Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории - раздел Образование, Евдокимцев Д.В
Для Того, Чтобы Разобраться В Современном Состоянии Делового ...
Для того, чтобы разобраться в современном состоянии делового сообщества, необходимо проследить этапы мировоззренческой и нравственно-психологической эволюции его корпоративного сознания, в котором были отображены культурная идентичность делового человека, его отношение к другим представителям предпринимательства и прочим членам общества, к собственности, целям и задачам своего труда. В этом историческом экскурсе мы сошлёмся на исследования учёных кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов[68].
9.1. Деловая этика на Руси до XV века.Согласно этим исследованиям, до конца XV века господствовал «кодекс предпринимательского поведения», основанный на деловых представлениях князей и воинов, формировавших купечество. Нормы поведения деловых людей того времени, несмотря на начавшуюся христианизацию культуры, определялись соблюдением славянских языческих ритуалов:
· смелость;
· низкая ценность человеческой жизни;
· длительность состояния опьянения, обусловленного специальным обрядом;
· совершение долгих и весьма рискованных коммерческих путешествий;
· использование разбоя и работорговли для получения предпринимательской прибыли наравне с торговлей общепринятыми товарами[69].
9.2. Деловая этика на Руси XV – XVII вв. С конца XV в. до начала XVII в. на Руси наступает «смутное время», в ходе которого северо-западное чиновничество подвергается полному уничтожению, а традиции предпринимательской деятельности претерпевают значительные изменения.
В этот период предпринимательская этика базировалась на стереотипах купцов, ориентированных на внутреннюю торговлю и являющихся обнищавшими феодалами-вотчинниками:
· «Вынужденное» плутовство. Историки связывают его с неустойчивостью цен на рынке, с произволом «царских и таможенных чиновников, которые могли взять у купца наилучший товар, причём даром. Воеводы под всяким предлогом хватали торговцев, сажали их в тюрьмы и не выпускали, пока не получали взятки; они разгоняли торги, били торговцев батогами. Товары облагались многочисленными поборами на мостах, заставах, перевозах. В результате купец находился в постоянной неизвестности перед завтрашним днём, а поэтому стремился к возможно большей сиюминутной прибыли». Исследователи подчёркивают, что плутовство и обман были «вынужденной формой приспособляемости русских купцов к новым политико-экономическим условиям, а не врождённой чертой, которую иностранцы приписывали нашим соотечественникам». Также показательно, «что до XVI века, т.е. до введения централизованной власти, практически не существовало литературы, в которой отмечалось бы, что русским присуще плутовство".
· Суеверность и использование привычных языческих приёмов, помогающих в торговле. Иррациональность, обращение к сверхъестественным силам, например гадание, были вызваны постоянной неопределённостью деятельности.
· Неспособность защититься от произвола государственных чиновников[70].
9.3. Деловая этика в России XVIII — XIX вв. Существенное изменение нравственных стереотипов деловой среды в начале XVIII — конце XIX вв. было обусловлено последствиями церковного раскола и Петровских преобразований. Раскол православной церкви привёл к формированию большого количества старообрядческих общин. Жизнь общины характеризовалась диаметральной противоположностью поведения в праздники и будни, отсутствием чувства меры, сакральностью соблюдения обрядов и ритуалов, равенством всех членов в материальном достатке, коллективизмом, преобладанием интуитивного и эмоционального начал. Каждая из таких общин выделяла наиболее инициативных людей, отвечавших за материальное снабжение общины продуктами питания, одеждой и другими необходимыми товарами. Основной задачей купца-старообрядца была забота и ответственность за собратьев по вере. Некоторые из таких людей, например, Демидов, были замечены Петром I и привлечены для работы на мануфактурах на благо государства. Если ранее, пишет М.И. Пыляев, смысл жизни торговца состоял в том, чтобы «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво… баню и сад, смотрение кулачных боёв, межвежьей травли», то теперь начинается бурный процесс облагораживания купеческого облика[71]. Деловой «кодекс» поведения базировался на представлениях крестьян-старообрядцев и «отходных крестьян», сформировавших впоследствии гильдийное купечество.
· Различия в праздничном и будничном поведении членов общин. Так, например, аскетическое воздержание сменялось лихими и зрелищными загулами, православная этика совмещалась с древнерусским языческим мировоззрением, невежество сочеталось с особой интуицией в восприятии прекрасного в области искусства, стремление к богатству — с щедрой благотворительностью, осознанием крестьянских корней, отсутствием святости собственности и проявлением патриотических чувств. При этом экстравагантные поступки и «дикие выходки» купцов выполняли роль прекрасной и эффективной рекламы.
· Отсутствие чувства меры
· Забота о членах старообрядческой общины
· Взаимопомощь купцов старообрядцев
· Соблюдение этического кодекса чести, не позволявшего обогощаться сверх меры и получать прибыль нечестным путём
· Появление ростков чувства вины за своё богатство по мере отрыва от членов старообрядческих общин. Древнерусский этический постулат «не гоже на Руси одному сытому быть», соединённый с православным императивом «помоги ближнему» способствовали проявлению саморазрушительного чувства вины за своё богатство. Это приводило к необычайным, известным всему миру масштабам благотворительности Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых и т.д., но и к тому, что появились богачи, дававшие деньги революционерам, боровшимся против капитализма. По этому поводу Н.А. Бердяев писал, что «…русский купец…, который наживался нечистым путём и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал о монашестве. Поэтому купец был плохим материалом для образования буржуазии западноевропейского типа[72]».
· Традиционализм
· Патриотизм
· Ощущение связи с крестьянскими корнями
· Отсутствие святости собственности
· Благотворительность
В результате последствий отмены крепостного права и расширения возможностей для деловой активности разных слоёв населения с конца XIX в. образуется новая форма делового сообщества - буржуазия, в которую входит не только купечество, но и все лица, занимающиеся предпринимательством. Между тем деловые принципы буржуазии только начали формироваться, поэтому в конце XIX- начале XX в. основным носителем предпринимательской этики продолжало быть купечество, к тому времени уже имевшее прочные этические установки. В этот период «кодекс предпринимательства» состоял из следующих положений:
· Политическая активность, направленная на поддержание «генетической связи с народом». Крупнейшие купцы, фабриканты, финансисты часто в своих заявлениях и действиях делали «реверансы» в сторону народа, заявляли о приверженности его общинно-уравнительным ценностям и даже финансировали революционную деятельность. Это не позволило буржуазии окончательно выделиться как самостоятельному классу с собственным самосознанием, пониманием своей особой профессиональной, социальной миссии.
· Шедрая благотворительность, доходящая до неадекватного нищелюбия. Благотворительность являлось своеобразной формой «заглаживания вины» перед неимущими. Со стороны крестьянства и рабочих, опиравшихся на общинные, уравнительные ценности при оценке жизненных ситуаций, возникало чувство зависти, а порой даже ненависти к предпринимателям.
· Проявление «комплекса вины» и неполноценности перед неимущим населением
· Отсутствие «святости» индивидуальной собственности
· Нежизнеспособность буржуазии, выразившаяся в неготовности обосновать свою социальную миссию, отстоять свои интересы и собственность в условиях преобладания общинно-уравнительных ценностей. Моральное осуждение богатства на Руси формировало у купцов «комплекс неполноценности», которые одни проявляли в разгулах и пьянстве, другие — в щедрой благотворительности, третьи в аскетическом воздержании, четвёртые — в сотрудничестве с революционерами[73].
Таким образом, зависть низов и эффект «кающихся» собственников в общественных отношениях не позволили буржуазии морально и институционально выделиться в специализированную профессиональную корпорацию и обеспечили партии большевиков прочный плацдарм для внедрения социалистических идей на всех уровнях жизни.
9.4. Деловая этика в советский период. После октябрьского переворота наступает время репрессий и идеологического неприятия предпринимательства. Предпринимательская культура была практически сознательно уничтожена. Предпринимательская активность в послесталинский период существует в основном в неофициальных или даже уголовно преследуемых формах «теневой экономики», «фарцовщичества», «спекуляции», «шабашек», — всё это создало «этический вакуум» и обусловило негативную почву для формирования предпринимательского сообщества в 1990-е годы[74].
Евдокимцев Д.В.
Этика и культура управления. Деловой этикет. Волгоград, 2003. - 149 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназна
Общение с подчинёнными
Совещание
Увольнение
Степень лояльности сотрудника
Дарение подарков
Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека
3.1. Структурные эл
Рекомендации по работе с пособием
Специфика данного учебно-методического пособия заключается в том, что в его основу положен синтез самых разных направлений гуманитарного знания: этики, культурологии, истории, социо
Вопросы для самоконтроля
1. Какие реалии человеческой жизни означают понятия «мораль», «нравственность», «этос» и как с этой сферой культуры связано понятие «этика»?
2. Какие основные научные подхо
Список дополнительной литературы
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 2000.
Зеленкова И.Л. Беляева В.Л. Этика. Минск, 1995
Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. — Ростов-на-Дону. 2000.
Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
2.1. Сущность моральной регуляции. В современной культуре аккумулирован огромный социальный опыт многих поколений и народов, в ней действуют различные исторически в
Вопросы для самоконтроля
1. Как в социальной практике действуют такие регулирующие механизмы как традиция, право, насилие?
2. В чём заключается сущность моральной регуляции в сравнении с другими ин
Тема 3. Основные этические категории и учения
3.1. Этические категории. От описания тонких механизмов и процессов этической регламентации перейдём к краткому рассмотрению конкретных моральных установлений: осно
Вопросы для самоконтроля
1. Какой социокультурный смысл содержат категории этики: «добро» и «зло», «любовь», «справедливость», «честь», «достоинство», «патриотизм»? Какие существуют вариации патриотизма?
Глоссарий к главе 1
Тема 1.
Антропологический эволюционизм – представление о характере и направленности трансформаций человеческой культуры, в том числе морали, при которых про
Список дополнительной литературы
1. П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. — «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453
2. Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультур
Список дополнительной литературы
1. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственой службы в России XVIII-XX века. М., РГГУ, 1999
2. Амелина В.В. Государственная служба в Российской империи (первая полови
Список дополнительной литературы
1. Административная этика / Охотский Е.В., Романов В.Л., Соколов В.М. и др. - М.: Изд-во РАГС, 1999
2. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащи
I. Служить общественному интересу.
Служить народу, а не себе. Члены ASPA обязуются:
1) осуществлять дискреционное правомочие по содействию общественному интересу
2) выступать против всех форм дискриминации и пресле
II. Соблюдать Конституцию и закон.
Соблюдать, поддерживать и изучать конституции правительств и законы, в которых формируются обязанности государственных учреждений, служащих и всех граждан
Члены ASPA обязуются:
1)
III. Проявлять личную честность и неподкупность.
Во всей работе проявлять высочайшие уровни, для того, чтобы внушать народу доверие к государственной службе.
Члены ASPA обязуются:
1) утверждать правдивость и честность и не компр
IV. Создавать нравственные организации.
Поддерживать организации в использовании ими этики, достижении высокого организационно-технического уровня и действенности на благо народа.
Члены ASPA обязуются:
1) усиливать спос
V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
Развивать потенциальные возможности каждого человека и поощрять его к повышению квалификации.
Члены ASPA обязуются:
1) оказывать поддержку и стимулирование с целью повышения квали
Список дополнительной литературы
1. Указ Президента РФ «Об общих правилах служебного поведения госслужащих» // Российская Газета. – 2002.- 15 августа
2. Административная этика / Охотский Е.В., Романов В.Л.
Глоссарий к главе 2
Тема 4.
Корпоративная культура – это культура социально-профессиональной группы
Профессиональная этика – направление прикладной этики, изучающее область нравов про
Вопросы для самоконтроля
1. Какие аспекты характеризуют культуру профессиональной корпорации?
2. Вспомните, что понимается под терминами «корпорация», «профессиональная субкультура», «миссия корпор
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стереотипы определяют представления деловых людей на Руси до 15 в.?
2. Что изменяется в нравах купечества в период 15-17 вв.?
3. Какие ориентиры характери
Вопросы для самоконтроля
1. Как негативные черты в представлениях о российском бизнесе отражаются на перспективах его развития?
2. Какие действия, свидетельствующие о низком уровне развития деловой этики, характер
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты
Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
Исследования показывают, что различается работа компании в национальных границах и за рубежом. В последнем случае компанией учитывается местная специфика деловых отношений. В развит
Этика отношений работодателя и работника
А) Корпоративная культура. Внимание экспертов, самих бизнес-элит к корпоративной культуре было изменением продиктовано изменением характера отношений между работодателем и работником. Если е
Вопросы для самоконтроля
1. Как в зарубежной деловой практике проявляется проблема коррупции?
2. Каковы этические принципы взаимодействия делового сообщества и государственной и муниципальной власт
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты «Ведомости», Аг
Глоссарий к главе 3
Тема 8.
Бизнес-этика – направление прикладной этики, изучающее сферу нравов делового сообщества, доминирующие в ней стандарты ведения бизнеса, профессионально-этические отклонения (формы г
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стили управления можно выделить с точки зрения деловой этики и этикета?
2. Как этикет регулирует поведение делового человека в ситуациях представления, приветствия, обращения?
Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
Фрак. Фрак — это мужской костюм, род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Обязательным дополнением к фраку являются чёрные брюки без обшлагов; по боковым шва
Список дополнительной литературы
1. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994
2. Вознесенская О., Марчук Н. Основы международного делового общения. - М., 1997
3. Гос
Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
4.1. Культура речи и языковая норма.Профессия управленца наряду с целым рядом видов деятельности относится к числу так называемых лингвоинтенсивных профессий[130], в которых значит
Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний. Термин «протокол» происходит от греческого слова, означающего первый лист (с обозначением даты и имени
Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
В данном случае под визитом вежливости понимаются полуофициальные встречи деловых партнёров, прямо не связанные с формальными процедурами переговоров, подписания контрактов и т.д. В случае, если де
Новости и инфо для студентов