рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид

Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид - раздел Культура, Культура византии Территории Приводила К Взаимовлиянию Художественных Школ, Обмену Композиционн...

территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за районами Эгейского моря с Константинополем во главе.

Наиболее единообразным оказалось строительство церквей в Риме. В крупнейших постройках, возводимых по заказу императора или папы, мы встречаемся с импозантностью форм позднеримской архитектуры (базилики Сан-Паоло, Санта-Мария Маджоре). В большинстве же остальных доминирует тип трехнефной базилики меньших размеров, более простой по композиции, с упрощенно расчлененными массами и потому как бы более легкой, прозрачной. Для всех построек характерна вытянутость с запада на восток, ощутимость параллельного движения нефов к алтарной части. Осевое движение повторяется колоннадами, аркадами над ними, рядами окон клирестория. Пропорции нефов становятся более вертикальными, поверхности стен теряют пластичность членений, покрытые мраморной облицовкой или мозаиками стены выглядят облегченными плоскостями. Элегантным образцом такой архитектуры является Санта-Сабина.

Подобные же традиции питают строительство в Северной Африке. В качестве стандартного типа здесь используются трехнефные базилики. Они короче римских, но осевое движение нефов в них также подчеркнуто. {578} Апсида часто располагается выше уровня основного помещения и отделяется от не-

Церковь св. Сергия и Вакха. До 536 г. Интерьер.

Константинополь {579}

го колоннадой. В пространство центрального нефа выносится алтарь с ограждающим парапетом. Однако в Северной Африке вариантов значительно больше, и они разнообразнее. Часто встречаются огромные комплексы, базилики которых имеют семь и даже девять нефов, например Типаса (Алжир, середина V в.). Вокруг базилик возникают целые кварталы христианских построек — Джемила (Алжир, начало V в.), возводятся очень развитые и четко спланированные монастырские ансамбли, например Тебесса (Алжир, IV—VI вв.).

Грандиозный комплекс Дамус Эль Карита (Тунис, IV в.), сложностью и индивидуальностью композиции выдает влияние построек константиновского времени — полукруглый огромный атриум, пересекающий почти в середине девятинефную базилику трансепт. В V в. в Тебессе, Тигцирте (Алжир) наличие хор над боковыми нефами, отделение боковых нефов от центрального парапетами в интерколумниях свидетельствуют о воздействии архитектуры константинопольского круга.

Особая по стилю архитектура получила распространение во внутренних районах Сирии. В небольших по размерам, коротких базиликах опорами служили колонны или столбы. Атриум отсутствовал. Внутри в центральном нефе размещались экседры, в которых находились священники во время литургии катехуменов. Входы в базилику чаще располагались на южном фасаде, полукруглые изнутри апсиды с симметричными пастофориями с северной и южной сторон снаружи вписывались в прямоугольные очертания.

Строители этих храмов обнаружили удивительный вкус к композиции из упрощенных геометрических объемов. Игра кубических форм, как бы составляемых, нередко поражает странностью пропорций, ощущением замкнутости каждого блока и общей ритмической подвижностью, массивностью кладки стен из крупных тесаных блоков белого камня и одновременным вниманием к окнам, их обрамлениям и группировкам. Это искусство на первый взгляд кажется несколько примитивным, хотя и чрезвычайно изобретательным в функциональных и типологических вариациях. Большое распространение получили монастырские комплексы.

Очень быстро, уже в последней трети V в., специфический язык сирийской архитектуры достигает совершенства. Он ничуть не теряет в своей оригинальности и при этом обогащается опытом константинопольской и, вероятно, антиохийской архитектуры. Одним из лучших является монастырский комплекс в Калат-Семане (Сирия, 480—490 гг.). В огромном крестообразном храме, каждый из рукавов которого представляет трехнефную базилику, центральное ядро — мартирий Симеона Столпника — имеет вид восьмигранника с экседрами у диагональных граней; в центре его находится столп.

Возможно, что центральное пространство завершалось пирамидальной деревянной кровлей.

Под влиянием подобных памятников на рубеже V—VI вв. строится ряд базилик. Они становятся крупнее, их формы приобретают торжественную уравновешенность, даже некоторую триумфальность — Турмании, Калб-Лузе (Сирия). Ощущение сложности и развитости искусства увеличивают портики и аркады главного и боковых фасадов, симметрично расположенные башни, весьма развитая декорация фасадов. Массивность стен, как и раньше, ощутима, при этом стены сложно и изящно расчле-{580}нены,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура византии

IV.. первая половина.. VII в Издательство наука..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности
культурной жизни Запада (IV—первая половина VII в.)   Характер и своеобразие ранневизантийской культуры, ее место в истории могут быть более глубоко

Риторика
Трудно переоценить роль риторики в общественно-политической жизни ранней Византии, в становлении византийской культуры и литературы. Справедливо считают, что риторика оказала огром

Юридические школы
и развитие правовой науки Унаследованное Византией от античности право претерпело около 300 г. серьезные изменения. В юридических источниках находит свое отражение регламе

Военное искусство
В истории византийской военной литературы наблюдается вполне определенная закономерность, отражающая эволюцию военной организации данного государства. В этом отношении VI и Х вв. я

Палестина
  сти, считалось, что Нил берет начало в Индии (PG, t. 89, col. 359; t. 94, соl. 904). Так полагали и многие светские авторы, например Прокопий Кесарийский (В. G., II, 1, 6). Фисон об

VI в. Равенна
  Наконец, первые христианские изображения по своей форме не отличались от языческих, так что первый церковный историк склонен вообще считать их делом рук язычников или христиан, еще

Базилика Ахиропойитос. Интерьер. V в. Салоники
  Возведенная в 313—320 гг. в Риме Латеранская базилика, ставшая главным храмом столицы, представляла собой обширное пятинефное сооружение (55´95 м). Нефы разделялись колоннадам

Бинбиркилиссе. Церковь № 1. VI в. Центральный неф
  украшены суховатой по рисунку, но обильной и искусно выполненной резьбой. Интерьеры храмов приобретают своеобразную пространственность. Количество опор сокращается, что вме

Калб Лузе. Базилика. Ок. 500 г. Общий вид
  трехнефные базилики с атриумом, партерами и полукруглой апсидой (базилика во Вравроне). К торцам нартекса примыкали симметричные прямоугольные помещения, одно из которых служило диа

Константинополь
  этот символ в особой архитектурной композиции. Задача эта была выдвинута в императорском окружении, и для ее решения были привлечены лучшие художественные и научные силы эпохи.

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез
  греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и ба

Салоники
Несколько позже, в VII—VIII вв., как разновидность крестовокупольных композиций появляются храмы, в которых опорами центральных арок и сводов становятся колонны. Они известны нам сейчас лишь в пери

Салоники. Археологический музей
  Возврат к античным формам, наблюдавшийся в конце IV в. и в монументальной живописи, дал основание некоторым исследователям ввести в научный оборот понятие «Феодосианское возрождение

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  медальон с крестом — символом Христа. В некоторых случаях, например на окладе VI в. Эчмиадзинского евангелия (Ереван, Матенадаран), манера исполнения несколько меняется, рельеф у

Ленинград. Гос. Эрмитаж
кусства. До нас дошло значительное число пиксид (коробочек для хранения реликвий или ценных предметов) конца V—VI в., исполненных из части бивня слона: на них чаще всего изображены ново- и

Золото. Конец VI в.
Ленинград. Гос. Эрмитаж {603}   Инкрустация камнями или цветными стеклами — прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множеств

Лондон. Британский музей
  не) с изображениями «Причащения апостолов». Восточный тип лиц, отступление от античных норм в пропорциях фигур, в исполнении их драпировок, неоправданность поворотов сближают эти па

Стамбул. Археологический музей
  Так называемый голгофский «Крест на ступенях» занимает прочное место только начиная с Юстиниана II, но изображение сменившего Нику ангела с жезлом, завершающимся хризмой или крестик

Становление
музыкальной культуры* Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для

Византийского общества
Самые разные народы населяли обширную территорию Византийской империи в IV—VII вв. Греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, фракийцы, киликийцы, каппадокийцы, исавры, мелкие племена

Детали диптиха
  Любовь к хорошей кухне постепенно проникла и в среду церковнослужителей. При дворах патриархов существовал целый штат поваров. С кухни патриаршей резиденции в Александрии Иоанну Мил

Ленинград. Гос. Эрмитаж
  Востоке, где с давних пор из самых разнообразных источников исходила масса религиозных идей и учений. Язычники, хотя и менее многочисленные, нежели христиане, все еще составляли зна

Москва. Гос. Исторический музей
  посредственно относящиеся к цирку: бег колесниц, фигуры танцовщиц, музыкантов, зрителей. В части, обращенной к кафисме, был изображен император в окружении сановников, председательс

IV—первой половины VII в.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческ

Список сокращений
АДСВ — Античная древность и средние века АЕ — Археографический ежегодник ВВ — Византийский временник ВДИ — Вестник древней истории ВО — Византийские очерки

Указатель имен
  АВТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аарон, врач 429 Абеляр Пьер 88 Абу Бекр 323 Август 145, 253, 450,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги