ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16 - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Вопрос 1. Традиция Эмпиризма В Новоевропейской Философии. Ф, Бэкон...
Вопрос 1. Традиция эмпиризма в новоевропейской философии. Ф, Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли. Эмпиризм-одна из теорий познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.Первичное название «сенсуализм».Это так же учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. В основном раздел идет по 2м основным типам эмпиризма::Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. МатериалистическийЭ. (Ф. Бэкон, Гобс, Локк, Французский материализм 13 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.Основоположникомэмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений.
Далее Джон Локк(1632-1704) систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде "Опыт о человеческом разуме". Локк отрицал врожденные идеи, о которых говорил Декарт, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнегои внутреннего опыта: из ощущенийи рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия (или внутреннее чувство) относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением. Идеи состоят из простых и комплексных. Простые идеи - это идеи, получаемые индивидуально и раздельно посредством ощущений и размышления. Когда простые идеи обретают более высокий уровень за счет сочетания, сравнения и абстрагирования путем операций рассудка, они становятся комплексными идеями.
Т.ГОБС-в полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия.
Давид Юм (1711-1776) — философ английского Просвещения, критиковал религи-озный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Он был философом-скептиком, антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной связи вещей, что причинность устанавливается лишь как факт психического опыта. Когда мы наблюдаем: за одним следует другое и это повторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь между вещами – результат психического опыта. Юм подверг сомнению многие христианские догмы. Вся деятельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума.
Главным стоит отметить что в ходе своего сущ-ия,особенно при появлении Новоевропейской философии (18в),начал активно противопоставляться РАЦИОНАЛИЗМУ ,Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из ума, а из опыта,это его минус, Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в поэнакии, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.
Вопрос 2. Самоорганизация, детерминизм и системность как свойства мира. Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях. Система- это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Под элементом понимают объект, который при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть (хотя при другом подходе он может рассматриваться как система). Так, планета Земля может рассматриваться и как элемент Солнечной системы, и как система, состоящая из элементов. Сложные системы включают в свой состав ее части - подсистемы. Например, культура как сложная система состоит из трех подсистем: материальной, социальной и духовной культуры. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганизацию, относительную устойчивость, называется структурой. Эти категории широко применяются в современной науке, особенно при анализе сложных систем
Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Можно выделить: 1) Д. философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений; 4) социальный Д.,
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Самоорганизация-процессы самодвижения,самоупорядовачения ,самоконструирования,самоизменения в системах,положений их отдельных единиц,имеется мысль о том что они могут возникать только в сложных системах и только при случайных событиях.Имеют огромную значимость. Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г. Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций.
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Вопрос 1. Древнегреческая натурфилософия. Проблема субстанции. Милетская школа. Фил-я Др Греции форм. в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигур
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
Вопрос 1. Античные физики: Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Эмпедо́кл (ок. 490 до н. э., ок.430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный д
Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Вопрос 1. Античное просвещение. Софисты и Сократ. Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, т.к.Сок
Вопрос 2. Любовь и творчество в жизни человека.
Творчество проявляется во всех формах жизни человека. В этом плане особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны: закон и творчество. Нравственный человек дол
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Философия Платона. Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понят
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
Вопрос 1. Философия Аристотеля. Аристотельпо праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, нак
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
Вопрос 1. Эллинистическая философия: эпикурейцы, киники и скептики. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., перено
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
Вопрос 1. Эллинистическая философия. Стоицизм и неоплатонизм. Стоицизм – школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Название происхо
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
Вопрос 1. Основные проблемы и особенности средневековой философии. 1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви» именов
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
Вопрос 1. Учение Иисуса Христа и ранняя патристика. Гностицизм и манихейство. Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — фило
Основные черты гностицизма
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гн
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
Вопрос 1. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин(354-430 гг)- основоположник С.Ф. Родился вСеверной Африке, получил классическое образование
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
Вопрос 1. Рождение естествознания. Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон. Особенности первой естественнонаучной картины мира Нового Времени. Николай Кузанский (1401-1464) .
Вопрос 2. Проблема истинности познания. Критерии истины.
Проблемы истины Истина — Отражение обьекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его соз
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
Вопрос 1. Основные особенности картины мира в философии Нового времени. На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который называется Новым временем. Дл
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
Вопрос 1. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. На рубеже 15-16 веков перед философией и наукой стояли новые задачи
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
Вопрос 1. Немецкая классическая философия. И. Кант, Г. Гегель. Философия И. Канта: Иммануил Кант (1724 – 1804) является родо
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Вопрос 1. Неоромантическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Предпосылки философии А.Шопенгауэра: Во многих отношениях начало новому типу философствования
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
Вопрос 1. Рождение и исторические типы позитивизма. ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачива
Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Дем
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
Вопрос 1. Экзистенциализм, феноменология и герменевтика. Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной
Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология.
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует р
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
Вопрос 1. Психоанализ и философия культуры. Проблема бессознательного. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравните
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Вопрос 1. Рождение и становление русской религиозной философии. Западники и славянофилы. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микро
Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии.
Их взгляды объединяет общая позиция : признание основополагающего значения православия, рассмотрения веры,
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
Вопрос 1. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философский персонализм Н. Бердяева. Философия В.С.Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
Вопрос 1. Философия Китая и Индии. Конфуцианство, даосизм, буддизм. Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и пре
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов