рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научное знание как система, его особенности и структура

Научное знание как система, его особенности и структура - раздел Образование, В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи   Наука — Это Форма Духовной Деятельности Людей, Направ­ленн...

 

Наука — это форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний (пре­имущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их вос­производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических све­дений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового зна­ния; во-вторых — результат этого процесса, т. е. объединение по­лученных знаний в целостную, развивающуюся органическую си­стему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, на­учные учреждения и т. п.; этос (нравственность) науки, профес­сиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное обо­рудование, система научной информации, различного рода ком­муникации ученых и т. п.; в-четвертых — особая область челове­ческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или кри­терии научности, которые отличают ее от других форм познания (искусства, обыденного познания, религиозного постижения мира и др.).

1. Его основная задача обнаружение объективных законов дей­ствительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориента­ция исследования главным образом на общие, существенные
свойства предмета, его необходимые характеристики и их вы­ражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие
научности предполагает открытие законов, углубление в сущ­ность изучаемых явлений. Это основной признак науки, глав­ная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития ис­следуемых объектов наука осуществляет предвидение буду­щего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объек­тов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, кото­рые могут стать предметом практического освоения в буду­щем, является важной отличительной чертой научного позна­ния.

Предвидение будущего — это, во-первых, такая категория, ко­торая объединяет любые способы получения и использования ин­формации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и которая конкретизируется в понятиях «прогноз», «план», «програм­ма», «проект» и др. Во-вторых, под будущим понимается глав­ным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только

то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало из­вестным.

Предвидение будущего — третье звено в цепи логической опе­рации, два предшествующих звена которой составляют анализ на­стоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются прежде всего тем, насколько глубо­ко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его из­менения. Без знания этих двух важнейших моментов в их един­стве невозможно и само научное предвидение как таковое.

Хотя «механизм» превращения прошлого в настоящее и на­стоящего в будущее в принципе одинаков (оно, в частности, не­осуществимо без определенных предпосылок и известной степе­ни их зрелости, развитости), однако, с точки зрения познающего эти процессы мышления, здесь имеется существенное различие. Последнее заключается в том, что если в первом случае познание имеет дело с тем, что уже было и прошло, то во втором — с тем, чего еще не было и что может только произойти. Первый путь — это реконструкция прошлого по его «обломкам» в настоящем, вто­рой путь — конструирование будущего по его «зародышам» в на­стоящем, так как будущее вырастает не откуда-нибудь, а именно из настоящего.

Теоретический, строго научный анализ действительности ис­ходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историчес­кая система взаимодействия — настоящее превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

Таким образом, научное предвидение в своей сущности сво­дится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответ­ствии с выявленными законами, сконструировать «модель» буду­щего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосыл­кам и т. п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-ис­торической целостности. Наука, тем самым, «постоянно выходит

за рамки предметных структур наличных видов и способов прак­тического освоения мира и открывает человечеству новые пред­метные меры его возможной будущей деятельности»[8].

Когда осуществляется предвидение событий, еще не имею­щих места в действительности, то на основе уже известных зако­нов и теорий происходит экстраполяция на будущее процессов на­стоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предоп­ределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допу­стимые пределы, в рамках которых можно проецировать в буду­щее закономерности, выявленные в настоящем, возможность из­менения данных пределов и данных тенденций и т. д.

Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) никогда, ни при каких условиях не может. По мере развития практики и самого познания предвидение ста­новится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реали­зацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, на­полняется новым, более глубоким содержанием.

3. Существенным признаком научного познания является его системностъ, т. е. совокупность знаний, приведенных в поря­док на основании определенных теоретических принципов,
которые и объединяют отдельные знания в целостную орга­ническую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем бо­лее их механический агрегат, «суммативное целое»), не объе­диненных в систему, еще не образует науки. Знания превра­щаются в научные, когда целенаправленное собирание фак­тов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в

ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гума­нитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастия­ми и интересами и т. п. Поэтому-то и невозможно его дея­тельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния объективная истина, постигаемая преимущественно ра­циональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. От­сюда характерная черта научного познания — объективность,
устранение не присущих предмету исследования субъективи­стских моментов для реализации «чистоты» его рассмогрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Пос­леднее неосуществимо без конструктивно-критического и са­мокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологе­тику, субъективизм.

Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценнос­ти, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях — су­щественная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности. Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть науки, чем ги­потезы и теории (которые преходящи), поскольку научная истина «переживает века и тысячелетия».

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс про­изводства и воспроизводства новых знаний, образующих це­лостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез,
законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: ма­тематическая символика, химические формулы и т. п. Выра­ботка специализированного (и прежде всего — искусственно­ го) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе,

формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концепту­ального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

7. В процессе научного познания применяются такие специфи­ческие материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелеско­пы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, харак­терно использование для исследования своих объектов и са­мой себя таких идеальных (духовных) средств к методов, как современная логика, математические методы, диалектика, си­стемный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы (см. об этом ниже). Широкое применение экспери­ментальных средств и систематическая работа с идеализиро­ванными объектами — характерные черты развитой науки.

8. Научному познанию присущнстрогая доказательность, обо­снованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус научного) должно быть подтверждено фактами и аргументами. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суж­дений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логи­ко-методологическая подготовка исследователей, их философ­ская культура, постоянное совершенствование своего мыш­ления, умение правильно применять его законы и принципы.

9. Опытная проверяемость и возможность многократного вос­произведения результатов (другими исследователями, в раз­ных странах и т. д.). Если этот критерий «не работает», то нет и науки как таковой.

В современной методологии выделяют различные уровни кри­териев научности, относя к ним — кроме названных — такие, как формальная непротиворечивость знания, открытость для крити­ки, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Интересные и оригинальные идеи об отличиях научного мышления от других духовных «исканий человечества» разви-

вал В. И. Вернадский. Он, в частности, считал, что только в ис­тории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сторонах культурной жизни (в искусстве, литературе, музыке) и даже в истории человечества, которую «едва ли мож­но принимать за нечто единое и целое». По мнению русского мыслителя, характерными особенностями исторического процес­са научного творчества являются, во-первых, единство процесса развития научной мысли; во-вторых, общеобязательность науч­ных результатов; в-третьих, большая и своеобразная независи­мость науки (по сравнению с другими духовными образования­ми — философией, религией, искусством и др.) от исторической обстановки; в-четвертых, очень глубокое (подобно религии), но совершенно своеобразное влияние научного познания на пони­мание человеком смысла и цели своего существования; в-пя­тых, научное творчество является основным элементом «науч­ной веры» (противоположной религиозной), которая является мо­гущественным созидательным фактором в науке[9].

Научное познание есть целостная развивающаяся система, име­ющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной си­стемы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специ­фических своих элементов.

Предварительно отметим, что в структуре всякого научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традицион­ное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не под­дающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологичес­кие стереотипы, интересы и потребности; определенные конвен­ции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных при­страстий и антипатий, привычек, ошибок и т. д. Имея в виду по­добные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно ко­ренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от ут­верждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных

утверждений, понятий, заключений»[10]. Этим наука отличается и от всякого другого знания и духовного проявления человечества. Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вер­надский считал, что «основной неоспоримый вечный остов на­уки» (т. е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны): «1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания — единой науки — находят­ся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличи­вается»[11]. При этом, согласно Вернадскому, во-первых, новые на­уки всецело проникнуты этими элементами и создаются «в их всеоружии». Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии. В-третьих, живой, динамичный процесс такого бы­тия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отра­жается в среде жизни человечества, является все растущей геоло­гической силой, превращающей биосферу в ноосферу — сферу разума.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых ком­понента в их единстве:

а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследо­ватель, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в ко­нечном счете — общество целом. Они-то, т. е. субъекты на­уки, и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время. Научная деятельность требует спе­цифической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концепту­альный материал, сложившиеся средства и методы его по­стижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных,

мировоззренческих и нравственных ориентации и целевых установок, специфичных именно для научного познания.

б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мыш­лении и т.п. В широком смысле понятие «предмет», во-пер­вых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выде­ленную из мира объектов в процессе человеческой деятельно­сти и познания; во-вторых, — объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъек­ту познания.

Понятие «предмет» может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, пред­мет диалектики — всеобщие законы развития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, кото­рые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (напри­мер, анатомия изучает строение организма, физиология — функ­ции его органов, медицина — болезни и т. п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электро­магнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познава­тельный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем са­мым в гносеологическом плане различие предмета и объекта от­носительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

г) Свой специфический, именно для них язык — как естествен­ный, так и особенно искусственный (знаки, символы, мате­матические уравнения, химические формулы и т. п.).

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, по­черпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначаль­ного концептуального его обобщения в понятиях и других абст­ракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предпо-

ложения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регу-лятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Идеалы и нормы научного познания — совокупность опреде­ленных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историчес­ком этапе ее развития. Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных ре-з^льтатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в пер­вую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объек­тов, а их содержание всегда формируется в конкретном социо­культурном контексте.

Целостное единство норм и идеалов научного познания, гос­подствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления*. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и цен­ностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллек­туальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышле­ния всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Понятие «философские основания науки» выражает философ­ские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (науч­ной дисциплине, концепции и т. п.) и дают самые общие ориен­тиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний вы­полняют также эвристическую (участвуют в построении новых те­орий) и методологическую функции. Являясь средством (оруди­ем) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа раз­вития науки к другому в ходе научных революций один их «на-

бор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, пост­роенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных на­учных понятий и принципов. В зависимости от основании деле­ния различают общенаучную картину мира, которая включает пред­ставления о всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. После­дняя — в зависимости от предмета познания — может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает ли­дирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фун­даментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строи­лась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом — квантовой механики и теории относи­тельности (с начала XX в.), а сегодня — на основе синергетики.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в про­цессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питатель­ных источников его формирования[12].

Сложную и своеобразную структуру имеет социально-гума­нитарное научное познание, по поводу которой (структуры) идут оживленные дискуссии как в отечественной, так и западной лите­ратуре[13].

Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологи-ей, социологией науки, психологией научного творчества, науко­ведением и др. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объе­динить все эти дисциплины в комплексное, системное, всесто­роннее исследование — философию науки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи

В П Кохановский Т Г Лешкевич Т П Матяш Т Б Фатхи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научное знание как система, его особенности и структура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философии науки
  Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем идет речь: о философии науки как о направлении западной и отечественной философии, или же о философии науки ка

О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
  Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие фор

Соотношение науки и философии
  На вопрос «Что такое философия?» — можно услышать от­вет: «Это наука всех наук». И он во многом удобен. Такой статус философии — быть наукой всех наук — внушает априорное к ней уваж

Специфика понятийного аппарата философии и науки
  • Философия стремится найти предельные основания и регуля-тивы всякого сознательного отношения человека к действи­тельности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически

О статусе научности философии
  В многочисленных учебниках и учебных пособиях по так на­зываемому диамату (диалектическому материализму), которыми так богата наша отечественная философская школа, философию определ

О практической значимости философии и науки
Разделение науки и философии частенько проводится со ссыл­кой на то, что наука обладает непосредственной практической зна­чимостью, а философия нет. На основании открытий и достиже­ний науки можно

О перспективах взаимоотношений философии и науки
Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Так, американский мысли­тель Ричард Рорти утверждает, что «постепенное отделение фи­лософии от науки стало во

Наука и искусство
  Искусство — это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Понятие «искусство» помимо обозна

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества
  Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Осо­бенно значима ее роль в образовании. В основании современного

Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле
  Как своеобразная форма познания — специфический тип ду­ховного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления ка­пит

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
  Зарождение первых форм теоретического знания традицион­но связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Ки­тай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят с

Средневековая наука
  Эпоху Средневековья относят к началу II в. н. э., а ее завер­шение к XIV—XV вв. Знания, которые формируются в эпоху Сред­них веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросо­

Формирование опытной науки в новоевропейской культуре
  Формирование опытной науки связано с изменяющимися пред­ставлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек дол­жен представить себя активным началом в исследовании приро­ды,

Наука в собственном смысле: главные этапы становления
В соответствии с принятой нами концепцией генезиса науки и периодизации ее истории (гл. П, §1) рассмотрим основные осо­бенности главных этапов становления науки в собственном смысле. Последняя исто

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки
Те великие открытия и идеи, характеризующие поступатель­ное развитие науки, о которых говорилось в предшествующих па­раграфах, принадлежат, так сказать, ее переднему краю. Существует определенная р

Технологическое применение науки. Формирование технических наук
Возникновение технических наук имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой новых функций — б

Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
В истории познания сложились две крайние позиции по воп­росу о соотношении эмпирического и теоретического уровней на­учного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторо

Особенности эмпирического исследования
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпири­ческий и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, кажд

Специфика теоретического познания и его формы
Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственн

Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современ­ной методологии науки в

И теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
  При всем своем различии эмпирический и теоретический уров­ни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблю­дений

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования
Наука, выступая как целостная, развивающаяся система зна­ния, имеет многочисленные определения. Она понимается как спе­цифическая форма духовной деятельности, как система или со­вокупность дисципли

Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Научная картина мира в структуре мировоззрения нашего со­временника занимает доминирующее положение. Поскольку на­ука направлена на изучение объективных законов развития уни­версума, нау

Динамика научного знания: модели роста
  Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Ге

Формирование первичных теоретических моделей и законов
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: на­пример, модель атома, модель Вселенной, модель генома чело­века и пр. Теоретическ

Становление развитой научной теории
Сфера научного знания распадается на эмпирический и тео­ретический уровни(см. предыдущую главу). Опыт, эксперимент, наблюдение — это составляющие эмпирического уровня позна­ния. Аб

Проблемные ситуации в науке
Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мышления, простираю­щийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением преемственности в развитии на­учной мысли. Она затрагивает две плоскости: во-первых, матери­альное воплощение

Преемственность в развитии научных знаний
Данная закономерность выражает неразрывность всего позна­ния действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая б

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, н

Дифференциация иинтеграция наук
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодей­ствием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синте­зом знания, объ

Взаимодействие наук и методов
Разделение науки на отдельные области было обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развива­ются не независимо, а в

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Одна из важных закономерностей развития науки — усиле­ние и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьюте­ризации науки как базы н

Теоретизация и диалектизация науки
Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания. Вторая из названных сторон выражается, в

Ускоренное развитие науки
Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что на­ука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследо­ванных ею от предш

Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противо­речий, сильных и слабых сторон и т. д. Существуют две основ­ные формы кри

Метод и методология
Как подчеркивает современный американский философ на­уки М. Томпсон, эта дисциплина решает две кардинальные про­блемы. Во-первых, она «занимается преимущественно изучени­ем методов и принципов, на

Основные модели соотношения философии и частных наук
Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолюти­зация одной из этих сторон (метафизический подход): б) взаи­мосвязь, взаимодействие

Функции философии в научном познании
1. Интегратившя (синтетическая) функция философии — сис­темное, целостное обобщение и синтез (объединение) разно­образных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом

Общенаучные методы и приемы исследования
Как уже говорилось, наиболее общими, «верхним уровнем» методов являются философские — метафизический, диалектичес­кий, феноменологический, герменевтический и т. п. Что касается общенаучных методов

Методы эмпирического исследования
1 . Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только

Методы теоретического познания
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). После­дний создается для точного выражения мыслей с целью исключе­ния возможности д

Общелогические методы и приемы исследования
1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на со­ставные части, и синтез — их объединение в единое органи­ческое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — со

Понимание и объяснение
Проблема понимания и его соотношения с познанием (и объ­яснением) обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание пр

Проблема научных традиций
Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и филосо­фов науки, но только Т. Кун (один из лидеров современной пост­позитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной консти

Многообразие научных традиций
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечествен­ные философы науки[129]. Это усовершенствование связано, прежде всего, с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывает

Возникновение нового знания
Вопрос о том, как возникает новое знание в науке — главный в истории как зарубежной, так и отечественной философии на­уки. Выше было показано, как решал этот вопрос Т. Кун. С точки зрения от

Научные революции как перестройка оснований науки
Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследова­тельских стратегий, задаваемыхоснованияминауки, получили на­звание научных революций. Главными компонентами основания науки яв

Глобальные революции и смена типов научной рациональности
Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности — это своего рода абст- рактны

Открытие рациональности в философии античности
Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом, кото­рый выразил его так: «Мысль в

Первая научная революция и формирование научного типа рациональности
Все типы рациональности мы будем объяснять, опираясь не только на факты и идеи естествознания, но и на философию, ко­торая эти идеи оправдывала, аргументированно обосновывала или, наоборот, критиче

Вторая научная революция и изменения в типе рациональности
Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал клас­сического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все о

Третья научная революция и формирование нового типа рациональности
Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассическо­го естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные пр

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов иссле­дования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рожпается

Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска
В современной постнеклассической картине мира упорядочен­ность, структурность, равно как и хаосомность, стохастичность, признаны объективными, универсальными характеристиками дей­ствительности. Они

И современная научная картина мира
Одно из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюциониз- ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки
Ценностный, аксиологический подход к науке — явление не бесспорное. Наука ориентируется на объективность, и, следова­тельно, на первый взгляд, она свободна от ценностей и измере­ний в оценочной шка

Этические проблемы науки XXI в.
Этические проблемы современной науки являются чрезвычай­но актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований[160]. Новая дисциплина — этика науки — изучает нр

Сциентизм и антисциентизм
Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сци­ентизм(от лат. Scientia — знание, наука), считая науку культур­но

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов
Наука стала одним из источников глобальных кризисов со­временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду, технологи

Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе
Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социа

Наука и научный метод
Вебер исходит из того, что исследователю трудно рассчиты­вать на «дельную работу» в науке, на получение ценных результа­тов, если ему «не хватает надежного рабочего метода». Поэтому объективно, а н

Специфика социального познания и его методов
В решении этого вопроса немецкий мыслитель исходил из следующего методологически важного положения: «В основе де­ления наук лежат не «фактические» связи «вещей», а «мыслен­ные» связи проблем

Особенности современного социального познания
Выше мы уже говорили о некоторых своеобразных чертах со­циально-гуманитарного познания по сравнению с естественнона­учным, приводили высказывания мыслителей разных направле­ний на сей счет. Система

Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии
В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы и принципы (о которых шла речь в гл. V). Однако они здесь до

Наука как социокультурный феномен
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельно­сти, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальн

Институциональных форм научной деятельности
Науку не следует отождествлять только с гипотезами и тео­риями. Она сильна своей институциональной стороной. Возник- новение науки как социального института связывают с кардиналь­ными и

Эволюция способов трансляции научных знаний
Человеческое общество нуждается в способах передачи опы­та и знания.Синхронный способуказывает на оперативное ад­ресное общение, на возможность согласования деятел

Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки
Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоемкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует ог­

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги