рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ - раздел Образование, ВСТУПЛЕНИЕ I. Произведения А. К.Толстого Стихотворения Графа А...

I. Произведения А. К.Толстого

Стихотворения графа А. К. Толстого. Спб., 1867.

Полное собрание сочинений гр. А. К. Толстого, т. I—IV, изда­ние А. Ф. Маркса (под редакцией П. В. Быкова и со вступитель­ной статьей С. А. Венгерова). Спб., 1907—1908.

Собрание сочинений А. К. Толстого, т. I—IV, «Художественная литература» (со вступительной статьей И. Г. Ямпольского). М., 1963—1964.

Собрание сочинений А. К. Толстого, т. I—IV. Б-ка «Огонек». М., 1969, 1980.

II. Литература об А, К. Толстом

Белинский В. Г. Упырь. Сочинение Краснорогского (А. К. Толстого). Спб., 1841. — «Отеч. записки», 1841, т. XVIII, № 10, отд. VI, с. 42; также в Полном собрании сочинений Белин­ского, т. V. М., АН СССР, с. 473—474.

Тургенев И. С. Письмо к редактору по поводу смерти гра­фа А. К. Толстого. Собр. соч., т. XI. М., 1956, с. 258—260.

Фет А. А. Мои воспоминания. В 2-х ч. М., 1890.

Страхов Н. Н. Критические заметки. — В кн.: Заметки о Пушкине и других поэтах. Изд. 2-е, Киев, 1897, с. 212—221.

Котляревский Н. Старинные портреты. Спб., 1907, с. 275—416.

Ж е м ч у ж н и к о в Л. М. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1971.

Мещерский В. П. Граф А. К. Толстой. — «Гражданин», 1875, № 40, 5 октября, с. 911—914.

Меньшиков М. О. Поэт русского Возрождения. (По пово­ду писем графа А. К. Толстого.) — Книжки «Недели», 1895, № 11, с. 194—228, также в кн.: Меньшиков. Критические очерки. Пб., 1899, с. 294—329.

Денисюк Н. Гр. Алексей Константинович Толстой. М., 1907.

Денисюк Н. (составитель). Критическая литература о про­изведениях гр. А. К. Толстого. В 2-х выпусках. М., 1907.

Покровский В. (составитель). Алексей Константинович Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Изд. 2-е. М., 1908.

Кондратьев А. А. Граф А. К. Толстой. Материалы для ис­тории жизни и творчества. Спб., 1912.

A. L i r о n d е 1 1 е. Le poete Alexis Tolstoi. L'homme et L'oeuvre, Paris, 1912.

Верков П. Н. Козьма Прутков — директор Пробирной па­латки и поэт. К истории русской пародии. Л.—М., АН СССР, 1933.

Я м п о л ь с к и й И. Г. А. К. Толстой-драматург. — В сб.: Классики русской драмы. Л.—М., 1940, с. 229—249.

Ростоцкий В., Ч у ш к и н Н. «Царь Федор Иоаннович» на сцене МХАТ. М.—Л., 1940.

Стафеев Г. И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творче­ство А. К. Толстого. Тула, 1973.

Сквозников В. Козьма Прутков. — В кн.: Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1974.

Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. М., 1976..


* Родилась 20 июня 1796 года.

* Крепкие умы (франц.).

* Поэма «Полтава» закончена была Пушкиным незадолго до этого.

* Дары моря (итал.).

* * В 1912 году в Париже вышло большое исследование об Л. К. Толстом, написанное Апдре Лиронделем, который пользовал­ся устными свидетельствами современников поэта, а также пись­мами и другими документами, утраченными к настоящему вре­мени. В частности, А. Лирондель утверждал, что и Пушкин хва­лил стихи молодого Толстого. Эта книга, вышедшая на француз­ском языке, и еще небольшой труд А. А. Кондратьева «Граф А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества», из­данный в Петербурге тоже в 1912 году, служат главным источни­ком биографических сведений о поэте. В дальнейшем труды лите­ратуроведов касались в основном творчества А. К. Толстого. Еще А. А. Кондратьев считал, что «ввиду скудости фактов о жизни Алексея Толстого не представляется возможным писать его биог­рафию». Действительно, уже к тому времени пожары уничтожи­ли дома в имениях, где жил Толстой, вместе с большею частью того, что было написано его рукой. Погибла значительная часть интимной переписки. Летописи жизни поэта не существует. Одна­ко усилиями исследователей мало-помалу накапливается все боль­ше биографических сведений. Автору этой книги пришлось соби­рать их «по крохам», сопоставлять косвенные данные, искать све­дения об А. К. Толстом во многих наших и зарубежных издани­ях и архивах, посещать места, связанные с жизнью поэта в Моск­ве и Ленинграде, в Брянской области и на Украине, побывать в Красном Роге, Пустыньке, Дрездене, Веймаре, Вартбурге, на Рюгене, в Бауцене.

* О мертвых либо хорошо (отзываться), либо ничего (не гово­рить) (латин.).

* Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.

* Алексей Толстой, подобно Грибоедову, обладал счастливой способностью делать стихи афористичными и легко запоминае­мыми, органично вписывающимися в родную речь и остающимися в ней как народные поговорки... Это особенно ярко прояви­лось в толстовской части Козьмы Пруткова.

* «Богатырь» долго не мог увидеть свет в массовом издании. Еще в 1890 году цензор Косович писал в своем заключении: «При­нимая во внимание, что означенная рукопись предназначается также для народного чтения, нельзя не выразить опасения, что все стихотворение А. Толстого может быть понято простолюди­ном в превратном смысле». Стихи подобного рода много навреди­ли Толстому, когда журналистика в России стала ареной «свобод­ного предпринимательства», понимавшего «прогресс» весьма свое­образно. Буржуазные критики не хотели вдумываться в истин­ный смысл стихов Толстого.

* Уже в 1863 году роман инсценировали, но постановку запретили. Потом по мотивам «Князя Серебряного» были написаны де­сятки пьес в стихах и прозе, однако большинству их цензура не дала увидеть сцены. На сюжет романа создано четыре оперы. Премьера последней из них, написанной П. Н. Триодиным, состоялась в театре Моссовета силами артистов «Свободной оперы» С. И. Зимина в 1923 году, и с тех пор «Князь Серебряный», издававшийся десятки раз, почему-то больше ни разу не инсценировался и обделен вниманием кино, хотя по стремительному сюжету и фактуре своей он словно бы создан для экрана.

* 12 февраля Никитенко писал об общем заседании академии: «Против драмы Толстого «Смерть (Иоанна) Грозного» составляет­ся, кажется, сильная коалиция. И поделом ему! Зачем он не принадлежит ни к какому литературному кружку, да еще и ари­стократ, по крайней мере по имени и по положению при дворе. А что это человек с большим талантом и написал очень хорошую вещь — какое до этого дело...»

* Только через тридцать лет, в 1898 году, трагедия была по­ставлена на профессиональной сцене — в театре А. С. Суворина и в только что возникшем Художественном театре, который этим первым своим спектаклем сразу же привлек к себе внимание. В. И. Немирович-Данченко писал К. С. Станиславскому: «Удивительная пьеса! Я не знаю ни одного литературного образа, не исключая и Гамлета, который был бы до такой степени близок моей душе! Я постараюсь вложить в актеров все те чувства и мысли, какие эта пьеса возбуждает во мне... Это или наша самая большая заслуга, или наше бессилие» (архив биб. МХАТ, 5 июля 1898). И надо видеть черновые наброски Станиславского, чтобы попять, как тщательно и с какой любовью он работал над траге­дией. Спектакль имел небывалый успех на родине и за рубежом, тем более что в разное время играли: царя Федора — Москвин, Качалов, Хмелев; Ирину — Книппер-Чехова, Пашенная; Годуно­ва — Вишневский, Ершов, Болдуман; князя Ивана Петровича Шуйского — Станиславский, Лужский; князя Василия Ивановича Шуйского — Адашев, Хмелев, Мейерхольд; другие роли — Лива­нов, Массальский, Грибов, Кедров, Тарасова...

В 1890 году трагедию ставили на домашней сцене у кн. Вол­конского, в 1896 году ее тщетно пытался поставить в свой бене­фис А. П. Ленский. П. П. Гнедич писал: «...в девяностых годах я в качестве товарища председателя Художественно-литературного кружка хлопотал у Феоктистова — тогдашнего начальника по де­лам печати — о пропуске «Власти тьмы» Льва Толстого для пред­ставления, — он в недоумении спрашивал:

— Зачем вам нужна эта мерзость?

Но в конце концов пропустил ее. Когда же я заикнулся о «Царе Федоре», он даже голос возвысил:

— Нет, уж это извините! Обращайтесь лично к государю...» Гнедич же рассказывал анекдот, что перед спектаклем у Су­ворина по Петербургу прошел слух, что актер, играющий царя, будет загримирован Николаем II, а играющий Годунова будет похож на Витте...

Цензура выбросила много прекрасных реплик, и «Я царь или не царь?» в том числе. Но оставалось: «Видно, богу угодно было, чтоб немудрый царь сел на Руси...»

* В. И. Ленин различал «революционный нигилизм», «анархизм или интеллигентский нигилизм», а также «оппортунистический нигилизм, который проявляют либо анархисты, либо буржуазные либералы».

К. Маркс отмечал «школьнический нигилизм, который теперь в моде среди русских студентов...».

* Даты приводятся по старому стилю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВСТУПЛЕНИЕ

Англия и Франция натравливали Турцию на Россию Лорд Пальмерстон сперва министр иностранных дел Ве ликобритании а потом и премьер министр не... В российских трактирах читали стихотворение неиз вестного автора... Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон Поражает Русь на карте Указательным перстом Вдохновен его отвагой И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВСТУПЛЕНИЕ
Всю неделю с петербургского неба падал мокрый снег, было слякотно и мрачно. А 13 ноября 1816 года ветер вдруг переменился, сквозь разорванные тучи брызнуло солнце, и золоченый шпиль колокольни Симе

ВОСПИТАТЕЛЬ
Говорят, что больше всего знаний о мире человек по­лучает в первые несколько лет своей жизни, что именно тогда складывается его характер и склонности. Если это так, то именно первым младенческим ша

ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ
Еще стояла перед глазами замерзшая Нева. Шпиль Петропавловского собора был воткнут в низкое небо и ис­чезал в нем. Ветер взметывал полы шуб, прохватывал до дрожи. По Невскому в тучах снежной пыли н

ПРОБА СИЛ
В Россию Толстые вернулись только осенью. В пись­ме, посланном из Петербурга, Алексей Константинович извинился перед директором архива Малиновским о про­срочке отпуска и поблагодарил за представлен

У КОЛЫБЕЛИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
К сожалению, осталось мало свидетельств встреч и разговоров Гоголя и Алексея Толстого в сороковые годы. А они были. Этим литераторам, наверно, хватало тем для бесед. И в характерах у них было что-т

ИСКУССТВО ИЛИ СЛУЖБА?
Равнодушный к деньгам, Толстой стал наследником трех громадных состояний, владельцем примерно сорока тысяч десятин земли. Властные родственники уже не ско­вывали его воли, но в своем горе он как-то

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК
Вот и исполнилось то, к чему стремился Алексей Кон­стантинович так давно. Ему сорок четыре года, он еще полон сил, в голове теснятся замыслы новых вещей. По-разному описывают его состояние исследов

КРАСНЫЙ РОГ
Афанасий Афанасьевич Фет всегда испытывал чув­ство живейшей симпатии к Алексею Константиновичу Толстому. Редкие случайные встречи их непременно со­провождались задушевными беседами. Фету с Толстыми

Основные даты жизни и творчества А. К. Толстого
1817, 24 августа * — В Петербурге у советника Государственного ассигнационного банка графа Константина Петровича Тол­стого и его супруги Анны Алексеевны, урожденной Перов­ской, родился сын А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги