Основные черты гностицизма - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 В Основе Этого Религиозного Движения Лежит Кажущееся Примирение И Воссоединен...
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.
Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.
Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.
Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.
Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.
Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так, идея единосущной Троицы распадается у гностиков на множество гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное отношение к абсолютному первоначалу.
Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
Манихейство: Вместе с митраизмом и зороастризмом манихейство являлось одной из самых влиятельных религий Ирана. Учение Мани представляет собой дуалистическое учение о борьбе зла и добра, тьмы и света. Данное учение взяло свои корни из гностицизма. Учение требовало довольно строгой воздержанности от определённого круга последователей по отношению к питанию, физическому труду, половой жизни. Манихейскими мирянами, которые всегда составляли большую часть верующих, соблюдалась только часть необходимых правил, и это не отвергало возможности спасения. Так как Мани, который считал себя главным и последним из пророков Бога добра, хотел совместить все вероучения и заменить их, в результате чего они стали его преследовать, особенно зороастрийские священники, от рук которых он и умер. Но, несмотря на это, манихейством было приобретено достаточно известное влияние и за границами государства Сассанидов, а позже — Аббасидов: на восток — до Сибири и Китая, на запад — до Галлии и Испании; Августин, позднее который выступал против манихейства, в течении более 7-ми лет был адептом данного культа. Манихейство представляет собой систему атеистическую, хотя и мистическую. В космогонии манихейства Бог отсутствует. Вместо него существуют 2 стихии: Свет и Мрак. Мрак - нематериален, но один раз его скопления подкрались к Свету и попытались вторгнуться в него. Тогда Первочеловек вышел против них, в результате чего они облекли его тело, растерзали его на части, и продолжают мучить их: данное сочетание света, которое заключено во мраке, и представляет собой мир материальный. Манихеи свою задачу видят в освобождении из оков материи пленных частиц света. Достигнуть этого возможно не через смерть, так как манихеями признается переселение душ, а с помощью отвращение к жизни и всему материальному и телесному, а также и к искусству, так как все вещи сделаны из материи. Согласно манихейству мир является не творением, которое заслуживает любви, а результатом катастрофы и заслуживаем уничтожению. Данное учение является довольно последовательным, в результате чего оно вызывало отвращение везде, где оно начинало проповедоваться: в Иране, Риме, Китае.
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Основные черты гностицизма
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Вопрос 1. Древнегреческая натурфилософия. Проблема субстанции. Милетская школа. Фил-я Др Греции форм. в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигур
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
Вопрос 1. Античные физики: Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Эмпедо́кл (ок. 490 до н. э., ок.430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный д
Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Вопрос 1. Античное просвещение. Софисты и Сократ. Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, т.к.Сок
Вопрос 2. Любовь и творчество в жизни человека.
Творчество проявляется во всех формах жизни человека. В этом плане особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны: закон и творчество. Нравственный человек дол
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Философия Платона. Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понят
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
Вопрос 1. Философия Аристотеля. Аристотельпо праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, нак
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
Вопрос 1. Эллинистическая философия: эпикурейцы, киники и скептики. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., перено
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
Вопрос 1. Эллинистическая философия. Стоицизм и неоплатонизм. Стоицизм – школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Название происхо
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
Вопрос 1. Основные проблемы и особенности средневековой философии. 1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви» именов
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
Вопрос 1. Учение Иисуса Христа и ранняя патристика. Гностицизм и манихейство. Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — фило
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
Вопрос 1. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин(354-430 гг)- основоположник С.Ф. Родился вСеверной Африке, получил классическое образование
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
Вопрос 1. Рождение естествознания. Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон. Особенности первой естественнонаучной картины мира Нового Времени. Николай Кузанский (1401-1464) .
Вопрос 2. Проблема истинности познания. Критерии истины.
Проблемы истины Истина — Отражение обьекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его соз
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
Вопрос 1. Основные особенности картины мира в философии Нового времени. На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который называется Новым временем. Дл
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
Вопрос 1. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. На рубеже 15-16 веков перед философией и наукой стояли новые задачи
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
Вопрос 1. Традиция эмпиризма в новоевропейской философии. Ф, Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли. Эмпиризм-одна из теорий познания, согласно которой источником и
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
Вопрос 1. Немецкая классическая философия. И. Кант, Г. Гегель. Философия И. Канта: Иммануил Кант (1724 – 1804) является родо
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Вопрос 1. Неоромантическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Предпосылки философии А.Шопенгауэра: Во многих отношениях начало новому типу философствования
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
Вопрос 1. Рождение и исторические типы позитивизма. ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачива
Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Дем
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
Вопрос 1. Экзистенциализм, феноменология и герменевтика. Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной
Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология.
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует р
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
Вопрос 1. Психоанализ и философия культуры. Проблема бессознательного. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравните
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Вопрос 1. Рождение и становление русской религиозной философии. Западники и славянофилы. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микро
Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии.
Их взгляды объединяет общая позиция : признание основополагающего значения православия, рассмотрения веры,
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
Вопрос 1. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философский персонализм Н. Бердяева. Философия В.С.Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
Вопрос 1. Философия Китая и Индии. Конфуцианство, даосизм, буддизм. Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и пре
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов