рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Смысл Жи́зни, Смысл Бытия́ — Философская И Духовная Проблема, Имеющ...

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?» …

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека…

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.

В философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в «воле к власти…

В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. Перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве за совершенные ими грехи. Поэтому смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.

При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев — Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают «жизнь как бытие к смерти». По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, «пограничных» между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни.

Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса.

Выдающийся английский ученый и философ Б. Рассел писал: «Бог и бессмертие — эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно». Стремясь показать, что душа, как и тело, смертны, Рассел пишет: «Все свидетельствует о том, что наша умственная жизнь связана с мозговой структурой и организованной телесной энергией. Разумно было бы предположить поэтому, что когда прекращается жизнь тела, вместе с ней прекращается и умственная жизнь». Для доказательства несостоятельности религиозного постулата о бессмертии души Рассел приводит следующие аргументы: «Любой человек, наблюдающий рождение, выкармливание и детство ребенка, не может всерьез утверждать, что душа есть нечто отделимое прекрасное и совершенное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается подобно телу и берет что-то от сперматозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может быть неделимой».

Подобную же позицию занимали философы-материалисты — Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Маркс, Чернышевский. Эту же точку зрения разделяют философы-материалисты XX века и многие ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения.

Отрицая возможность личного бессмертия, оставляя надежды на “загробную жизнь”, философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения, отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Кроме того, перед ними открываются возможности совершения любых преступлений, ибо, как справедливо заметил Ф.М.Достоевский, “если Бога нет, то все дозволено”. Суд и воздаяние, ожидающие каждого верующего после смерти, этим людям не грозят. Поэтому принятие атеистического мировоззрения должно быть органически связано с формированием высокой нравственной, правовой, политической и философской культуры, способствующей подготовке ответственного и высоконравственного гражданина. Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Вопрос 1. Древнегреческая натурфилософия. Проблема субстанции. Милетская школа. Фил-я Др Греции форм. в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигур

Вопрос 1. Проблема бытия. Эфесская школа, элеаты. Гераклит и Парменид.
-Космоцентризм: В центре внимания философов античности нах космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Этот интерес был обусловлен хара

Вопрос 2. Философия медицины. Врач и пациент. Медицинская культура. Миссия врача в современном мире.
Учитывая право чел-ка на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели моральных отношений "врач-пациент" и состояние совр. общества можно сформулировать следующие модели отнош 1. М. &q

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
Вопрос 1. Античные физики: Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Эмпедо́кл (ок. 490 до н. э., ок.430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный д

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Вопрос 1. Античное просвещение. Софисты и Сократ. Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, т.к.Сок

Вопрос 2. Любовь и творчество в жизни человека.
Творчество проявляется во всех формах жизни человека. В этом плане особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны: закон и творчество. Нравственный человек дол

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Философия Платона. Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понят

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
Вопрос 1. Философия Аристотеля. Аристотельпо праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, нак

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
Вопрос 1. Эллинистическая философия: эпикурейцы, киники и скептики. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., перено

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
Вопрос 1. Эллинистическая философия. Стоицизм и неоплатонизм. Стоицизм – школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Название происхо

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
Вопрос 1. Основные проблемы и особенности средневековой философии. 1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви» именов

Вопрос 2. Социальная философия. Структура общественно-экономической формации.
Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в эт

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
Вопрос 1. Учение Иисуса Христа и ранняя патристика. Гностицизм и манихейство. Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — фило

Основные черты гностицизма
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гн

Вопрос 2. Аксиология. Нормы и ценности в структуре поведения личности и в общественном сознании.
Аксиология-(греч axia - ценность и logos - учение, слово) философская дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы е

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
Вопрос 1. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин(354-430 гг)- основоположник С.Ф. Родился вСеверной Африке, получил классическое образование

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
Вопрос 1. Рождение естествознания. Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон. Особенности первой естественнонаучной картины мира Нового Времени. Николай Кузанский (1401-1464) .

Вопрос 2. Проблема истинности познания. Критерии истины.
Проблемы истины Истина — Отражение обьекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его соз

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
Вопрос 1. Основные особенности картины мира в философии Нового времени. На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который называется Новым временем. Дл

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
Вопрос 1. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. На рубеже 15-16 веков перед философией и наукой стояли новые задачи

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
Вопрос 1. Традиция эмпиризма в новоевропейской философии. Ф, Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли. Эмпиризм-одна из теорий познания, согласно которой источником и

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
Вопрос 1. Немецкая классическая философия. И. Кант, Г. Гегель. Философия И. Канта: Иммануил Кант (1724 – 1804) является родо

Вопрос 2. Диалектика как учение о развитии. Ее принципы и всеобщие законы.
Методологическая роль философии – определение основных направлении, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Вопрос 1. Неоромантическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Предпосылки философии А.Шопенгауэра: Во многих отношениях начало новому типу философствования

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
Вопрос 1. Рождение и исторические типы позитивизма. ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачива

Вопрос 2. Понятие духа, материи, сознания, движения, пространства и времени.
Душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, соз

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": • материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,

Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный. Сторонники первого — субстанционального (Дем

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.
Отражение- способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
Вопрос 1. Экзистенциализм, феноменология и герменевтика. Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной

Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология.
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует р

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
Вопрос 1. Психоанализ и философия культуры. Проблема бессознательного. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравните

Вопрос 2. Генезис философии: культурно-исторические и личностные аспекты проблемы.
Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гнос

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Вопрос 1. Рождение и становление русской религиозной философии. Западники и славянофилы. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микро

К западникам относились Чаадаев, Герцен, Грановский, Чернышевский, Боткин и др.
Они придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государстве

Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Их взгляды объединяет общая позиция : признание основополагающего значения православия, рассмотрения веры,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
Вопрос 1. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философский персонализм Н. Бердяева. Философия В.С.Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
Вопрос 1. Философия Китая и Индии. Конфуцианство, даосизм, буддизм. Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и пре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги