Реферат Курсовая Конспект
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Вопрос 1. Экзистенциализм, Феноменология И Герменевтика. Э...
|
Вопрос 1. Экзистенциализм, феноменология и герменевтика.
Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные
проблемы - это такие пробл., которые возникают из самого факта сущ. человека. Для Э. имеет значение только его собственное сущ. и его движение к небытию.
Среди всех способов бытия существования Э. ищут такой, в кот. сущ. Раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью. Э. объявл. предметом ф. - бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл. неопределимым., и что никакой лог. анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Свобода составляет само чел. существование, чел. и есть свобода. Однако своб. понимается ими как нечто иррациональное. Своб. они мыслят как своб. вне
общества. Это внутр. состояние, настроенность, переживание индивида. Характерной чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел. сущ-я сущ. Потусторонняя реальность, кот. понимается как способ сущ. чел., состоящий в озабоченности чел., направленной куда-то вне его. Внеш. мир представляет среду, мир заботы чел., окружающий чел. сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел. его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел. скрыто истинное, одинокое сущ-е.
Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы чел. личности явл. забота, тревога, страх.Это субъективное бытие ч-ка, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-здесь и др.Чтобы постичь смысл бытия, ч-к должен отрешиться от целевых установок, осознать свою
бренность, грешность, поч. себя перед лицом смерти. Ясперс- психиатр, в распаде личности видит не болезнь, а поиск своей индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рац. картина мира есть рац. неосознанных стремлений. Задача филос - раскрыть зашифр. учение о пограничных состояниях - в них ч-к
избавляется от господств норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать себя как экзистенцию.
Камю- нобелевский лауреат, писатель. Существование ч-ка абсурдно, вводит
категорию абсурда в свою фил. Выражение безысходного одиночества ч-ка. Выход их
ситуации - непокорство и самоубийство.
Сартр - дополнение к марксизму. 2 вида бытия – бытие-в-себе, заменяющее
объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой
реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть
небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движ., многообразия
жизни, вносит смысл в инертный и абс. мир. в морали осн. категория - свобода.
Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность чел. поведения.
Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.(ИЛИ ЭТОТ ВАРИАНТ)
Феноменология – одно из основных направлений в философии ХХ в., исходное положение которого – отказ от любых идеализаций в качестве исходного пункта и признания единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания (Гуссерль), возможности истолкования фундаментальных структур человеческого существования (Хайдеггер). Два основных варианта феноменологии – учения Гуссерля (признанный основоположник направления) и Хайдеггера.
Основная идея феноменологии – неразрывность сознания, с одной стороны, и предметного мира – с другой, и в то же время несводимость, нередуцируемость сознания к предметному миру.
ГУССЕРЛЬ (1859-1938) - немецкий философ, основатель фнмнологии. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. Г. выступал с идеей "фил-ии как строгой науки". Создаваемая им фнмнология была призвана воплотить в жизнь принцип строгой научности. Г. видит в науке высшую ценность и важнейшее достояние человечества.
Суть учения Гуссерля можно с вести к 3м главным идеям. 1.Фил-я не имеет никакого отношения к окружающему миру и к изучающим его наукам. Предметом фи-ии являются феномены сознания. 2. Эти феномены понимаются никак психич процессы, а как сущности независимые от индивид-го сознания. 3. сущности не понимаются рассудком, а непосредственно переживаются а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции.
Г. выработал фнмнлогический метод. Предпосылка метода — тезис, что познание это не деятельность а созерцание феноменов трансцендентального познания, т.е. познание своих переживаний. Г. признает, что обычно наше сознание обращено к внешнему миру. Он предлагает отказаться от этой естественной обстановки и переключить наше сознание на внутр. Мир, на само наше сознание. Тогда содержание сознания и образует предмет фнмнологичсекого исследования. Переключение сознания от внеш к внутр — фнмнологическая редукция. Осуществяя ее мы исключаем из рассмотрения весь внешний мир, после чего остается область чистого сознания, которая становится предметом познания
Герменевтика- направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания текстов, символов. Вильгельм Дильтей - герменевтика выступает как метод понимания культуры.
Основные вопросы герменевтики:
•как возможно понимание?
• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым.
Предметом исследования,как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций- случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
К числу современных философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913). Фридрих Шлейермахер - Главная функция-выявление способа выражения мысли, определяющем индивидуальность, своеобразие текста.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;
• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу
автора, текст будет полностью понят.
Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах- условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность — человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире; понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании).
Ганс ГадамерПередача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
Центральное понятие философии Поля Рикера — личность.Личность — творец всей человеческой культуры. Цель философии — разработать метод понимания человеческой субъективности.
В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое, настоящее, будущее.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов