рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМП. ГРОМКОСТЬ. ТЕМБР. ТОН

ТЕМП. ГРОМКОСТЬ. ТЕМБР. ТОН - раздел Образование, ...В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. Оценивая Устную Речь, Мы Должны Принимать Во Внимание Такие Ее Стороны, Как:...

Оценивая устную речь, мы должны принимать во внимание такие ее стороны, как:

темп речи – быстрый (слишком быстрый), медленный (слишком медленный), нормальный;

тембр – приятный (неприятный);

громкость – говорит громко (слишком громко), нормально, тихо (слишком тихо);

тон – спокойный, взволнованный, равнодушный, заинтересованный, убедительный, неуверенный и т. д.

К этому ряду следует добавить дикцию, т. е. отчетливость произношения. Хотя дикция не относится к указанным выше

 

просодическим средствам, при характеристике устной речи ученика и учителя следует обращать внимание на степень отчетливости, внятности произношения. Дикция может быть хорошей, удовлетворительной, плохой – в последнем случае «заглатываются» или неотчетливо произносятся отдельные звуки, слоги, слова, что мешает смысловому восприятию произносимого высказывания. Такое говорение ярко описано С. Михалковым в стихотворении «Сашина каша»: «,..И звуки он глотает, и целые слова» (отрывок из этого стихотворения помещен в действующем учебнике русского языка для IV класса в упр. 229).

Плохая дикция может быть связана с особенностями устройства произносительного аппарата, со слабой артикуляцией звуков при быстрой речи. В этом случае необходимы специальные упражнения для развития моторики речедвигательного аппарата. Большую роль в системе этих упражнений играет чтение стихотворений и пение1. Вообще, такие свойства устной речи, как темп, громкость, во многом обусловлены особенностями темперамента человека, особенностями его речевого слуха и произносительного аппарата, а также условиями воспитания, особенностями речевой среды, в которой формировалась речь школьника. В исследовании А. И. Шпунтова экспериментально доказано, например, что громкость одного и того же высказывания воспринимается и оценивается детьми по-разному. Если дети привыкли к громким разговорам в семье, они оценивают чрезмерно громкую речь как нормальную. Дошкольник; привыкший к чрезмерно быстрому темпу речи в семье, считает такой темп устного высказывания нормальным и т. д.

Вместе с тем один и тот же человек – в зависимости от различных обстоятельств – может изменять темп, громкость речи и даже тембр (окраску голоса). Человек спешит – говорит быстрее, чем обычно; взрослый объясняет малышу правила игры – и говорит медленнее, чем обычно; разговаривая с глуховатым, собеседник говорит громче обычного; у постели тяжелобольного мы стараемся говорить тише; обращаясь к новорожденному, бабушки и дедушки нередко меняют тембральную окраску своего голоса. Следовательно, человек способен изменять темп, громкость высказывания, тембр голоса (благодаря этому и существуют артисты, пародирующие голоса других) и изменять на фоне определенного тембра голоса его тональную окраску. Этот вывод очень важен для педагога, во-первых, в плане обучения детей умению следить за темпом, громкостью, тональностью звучания своего высказывания. В конечном итоге у ученика должна выработаться самооценка, которая поможет ему критически оценивать соответствие тембра, громкости, тональности своего высказывания определенной речевой ситуации, а в каких-то случаях и пользоваться указанными свойствами как средствами выразительности своей речи.

1 См.: Бород ич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981, с. 128– 12Э.

 

Во-вторых, этот вывод важен для педагога в плане овладения способностью сознательно регулировать – применительно к различным педагогическим обстоятельствам – темп, громкость высказывания, менять – в случае необходимости – его тембр и тональную окраску. Эти средства несут на себе большую смысловую нагрузку в устной речи учителя, особенно ее интонационная окрашенность. «Что же все-таки отличает... устную импровизацию, в которой воплощены ваши мысли, от речи, вами написанной, излагающей эти же мысли? – спрашивает И. Л. Андроников.–Прежде всего – интонация, которая не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую емкость. Вплоть до того, что слово обретет прямо обратный смысл. Скажем, загнал вратарь-«мазила» шайбу в свои ворота, а ему кричат: «Молодец, давай еще! Такого другого нет!» Но раздраженно-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмыслит эти слова»1.

Сказанное об интонации (в широком смысле) приобретает особое значение для речи учителя, которая не может быть монотонной и должна соответствовать определенной учебно-речевой ситуации. Так, при объяснении нового сложного материала, при постановке проблемного вопроса опытный учитель несколько замедляет темп, говорит тише, в его голосе слышится заинтересованность, стремление удивить и вызвать любознательность.

Этот заинтересованный тон очень важен в педагогическом общении. Для иллюстрации выдвинутого положения сошлемся на следующее высказывание известного советского чтеца В. Яхонтова: «Не знаю почему, но так получается: все замечают, как превосходно написал Пушкин «Осень», но не замечают, что он написал: «Я, Пушкин, очень люблю осень». Как исполнителю мне это было совершенно необходимо, без этого я бы не знал, как исполнять «Осень». У меня не было бы актерской задачи. Если я прочту «Осень» так: «Я, Пушкин, очень люблю осень» это будет чрезвычайно интересно моей аудитории, ибо Пушкина любят»2.

Следуя за высказанной В. Яхонтовым мыслью, можно сделать вывод, что, если учитель принимает во внимание аудиторию и хочет заинтересовать ее, он будет давать уроки сквозь призму – «мне, учителю, это интересно»:, и тема урока, и то, что скажут ученики, и сам процесс преподавания. Это и породит заинтересованный тон общения, в результате которого явится интерес учащихся к; нашему учебному предмету.

Что касается такой стороны речи, как громкость, то в данном случае хорошо известно: излишне громкий голос – крик – вообще противопоказан в педагогическом общении на уроке, хо-

1 Андроников И. Л. Я хочу рассказать вам... М., 1962, с. 509.

2 Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958, с. 147.

 

тя, естественно, бывают такие ситуации, когда учитель – произвольно или непроизвольно – усиливает силу звучания своего голоса и достигает определенного эффекта именно потому, что к этому средству прибегает в крайних случаях (когда, например, неблагородный поступок ученика вызвал у него негодование). Разговаривать с нарушителем дисциплины всегда ровным голосом, боясь показать негодование, писал А. С. Макаренко, – это значит показывать: «...мне безразлично, как ты себя ведешь, но я разговариваю с тобой потому, что я исполняю свои обязанности».

Чтобы научиться управлять педагогическим общением на уроке, необходимо предварительно продумать, как осуществить свою роль – роль ведущего, какие языковые и неязыковые средства могут быть использованы в этих целях. Вообще, в систему анализа и оценки своей собственной педагогической деятельности нужно включать такие вопросы: насколько выбранный мною тон соответствовал основной задаче урока; достаточно ли я использовал средства выразительности устного звучащего слова; в какой момент было потеряно внимание учащихся, потому что не были использованы средства привлечения внимания, и т. д. Полезно делать соответствующие пометки – о тоне, темпе, громкости и т. д. в своих методических разработках. Известно, что такие пометки делал В. И. Ленин в своих записях в процессе подготовки к выступлению.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

...В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

На сайте allrefs.net читайте: ...В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМП. ГРОМКОСТЬ. ТЕМБР. ТОН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. П. Чехов
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, п

ФОРМЫ ЯЗЫКА
Русский литературный язык существует в устной и письменной форме (подчеркивается логически ударением слово форма). В школе, обучая детей, мы пользуемся устной формой литературного языка и ст

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиб

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
Указанными выше различиями объясняются многие особенности устной речи. Рассмотрим те из них, которые имеют важное значение в плане обучения устной речи и в плане овладения ею. Избы

СТРОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
Разумеется, употребление тех или иных форм и конструкций (как и отбор лексических средств) в устной речи (письменной) зависит от целого ряда обстоятельств: от содержания высказы-  

ДИАЛОГ МОНОЛОГ
Существуют две разновидности устной речи (на выделенное терминологическое наименование следует обратить внимание) по количеству лиц, производящих речь,– монолог и диалог, или монологическая и диало

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
Между устной (как и письменной) формой языка и его стилями существуют сложные взаимодействия. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторы

СВОЙСТВА И СРЕДСТВА УСТНОЙ РЕЧИ
  Я сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. А. С. Мака

ЯЗЫК ВНЕШНЕГО ВИДА
Устная речь воспринимается слушателями вместе с теми жестами, мимикой, телодвижениями, которые сопровождают речь говорящего {если мы его видим) и составляют в совокупности понятие «язык внешнего ви

Учительница русского языка и литературы Е. И. X.
Темп речи. Говорит очень быстро, но, несмотря на это, учащиеся понимают то главное, что хочет сказать учитель. Учительница достигает цели особой интонацией, мимикой, жестами. Громкость реч

Учительница Я. Я. М. на уроках русского языка
Нельзя дать постоянного определения выражению лица этой учительницы, оно часто меняется в зависимости от ситуации. Сердечной Я. Я. никогда почти не бывает, но «маску» рассерженного человека надевае

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. И. Л. Андроников В основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с

Коммуникативная деятельность учителя-словесника
    Общение с учащимися На уроке После урока Постановка цели урока. Объяснение нового Уст

КАЧЕСТВА РЕЧИ
  Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи применительно к речи учителя-словесника. Правильность и чистота речи. Правильность – это соотве

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
  Психологи (например, А. С. Золотнякова, В. А. Кан-Калик) выделяют следующие типичные стили общения педагогического характера, суть которых отражается в их наименованиях:

УЧЕБНО-РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
  Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. В. А. Сухомлинский В предыдущей глав

УЧАЩИХСЯ
  Чтобы объяснить ученикам, как следует выполнять упражнение, что и как нужно оформлять в письменной работе, как следует объяснять применение правила, комментировать написанное, отвеч

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
  Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. М. Матусовский До сих пор рассматрив

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
  Анализ действующих учебников показывает, что в них содержится достаточно разнообразный материал для решения поставленного вопроса. Если мы хотим сделать наших ребят вежливыми, необх

КУЛЬТУРА УСТНОГО ОТВЕТА
  Нужно приложить немало сил, чтобы сделать ребят думающими, чтобы научить их логическому мышлению, научить выражать свои мысли. В. А. Сухомлинскай В основе р

РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль. К. Д. Ушинский ОСОБЕННОСТИ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ Развернутые устные ответы можно охарактеризовать по тем

Развернутые ответы, в основе которых лежит обобщение.
Эти ответы предполагают выделение каких-либо признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений, языковых категорий. Обычно в результате такого рассмотрения формулируется вывод-обобщение. Созд

Полныеи краткие прилагательные
(IV класс) Параллельная сравнительная характеристика   Схема ответа План I. Различия (между А и Б) 1) 2) 3) II. Общее

ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ РАССКАЗОВ
Как известно, в повествовании говорится о ряде последовательных действий, событий. Рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором говорится об одном эпизоде из жизни человека. В рас

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Вряд ли нужно доказывать, что советскому обществу нужны ораторы и что наша школа должна учить своих выпускников умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения труд

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Разработка методики проведения ораторских выступлений на уроках русского языка связана с большими трудностями, которые объясняются тем, что ораторские выступления должны проводиться в учебной обста

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги