рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука и философия.

Наука и философия. - раздел Образование, Учебно-методический комплекс магистрантА Использованная Литература: 1. Холтон Дж. Что Такое ...

Использованная литература:

1. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.

2. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

3. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. Новосибирск, 1994. Т. 1.

4. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

5. Лешкевич Г.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

6. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1991.

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности (художественная, религиозная, обыденная, мистическая) – это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения научного и не(вне) научных построений. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной.

Особенности научного познания (критерии научности).

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, а также созерцанием и внерациональными средствами.

4. Существенным признаком познания является его системность,т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.

5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности- фальсификацией.

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое «научное оборудование».

10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы.

Мировоззрение - это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности). Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии, но не науки. Философия по своему предмету и целям отличаетсяот науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности. Ближе всего по общественной функции к философии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения.

Религия одна из форм “духовного производства” человека. Она имеет свои постулаты (бытие Бога, бессмертие души), особый метод познания (духовно-нравственное совершенствование личности), свои критерии в различении истины от заблуждения (соответствие индивидуального духовного опыта единству опыта святых), свою цель (познание Бога и достижение вечной в Нем жизни - обожение).

Религия и наука - это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но, не опровергать одна другую.

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Главные задачи познающей себя философской мысли, начиная от Сократа, - поиски высшего начала и смысла жизни. Исключительность и смысл жизни человека в мире, философия истории и социальная философия, проблемы эстетики и нравственности, идеи познания, смерть и бессмертие, идея души, проблемы сознания, отношение человека к Богу, а также история самой философии, - таковы, коротко говоря, основные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: натурфилософский, позитивистский (30-40 года XIX века).

Трансценденталистская (метафизическая) концепция взаимосвязи философии и науки представлена формулой – «философия – наука наук», «философия – царица наук». Она артикулирует гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками, руководящую роль философии по отношению к частным наукам, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук. Трансценденталистская концепция сформировалась в период античности и просуществовала в качестве общепризнанной, а фактически единственной вплоть до середины 19 в. (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза, Гегель).

Позитивистская концепция взаимоотношения науки и философии ( 30-е г. 19 в.) представлена такими деятелями как О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль, Б. Рассел, Р. Карнап, Л.Витгенштейн и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми», означающими установку на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»), традиционно понимающейся в качестве всеобщей теории бытия и познания.Позитивистская концепция выражала усиление роли науки в европейской культуре Нового времени и стремление науки к онтологической и методологической автономии не только по отношению к религии (что уже было в основном достигнуто к началу XIX в.), но и к философии. Согласно позитивистам, польза от тесной связи естествознания с философией для науки проблематична, а вред очевиден. Для естественнонаучных теорий единственной, пусть и не абсолютно надежной основой и критерием их истинности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам систематического наблюдения и эксперимента.

Философия сыграла положительную роль в развитии науки, способствовала развитию абстрактного (теоретического) мышления, общих идей и гипотез о структуре мира (атомизм, эволюция). Философия сама теперь должна быть построена по законам конкретно-научного (позитивного) мышления. В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались: 1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж. Ст. Милль); 3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (О. Спенсер); 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богда- нов); 6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.); 7) теория развития науки (К. Поппер и др.); 8) теория, техника и методология лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.).

Антиинтеракционистская концепция проповедует дуализм во взаимоотношении между философией и наукой, их абсолютное культурное равноправие и суверенность, отсутствие взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе функционирования этих важнейших элементов культуры. Развитие естествознания и философии идет как бы параллельным курсами и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции (представители философии жизни, экзистенциалистской философии, философии культуры и др.) полагают, что философия и естествознание имеют свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие естествознания и наоборот. В конечном счете они исходят из идеи разделения человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную в основном на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной составляющей). Философия в этом контексте относится к гуманитарной культуре наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека. Отношение человека к миру и осознание им смысла своего существования никак не выводятся из знания окружающего мира, а задаются некоторой системой ценностей, представлений о добром и злом, значимом и пустом, о святом, непреходящем и тленном. Мир ценностей и рефлексия над этим миром, не имеющим никакого отношения к существованию и содержанию физического мира – вот главный предмет философии с позиций антиинтеракционистов.

Диалектическая концепция , развитию которой содействовали Аристотель, Р.Декарт, Спиноза, Г. Гегель, И. Кант, Б. Рассел, А. Пуанкаре, И. Пригожин, базируется на утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между естествознанием и философией, начиная с момента их появления и выделения в качестве самостоятельных подсистем в рамках единого знания, а также диалектически противоречивого механизма взаимодействия естественнонаучного и философского знания.

Доказательство внутренней, необходимой связи естествознания и философии находится в анализе возможностей и предназначения естественных, и шире – конкретных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем. Предмет философии, особенно теоретической – всеобщее как таковое. Идеальное всеобщее – цель и душа философии. При этом философия исходит из возможности постигнуть это всеобщее рационально – логически, внеэмпирическим путем. Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый практически.

Наличие у фундаментальных наук философских оснований и философских проблем является эмпирическим свидетельством реального взаимодействия философии и конкретных наук. Существуют различные виды философских оснований науки – в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологичес-кие, праксеологические.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте содержание трансценденталистской концепции взаимоотношения науки и философии.

2. Содержание позитивистской концепции взаимоотношения философии и науки.

3. Содержание диалектической концепции взаимосвязи философии и науки.

4. Сущность и содержание антиинтеракционистской концепции.

5. Охарактеризуйте философские основания науки.

6. В чем отличие религии от науки и философии?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методический комплекс магистрантА

Институт социально гуманитарного образования и... Им О Сулейменова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука и философия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Алматы, 2011 г.
Автор: Заурбекова Лазира Расылхановна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Общественные дисциплины». Рецензенты: Саб

На 2013 -2014 учебный год
1.Основная информация о курсе Факультет для всех факультетов КазНАУ Специальность для всех специальностей Ка

ВОПРОСЫ 1-ГО РЕЙТИНГА
1. Неопозитивизм: анализ языка науки. 2. Постпозитивистский образ науки. 3. Сциентизм и антисциентизм. 4. Методы эмпирического познания. 5. Теоретические методы

ВОПРОСЫ 2-ГО РЕЙТИНГА
1. Парадигмальный и верификационный критерий научной истины (Т. Кун, К. Поппер). 2. Понятие эвристики. Эвристика как методология. 3. Мотивы иррациональности в науке. 4. Т

ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА)
1. Предмет и задачи «Истории и философии науки». 2. Философия науки: статус и предмет. 3. Статус и проблемы истории науки. 4. Методология науки как научная дисциплина.

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
1 ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ. Цель лекции: Дать различные определения понятия науки и науки как социокультурного явления. Показат

Философии науки.
Использованная литература: 1. Степин С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9. 2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методоло

НАУКА И КУЛЬТУРА
Цель лекции: Раскрыть содержание науки как социокультурного феномена. Определить особенности научного познания. Определить традиционный и техногенный типы цивилизацио

Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Использованная литература: 1. Поппер К.. Логика и рост научного знания. М., 1983. 2. Философия и методология науки. Часть1. - М.; 1994. 3. Философия и ме

Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.
Использованная литература: 1. Аристотель. Физика. / Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.2. Ойзерман Т.И. Философия к

Критерии научной истины и их многообразие в науке.
Использованная литература: 1. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 380-392. 2. Поппер К. «Ф

Философские проблемы синергетики.
Использованная литература: 1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная науки. Кн. 1-2. М., 1988. 2. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Исторические типы научных сообществ. Научные школы и научные направления.
Использованная литература: 1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 18. 2. Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992. №2. 3. Аг

Презентация
                         

Типология научных методов.
2.1. Методы эмпирического познания. 2.2 Теоретические методы познания. Системный подход и системный анализ. Цель занятия: Показать особенности эмпирических методов познания

Наука и образование
3.1 Научные основания образования. Философия образования. 3.2 Основные тенденции современного образования. Цель занятия: Показать научные основания образования и процесс фо

Древние восточные цивилизации и преднаука
4.1 Наука Древнего Египта. 4.2 Культуры Индии и Китая как источник многообразия знаний. Цель занятия: Рассмотреть очаги зарождения науки. Проанализировать 5 версий проблемы

Феномен античной науки и наука средневековья
5.1 Древняя Греция как место рождения науки. 5.2 Особенности научного познания в эпоху средневековья. Цель лекции: Показать особенности науки Древней Греции. Проанализирова

Формирование идеалов науки Нового времени
6.1 Возникновение опытной науки и метода познания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). 6.2 Особенности становления естествознания, влияние научной мысли на философию. Цель заняти

Концепции науки в философии науки
7.1 Историко-эволюционистское направление Т. Куна. 7.2 Концепция «неявного знания» М. Полани. Цель занятия: Раскрыть содержание эпистемологической концепции Т. Куна. Осущес

Проблема оснований науки
8.1 Типология оснований науки. Научная теория как компонент науки.. 8.2 Идеалы и нормы, научная и философская картина мира. Цель занятия: Рассмотреть типологию оснований на

Научное творчество
9.1 Понятие эвристики. Эвристика как методология. 9.2 Мотивы иррациональности в науке. Цель занятия: Определение понятия эвристики. Анализ методов эвристики. Феномен ирраци

Презентация
                         

Модели развития науки
11.1 Теория «эпистемологического взрыва». 11.2 Сущность и структура научных революций. Типология научных революций. Цель занятия: Раскрыть особенности взаимоотношений эпист

Научная картина мира
12.1 Основание интеграции науки. 12.2 Сущность и ступени интеграции знания. Цель занятия: Проанализировать сущность и содержание, основные этапы развития интеграционных про

Научная картина мира
13.1 Понятие научной картины мира. 13.2 Эволюция форм НКМ в истории науки. Цель занятия: Выявить особенности современной научной картины мира. Показать эволюцию НКМ в истор

Проблема дифференциации и интеграции в науке
14.1 Многообразие научных дисциплин и связей между ними. 14.2 Проблема классификации наук. Цель занятия: Охарактеризовать виды научных дисциплин. Раскрыть проблему классифи

Этос науки
15.1 Этические аспекты науки в конце 20-го века. 15.2 Общечеловеческая и профессиональная мораль в науке. Цель занятия: Раскрыть этические проблемы современной науки. Обозн

Наука и паранаука
16.1 Ненаучное знание и его формы. 16.2 Роль науки в решении глобальных проблем. Цель занятия: Изучить существующие формы ненаучного знания. Проанализировать роль науки в р

История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
17.1 Философия как интегральная форма научных знаний об обществе. 17.2 Формирование научных дисциплин социогуманитарного цикла. Цель занятия: Показать место философии в сов

Философия техники
18.1 Предмет и задачи философии техники. 18.2 Современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации. Цель занятия: Рассмотреть процесс формирования философи

Особенности философского осмысления естественных наук
19.1 Концепции современного естествознания. 19.2 Естественные науки в системе научного знания. Цель занятия: Рассмотреть концепции современного естествознания. Показать мес

Экофилософия как направление философского знания
20.1Экологическая проблематика как мировоззренческая доминанта современной культуры. 20.2 Особенности экологического образования и воспитания. Цель занятия: Проанализироват

Для самостоятельной работы магистрантов (СРМ)
  № пп   Задания (темы) для самостоятельной работы   Кол-во ча-сов   Рекомендованные литературные и иные ис

Темы эссе
1. Типология научных методов. 2. Системный подход и системный анализ. 3. Язык науки. 4. Что такое «понимание»? 5. Как я понимаю синергетику? 6. Проблема

Тематика научных работ для комментирования
1. Гуссерль Эдмунд «Философия как строгая наука». 2. Мерсье Андрэ «Философия и наука». 3. Бэкон Фрэнсис «Заблуждения людей». 4. Локк Джон «Вторичные качества предметов».

Тематика проектов
1. Философия и наука. 2. Философия науки. 3. Генезис науки. 4. Предмет науки. 5. Наука как социальный институт. 6. Формы организации науки. 7.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги