку: Бег Колесниц, Фигуры Танцо...

 

посредственно относящиеся к цирку: бег колесниц, фигуры танцовщиц, музыкантов, зрителей. В части, обращенной к кафисме, был изображен император в окружении сановников, председательствующий на играх. Другой памятник (сохранившийся частично) — бронзовая колонна из Дельф, образованная тремя тесно сплетенными змеями, чьи головы, расходясь в разные стороны, служили опорой золотому треножнику. На спиралях неполностью сохранившихся змей и теперь еще можно прочесть надпись, где перечисляются 36 греческих городов, которые сражались с персами при Платеях и после битвы посвятили Аполлону этот прекрасный символ победы. Немало других памятников, среди них — римская волчица и Геракл Лисиппа, было вывезено из разных мест, чтобы украсить константинопольский ипподром. Это был подлинный музей самых прекрасных памятников античного искусства. Статуи, красивые колонны, изображения птиц и животных размещались не только на спне, но и вдоль арены, у входа, на верхних террасах, в местах для прогулок — словом, повсюду. Над ареной, в том месте, откуда выпускались колесницы, возвышалась четверка коней — творение великого Лисиппа 112. По предположению А. Камерона, на ипподроме находилась еще одна работа этого скульптора — статуя Александра Македонского 113.

Ипподром, как и многие другие сооружения древности, имел свою символику. Первоначально он был посвящен римским хтоническим богам. Но уже во времена империи ипподром связывали с солнечным культом, полагая, что он в миниатюре отражает вселенную: арена — землю, вода, {665} омывающая арену,— океан, 12 дверей, из которых выпускались, колесницы,— 12 знаков зодиака или 12 месяцев и т. д. 114

На ипподроме зрителям предлагались самые разнообразные зрелища. Гладиаторские бои стали уже редкостью, но еще существовали всякого рода гимнастические упражнения, прежде всего борьба 115.

Византийцы любили экзотических животных и приходили в восторг, когда их показывали на ипподроме. Жестокие бои с животными пока еще устраивались, но они уже не имели такого размаха, как в Риме и постепенно сходили на нет.

Основным зрелищем были, конечно, ристания. Число игр в году точно неизвестно, но, вероятно, их было немало. Бега непременно проводили в день рождения императора, в день вступления его на престол, в январские календы и в день основания города.

Игры были предприятием дорогостоящим и организовывались за счет императора. Василевс субсидировал отчасти даже консульские игры 116. Сам он всегда присутствовал на состязаниях колесниц, которые начинались после того, как над императорской кафисмой взвивался специальный стяг 117. До игр и после них устраивались церемониальные танцы сторонников разных партий 118.

Обычно выпускались четыре колесницы с возничими, одетыми в разные цвета: голубой, зеленый, красный, белый. Между этими цветами делились симпатии зрителей. Сами цвета объяснялись символически: их связывали или с временами года, или со стихиями. Партии зрителей имели свои постоянные места в цирке. По правую руку императора располагались голубые, по левую — зеленые, центр занимали красные и белые. Наибольшее число сторонников было у голубых и зеленых.

Увлечение ипподромом было всеобщим. Уже накануне обсуждались предстоящие бега, взвешивались шансы тех и других возничих. Много места в разговорах отводилось коням, родословную которых знали наизусть. В день зрелищ все с утра спешили в цирк. Казалось, что весь город переселяется туда. Дома и площади пустели. В Антиохии не только цирк, но и кровли домов, и возвышенные места, прилегающие к цирку, занимались людьми. Азарт в равной степени овладевал и молодыми, и стариками. Жара, теснота, крики, толкотня — «ничто не портило им настроения, они были веселы, как на лугу» (PG, t. 54, col. 660—661). Церковь тщетно пыталась бороться с этим увлечением. Всякий раз, когда служба в церкви совпадала с ристаниями на ипподроме, жители отдавали предпочтение последним. «Опять бега, и опять наше собрание стало меньше»,— с горечью заметил однажды Иоанн Златоуст (PG, t. 48, col. 756).

Программа бывала очень насыщенной. Обычно устраивалось 24 заезда, каждый по семь кругов. В маленьком городе Оксиринхе бывало только шесть заездов, но и это было немало, так как в антрактах выступали шуты, акробаты, танцоры, устраивались забавы с медведями. Зрелища продолжались до вечера. После утренних бегов делался перерыв, во, время которого обедали и по временам даже ходили в бани, как это {666} явствует из одной шутливой эпиграммы, посвященной питейному заведению, расположенному между ипподромом и банями Зевксиппа 119.

Особым искусством считалось выступление на только что побежденных конях. Оно было возрождено в Византии Порфирием, прославленным возничим VI в. В эпиграмме, высеченной на одном из его памятников, он восхваляется за то, что единственный дважды одержал подобную победу. Вскоре, однако, его современник возничий Константин продемонстрировал перед жителями столицы еще большее искусство. Утром он одержал победу в 25 заездах, а затем, после перерыва, одержал 21 победу на побежденных утром конях 120.

Стремясь одержать победу, возничие сбивали колесницы соперников, причем старались это сделать в тот момент, когда кони мчались мимо кафисмы императора (PG, t. 56, col. 113—114). Иногда бег колесниц заканчивался трагически. Иоанн Малала сообщает о вознице Юлиане, который упал и разбился насмерть (Malal., р. 495).

Император награждал победителя венком, дорогими подарками и богатой одеждой (PG, t. 58, col. 539).

Возничих боготворили. Им воздвигали памятники, посвящали эпиграммы. Семь памятников было воздвигнуто Порфирию из Александрии, один — из позолоченной бронзы 121. Возничему Уранию (младшему современнику Порфирия) воздвигли памятник из чистого золота 122, что было по тем временам большой редкостью. Его золотой памятник красовался в Константинополе, в то время как Юстиниану был воздвигнут памятник из бронзы, а императору Анастасию — из железа. Не забывали и коней. На мозаиках и барельефах памятников возничих традиционно изображали с квадригой коней, над которыми нередко надписывали их имена. Этот сюжет был настолько распространен, что его изображали даже на бытовых предметах: светильниках, рукоятках ножей, сосудах.

Итак, несмотря на старые традиции, особенно долго сохранявшиеся в обрядах, сопровождавших такие важные моменты жизни человека, как вступление его в брак или смерть, несмотря на продолжавшие жить языческие празднества, повседневная жизнь византийцев IV—VII вв. приобретала новые черты. Эти новые особенности быта людей той эпохи проявились в постепенной (хотя и не всегда глубокой) христианизации общества, в укреплении семьи и одновременном падении интереса к общественной жизни, в тенденциях к своего рода самоизоляции человека, во всяком случае, к определенному стремлению уйти в частную жизнь. С этим, по-видимому, связаны и такие новые моменты быта, как распространение закрытой одежды, более закрытого для посторонних жилища, перемещение торговли в портики улиц. Наконец, расцвет ипподрома и упадок театра, где содержание отступает на второй план перед откровенной зрелищностью, также говорит о том, что некогда активная гражданская жизнь греческого, а затем восточно-римского общества постепенно уходила в прошлое. {667}

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура византии

IV.. первая половина.. VII в Издательство наука..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Москва. Гос. Исторический музей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности
культурной жизни Запада (IV—первая половина VII в.)   Характер и своеобразие ранневизантийской культуры, ее место в истории могут быть более глубоко

Риторика
Трудно переоценить роль риторики в общественно-политической жизни ранней Византии, в становлении византийской культуры и литературы. Справедливо считают, что риторика оказала огром

Юридические школы
и развитие правовой науки Унаследованное Византией от античности право претерпело около 300 г. серьезные изменения. В юридических источниках находит свое отражение регламе

Военное искусство
В истории византийской военной литературы наблюдается вполне определенная закономерность, отражающая эволюцию военной организации данного государства. В этом отношении VI и Х вв. я

Палестина
  сти, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон об

VI в. Равенна
  Наконец, первые христианские изображения по своей форме не отличались от языческих, так что первый церковный историк склонен вообще считать их делом рук язычников или христиан, еще

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники
  Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадам

Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид
территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за район

Бинбиркилиссе. Церковь № 1. VI в. Центральный неф
  украшены суховатой по рисунку, но обильной и искусно выполненной резьбой. Интерьеры храмов приобретают своеобразную пространственность. Количество опор сокращается, что вме

Калб Лузе. Базилика. Ок. 500 г. Общий вид
  трехнефные базилики с атриумом, партерами и полукруглой апсидой (базилика во Вравроне). К торцам нартекса примыкали симметричные прямоугольные помещения, одно из которых служило диа

Константинополь
  этот символ в особой архитектурной композиции. Задача эта была выдвинута в императорском окружении, и для ее решения были привлечены лучшие художественные и научные силы эпохи.

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез
  греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и ба

Салоники
Несколько позже, в VII—VIII вв., как разновидность крестовокупольных композиций появляются храмы, в которых опорами центральных арок и сводов становятся колонны. Они известны нам сейчас лишь в пери

Салоники. Археологический музей
  Возврат к античным формам, наблюдавшийся в конце IV в. и в монументальной живописи, дал основание некоторым исследователям ввести в научный оборот понятие «Феодосианское возрождение

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  медальон с крестом — символом Христа. В некоторых случаях, например на окладе VI в. Эчмиадзинского евангелия (Ереван, Матенадаран), манера исполнения несколько меняется, рельеф у

Ленинград. Гос. Эрмитаж
кусства. До нас дошло значительное число пиксид (коробочек для хранения реликвий или ценных предметов) конца V—VI в., исполненных из части бивня слона: на них чаще всего изображены ново- и

Золото. Конец VI в.
Ленинград. Гос. Эрмитаж {603}   Инкрустация камнями или цветными стеклами — прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множеств

Лондон. Британский музей
  не) с изображениями «Причащения апостолов». Восточный тип лиц, отступление от античных норм в пропорциях фигур, в исполнении их драпировок, неоправданность поворотов сближают эти па

Стамбул. Археологический музей
  Так называемый голгофский «Крест на ступенях» занимает прочное место только начиная с Юстиниана II, но изображение сменившего Нику ангела с жезлом, завершающимся хризмой или крестик

Становление
музыкальной культуры* Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для

Византийского общества
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV—VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена

Детали диптиха
  Любовь к хорошей кухне постепенно проникла и в среду церковнослужителей. При дворах патриархов существовал целый штат поваров. С кухни патриаршей резиденции в Александрии Иоанну Мил

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  Востоке, где с давних пор из самых разнообразных источников исходила масса религиозных идей и учений. Язычники, хотя и менее многочисленные, нежели христиане, все еще составляли зна

IV—первой половины VII в.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческ

Список сокращений
АДСВ — Античная древность и средние века АЕ — Археографический ежегодник ВВ — Византийский временник ВДИ — Вестник древней истории ВО — Византийские очерки

Указатель имен
  АВТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аарон, врач 429 Абеляр Пьер 88 Абу Бекр 323 Август 145, 253, 450,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги