Бинбиркилиссе. Церковь № 1. VI в. Центральный неф - раздел Культура, КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Украшены Суховатой По Рисунку, Но Обильной И Искусно Выполнен...
украшены суховатой по рисунку, но обильной и искусно выполненной резьбой.
Интерьеры храмов приобретают своеобразную пространственность. Количество опор сокращается, что вместе с отсутствием вытянутости гасит осевое движение, рождает ощущение зальности интерьера, группировки пространства вокруг центрального нефа. Массивные столбы делают пространство статичным.
Несомненно воздействие сирийской архитектуры на сельские небольшие церкви малоазийского нагорья. Довольно много их сохранилось в Каппадокии и на юго-востоке, в Бинбиркилиссе (Турция). Они обычно невелики (их длина — 10—15 м.); облицованные блоками белого камня стены мало расчленены, окна немногочисленны и узки. Почти все церкви в Бинбиркилиссе представляют собой сводчатые трехнефные базилики, тяжесть сводов объясняет их приземистость, массивную замкнутость. Симметричные башни у западного фасада, симметричные помещения пастофориев с восточной стороны связаны с сирийскими образцами. Апсиды и арки нередко имеют подковообразные очертания. Интерьеры темны, но их структура, тем не менее, говорит о константинопольском влиянии — нередки хоры над боковыми нефами.
На территории Греции строительство церквей долго не было интенсивным. Устойчивость философских и религиозных традиций античности до начала V в. препятствовала массовому распространению христианства. Но уже в середине V в. здесь получили распространение довольно слож-{581}ные
Особенности
культурной жизни Запада
(IV—первая половина VII в.)
Характер и своеобразие ранневизантийской культуры, ее место в истории могут быть более глубоко
Риторика
Трудно переоценить роль риторики в общественно-политической жизни ранней Византии, в становлении византийской культуры и литературы. Справедливо считают, что риторика оказала огром
Юридические школы
и развитие правовой науки
Унаследованное Византией от античности право претерпело около 300 г. серьезные изменения. В юридических источниках находит свое отражение регламе
Военное искусство
В истории византийской военной литературы наблюдается вполне определенная закономерность, отражающая эволюцию военной организации данного государства. В этом отношении VI и Х вв. я
Палестина
сти, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон об
VI в. Равенна
Наконец, первые христианские изображения по своей форме не отличались от языческих, так что первый церковный историк склонен вообще считать их делом рук язычников или христиан, еще
Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники
Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадам
Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид
территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за район
Калб Лузе. Базилика. Ок. 500 г. Общий вид
трехнефные базилики с атриумом, партерами и полукруглой апсидой (базилика во Вравроне). К торцам нартекса примыкали симметричные прямоугольные помещения, одно из которых служило диа
Константинополь
этот символ в особой архитектурной композиции. Задача эта была выдвинута в императорском окружении, и для ее решения были привлечены лучшие художественные и научные силы эпохи.
Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез
греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и ба
Салоники
Несколько позже, в VII—VIII вв., как разновидность крестовокупольных композиций появляются храмы, в которых опорами центральных арок и сводов становятся колонны. Они известны нам сейчас лишь в пери
Салоники. Археологический музей
Возврат к античным формам, наблюдавшийся в конце IV в. и в монументальной живописи, дал основание некоторым исследователям ввести в научный оборот понятие «Феодосианское возрождение
Ленинград. Гос. Эрмитаж
медальон с крестом — символом Христа. В некоторых случаях, например на окладе VI в. Эчмиадзинского евангелия (Ереван, Матенадаран), манера исполнения несколько меняется, рельеф у
Ленинград. Гос. Эрмитаж
кусства.
До нас дошло значительное число пиксид (коробочек для хранения реликвий или ценных предметов) конца V—VI в., исполненных из части бивня слона: на них чаще всего изображены ново- и
Золото. Конец VI в.
Ленинград. Гос. Эрмитаж {603}
Инкрустация камнями или цветными стеклами — прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множеств
Лондон. Британский музей
не) с изображениями «Причащения апостолов». Восточный тип лиц, отступление от античных норм в пропорциях фигур, в исполнении их драпировок, неоправданность поворотов сближают эти па
Стамбул. Археологический музей
Так называемый голгофский «Крест на ступенях» занимает прочное место только начиная с Юстиниана II, но изображение сменившего Нику ангела с жезлом, завершающимся хризмой или крестик
Становление
музыкальной культуры*
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для
Византийского общества
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV—VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена
Детали диптиха
Любовь к хорошей кухне постепенно проникла и в среду церковнослужителей. При дворах патриархов существовал целый штат поваров. С кухни патриаршей резиденции в Александрии Иоанну Мил
Ленинград. Гос. Эрмитаж
Востоке, где с давних пор из самых разнообразных источников исходила масса религиозных идей и учений. Язычники, хотя и менее многочисленные, нежели христиане, все еще составляли зна
Москва. Гос. Исторический музей
посредственно относящиеся к цирку: бег колесниц, фигуры танцовщиц, музыкантов, зрителей. В части, обращенной к кафисме, был изображен император в окружении сановников, председательс
IV—первой половины VII в.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческ
Список сокращений
АДСВ — Античная древность и средние века
АЕ — Археографический ежегодник
ВВ — Византийский временник
ВДИ — Вестник древней истории
ВО — Византийские очерки
Указатель имен
АВТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ
ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Аарон, врач 429
Абеляр Пьер 88
Абу Бекр 323
Август 145, 253, 450,
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов