рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Вопрос 1. Древнегреческая Натурфилософия. Проблема Субстанции. Мил...

Вопрос 1. Древнегреческая натурфилософия. Проблема субстанции. Милетская школа.
Фил-я Др Греции форм. в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигурой общества. Древнегреч. фил-я включ. следующие этапы:1.становление древнегреч. фил-и (VII – V вв. до н.э., досократовский период, представлен милетская школой, Гераклитом, эллейской школой, атомистами)2.классическая древнегреч. фил-я (V – IV вв. до н.э.­,сократический период;философско - просветитительская деятельность софистов, философии Сократа, Платона,Аристотеля).Натурфилофофия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреч натурфил-я (милетская школа и др.) явилась первой историч. формой философии . Возникла нф. ещё до появления собственно фил-и, из так наз. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии явл. уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Родоначальником натурфил-и были ионийские философы. Ими рассматривались следующие осн. проблемы:материя и её (атомистическая) стр-ра, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и орг. Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфил-и, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфил-и получает уже естественнонаучный характер.К древнегреч. натурфил-и относятся: Милетская школа, школа Пифагора, атомисты. Основополагающим в Милетской школе были поиски начала, из которого все возникло, т.е. прежде всего ставился вопрос о первооснове мира. Для первых греч. мудрецов был важен ответ на ?: где то основание, благодаря чему все рождается и все уничтожается? Каково то, из чего все происходит и во что все «разрешается»? Что есть основание единства мира, всепорождающее и всеобъемлющее? Милетская школа искала одно первоначало (архе), сославшись на которое можно было решить все проблемы, касающиеся рождения, жизни. Гибели, движения, изменения. И общекосмическое начало в самой природе.У греков природа и сущность опред. одним словом – «фюсис». Они использовали слово «природа» в значении – суть чего-либо.Яркие представители древнегреч. натурфил-и :Гераклит (540-475 до н.э.), Фалес (640-546 до н.э.), Анаксимен (585-525 до н.э.), Анаксагора (500-428 до н.э.), Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.), Пифагор (6 в. до н.э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.). Левкипп (ок. 500-440 до н. э.), Аристотель из Стагиры (384-322 до н. э.).Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.в своем мышлении исходили из природы, как самодостаточной в своем существовании и все объясняли, прибегая к природным основаниям и силам. Они были убеждены, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду (материальная основа ссего,остается постоянной при изменении,явл.единством в разнообразии), Анаксимен – воздух(Огонь – это разряженный воздух,Душа также состоит из воздуха), Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон,его нельзя определить,он постоянно нах. в движении,выделяет тепло и холод , благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Анаксимандр и Анаксимен ввели в фил-ю понятие «вечного движения». Воздух всегда нах. в движ – превращении (Анаксимен). Благодаря движению «одни вещи рождаются, др. уничтожаются». Но изменяются только части, целое же остается неизменным (Анаксимандр). Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода.Вещи возникают в рез-те тех превращений, которые происх. с первовеществом, сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего нах. первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Постулируемые милетцами субстанции относятся фактически к миру явлений и событий. За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки.
Анаксагор так же ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, видел ее в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые наз. гомеомериями. Согласно А., мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее св-ва зависят от преобладания того или иного типа семян. А. ввел в фил-ю понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц - семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего – все". Семена,понимались А-м как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, явл. ум (нус). Ум понимается и как духовная, и как матер. механическая сила. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания А. считал, что глав. роль принадлежит чувствам. Но он не абсолютизировал чувственное познание, придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Ионийская фил-я представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом. По мысли Гер-та, человек - часть природы (космоса), представляющей собой вечно живой огонь, она вечна, бессмертна и никем не сотворена; чел. должен жить в соответствии с природой, с ее живой "душой" - вечно живым огнем-логосом.Логос у Гер-та – закон движения мира, но одновременно он и разум, свойственный всей материи. Огонь у Г. – это символ, благодаря которому возникает образ живого, динамического первоначала. Чел. душа у него тоже имеет «огненную природу». Г. выражает мысль о всеобщности, универсальности изменения. Вместе с огнем движется, изменяется, обновляется и все в мире.Г. в своих мыслях предугадал Закон единства и борьбы противоположностей. Против-ти, которые пребывают в вечной борьбе друг с др., также и едины в этой борьбе; против-ти эти не застывшие, они переходят друг в др., они подвижны, как подвижно все в мире (холодное нагревается, горячее - остывает).Г. был сторонником круговорота в-в в природе и цикличности истории. Он один из первых,кто пытался определить объективную закономерность (диалектику), лежащую в основе всякого процесса и состояния.
Проблема субстанции в фил-и. Субстанция — объективная реальность, первооснова мира.В истории фил-и первоначально С. понимается как в-во, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в по­исках основания всего сущего С. начи­нают рассматривать как особое обозна­чение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В нов. время наиболее остро проблема С. была поставлена Декар­том. Уже Кант по­нимает С. как «то постоянное, лишь в от­ношении с которым можно определить все временные явления». С точки зрения материализма, С. понимается как материя, как субъект всех своих измене­ний, т. е. активная причина всех собст­венных формообразований. В понятии С. материя отражена не как противоположность сознанию, а как внутреннее единство всех форм ее движения, всех различий и противопо­ложностей, включая и противополож­ность бытия и сознания. Антисубстанциалистская позиция в фил-и отстаивается позитивиз­мом, который объявляет С. мнимой и пото­му вредной для науки категорией. Категория материи явл. фундаментальной философским понятием. Можно выделить два основных признака материи : она существует независимо от сознания и отображается ощущениями. В основе современных представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации.

Вопрос 2. Перспективы человека и человечества. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Проблемы нельзя решить в рамках од­ной страны. Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.Человек - ее неразрывный элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.Творя историю, человек создает себе Новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;2) сокращение энергетических и продовольственных ресурсов;3) рост населения в ареалах нищеты и голода;4) угроза войны с использованием оружия массового уничтожения;5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;6) глобальные проблемы в экономической, соц., полит., эстетической и этической сферах.В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическая составляющая, подавляя культурно-этический компонент.Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.Стратегия чел-ва - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) чел-ка и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.Экологический императив - комплекс свойств окружающей среды, изменение которых недопустимо ни при каких условиях. Нравственный императив - обновленная нравственность, заслоняющая людей от соц. опасностей.Оба эти понятия должны быть органическими составляющими стратегии чел-ва, а не табу или необоснованными догматами. Здесь нельзя фантазировать или даже экстраполировать сложившееся положение вещей в будущее.Для реализации стратегии чел-ва необходимо планетарное гражданское общество как институт, как механизм международного контроля; необходима мобилизация всего современного философского, научного, эстетического и этического потенциала для преобразования существующей системы отношений. Необходим переход от техногенной, информационной цивилизации к антропогенной, где главная ценность – человек.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Проблема бытия. Эфесская школа, элеаты. Гераклит и Парменид.
-Космоцентризм: В центре внимания философов античности нах космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Этот интерес был обусловлен хара

Вопрос 2. Философия медицины. Врач и пациент. Медицинская культура. Миссия врача в современном мире.
Учитывая право чел-ка на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели моральных отношений "врач-пациент" и состояние совр. общества можно сформулировать следующие модели отнош 1. М. &q

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
Вопрос 1. Античные физики: Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Эмпедо́кл (ок. 490 до н. э., ок.430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный д

Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Вопрос 1. Античное просвещение. Софисты и Сократ. Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, т.к.Сок

Вопрос 2. Любовь и творчество в жизни человека.
Творчество проявляется во всех формах жизни человека. В этом плане особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны: закон и творчество. Нравственный человек дол

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Философия Платона. Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понят

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
Вопрос 1. Философия Аристотеля. Аристотельпо праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, нак

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
Вопрос 1. Эллинистическая философия: эпикурейцы, киники и скептики. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., перено

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
Вопрос 1. Эллинистическая философия. Стоицизм и неоплатонизм. Стоицизм – школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э. Название происхо

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
Вопрос 1. Основные проблемы и особенности средневековой философии. 1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви» именов

Вопрос 2. Социальная философия. Структура общественно-экономической формации.
Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в эт

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
Вопрос 1. Учение Иисуса Христа и ранняя патристика. Гностицизм и манихейство. Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — фило

Основные черты гностицизма
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гн

Вопрос 2. Аксиология. Нормы и ценности в структуре поведения личности и в общественном сознании.
Аксиология-(греч axia - ценность и logos - учение, слово) философская дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы е

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
Вопрос 1. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин(354-430 гг)- основоположник С.Ф. Родился вСеверной Африке, получил классическое образование

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
Вопрос 1. Рождение естествознания. Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон. Особенности первой естественнонаучной картины мира Нового Времени. Николай Кузанский (1401-1464) .

Вопрос 2. Проблема истинности познания. Критерии истины.
Проблемы истины Истина — Отражение обьекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его соз

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
Вопрос 1. Основные особенности картины мира в философии Нового времени. На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который называется Новым временем. Дл

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
Вопрос 1. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. На рубеже 15-16 веков перед философией и наукой стояли новые задачи

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
Вопрос 1. Традиция эмпиризма в новоевропейской философии. Ф, Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли. Эмпиризм-одна из теорий познания, согласно которой источником и

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
Вопрос 1. Немецкая классическая философия. И. Кант, Г. Гегель. Философия И. Канта: Иммануил Кант (1724 – 1804) является родо

Вопрос 2. Диалектика как учение о развитии. Ее принципы и всеобщие законы.
Методологическая роль философии – определение основных направлении, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Вопрос 1. Неоромантическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Предпосылки философии А.Шопенгауэра: Во многих отношениях начало новому типу философствования

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
Вопрос 1. Рождение и исторические типы позитивизма. ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачива

Вопрос 2. Понятие духа, материи, сознания, движения, пространства и времени.
Душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, соз

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": • материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,

Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный. Сторонники первого — субстанционального (Дем

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.
Отражение- способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
Вопрос 1. Экзистенциализм, феноменология и герменевтика. Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной

Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология.
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует р

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
Вопрос 1. Психоанализ и философия культуры. Проблема бессознательного. Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравните

Вопрос 2. Генезис философии: культурно-исторические и личностные аспекты проблемы.
Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гнос

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Вопрос 1. Рождение и становление русской религиозной философии. Западники и славянофилы. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микро

К западникам относились Чаадаев, Герцен, Грановский, Чернышевский, Боткин и др.
Они придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государстве

Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Их взгляды объединяет общая позиция : признание основополагающего значения православия, рассмотрения веры,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
Вопрос 1. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философский персонализм Н. Бердяева. Философия В.С.Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
Вопрос 1. Философия Китая и Индии. Конфуцианство, даосизм, буддизм. Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и пре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги