рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первый день.

Первый день. - раздел Образование, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК В ОБУЧЕНИИ В Нашей С Вами Деятельности – В Сфере Высшего Профессионального Образования, ...

В нашей с вами деятельности – в сфере высшего профессионального образования, мы идеализируем опыт и стараемся показать студентам опыт решения задач, опыт поведения в транспорте, опыт поведения на дипломатическом приеме. Мы актуализируем этот опыт, и тем самым развиваем адаптационный механизм человека. В школе, особенно в средней, дети приспосабливаются. Обратите внимание: они знают, у какого учителя что выучить, как себя вести, чтобы он заметил. Благодаря этому качеству, наверное, мы и завоевываем мир. Достаточно сказать, что сейчас в Америке, в электронной промышленности около 30 % работающих являются выходцами из "наших" систем высшего образования, это наши выпускники. Но обратите внимание, что ориентация всей "нашей" системы образования классическая - это академический успех: количественный и даже качественный. Если перейдем в профессиональную сферу - это разряды, тарифы, квалификация; то есть мы, все время ориентируем человека на конкретный успех в количественном и качественном образовании.

Тогда почему эта система ущербна? Действительно, как бы мы ни старались, но дать человеку опыт поведения, опыт решения мы просто не можем. И поэтому сегодня, помимо поддерживающей системы обучения есть, так называемая инновационная система. В некоторых странах она уже развита, в нашей стране она только начинает свое развитие. Важно отметить, что инновационная система рассматривается не как альтернатива, а как добавление.

Итак, прежде всего, помимо получения знаний, которые сегодня очень доступны, актуализируются способы мыслительной деятельности. То есть мы должны обучать конкретным способам мышления, мы должны развивать конкретные качества личности. Однажды был проведен очень интересный эксперимент с директорами Московских школ: их попросили охарактеризовать хорошего ученика на "выпуске"(10-й, 11-й класс); какими качествами он обладает. Они написали около десяти качеств. Затем, через неделю их попросили определить некоторые качества, присущие всем известному "новому русскому". Когда сопоставили эти две информации, то обнаружилось, что «хороший» школьник - воспитанный, дисциплинированный и интеллигентный молодой человек.

У "нового русского" совсем другие качества: способность сопротивляться, способность идти наперекор, то есть то, что в школе обычно не принимается, воспринимается как мешающие качества.

Тогда возникает вопрос, на который, наверное, не найдется ответа: каким качествам следует учить? Есть замечательная книга Натальи Ильиной " Дороги и судьбы", в которой она описывает очень многих женщин. В частности, в отношении своей матери, она приводит пример выпускниц Смольнинского института благородных девиц, в Санкт-Петербурге , 1917-го года выпуска. Кто готовил этих женщин к тому жизненному водовороту, в который, они были ввергнуты? В то же время, Ильина приводит пример, как ее мать в жесточайших эмигрантских условиях переодевалась к завтраку, обеду, ужину; как она ела картофель в мундире по всем правилам этикета, так как по-другому она не могла, она была так воспитана. Таким образом, приходим к выводу, что субкультура школы, субкультура ВУЗа должна формировать определенные качества.

В инновационном обучении взята одна из идей, которая сродни открытию пенициллина в медицине. Это идея полного усвоения. Идея, которая связана с тем, что мы жестко фиксируем результат - вплоть до галстука, который человек потом носит, чтобы говорить о принадлежности к этой высшей школе. А все остальное: содержание, сроки и так далее - под индивидуальное обучение. Это очень сложное, элитное образование, инновационное образование, гораздо дороже поддерживающего, потому что здесь нужно выстроить индивидуальный образовательный маршрут, а это сложнее и труднее. Конечно, гораздо легче работать на общую учебную группу, но следует учитывать качество, способы, выбор адекватных технологий. Как Вы думаете, чья жизнь была труднее: жизнь людей добившихся успеха или жизнь людей, которые находятся в депрессии? Вы сразу же ответите, что это жизнь людей, которые добились успеха. Есть исследования, которые подтверждают этот вывод, и оказывается: успех - это качество личности, а не результат деятельности. И тогда мы не удивляемся тому, что, за что бы ни взялся такой человек, все у него получается. А это потому, что он обладает определенным «интегративным» качеством.

Кстати, очень многие родители неправильно поступают по отношению к своим детям. Сами, пройдя сложнейший жизненный путь, на котором было много трудностей, и, научившись их преодолевать, они «выстилают» ковровыми дорожками жизненный путь своих детей. Причем они глубоко убеждены в том, что дети не должны повторять тот путь, который был пройден ими. Такая услуга не пойдет на пользу детям, потому что, если мы хотим чтобы они освоили такое качество, как успех, они должны научиться преодолевать трудности. Именно поэтому в инновационном обучении должны быть трудности: сложнейший режим. Мы должны моделировать трудности, чтобы научить людей способам их преодоления.

Но какие это способы, и какие качества тогда мы актуализируем? Если в классической системе - это адаптация, то в инновационной системе - это антиципация (предвосхищение, способность предугадать, предвидеть последствия своей деятельности, способность выбрать альтернативу, способность нести ответственность). Антиципация - это очень серьезная способность человека моделировать, прогнозировать, предвидеть. Ситуация выбора должна быть основной в любом институте, ВУЗе: выбор индивидуального маршрута, выбор способов деятельности, варианты деятельности. Тогда мы выходим не только на академический успех, но и на личностный успех, на формирование, «Я – концепции». Мы знаем, что на выходе выпускник обладает определенными качествами, это личность, которую узнают, которую знают.

Конечно, это очень грубая модель инновационного обучения. Нужно знать, какие технологии должны быть, чтобы мы могли предоставлять свободу нашим студентам. В связи с этим существует одна из технологий, одна из систем, которая может быть адекватна, поставлена новым целям помимо системы знаний.

Мы декларируем, говорим о развитии, но такие технологии, как модульное обучение, контекстное обучение мы только начали осваивать. Теперь мне бы хотелось остановиться на таком моменте: почему очень сложно говорить об этих технологиях, и особенно, в педагогических аудиториях. Есть такой эффект – «игротехники шутят». Автор учебника "Деловые игры" Валерий Евгеньевич Платов читает менеджмент в шутках и поговорках и говорит, что предмет усваивается великолепно.

Человек состоит из трех сфер, это вам известно: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая. Самая широкая часть символизирует знания, средняя часть – это чувства, самая маленькая часть символизирует нашу поведенческую сферу. Уважаемые коллеги, если бы сейчас меня пригласили читать лекцию о вреде курения, я бы сказала одну фразу: «Курить вредно». Поднимите руки, кто этого не знает. Все знают, а вот если бы кто-то не знал, то я бы прочитала лекцию. В ней я бы поставила перед собой задачу напугать курильщиков, которые есть в этом зале, притащила бы курильщика, который уже «позеленел» или проспиртованные легкие в банке, чтобы показать насколько это опасно. Но если бы я сказала: «Господа все, кто курит -– давайте бросим», появились бы улыбки. Вот почему в педагогической аудитории нельзя сказать: «Господа давайте действовать в соответствии с собственными знаниями». Я глубоко убеждена, что очень многие здесь сидящие в зале знают и об имитационном моделировании и психологические закономерности интерактивного контакта. Однако мы все-таки поступаем иногда не в соответствии с собственными знаниями. Вот чем хороши методы имитационного моделирования: они заставляют человека перевести свои теоретические знания на язык практических действий.

Мы идем от решений, мы идем от действий. Обратите внимание, как работают психологи. Они больше работают по принципу: что вы чувствовали? Как вы переживали? Игротехника их не очень интересует и волнует, хотя, конечно, мы обращаем внимание на то, чтобы в аудитории было уютно, комфортно. Но нас больше интересует процесс принятия решений, процесс выбора того или иного поведенческого акта, качество, эффективность принятого решения. Поэтому имитационное моделирование осуществляет самое главное: оно переводит теорию на язык практических действий, практических решений. При подготовке на старших курсах это очень важно. Если на первых курсах студенты воспроизводят тот объем знаний, что мы им дали, то на старших курсах мы хотим видеть специалиста, способного к решениям, к действиям.

Первое отступление мое было связано с тем, что сейчас в мире идет тенденция: прибавление инновационного обучения к классическому, которое связано с такими задачами, как развитие. Второй мой посыл касался того, что мы должны создать и использовать технологии перевода теоретических знаний на практический уровень действий. Третий посыл связан с половой дифференциацией, мы должны учитывать, кто у нас есть: студент или студентка. К сожалению, когда мы читаем лекцию, то особой разницы не делаем. Но теория дифференциации полов говорит, что не будет успешной система образования, если она не будет учитывать пол. Человек, (и вы это знаете), очень важная система, выполняющая огромное количество функций. Но есть две функции - сохранение и изменение, которые как бы вступают в противоречие. Мы хотим, чтобы человек надолго сохранился, но с другой стороны, кто из нас согласится жить в барокамере, ведь мы все хотим быть в центре событий, мы хотим реагировать, мы хотим быть на «передовой», и это нас разрушает.

Природа долго думала, и нашла способ разделить человека на две сопряженные подсистемы, друг без друга не существующие, специализирующиеся по конкретным функциям. Итак, функция сохранения отдана женщинам, а функция изменения – мужчинам, поэтому женщины озабочены всегда качеством, в любой ситуации они должны выжить, они более сильны психологически, другое дело, что физически они слабее, но об этом мы будем говорить позже. А сейчас мы должны понимать, что мужчины озабочены новизной, мужчины, рискуя собой, должны выходить за пределы заданной ситуации и искать новые запасные пути развития системы. Вот поэтому господа, мы должны понимать, что если у нас студентки, то им очень хочется, чтобы вы все еще раз повторили, для того чтобы они все разложили «по полочкам». Должна быть полная ясность. А если перед нами студенты, то им хочется, чтобы мы шли вперед, чтобы был поток новой информации, новой деятельности. Не будем игнорировать это. Возьмите, полистайте книги изобретателей, там нет женщин, изобретать - это удел мужчин. Природа, зная эту закономерность, экспериментирует только на мужчинах: только мальчики рождаются с одной почкой. Вспомните поведение женщины за рулем: новая информация навстречу и она закрывает глаза, потому что ей не нужна эта информация. Поток информации - это необходимая среда для мужчин, женщинам хочется, чтобы раз и навсегда усвоенное никогда не менялось. Женщины консервативны, и это тоже надо учитывать.

Итак, имитационное моделирование - это технологии, которые позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, переводить его на уровень практических действий с учетом готовности. Причем, готовность человека к деятельности мы понимаем как триаду. Это не только система знаний, умений и навыков, не только мотивация, но и способность работать автономно или в коллективе. Есть люди, которые не в состоянии работать в коллективе, и мы должны это то же учитывать. Уровень готовности между студентами может быть настолько разным, что необходимо предлагать им многопрофильную и многослойную деятельность. Но хорошо работающий игротехник сделает так, что каждый человек, выйдя из аудитории, скажет, что без него бы решение этой проблемы просто не состоялось.

Итак, уважаемые коллеги, я сейчас приведу одну из технологий. Моя задача - дать вам полные сведения об имитационном моделировании, и я решу ее, но не сразу. Позвольте, я покажу вам один игротехнический тренинг, в ходе которого дам информацию об имитационном моделировании. Первый игротехнический тренинг состоит из самооценивания. Имитационное моделирование не очень любит количественных оценок. Мы больше опираемся на качественные оценки и никакого сравнения себе не позволяем. Мы хотим чтобы сравнение человек делал сам: вчера я был такой, сегодня другой, послезавтра третий. Поэтому у нас используются компьютерные диагностики, мы сразу закладываем в программу информацию о конкретном студенте. Информация постоянно накапливается и это очень удобно. Студент сам может посмотреть, каким он был на первом курсе, на втором, на третьем. Главное, чтобы была тенденция. Это эффект, который в игротехнике называют «педагогический резонанс». Мы очень серьезно относимся к диагностике, чтобы угадать вектор развития человека. Мы не беремся, как психологи все сказать о человеке, нам не так это важно, нам важно угадать его вектор, направленность. И тогда наше педагогическое воздействие будет направлено в ту же сторону, и даже не очень сильное, но совпадающее с вектором, оно даст резонанс. Вы знаете, иногда бывает очень сильное воздействие, противоречащее личностным установкам, в то время как небольшое, но угаданное в этом направлении, дает значительный эффект. Некоторые учителя одним своим обращением к ребенку могут завоевать его симпатию, хотя кажется, что это очень небольшое воздействие. Если фамилия не нравится, не обращается по фамилии, обращается только по имени. Поэтому свою технологию я буду давать как идеальный игротехник, идеальный преподаватель, который умеет работать не только в классической системе, но и в инновационной системе, когда главная задача связана все-таки с развитием личности.

Итак, тренинг основан на том, что я рисую себя идеальной, а вы отнимаете из этого образа себя. Весь тренинг построен на этой разнице, причем, чем старше курс, чем опытнее специалисты, которые там обучаются, тем мы тоньше делаем это сравнение.

Выведем «7У» - это внешние качества идеального преподавателя.

1. Уверенность:

а) информированность;

б) стиль взаимодействия, сотрудничества.

Обратите внимание, что чаще всего мы, преподаватели, демонстрируем несколько иные стили. Прежде чем я перейду к сотрудническому стилю, я обращу ваше внимание на то, что первый стиль, от которого мы бы хотели отказаться, хотя это и очень трудно сделать, это защита. Мы очень хорошо, аргументировано, защищаем свой подход, своё представление, свою методику и т.д. Мы приводим аргументы "за" и делаем это блистательно. Иногда мы более агрессивны во взаимодействии, мы приводим аргументы не "за", а "против". Мы говорим: "Вы не правы, Елена Ивановна, потому что…" – и аргументируем это. К сожалению, в последнее время распространен стиль уклонения. Мы встречаем людей, которые умудряются жить, не принимая решений, не действуя. И последний стиль, самый ужасный, это позиция капитуляции. Мы капитулируем перед обстоятельствами. Мы говорим: "Не те студенты пошли, не та Россия, не те законы и т. д.". Все это позиции: защита, нападение, капитуляция, уклонение. Об этом сегодня говорят во всем мире, давайте согласимся, что позиционные переговоры - вчерашний день. Человек, предъявляющий позицию и жестко её отстаивающий, выглядит уже не так привлекательно, потому что позиционные переговоры ведут к принятию компромиссного решения. А вот второй стереотип, который мы имеем в своём арсенале - это желание жестко предъявить свою позицию и найти компромисс. Компромиссное решение - хорошо ли это? Позвольте сказать, что - это плохо. В компромиссном решение есть всегда ущерб, уступка. Вы приходите на рынок, говорите продавцу:

– Сколько?

– Пятьсот рублей

– Нет, четыреста.

И какое компромиссное решение? Четыреста пятьдесят. Вроде бы оба уступили и довольны.

Ещё несколько слов о позиционных переговорах. Вы все проводили много времени в читальном зале и могли наблюдать за распространенной картиной, когда один читатель встает и открывает форточку, а другой читатель встает и ее закрывает. Какие две позиции? От крайней до крайней, открыть - закрыть. Если работник библиотеки включается в этот позиционный торг, то какие компромиссные решения мы можем найти? Открыть на какую-то ширину, тогда оба кивнут довольно. Можно держать окно 10 минут открытым, 10 минут закрытым, и поставить регулировщика столь умного процесса. Но есть другая технология, называемая «проблемными переговорами». Мы озабочены не «мундиром», не компетентностью, а той проблемой, которую вместе с деловым партнером должны сейчас решить. Но проблемные переговоры требуют всегда четкого заявления собственных интересов и такой же диагностики чужих интересов. И тогда идет поиск оригинального решения, которое максимально удовлетворяет обе стороны. Поэтому библиотекарь говорит:

– Почему вы хотите закрыть окно?

– У меня больная спина, я боюсь сквозняков, - отвечает один.

– А Вы, почему хотите открыть окно?

– А я не могу без потока свежего воздуха.

Тогда библиотекарь говорит:

– Позвольте, я открою окно настежь в соседнем помещении. Вас, любителя свежего воздуха, прошу сесть в поток, а вас с больной спиной подальше от сквозняков в тот угол.

Вот и всё, найдено решение, которое максимально отвечает интересам. Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы вы запомнили одну поговорку: «Чем отличается умный от мудреца? Умный человек найдет выход из любого положения, а мудрец не попадает в положения, из которых надо выбираться». Поэтому давайте мы будем понимать, что мы обязаны предвидеть, предвосхитить, смоделировать ситуацию, просчитать ее и выбрать вариант. Таким образом, наше уверенное поведение связано с тем, что мы можем сотрудничать с любым человеком, правда, потом целый месяц нам, возможно не захочется его видеть, но это эмоции, которые не столь важны в деловом мире, так как мы должны быть ориентированы на проблему.

2. Уважительность- это вторая эмоция, которую мы передаем. Мы ещё не дошли до своего предмета и пока работаем только внешне.

Не буду говорить вещи тривиальные, а остановлюсь на специфике и на чисто игротехнических моментах. Есть шестнадцатитиповая классификация всех людей, с которыми мы работаем, и я надеюсь, что вы впоследствии тоже будете пользоваться этой классификацией. Но для начала лучше пользоваться трехтиповой. Всех студентов, с которыми мы работаем, всех руководителей предприятий, мы условно делим на три типа, и первый тип - репродуктивный.

Представителям данного типа всегда нужна инструкция, образец, довольно подробное разъяснение. Они очень легко просчитываются в аудитории, их легко диагностировать. Если вы всё уже рассказали, они вас приглашают ещё раз. И если вы уважительно относитесь к людям, то без тени раздражения рассказываете всё ещё раз. Известно, что репродуктивный тип вызывает у нас раздражение, но в то же время, это люди исполнительные, добросовестные, поэтому мы должны быть с ними очень аккуратны. Уважительность - это учет особенностей другого человека, мы никого не переделываем, мы учитываем его особенности. Сейчас я попрошу вас сцепить руки в замок. Обратить внимание, большой палец, какой руки оказался сверху. Запомнили? А теперь сделайте так, чтобы большой палец другой руки оказался сверху. Снова сцепите руки в замок. Заметили, как трудно это сделать? Уважаемые коллеги, психологи доказывают (и им стоит доверять), что в человеке все очень жестко, а потому задача перевоспитания - сложнейшая задача, и если мы её ставим, то существует огромный риск неудачи. Таким образом, я уже начинаю вам передавать приемы для диагностики. Человек следит за выражением глаз и за содержанием того, что говорит (только "КГБшники" научены следить за всем остальным). Информация идет от человека по очень многим каналам, поэтому игротехники фиксируют не только взгляд человека, но и то, что он говорит. Учитываются два параметра:

1.Нужна «батарея» заданий (около двухсот).

2.Нужно учитывать коэффициент поправки, связанный с тем, что вы уже приобрели.

3. Успешность. Мы всегда следим, чтобы аудитория работала в расслабленном состоянии. Не должно быть мышечной зажатости, боязни того, что сейчас вызовут, спросят, а человек не сможет ответить. Это состояние мы всегда проверяем по очень многим показателям. Но также просим и самих студентов следить за собой, чтобы не было мышечной зажатости. Если зубы сцеплены, то это состояние мышечной зажатости. Для того чтобы вы лучше запомнили это состояние, приведу следующую шутку учителей, которую часто приводят в пример. В гарвардских школах говорят: "Уберите учительское выражение, что у вас за учительский тон!" Но иногда приводят примеры и с положительной стороны: "Что это вы растерялись! Где ваша учительская устойчивость?" Оказывается, учителя не теряются ни при каких обстоятельствах.

Рассмотрим ситуацию замены одного преподавателя другим. Итак, заболел учитель математики, а учительницу русского языка на перемене попросили провести урок математики. Она говорит:

– Дети, мы сегодня проходим деление. Сколько будет тридцать разделить на шесть?

– Пять! - кричат дети.

– Молодцы, дети, а, сколько будет шесть разделить на шесть?

– Один!

– Молодцы, а теперь проверим обратным действием - умножением. Шестью один сколько?

– Шесть! - кричат дети.

– Молодцы, а шестью пять?

– Тридцать!

– Мы это складываем и получаем, что пример решен правильно.

Затем ситуация кардинально изменилась, и эту учительницу русского языка меняет математик. Учитель говорит:

– Дети, мы сегодня проходим падежи. Какие вы знаете?

– Именительный, - кричат дети, - родительный, отвечает на вопросы: кого? чего?

– А ещё есть?

– Дательный. Отвечает на вопрос: кому? - и все замолкают.

– Ну, дети, чего мы делаем, когда не знаем: пишем X.

Д: кому = X

Затем решаем пропорцию:

"ко" сокращаем, "го" сокращаем. Что получили? Чему».

Этот пример я привожу для того, чтобы вы запомнили, в каком состоянии в данный момент вы оказались.

Одну и ту же кризисную ситуацию одни люди рассматривают, как шанс что-либо попробовать, переделать, а другие – как крах. Вот здесь и проявляется способность сопротивляться.

Каждый из нас находится в определенном статусе-кво. Мы можем характеризовать свой уровень деятельности, работы. Стадия же хаоса, неопределенности характеризуется сменой настроения. Задается вопрос: "Что делать?". Следует получать положительную информацию от тех людей, которые воспринимают эту ситуацию, как шанс, освоились в ней. Человек ничего не забывает. И отрицательная информация является сильным тормозом. Ситуация хаоса, неопределенности нормальна, в ней надо уметь жить. И студенты должны воспринимать ситуацию "не знаю, не умею", как норму. При принятии стадии хаоса начинается стадия интеграции. Далее наступает новый статус-кво. Опять ничего не хочется менять, причем женщинам это более свойственно, чем мужчинам.

4. Удивительность, способность принимать оригинальные решения. Педагог должен знать, что в любой игре всегда идет внеплановая информация. Как бы тщательно вы не разработали сценарий, ситуация может оказаться несколько иной. Мы должны уметь сразу же включаться в обработку этой внеплановой информации, уходить от сценария и т.д. Способность принимать оригинальные решения зависит от того, насколько хорошо мы знаем теорию и практику менеджмента, насколько хорошо мы умеем управлять.

Вы будете оригинальны, многовариантны, если будете действовать строго со стандартом "три Д". Диагностика ситуации, которая заканчивается постановкой проблемы. Диагностика проблемы, которая заканчивается принятием решения. Диагностика участников, которая заканчивается подбором людей наилучшим образом соответствующих задачам.

5. Убедительность, уровень аргументации.

6. Уравновешенность, способность управлять собой в любой ситуации. Существуют три техники быстрого приведения себя в спокойное состояние: "Деталь", "Лодка", "Слоновая задача".

Деталь: концентрируете внимание на любых деталях.

Лодка: жаркий день, ждете в лодке человека, если он не толкнул лодку – трусоват. Нужно уметь раскачать лодку. Если сильно раскачал лодку, то сам утонет и меня потянет. Нужно вовремя остановиться.

Слоновая задача: выяснение самого главного в данный момент.

Каждая технология состоит из двух частей: "техно" – это конкретный способ, методика, а "логос" – это то учение, на основе которого я использую эту методику. Поэтому когда мы говорим, что мы будем оригинальны, удивительны, мы должны понимать, что мы можем иметь много стандартных приемов, но они все должны быть верны изначальному "логосу", философии, системе принципов, взглядов.

7 Улыбчивость. Улыбка – один из эффективных приемов аттракции. Но улыбаться следует так, что бы было видно, что вы чувствуете это состояние. Для достижения этого необходимо 9 часов в неделю дарить себе. Для того чтобы быть здоровыми, мы должны «компенсировать» огромное количество психологических контактов. Иногда, после занятий, даже не хочется улыбаться своим близким. По статистике, дети педагогов попадают в первую десятку правонарушителей. Что это? Неужели ситуация равносильна «Сапожник без сапог», мы не можем воспитывать своих детей? Мама-оператор ЭВМ может дать своему ребенку вечером больше душевного тепла, чем уставший преподаватель.

Итак: 3 часа одиночества, 3 часа физкультуры, 3 часа "для души", на поводу у собственных желаний. Но, к сожалению, нас все время учили быть жертвенными.

В данном тренинге мы пока говорили только о внешних сторонах игротехника. Теперь поговорим о «7С», определяющих содержание занятия:

1 Стратегия(миссия).

Назначение игры, назначение конкретной технологии. Это цели, задачи, направления. И мы всегда следим, чтобы этот сценарий был выдержан.

2 Состав(участников).

Наше содержание зависит от этого. Игротехник сталкивается с эффектом привыкания, при переходе на инновационные формы обучения, дистанция между преподавателем и студентом резко сокращается, и здесь возникают две проблемы. Первая – это иррелевантное обучение, то есть несоответствующее. У вас есть стратегия игры, замысел, назначение, но оценивание, соревнование, юмор захлестывают студентов, и вот уже система обучения вышла за рамки, запланированные вами. Вторая проблема связана с тем, что мы сами, сократив дистанцию, провоцируем эффект привыкания. Студент может подумать, что так будет всегда, и на игре он уже не следует строгим правилам, которые вы обозначаете. Поэтому игротехнику необходимо быть тонким психологом, чтобы бороться с этим эффектом привыкания. Надо поднимать планку требований к самому себе и к студентам. И очень важно, чтобы игротехники не забывали о том, что эту дистанцию с аудиторией надо держать. Мы помним известного путешественника Тура Хейердала. В первое свое плавание он собирал экипаж по всему миру. Английский журналист даже упрекнул Хейердала: «Послушайте, зачем вы уделяете столько внимания подбору экипажа? Надо посмотреть, все ли вы купили, иначе в океане в лавку не побежишь». А Тур Хейердал произнес фразу, которая делает ему честь, как психологу. Он сказал: «Никакое низкое давление, никакие грозовые тучи не страшнее столкновений характеров, а вовремя сказанная шутка дороже спасательного пояса». Казалось бы, такой тонкий психолог, неужели он мог ошибиться? И он ошибся, не учитывая эффект привыкания. Тур Хейердал взял тот же самый экипаж во второе плавание. Позднее Сенкевич в своей книге писал о международном конфликте, разразившемся на палубе по поводу чистки картошки, и когда ирландское упрямство налетело на русский фольклор, он увидел грустные глаза Тура Хейердала. Тот наблюдал за этой некрасивой сценой. И Сенкевич вспомнил, что в первом плавании, стоило только Хейердалу среди ночи сказать: "Юра!", и тот его менял на вахте. А во втором плавании Тур, отдежурив, брал чайник, брызгал Сенкевича водой, для того чтобы он, наконец, проснулся и сменил Тура на вахте. Что же изменилось? Изменилось только одно: во второй раз возник эффект привыкания.

Так и в играх всем кажется, что с преподавателем, который легок в общении, острит, шутит, можно и на лекции, на семинаре так себя вести. Если преподаватель проводит двухчасовую игру "Вавилон", "Мафия", "Коноп" (контрольный опрос), то следующую игру начинаем не раньше, чем через месяц. Двухчасовая игра проходит не чаще, чем раз в месяц, а эффект после действия может быть таким сильным, что затем, когда преподаватель будет проводить лекцию, студентам привлекательнее будет казаться та форма общения, которая была в игре. Кстати, по данным многих исследователей, почти половина студентов приходит на лекцию ради общения, даже с преподавателем. А мы сидим молча. Итак, второе - это состав, причем мы должны хорошо видеть роли. Состав определяет содержание деятельности.

3 Структура(игры)

Она должна быть прозрачной. Мы пишем блок-схему, в ней указываются все этапы, их назначения, но раскрывается содержание только того этапа, на котором мы сейчас находимся. Не надо осложнять, отягощать информационную базу студента заранее рассказанным замыслом. Большое внимание игротехники уделяют тому, чтобы осуществлялся принцип причастности.

Существует японская модель менеджмента, когда фирма держит целые отделы анализа. Рабочие пишут в конце месяца как улучшить дела фирмы, а целый отдел занимается расшифровкой и «раздачей слонов». Если вы спросите, каков КПД от этой деятельности, то вам улыбнутся в ответ. Там такая задача не стоит. Если бы рабочий знал, как улучшить дела фирмы, он давно бы не был рабочим. А для чего это делается? Только для реализации одного принципа - принципа причастности. Для возникновения у рабочих чувства «хозяина». Таким образом, у игротехников есть огромное количество приемов, для того чтобы студент чувствовал свою причастность к сценарию игры. Если преподаватель расскажет все этапы игры сразу, то студент почувствует, что от него ничего не зависит. Поэтому каждый этап игры надо разрабатывать на глазах у студента так, чтобы он тоже участвовал в дальнейшей деятельности.

4 Система ценностей.

Эта система закладывается в правилах, принципах. Главная ценность-это развитие, формирование определенных качеств и способов мыследеятельности. Количественных оценок мы не даем, стараемся уйти от сравнения, у нас нет команды победительницы. Это в спортивных играх есть призовые места, а у нас их нет. Здесь идет интеграция. Существуют три уровня принятия решений.

Первый уровень – это авторский вариант, когда кто-то один предлагает свой вариант. В игротехнике этот уровень считается самым низким.

Второй уровень более высокий, но все равно игротехники им не вполне довольны, так как есть авторы и некая инициативная группа вокруг. Как правило, в игре активно участвуют всего 6-7 человек.

Самый высокий – синергетический уровень. Это то, что родилось в коллективе: свод правил, кодекс чести, новая программа решения производственной задачи и т.д. мы затрудняемся сказать, кто авторы. В ходе нашего обсуждения, дискуссии мы находили оптимальное решение, выстроили оптимальную программу и т.д. Игротехника всегда строится на синергетическом уровне. Авторство мы не закрепляем, мы не хотим этих позиций, поэтому сценарий игры полностью не излагается. И в то же время с помощью приемов преподаватель должен очень быстро восстановить дистанцию.

Игротехника - это часть классического образования. Сегодня преподаватель-игротехник сегодня, а завтра он уже профессор, который читает на потоке лекцию, и вольное отношение к нему аудитории недопустимо. Преподаватель должен уметь очень хорошо «снимать мундир», но и очень легко «застегивать его на все пуговицы» и становиться недосягаемым, что тоже очень важно и нужно.

5 Системы технологий(системы взаимодействий).

Это информационные системы, системы деловой коммуникации, компьютерные системы. Используются разные новые технологии, которые также являются обучающим элементом. Со студентами обычно работа идет легко, а на Факультете Повышения Квалификации, когда у нас учатся руководители, обучающий режим складывается не сразу. Сначала идет очень серьезная борьба, а потом уже начинается обучение.

6 Стиль взаимодействия.

В игротехнике жестко объявлен смешанный стиль взаимодействия. В какой-то ситуации игротехник может быть авторитарен, в какой-то – демократичен, в некоторых ситуациях либерален (пошла вразнос игра, ну и пускай себе идет - иногда это полезно). Ситуаций бывает очень много. Так лет десять назад в лагере Зеркальный, где комсомольский актив всегда отдыхал летом, меня пригласили провести трехдневную поисково-апробационную игру по разработке новой программы: как работать комсомольскому лидеру в школе, в техникуме. Я не знала, что руководство хотело «пустить пыль» в глаза, так как должна была приехать комиссия из Горкома, а потому хотели, чтобы игра началась на день раньше, до приезда комиссии. Я об этом ничего не знала. Я приехала и оказалась первым взрослым, чужим, который приехал, когда все комсомольские лидеры драили, мыли этот лагерь. В школе они этим не занимаются. Обычно они раздают задания и следят за работой, а тут сами все делают. Меня пригласили в зал, я рассказала об игре, показала все этапы, на главном этапе заострила внимание и дала время на то, чтобы подготовиться. Выхожу из зала, а мне говорят: "Только что по радио лагеря прозвучало сообщение о том, что совет лагеря принял решение не участвовать в игре". Я попросила пригласить совет лагеря поговорить со мной.

Сначала я, не стесняясь, высказала всё, что думаю о комсомольском лидере, который избрал вот такую тактику "из-за угла". А потом я спросила:

– А в чем, собственно, дело?

– А Вы нам сказали, что мы будем выбирать лидера и программу, а мы все здесь лидеры.

– Хорошо, будем выбирать только программу.

– А еще вы сказали, что участвуют 10 человек от отряда, а мы хотим всем отрядом.

– Я думаю, игра все равно провалилась – "Можно и всем отрядом». Они сказали:

– Ну, хорошо, мы согласны.

– А теперь я не буду играть.

– Как это, не будете, зачем вы сюда приехали?

– Мне эта игра не нужна. Я лучше пойду по грибы. Я в школе не буду комсомольским лидером. Вот сейчас пойду в лес, и если я услышу по лагерному радио ту информацию, которая меня устроит, то вернусь.

– Я сказала им, что за все в жизни надо платить. Если человек принимает решение, то придется за него расплачиваться. Они извинились. Но все равно я работала очень жестко.

Через три дня каждый, говорил, что ему игра не понравилась, я не понравилась, но он что-то понял, что-то для себя решил, то есть педагогический эффект был.

Я возвращаюсь к тому, что мы не предоставляем им возможности проигрывать. В нашем педагогическом университете есть две категории абитуриентов: на спортивном факультете и на факультете иностранных языков. Первые всегда стоят группками, шутят, смеются. Вторые стоят серьезные, часто с родителями, в полуобморочном состоянии. Почему? Первые научены проигрывать. Если они бегут, то всегда будет проигравший. Но для достижения победы надо тренироваться. А вторые – отличники, они боятся неудач. Резюмируя все выше сказанное, еще раз повторим существующие стили взаимодействия: смешанный, превентивный, упреждающий.

7. Сумма навыков, характеризующих Вас.

Теперь семь Правил, регламентирующих деятельность игротехника.

1 Правило: "Здесь и сейчас". С группой, которая не выучила, не принесла учебники, под впечатлением от контрольной на прошлой паре. Реализуй свой замысел, проведи игру. Если ты говоришь, что не можешь провести, значит, ты разработал плохую игру.

Если игротехник на семинаре предлагает игру, мы всегда предлагаем ему контригру, чтобы проверить его приемы, отметить это на аттестации.

2 Правило: "Вникни". Будь доброжелательным. Доброжелательность – одно из главных качеств игротехника. Не унижай, не возвышайся. "Бить можно только по мячу".

3 Правило: "Не опаздывай, не обвиняй, не иронизируй, не упрекай…"

4 Правило: "Умей расстегнуть мундир и снять погоны"

5 Правило: "Критика должна быть доказательной, конструктивной и щадящей". Критика-упрек, критика-надежда, критика-сочувствие.

6 Правило: "Разгневан - потерпи"

7 Правило: "Там нет слов" ( + + + -- -- -- + + + )

Первый плюс - уважение, второй плюс - вся положительная биомоторика, третий плюс - использование положительного опыта. Четвертый плюс - деловое партнерство, пятый плюс – сказать, что в следующий раз сделать и когда, шестой плюс - снятие эффекта воздействия.

Можно по каждому из параметров устроить дискуссию. Давайте зададим себе вопрос, насколько мы готовы к сотрудничеству.

Нами управляют многие вещи - это и законы, и мораль, и мудрость. Я попрошу сделать следующую табличку.

 

Мы сейчас принимаемся за новую технологию – контекстное обучение. Идея проста – мы идем на поводу у студентов: они хотят общаться – пожалуйста, они хотят тестироваться – пожалуйста.

Но главная дидактическая задача преподавателя скрыта. Далее предлагается запомнить 20 слов.

Яйцо-птица, пень-дерево, зерно-мешок, палец-рука, билет-театр, песня- голос, воздух-вода, металл-золото, выстрел-война, лицо-глаз, пыль-дорога, ягода-малина, мост-река, стол-мебель, сова-филин, ручка-пенал, вода-чайник, игра-мяч, машина-шофер, лес-медведь.

Запишите, пожалуйста, под мою диктовку:

Яйцо (дописывайте второе)

Пень…, зерно…, палец…, билет…, песня…, воздух…, метал…, выстрел…, лицо…, пыль…, мост…, ягода…, стол…, сова…, ручка…, вода…, игра…, машина…, лес…

Сейчас я быстро прочитаю, а вы проверьте то, что написали.

Сосчитайте количество совпадений. Может быть несколько вариантов:

17-20, 14-16, 10-13. У кого получилось от 17 до 20 совпадений, тот обладает прекрасной ассоциативной памятью…

А что лежит в контексте? В контексте лежит диагностика темпа урока. Следовательно, для этих людей темп моей работы низкий.

Кто получил от 14 до 16 «галочек», являются большинством. Уважаемые коллеги, этим примером я хотела проиллюстрировать контекстное обучение. А теперь внимание! Поднимите руки, кто не написал "ягода-малина". В аудитории есть один человек. Теперь он мой самый оригинальный студент, поэтому если я что-то делаю, то его контролирую. Такой студент всегда идет своей дорогой. Он имеет на это право, но я не имею права не знать об этом. Например, все сидели-молчали, а он потребовал перерыв, потом я ушла от этого разговора, а он опять настоял на этом.

А теперь внимание! У вас есть табличка, и я попрошу вас ее заполнить. Я буду называть поговорку, а вы вспоминаете себя в той или иной ситуации. Если вы всегда следуете этой поговорке, то вы ставите оценку пять рядом с конкретным номером поговорки, если часто следуете этой поговорке, то ставите четверку и т. д.

Система оценивания:

"5"- Всегда

"4"- Часто

"3" - Иногда

"2" - Очень редко

"1" - Никогда

Итак, я прихожу в учебную группу, мне надо провести самый элементарный классный час. У кураторов есть такая задача поговорить со студентами на нравственно-этические проблемы, кураторы обязаны заниматься воспитанием. Итак, каков алгоритм нашей работы? Я читаю поговорку, вы отвечаете на вопрос. Студентов я обычно прошу написать, как следует поступать, а вас я все-таки попрошу написать, как получается, потому что вы хорошо знаете, как поступать. Из этих 30 поговорок я выбрала несколько, на основе которых и буду строить свой воспитательный час. Я принесла словари, чтобы раскрыть суть поговорки, я запаслась примерами из жизни великих людей, я приготовилась к дискуссии. Но оказалось, студенты ничего не знают. Я прихожу и говорю: "У меня к вам предложение. Давайте проверим вашу генеральную линию поведения". На доске написано "Тест на генеральную стратегию поведения". В контексте у меня лежит нормальная нравственно-этическая беседа, поэтому три-четыре из этих тридцати поговорок будут работать на беседу. из этих тридцати поговорок будут работать на беседу: по ним я разверну дискуссию, по ним я увижу, кто что думает, кто как говорит, по ним у меня есть примеры для аргументации и т. д. Кстати, если вы очень долго друг с другом работаете, вы можете обменяться табличками, друг за друга оценивать. Итак, внимание, я называю поговорку номер один, вы вспоминаете себя, и рядом с цифрой 1 вы ставите отметку в логике.

1. "Худой мир лучше доброй ссоры". Кто всегда, в любой ситуации придерживается этой стратегии, тот ставит себе "пять".

2. "Если вы не можете другого человека убедить в чем-то, заставьте его поступать так, как вы считаете, следует поступать". Коллеги, как часто вы говорите: "Ты сейчас меня не поймешь…Я требую…Я настаиваю…"— никогда или всегда? На основе этого можно развернуть дискуссию, и я буду видеть, что нужно скорректировать.

3. "Мягко стелит, да жестко спать". Коллеги, разрешите, я помогу оценить себя. Я сейчас спрошу, а вы не задумываясь, быстро ответите. Человека с такой стратегией вы назовете хитрым или дипломатичным? Кто назвал дипломатичным, тот поставит оценку повыше, а кто хитрым — пониже. "Пять"— дипломатичным, "единица"— хитрым.

4. Стратегия очень страшная. "Рука руку моет". Я надеюсь, что вы это никогда не используете.

5. "Ум хорошо, а два — лучше". Кто всегда, в любой ситуации придерживается этой стратегии?

6. "Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит". Оцените свое упрямство в споре, вообще, свою позицию в споре. "Пятерку" ставит тот, кто легко может замолчать в любой ситуации спора.

7. "Кто сильнее, тот и прав". Как часто вы следуете этой стратегии?

8. "Не подмажешь — не поедешь". Используете ли вы ее?

9. "С паршивой овцы хоть шерсти клок". Или немецкий аналог этой пословицы: "Нет такого свинства, из которого нельзя вырезать маленький кусочек ветчины". Она более благозвучна.

10. "Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают". Если вы всегда перепроверяете информацию, если вы пользуетесь первоисточником, то ставьте себе "пятерку".

11. «Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день».

Представьте, что вы такой «коллективный» спорщик, спорите со мной и проигрываете. У вас есть один очень хороший аргумент, но вы думаете, что его недостаточно. Вы думаете: "Вечером подготовлюсь, завтра возобновлю спор, и уже тогда предъявлю ей этот аргумент". "Пять" ставит тот, кому свойственна такая рациональная, хладнокровная выдержка.

Перед тем как показать вам двенадцатую стратегию, я хочу напомнить, как общаются японцы. В разговоре с японцем вы что-то ему излагаете, он кивает. Это не означает, что он согласен со всем, что вы ему говорите, он просто так воспитан, чтобы создать благоприятные условия для вашего выступления. Поэтому давайте сейчас вслушаемся в поговорку.

12. "Слово "победа" написано только на спинах врагов". Если вы японец, вы поставите себе "единицу". А если вы как хороший русский, вам нравится побеждать, вам нравится повергнуть оппонента, то поставьте оценку повыше. Потому что слово «победа» четко написано только на спинах.

13. Стратегия Толстого: "Убивай врагов своей добротой". Как часто вы ее исповедуете?

14. « Честная сделка не вызывает ссоры».

15. Коллеги, кто с точностью до копейки знает, сколько у него в кошельке, кто свои должностные инструкции просмотрел с карандашиком в руке? Поставьте себе пятерку.

16. « Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить». Она проверяет вашу дипломатичность. Здесь вообще всего 5 стратегий. Кто всегда придерживается такой стратегии, поставьте себе пять.

17. «Держись подальше от людей не согласных с тобой». Уважаемые коллеги, я напомню вам о Руслановой. Она была удивительной и всегда перед выходом на сцену должна была с кем-нибудь поругаться. Артисты договорились не давать ей этой возможности, все разбежались и наблюдали, как Русланова специально толкнула столб и сказала: «Понаставили здесь столбов, не пройти, не проехать». Знаменитый теннисист Макенроби выходит специально минут за пятнадцать на корт и начинает ругаться со зрителями. Есть люди, котором нужна конфронтация, поэтому ситуация борьбы, ситуация противоборства, соревнование - для них это, как для рыбы вода. Итак, 1 ставит тот, кто поступает, как Макенроби или Русланова. А 5 ставит тот, кто панически избегает людей, которые с ним не согласны.

18. « Сражение выигрывает тот, кто верит в победу».

19. Есть хорошее слово греческое "энтузиаст". Энтузиаст – это вдохновленный богом. Оцените свою увлеченность, оцените свою вдохновленность, потому что сражение выигрывает тот, кто верит в победу. На сколько вы увлечены?

20. « Доброе слово не требует затрат, а цениться дорого». Насколько вы щедры?

21. « Ты мне - я тебе». Как часто вы ее исповедуете?

22. « Только тот, кто откажется от монополии на истину, сможет извлечь пользу из истины, которой владеют другие». Проверим свое упрямство в споре.

23. « Кто спорит, тот ни гроша не стоит».

24. « Кто отступает, тот не обращается в бегство». Что поставил бы себе Кутузов? Уметь вовремя отступить - замечательное качество.

25. « Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямец ни одной». Человека с такой стратегией назовете ласковым или хитрым?

26. «Ни делай добра - не будет зла». Как часто вы придерживаетесь ее?

27. « Выноси заботы на свет и держи с другими совет».

28. «Лучший способ решать конфликты - избегать их».

29. «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

30. «Кротость торжествует над гневом».

31. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

32. «Честность, чистосердечность и доверие сдвигают горы».

А теперь я попрошу сложить вас числа только в тех колоночках, где вы писали. Вы получите 5 сумм.

У кого все суммы получились одинаковые? Таких людей нет, а это значит что никто не готов к сотрудничеству со всеми. Сотруднический стиль – это искусственный стиль, поэтому мы попробуем узнать, что вам подарила природа, какую генеральную стратегию поведения она вам дала. Найдите и обведите кружочком самую большую цифру. Если этих цифр несколько, тогда обводите их все.

Если самая большая цифра оказалась в первой колоночке, то эта стратегия называется «Черепаха». Стратегия ухода от проблем, от решений, ухода от взаимодействия, от осложнений.

Вторая колоночка - это стратегия «Акулы». Главная цель этой стратегии настойчивость, направленность, умение довести все до логического конца.

Третья колоночка - это стратегия «Медвежонок». Стратегия сглаживания. Внешне симпатичные люди, с хорошим чувством юмора. Им не нравиться конфронтация. Им наоборот, все время комфортно.

Четвертая колоночка - это стратегия «Лисы». Активный поиск вариантов.

Пятая колоночка - это стратегия «Совы». Это открытая стратегия. Цель - добраться до истины.

А теперь обведите следующую по величине цифру. И это говорит о том, что у вас сейчас в наличие есть.

Первый вывод - сотруднический стиль нам не свойственен.

Второй вывод - что нам дала природа.

Третий вывод - что у нас теперь есть.

Если вы обвели первую и пятую цифры, то вы имеете ситуативный тип. Вы от природы «черепаха», но волей-неволей выходите смело о чем-то говорите. Если вы обвели «медвежонка», то с вами приятно иметь дело, вы привлекательны. Обвели «лису», то вам свойственны вариативность, гибкость, мобильность. Если вы обвели «акулу» то вашими определяющими чертами являются напор, настойчивость, в хорошем смысле агрессия.

Теперь подчеркните самую маленькую цифру и скажите, что Вам не хватает до сотруднического стиля. В этой игре не существует «плохих» типов все они приемлемы. Мы развернули со студентами широкую дискуссию, я знаю теперь, как они относятся к взяткам, но это все находится в контексте. А я использовала эту технологию в других целях, я хотела, чтобы вы проверили, насколько вы способны осуществлять сотруднический стиль. Мы, взрослые люди, неправильно учимся, игнорируем ансамблевое обучение. Если бы мы из года в год учились с вами, то приобрели бы очень важный опыт работы в команде, опыт общения, взаимодействия. Формирование педагогического коллектива как команды – задача очень высокого руководства.

Давайте я напоследок проинформирую вас об играх, которые существуют. Имитационное моделирование делится на игровое и неигровое.

Неигровые методы:

1. Разбор случайных и конкретных ситуаций.

2. МАСТАК (Метод Активного Социологического Тестирования, Анализа и Контроля).

3. Баскет-метод. Один из самых эффективных по обучению работе с бумагами, по делопроизводству.

4. Метод инцидентов. Мы набираем целый ряд инцидентов. Разбор связан с конкретным инцидентом. Идея простая, мы берем любую типичную аварийную ситуацию (например, инженер по технике безопасности) и инженер получает алгоритм действий. Есть ошибочные действия, а есть действия в соответствии с инструкцией. Он должен сказать, что я должен сделать первым делом и т.д. Затем объединяются по 5 инженеров по технике безопасности и принимают решение по этой аварийной ситуации. Главный инженер берет инструкцию и объявляет эталонное решение. Метод простой. Можно учить оформлять документы на юридические процедуры, работать с населением по конкретному алгоритму.

5. Метод ситуационных игр. Мы называем его неигровым, так как в нем нет ролей, а есть ситуация и нужно принять решение. Мы строим сюжет игры, а компьютером прослеживаются и оцениваются все ситуации. В компьютере есть оптимальный, эталонный вариант, поэтому как такового взаимодействия участников нет.

Игровые методы:

1. Дидактическая игра. Это главная игра. Которая нужна всем. Главное не злоупотреблять.

2. Деловые игры. Первая деловая игра была проведенная у нас в Советском Союзе в 1932г. Первую деловую игру по решению производственных задач провела Мария Бернштейн. Деловые игры требуют обязательного определенного антуража.

3. Ситуационно-ролевые игры. Есть ситуация, есть роль. Человек получает памятку игры в этой роли.

4. Аттестационные. Они оценивают уровень готовности человека к любой деятельности, которая ему предстоит. Они были сделаны по категориям. Эти игры позволяют нам оценить уровень компетентности того или иного специалиста. Аттестационные игры бывают комплексными, длительными по времени, а бывают короткими. Это зависит от того, какую задачу вы ставите себе.

5. Рефлексивные игры. Игры по снятию стереотипов. Мы понимаем его в хорошем смысле слова. Одни стереотипы снимаем другие "одеваем", когда это нужно.

6. Оргдеятельностные игры. Идут 8-10 дней. Должны участвовать серьезные специалисты. Для выработки программы развития региона, реформирования. Мощные, стратегические игры.

7. Проблемно-деловые игры. Здесь не надо строить корпус, не надо очень много оборудования, но в проблемно-деловой игре нужно очень четко определить саму проблему, охарактеризовать поле проблем, саму ситуацию. Особенно хорошо мы можем охарактеризовать ситуацию, используя компьютеры. Идет игра демографического характера. Посмотрим по региону: количество родившихся, количество умерших, вся информация может быть в компьютерной базе данных, и тогда можно действительно провести очень хорошую проблемно-деловую игру, которая связана с тем, чтобы разрешить эту проблему.

8. Инновационные игры. Это открытые игры, по решению инновационных, впервые возникших, задач, результат которых невозможно предвидеть. Задача возникла, и нет аналогов, чтобы посмотреть, и поэтому собираются очень серьезные специалисты. Вообще, в игре должны всегда быть консультанты, потому что игротехник — специалист в области соорганизации других людей, но ему нужен суперспециалист в области экономики, в области права. Консультанты вносят огромный вклад в игру. Мы работали в автотранспортных предприятиях очень много, переводили их на новые виды хозяйствования, разрабатывали новые деловые инструкции, проводили сокращение, и у нас были консультанты по экономике, праву. Или мы можем попросить, чтобы участвовали их специалисты, главный инженер, главный бухгалтер.

9. Поисково-опробационные игры. Очень серьезный класс. В ходе игры ищется какое-то решение, тут же осуществляется экспертиза. Первый этап экспертизы – несколько игровых команд работают над одной и той же проблемой, мы находим пять-шесть вариантов, и вот сравнение этих вариантов и есть первый, самый грубый этап экспертизы. Второй, если есть консультанты, то включаются и они. А вообще поисково-апробационная игра может быть с перерывом, тогда мы включаем внедрение, и возвращаемся уже с апробацией внедренческой.

10. Комплексные, деловые игры. Например, игра Рубальского "Студент", это комплексная игра, посвященная тому, чтобы показать, какие есть за приемы мыследеятельности, научить его тем или иным способам мыследеятельности.

Перед тем как закончить, я хочу рассказать вам шутку для релаксации. Раздается телефонный звонок в квартире, детский голос шепотом отвечает:

– Алло?

– Родители дома? - спрашивает мужской голос на другом конце провода.

– Да, - шепотом отвечает ребенок.

– Позови.

– Они не могут, - отвечает ребенок, - они заняты.

– А еще взрослые есть?

– Да, милиция.

– Позови кого-нибудь из милиции.

– Они не могут. Они заняты.

– А кто-нибудь есть еще из взрослых? - спрашивает мужчина.

– Да, скорая помощь.

– Ну, позови кого-нибудь из скорой помощи.

– Они не могут. Они заняты.

– А еще какие-нибудь взрослые есть.

– Есть, - шепчет ребенок, - пожарные.

– Позови кого-нибудь из пожарных.

– Они заняты.

– Господи! - взрывается мужчина, да чем они все заняты?

– Они меня ищут.

Мне хочется пожелать вам, чтобы за всеми технологиями, за всеми играми мы не потеряли нашего любимого студента, который всегда будет в центре всех наших технологий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК В ОБУЧЕНИИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК В ОБУЧЕНИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первый день.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткие сведения об истории развития МГСУ.
Московскому государственному социальному университету осенью 2001 года исполняется десять лет. До 1 июля 1994 года – (Российский государственный социальный институт) был создан Постановлением Прави

Потенциал развития образовательного процесса МГСУ.
В соответствии с лицензией Министерства общего и профессионального образования РФ № 24Г-0200 от 1.04.1999 г. МГСУ ведет образовательную деятельность по 63 специальностям. Послевузовская подготовка,

Ценности развития образовательного процесса МГСУ.
Концепция развития социального образования в том виде, в котором она сложилась в представлении научно-педагогической общественности МГСУ, учитывает два основных обстоятельства. 1.3

Необходимость инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Концепция инновационного развития образовательного процесса МГСУ разработана в соответствии с решением научно-практической конференции от 17 октября 2000 года «Проблемы повышения качества образоват

Цели инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Основными целями инновационного развития образовательного процесса МГСУ выступают: 3.1. Повышение качества функционирования и развития всей системы образовательного процесса МГСУ в соответ

Задачи инновационного развития образовательного процесса МГСУ
К основным задачам инновационного развития образовательного процесса МГСУ относятся: 4.1. Моделирование вариантов инновационной профессионально

Принципы инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Основными принципами инновационного развития образовательного процесса МГСУ являются: 5.1. Принцип системности инновационного развития, предусматривающий учет сораз

Функциональные звенья инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Функциональное звено представляет собой самодостаточную структуру (существующую или создаваемую) по реализации целей (задач) инновационного развития образовательного процесс

Направления инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Актуальность направлений инновационного развития определяется временем практической реализации их в образовательном процесс МГСУ. К основным направлениям относятся: 7.1. Первое направление

Обеспечение инновационного развития образовательного процесса МГСУ
Обеспечение инновационного развития представляет собой совокупность требований, выполнение которых образуют необходимые условия для практической реализации настоящей концепции. Основными ф

II. ИННОВИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ – ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Известно, что в основе достижения любого общественного результата лежит процесс инновирования[11] всей системы социализации личности в обществе. Данное обстоятельство предоп

Инновирование традиционного обучения
Опыт образовательных учреждений свидетельствует, что в основе инновирования (саморазвитие свойств) обучения лежит известная триада (комбинация методов) «задача – диалог – игра»

Проблемный диалог
Известно, что проблемный диалог – технологическая форма интерактивной организации и управления познавательными процессами обучаемых. В проблемном диалоговом общении будущий специалист «не просто пе

Функциональное проектирование
Опыт показал, что наиболее универсальной стала такая технологическая форма инновационного обучения как функциональное проектирование, основной дидактический смысл которого с

Инновирование организационного обучения
В современных условиях обучение рассматривается не только как системное средство «совершенствования» человека, но и как стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов

Разбор документов
Как форма обучения разбор документов (папки с корреспонденцией) является эффективным средством развития у обучающихся специалистов профессиональной культуры и дисциплины личной работы. На занятии с

Планирование сценариев
Как форма обучения, планирование сценариев предусматривает развитие у слушателей способности к предвидению личных и общественных событий через обдумывание стратегических альтернатив развития органи

Управление знаниями
Динамика современных событий показывает решающее значение знаний для развития организаций, деятельность которых все в большей степени зависит от обучения работников и внедрение новшеств. Управление

Инновирование самообучения
В основе процесса инновирования (саморазвитие свойств) самообучения лежит потребность человека в самореализации (развертывание в жизни заключенных в нем возможностей)[28]. Важнейшими звеньями проце

Г.И. Авцинова.
Педагог должен решить для себя очень важную методологическую проблему, а именно: диалектика личности обучаемого и среды обучения, исходя из того, что среда в той же мере творит обучаемого, в какой

М.М. Цибулько
Самоорганизующееся обучение – это сложный процесс, который подразумевает определённую мотивацию обучающегося под воздействием внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы: –

В.Н. Ковалёв
Управление самоорганизацией обучения пор своей сущности представляет собой сложную, открытую, динамичную, управляемую систему, функционально способную автономно воспринимать, анализировать, преобра

Е.И. Демченко
Самоорганизация – свойство человека приводить свой внутренний мир (чувства, мысли) в некую систему под воздействием внешних или внутренних сил. В самоорганизующемся обучении такой внешней силой мож

А.А. Мартынова
Самоорганизация обучения – активный процесс субъект-субъектного взаимодействия с целью инициирования и стимулирования дальнейшего саморазвития обучаемого и обучающего. Можно выделит

В.М. Титов.
Основной вывод: следует говорить о системе обучения, традиционной и самоорганизующейся. Коль скоро есть система, причем в понятие «система» мы вкладываем традиционный смысл, совокупность элементов

В.Н. Ковалев.
Позвольте обратиться к схеме: Мы рассматриваем самоорганизацию обучения как управляемую динамическую

Группа №1.
Самоорганизация – это способ к любым трансляциям, даже неблагоприятным, посредством высокой рефлексивной культуры, которая инициирует его самосовершенство. Генезис самоорганизации структуры предпол

Nbsp;   Т.А. Бычкова
  Овал – окружающая среда (соц. среда); Прямоугольник – педагогическое пространство, в котором происходит взаимодействие преподавателя и обучаемого; Фи

Е.И. Демченко
    Модель сущности

Титов В.М.
Мы считаем, что в определенной степени в достаточно сильной степени нас касается и вопрос заданной первой группой. Который звучит, буквально был сформулирован как определить объективную оце

С.А. Пескова
Каково основное свойство системы самоорганизующегося обучения? Мы так поняли, что этот вопрос к нашей предлагаемой системе самоорганизующегося обучения, потому что основные свойства разных предложе

И.П. Логинов
Задача сегодняшнего дня состоит в следующем обстоятельстве это разработка и обоснование системы самоорганизации обучения в МГСУ. Конечно, это большая задача многопрофильная и многомерная, так как и

С.А. Пескова
Я хочу напомнить коллегам, что при проектировании сложных, управляющих систем, которые один человек охватить не может и одна группа тоже, охватывают сразу несколько исследовательских институтов, пр

И.П. Логинов
Итак, разработку: на кафедральном уровне возьмет на себя Надежда Николаевна Ямщикова; факультетский уровень – Галина Ивановна Авцинова; академический уровень - Александр Сергеевич Шилов. Д

С.А. Пескова
Мы выявили, что возникают 2 проблемы при создании самоорганизующейся системы обучения. 1. Психологическая; 2. Организационно – управленческая. Все свои рассуждения мы стр

Г.И. Авцинова.
Мне хотелось бы напомнить вывод первого дня: самоорганизующееся обучение есть процесс активного взаимодействия педагога и обучающегося с целью передачи социального опыта, взаимного интеллектуальног

А.С. Шилов
Университет является той самоорганизующейся системой обучения. В ней есть подсистемы, и академия является одной из подсистем, которые существуют в университете. Сама академия тоже является достаточ

Участники тренинг-семинара.
III. ИГРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА[61] Хотя игры и относятся к ретроспективным технологиям обучения, они редко применяются, и их

Второй день
Уважаемые коллеги! Мы вчера с вами говорили о том, что инновационное обучение дополняет классическую систему образования. Одна из технологий, которая может быть использована в инновационном обучени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги