Тема 2. Сущность и система моральной регуляции - раздел Образование, Евдокимцев Д.В
2.1. Сущность Моральной Регуляции. В Совреме...
2.1. Сущность моральной регуляции. В современной культуре аккумулирован огромный социальный опыт многих поколений и народов, в ней действуют различные исторически выработанные формы культурной регуляции. К ним относятся: традиция, право, мораль, не сходит с исторической сцены и такой экстраординарный фактор аффективного социального воздействия как насилие, хотя в мире постоянно организуются попытки к его преодолению, замене цивилизованными способами разрешения межчеловеческих противоречий.
Сопоставим мораль с названными выше установлениями культуры, также призванными регламентировать поведение людей, и выявим отличия между ними. Традиция является наиболее ранней регулирующей системой, представляющей собой совокупность исторически сложившихся в обществе и одобряемых абсолютным большинством населения образцов поведения. Своеобразие её проявления в общественных отношениях характеризуется тем, что, воздействуя на члена общества, традиция требует от него полного соблюдения установленного порядка, принуждает его поступать в соответствии с этими стандартами, не оставляя выбора. Новые моральные представления могут вступать в противоречие с существующей традицией, вспомним, например, о том, что в дохристианский период истории практически во всех традиционных системах, социальное положение женщины и ребёнка было сильно ущемлено в сравнении со статусом мужчины. Отступление от традиции может повлечь различные санкции от осуждения до самых серьёзных последствий, особенно в традиционном обществе.
Институт права также тесно связано с моралью, но в своей структуре и практике применения имеет весьма принципиальные расхождения с нравственной регламентацией. Если мораль носит неписаный характер, фиксированный в обычаях общества, то правовые нормы формально определены, закрепляются в официальных документах. Мораль производится в этических решениях и поступках людей, право устанавливается государством, действие морали обеспечивается общественным мнением, действие права – властными санкциями государства. Нравственность предполагает достаточно широкую свободу выбора, в праве свобода ограничена рамками нормативных документов, сфера морали стремится стать практически всепроникающей, область права ограничена сферой воздействия государства[3].
Вместе с тем мораль и право взаимосвязаны подобно большому и малому «сообщающимся сосудам»: нравственные проблемы стимулируют развитие законотворчества и правоприменения. Правда если право трактуется не в узком смысле правого позитивизма как сугубо государственное установление, а в расширенном контексте естественного права, высшего права, живого права, его «культурный ареал» увеличивается, и оно теснее сближается с моральной регуляцией как её проявление. С правом также связана острая этическая проблема, связанная с мерой применения силы. Многие правовые действия сопряжены с принуждением и даже силовым воздействием на личность (например, оперативно-розыскные мероприятия по задержанию, дезинформированию и т.д.), однако они всё же увязаны с действием института крайней моральной необходимости, продиктованы соображениями безопасности членов общества. В особых, форс-мажорных обстоятельствах государство через свои институты может пойти на некоторое ограничение конституционных прав граждан и расширение полномочий специальных служб. Это произошло, например, в США после террористических актов 11 сентября. Главное в работе силовых правоприменительных структур – действовать в рамках закона, не переступая нижнего предела нравственной допустимости, иначе произвольное использование силы превращается в насилие.
Как мы уже упомянули ранее, на поведение людей оказывают влияние и проявления насилия, спонтанно возникающего в межнациональных, межконфессиональных и бытовых конфликтах, сопровождается состояниями аффекта, повышенного эмоционального возбуждения, индивидуальными и коллективными психозами людей и т.д. Насилие аморально, объект насилия превращается в жертву, полностью игнорируется его значимость, унижается его человеческий статус. В этике насилие отличается от применения силы отсутствием общепризнанного морального мотива.
Сущность моральной регуляции заключается в том, что хотя этический субъект и испытывает колоссальное влияние культуры, давление общественного мнения, нравственный выбор всё же совершается именно в структурах внутреннего мира личности, в системе этических представлений человеческого «Я». Таким образом, отличительной чертой моральной регуляции в сравнении с другими регламентирующими механизмами культуры является относительно более высокая степень человеческой свободы, наличие особых творческих возможностей нравственного самоопределения.
Детализируя процесс совершения человеком этического выбора, рассмотрим наиболее типичные реакции нравственного сознания[4]. К ним относятся нравственные привычки, благодаря которым моральное действие укореняется в характере личности и воспроизводится автоматически, машинально, как хорошо усвоенный алгоритм. Примером здесь может служить этикетное поведение: приветствие знакомых людей. Другая реакция нравственного сознания - моральная рефлексия, проявляющаяся в сосредоточенном обдумывании, размышлении над этическим выбором. Нравственное самоопределение совершается и в моральной интуиции, когда нравственный поступок определяется мгновенным решением и совершается спонтанно. Наконец, упомянем и моральное переживание, проявляющееся в состояниях радости и страдания по моральным мотивам. Иллюстрацией может быть чувство обиды за унижение личности или чувство воодушевления за уважительное отношение к ней.
2.2. Система моральной регуляции.Приступая к описанию системы этической регламентации поведения людей, сделаем важное методологическое отступление. В гуманитарном знании со времён Канта прочно утвердилось представление о том, что люди живут не в натуральной, естественной, природной среде, а в искусственном мире своей культуры, в мире, который творчески создан сознательными усилиями многих поколений предшественников и современниками.
Мир человека в гуманитарных науках означает понятийно-символическое представление людей о сфере их существования, смысловое обозначение окружающей человека действительности. Вопреки стереотипам обыденного сознания «мир» с позиций культурологии не может быть признан существующей независимо от человека «объективной реальностью» и представляет собой своего рода искусственную смысловую разметку окружающей среды, упорядочивающей хаос и образующей символическую «систему координат». В этом контексте представление о «мире» - есть всегда смысловое «удвоение» происходящего вокруг, внесение в него образов, знаков, понятий, позволяющих людям особым образом организовать своё существование в нём, преодолевая жёсткую зависимость от внешней среды. Поэтому такие реалии как «пространство», «время», «количество», «качество» являются искусственными, сверхчувственными символическими моделями, сквозь призму которых как через символическую матрицу люди «размечают» среду, тогда как без человека эти символические эффекты не могут возникнуть сами по себе, ведь природные организмы живут в сфере инстинктивных, чувственных ощущений и рефлексов.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Евдокимцев Д.В.
Этика и культура управления. Деловой этикет. Волгоград, 2003. - 149 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназна
Общение с подчинёнными
Совещание
Увольнение
Степень лояльности сотрудника
Дарение подарков
Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека
3.1. Структурные эл
Рекомендации по работе с пособием
Специфика данного учебно-методического пособия заключается в том, что в его основу положен синтез самых разных направлений гуманитарного знания: этики, культурологии, истории, социо
Вопросы для самоконтроля
1. Какие реалии человеческой жизни означают понятия «мораль», «нравственность», «этос» и как с этой сферой культуры связано понятие «этика»?
2. Какие основные научные подхо
Список дополнительной литературы
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 2000.
Зеленкова И.Л. Беляева В.Л. Этика. Минск, 1995
Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. — Ростов-на-Дону. 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Как в социальной практике действуют такие регулирующие механизмы как традиция, право, насилие?
2. В чём заключается сущность моральной регуляции в сравнении с другими ин
Тема 3. Основные этические категории и учения
3.1. Этические категории. От описания тонких механизмов и процессов этической регламентации перейдём к краткому рассмотрению конкретных моральных установлений: осно
Вопросы для самоконтроля
1. Какой социокультурный смысл содержат категории этики: «добро» и «зло», «любовь», «справедливость», «честь», «достоинство», «патриотизм»? Какие существуют вариации патриотизма?
Глоссарий к главе 1
Тема 1.
Антропологический эволюционизм – представление о характере и направленности трансформаций человеческой культуры, в том числе морали, при которых про
Список дополнительной литературы
1. П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. — «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453
2. Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультур
Список дополнительной литературы
1. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственой службы в России XVIII-XX века. М., РГГУ, 1999
2. Амелина В.В. Государственная служба в Российской империи (первая полови
Список дополнительной литературы
1. Административная этика / Охотский Е.В., Романов В.Л., Соколов В.М. и др. - М.: Изд-во РАГС, 1999
2. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащи
I. Служить общественному интересу.
Служить народу, а не себе. Члены ASPA обязуются:
1) осуществлять дискреционное правомочие по содействию общественному интересу
2) выступать против всех форм дискриминации и пресле
II. Соблюдать Конституцию и закон.
Соблюдать, поддерживать и изучать конституции правительств и законы, в которых формируются обязанности государственных учреждений, служащих и всех граждан
Члены ASPA обязуются:
1)
III. Проявлять личную честность и неподкупность.
Во всей работе проявлять высочайшие уровни, для того, чтобы внушать народу доверие к государственной службе.
Члены ASPA обязуются:
1) утверждать правдивость и честность и не компр
IV. Создавать нравственные организации.
Поддерживать организации в использовании ими этики, достижении высокого организационно-технического уровня и действенности на благо народа.
Члены ASPA обязуются:
1) усиливать спос
V. Стремиться к отличному качеству выполнения работы.
Развивать потенциальные возможности каждого человека и поощрять его к повышению квалификации.
Члены ASPA обязуются:
1) оказывать поддержку и стимулирование с целью повышения квали
Список дополнительной литературы
1. Указ Президента РФ «Об общих правилах служебного поведения госслужащих» // Российская Газета. – 2002.- 15 августа
2. Административная этика / Охотский Е.В., Романов В.Л.
Глоссарий к главе 2
Тема 4.
Корпоративная культура – это культура социально-профессиональной группы
Профессиональная этика – направление прикладной этики, изучающее область нравов про
Вопросы для самоконтроля
1. Какие аспекты характеризуют культуру профессиональной корпорации?
2. Вспомните, что понимается под терминами «корпорация», «профессиональная субкультура», «миссия корпор
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стереотипы определяют представления деловых людей на Руси до 15 в.?
2. Что изменяется в нравах купечества в период 15-17 вв.?
3. Какие ориентиры характери
Вопросы для самоконтроля
1. Как негативные черты в представлениях о российском бизнесе отражаются на перспективах его развития?
2. Какие действия, свидетельствующие о низком уровне развития деловой этики, характер
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты
Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
Исследования показывают, что различается работа компании в национальных границах и за рубежом. В последнем случае компанией учитывается местная специфика деловых отношений. В развит
Этика отношений работодателя и работника
А) Корпоративная культура. Внимание экспертов, самих бизнес-элит к корпоративной культуре было изменением продиктовано изменением характера отношений между работодателем и работником. Если е
Вопросы для самоконтроля
1. Как в зарубежной деловой практике проявляется проблема коррупции?
2. Каковы этические принципы взаимодействия делового сообщества и государственной и муниципальной власт
Список дополнительной литературы
1. Деловая этика в современной России. Заказные банкротства и другие законные способы грязной конкуренции. Доклад подготовлен для обсуждения на конференции журнала «Эксперт», газеты «Ведомости», Аг
Глоссарий к главе 3
Тема 8.
Бизнес-этика – направление прикладной этики, изучающее сферу нравов делового сообщества, доминирующие в ней стандарты ведения бизнеса, профессионально-этические отклонения (формы г
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стили управления можно выделить с точки зрения деловой этики и этикета?
2. Как этикет регулирует поведение делового человека в ситуациях представления, приветствия, обращения?
Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины
Фрак. Фрак — это мужской костюм, род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Обязательным дополнением к фраку являются чёрные брюки без обшлагов; по боковым шва
Список дополнительной литературы
1. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994
2. Вознесенская О., Марчук Н. Основы международного делового общения. - М., 1997
3. Гос
Тема 4. Речевой этикет в деловом общении
4.1. Культура речи и языковая норма.Профессия управленца наряду с целым рядом видов деятельности относится к числу так называемых лингвоинтенсивных профессий[130], в которых значит
Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний
5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний. Термин «протокол» происходит от греческого слова, означающего первый лист (с обозначением даты и имени
Встреча делового партнёра во время визита вежливости.
В данном случае под визитом вежливости понимаются полуофициальные встречи деловых партнёров, прямо не связанные с формальными процедурами переговоров, подписания контрактов и т.д. В случае, если де
Новости и инфо для студентов