Реферат Курсовая Конспект
Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология. - раздел Образование, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Бытие – Это Чистое Существование, Не Имеющее Причины, Оно – Причина Самого Се...
|
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».
Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.
Основные онтологические проблемы : Существует ли нечто? Что значит существовать? Каковы критерии истинного существования? Что существует: материя и дух?(онтологический дуализм),только материя?(материолизм), только дух или сознание(идеализм).Что такое жизнь, материя, сознание? Возможны ли случайные события?
Содержание философской категории "бытие" -положения:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытияявляются:
• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО,ЕСЛИ ВДРУГ НАДО:
История развития философской концепции понятия “Бытие”
Досократики: Бытие - неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид) или непрерывно становящееся (Гераклит). Противопоставляется небытию. Бытие “по истине” - сущность. Бытие “по мнению” - существование.
Платон - противопоставлял мир чувственный вещей миру истинного бытия - чистым идеям.
Аристотель - принцип взаимосвязи формы и материи Þ учение о различных уровнях бытия.
Средневековая христианская философия - противопоставление божественного бытия и сотворенного бытия. Различают действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция).
Эпоха Возрождения - общее признание культа материального бытия, природного бытия.
XVII-XVIII века
1) Бытие - реальность, противостоящая человеку, осваиваемая человеком в его деятельности. Þ Бытие - объект, противостоящий субъекту, бытие - косная реальность, подчиненная слепо действующим автоматическим законам. Исходным в трактовке бытия становится понятие тела. Господствуют натуралистически-объективистские трактовки бытия. Природа - механизм, действующий сам по себе. Субстанциальный подход в бытию как к субстанции, являющейся неуничтожимым, неизменным субстратом бытия с различными свойствами. Бытие - предметно сущее, противостоящее и предстоящее знанию, ограниченное природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает.
Þ Сознание исключается из бытия.
2) В то же время бытие определяется другими философами на пути гносеологического анализа сознания и самосознания:
Декарт: “мыслю, следовательно существую”.
Лейбниц: бытие - духовные субстанции, монады.
Беркли: бытие - существование и данность в восприятиях.
Немецкий классический идеализм
Кант: Бытие - не свойство вещей, а общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Различие между природным и нравственно свободным бытием - в различии форм законополагания - причинности и цели.
Фихте: Бытие - свободная, чистая деятельность абсолютного “Я”. А предмет анализа философии - бытие культуры как духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.
Шеллинг: Подлинное бытие - в свободе человека, в его духовной деятельности.
Гегель: Бытие - первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Он фактически сводит духовное бытие к логической мысли.
Гегель говорит о внутренней противоречивости и активности бытия: антитезой бытия или нечто является ничто. Гегель начинает построение философской системы с понятия чистого бытия (ничто). Чистое бытие бедно и пусто Þ оно ничто. Но оно связано с началом. А начало - с наличием возможности. Возможность есть нечто, пусть еще не ставшее, нечто как потенция Þ свернутая форма будущего бытия Þ в потенции объединены бытие и небытие Þ тождество ничто и нечто, единство противоположностей. Þ Внутри ведется скрытая работа становления ничто и нечто Þ нет абсолютного ничто, так как это - исходная форма проявления нечто.
В целом, немецкая классическая философия критикует прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытии до и вне всякого опыта и выявляет такой уровень бытия как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта Þ историзм понимания бытия.
Маркс и марксизм
Подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности). Несводимость одного уровня бытия к другому. отстаивается историческая концепция социального бытия, где бытие - реальный процесс жизнедеятельности людей, “производство самой материальной жизни”. Проблема взаимоотношения природного и социального бытия - первичность природы, а развитие общественно-исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального бытия, которое служит основой постижения бытия личности.
Западные философы XIX - XX веков
Понять бытие исходя из анализа сознания. Но сознание - не только в чисто гносеологическом смысле, а предположение целостной структуры сознания во всем многообразии его форм и в единстве с осознаваемым миром.
Философия жизни (Дильтей): Бытие - целостность жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами.
Неокантианство: Бытие - мир сущностей и мир ценностей как подлинное бытие.
Феноменология Гуссерля: подчеркивается связь между различными слоями бытия - психическими актами сознания и объективно-идеальное бытие, мир смыслов. Учение о бытии изучает прежде всего восприятие.
Шелер: Учение о бытии тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и соответствующих им ценностей.
Хайдеггер: Бытие дано только в понимании бытия. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное бытие.
Сартр: противопоставление бытия-в-себе и бытия-для-себя. Бытие в себе - косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Бытие - свободный выбор возможностей.
Неопозитивизм: критика онтологии вплоть до отрицания проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Предполагает некритическое принятие языка наблюдений в качестве фундаментального уровня бытия науки.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений И хотя ощущения дают нам... Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы... Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам к которым относятся только те кто имеет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 2. Проблема бытия. Виды бытия. Современная онтология.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов