НАУКА И КУЛЬТУРА - раздел Образование, Учебно-методический комплекс магистрантА Цель Лекции: Раскрыть Содержание Науки Как Соц...
Цель лекции: Раскрыть содержание науки как социокультурного феномена. Определить особенности научного познания. Определить традиционный и техногенный типы цивилизационного развития, их основные ценности.
3.1 Наука как социокультурный феномен.
3.2 Наука в традиционных и техногенных обществах.
Использованная литература:
1. Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992. №2.
2. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005.
4. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Наука каксоциокультурный феномен зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, детерминирует общественную жизнь.
Наука - фундамент культуры в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, в базисные основания отношений самих людей, во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей.
Наука опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Культурно-технологическая функция науки связана с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности. Культурная сущность науки обусловливает ее этическую и ценностную наполненность.
Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов, воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.
Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций.
Наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы,выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.
Наука, как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий способ жизнедеятельности, знаковая система и система ценностей. Сущность культуры можно определять с точки зрения предметно-ценностного наполнения («аксиологическая концепция»), как технологию воспроизводства жизнедеятельности общественно развитого человека («деятельностная концепция»), как духовное богатство личности и основу творческой активности («личностная концепция»), как совокупность информации и знаковую систему («информационная концепция»).
Цивилизация в современном понимании имеет во–первых, унитарное значение: идеал общественного развития; во- вторых, стадиальное значение: особые этапы развития; в-третьих, локально-историческое значение: имеет специфический характер, ограниченный пространственно-временными рамками существования. В качестве интегральных оснований цивилизации выделяют единое нормативно-ценностное пространство; генотип социального развития (эволюционный, мобилизационный, инновационный); культурный архетип как совокупность поведенческих установок.
Культуру и цивилизацию либо отождествляют, либо различают, либо противопоставляют. Культура – это царство органически жизненного, цивилизация совокупность технико-механического; цивилизация – символ технической мощи, культура – символ духовного богатства человека и т.д.
Традиционный тип общества обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов развития, канонизированных и регламентирующих форм мышления, традиций, норм, принятых и устоявшихся образцов поведения.
Техногенный, западный тип общества – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна, развитие техники и технологии.
В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.
В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства - «увей» - прерывается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.
Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая функция науки; функция непосредственной производительной силы; функция социальной силы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Всякая ли культура способна продуцировать науку?
2. Какие ценности характерны для западной цивилизации?
3. Какие ценности характерны для науки техногенного общества?
4. Почему ценности восточной культуры получили название традиционных?
5. В чём сущность мировоззренческой функции науки?
6. Как взаимосвязаны наука и философия?
Все темы данного раздела:
Алматы, 2011 г.
Автор: Заурбекова Лазира Расылхановна, кандидат философских
наук, доцент кафедры «Общественные
дисциплины».
Рецензенты: Саб
На 2013 -2014 учебный год
1.Основная информация о курсе
Факультет
для всех факультетов КазНАУ
Специальность
для всех специальностей Ка
ВОПРОСЫ 1-ГО РЕЙТИНГА
1. Неопозитивизм: анализ языка науки.
2. Постпозитивистский образ науки.
3. Сциентизм и антисциентизм.
4. Методы эмпирического познания.
5. Теоретические методы
ВОПРОСЫ 2-ГО РЕЙТИНГА
1. Парадигмальный и верификационный критерий научной истины (Т. Кун, К. Поппер).
2. Понятие эвристики. Эвристика как методология.
3. Мотивы иррациональности в науке.
4. Т
ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА)
1. Предмет и задачи «Истории и философии науки».
2. Философия науки: статус и предмет.
3. Статус и проблемы истории науки.
4. Методология науки как научная дисциплина.
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
1 ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ.
Цель лекции: Дать различные определения понятия науки и науки как социокультурного явления. Показат
Философии науки.
Использованная литература:
1. Степин С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9.
2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методоло
Наука и философия.
Использованная литература:
1. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.
2. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
3. Рассел Б. Исто
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Использованная литература:
1. Поппер К.. Логика и рост научного знания. М., 1983.
2. Философия и методология науки. Часть1. - М.; 1994.
3. Философия и ме
Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.
Использованная литература:
1. Аристотель. Физика. / Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.2. Ойзерман Т.И. Философия к
Критерии научной истины и их многообразие в науке.
Использованная литература:
1. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 380-392.
2. Поппер К. «Ф
Философские проблемы синергетики.
Использованная литература:
1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная науки. Кн. 1-2. М., 1988.
2. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Исторические типы научных сообществ. Научные школы и научные направления.
Использованная литература:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 18.
2. Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992. №2.
3. Аг
Презентация
 
Типология научных методов.
2.1. Методы эмпирического познания.
2.2 Теоретические методы познания. Системный подход и системный анализ.
Цель занятия: Показать особенности эмпирических методов познания
Наука и образование
3.1 Научные основания образования. Философия образования.
3.2 Основные тенденции современного образования.
Цель занятия: Показать научные основания образования и процесс фо
Древние восточные цивилизации и преднаука
4.1 Наука Древнего Египта.
4.2 Культуры Индии и Китая как источник многообразия знаний.
Цель занятия: Рассмотреть очаги зарождения науки. Проанализировать 5 версий проблемы
Феномен античной науки и наука средневековья
5.1 Древняя Греция как место рождения науки.
5.2 Особенности научного познания в эпоху средневековья.
Цель лекции: Показать особенности науки Древней Греции. Проанализирова
Формирование идеалов науки Нового времени
6.1 Возникновение опытной науки и метода познания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).
6.2 Особенности становления естествознания, влияние научной мысли на философию.
Цель заняти
Концепции науки в философии науки
7.1 Историко-эволюционистское направление Т. Куна.
7.2 Концепция «неявного знания» М. Полани.
Цель занятия: Раскрыть содержание эпистемологической концепции Т. Куна. Осущес
Проблема оснований науки
8.1 Типология оснований науки. Научная теория как компонент науки..
8.2 Идеалы и нормы, научная и философская картина мира.
Цель занятия: Рассмотреть типологию оснований на
Научное творчество
9.1 Понятие эвристики. Эвристика как методология.
9.2 Мотивы иррациональности в науке.
Цель занятия: Определение понятия эвристики. Анализ методов эвристики. Феномен ирраци
Презентация
 
Модели развития науки
11.1 Теория «эпистемологического взрыва».
11.2 Сущность и структура научных революций. Типология научных революций.
Цель занятия: Раскрыть особенности взаимоотношений эпист
Научная картина мира
12.1 Основание интеграции науки.
12.2 Сущность и ступени интеграции знания.
Цель занятия: Проанализировать сущность и содержание, основные этапы развития интеграционных про
Научная картина мира
13.1 Понятие научной картины мира.
13.2 Эволюция форм НКМ в истории науки.
Цель занятия: Выявить особенности современной научной картины мира. Показать эволюцию НКМ в истор
Проблема дифференциации и интеграции в науке
14.1 Многообразие научных дисциплин и связей между ними.
14.2 Проблема классификации наук.
Цель занятия: Охарактеризовать виды научных дисциплин. Раскрыть проблему классифи
Этос науки
15.1 Этические аспекты науки в конце 20-го века.
15.2 Общечеловеческая и профессиональная мораль в науке.
Цель занятия: Раскрыть этические проблемы современной науки. Обозн
Наука и паранаука
16.1 Ненаучное знание и его формы.
16.2 Роль науки в решении глобальных проблем.
Цель занятия: Изучить существующие формы ненаучного знания. Проанализировать роль науки в р
История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
17.1 Философия как интегральная форма научных знаний об обществе.
17.2 Формирование научных дисциплин социогуманитарного цикла.
Цель занятия: Показать место философии в сов
Философия техники
18.1 Предмет и задачи философии техники.
18.2 Современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации.
Цель занятия: Рассмотреть процесс формирования философи
Особенности философского осмысления естественных наук
19.1 Концепции современного естествознания.
19.2 Естественные науки в системе научного знания.
Цель занятия: Рассмотреть концепции современного естествознания. Показать мес
Экофилософия как направление философского знания
20.1Экологическая проблематика как мировоззренческая доминанта современной культуры.
20.2 Особенности экологического образования и воспитания.
Цель занятия: Проанализироват
Для самостоятельной работы магистрантов (СРМ)
№
пп
Задания (темы) для самостоятельной работы
Кол-во
ча-сов
Рекомендованные литературные
и иные
ис
Темы эссе
1. Типология научных методов.
2. Системный подход и системный анализ.
3. Язык науки.
4. Что такое «понимание»?
5. Как я понимаю синергетику?
6. Проблема
Тематика научных работ для комментирования
1. Гуссерль Эдмунд «Философия как строгая наука».
2. Мерсье Андрэ «Философия и наука».
3. Бэкон Фрэнсис «Заблуждения людей».
4. Локк Джон «Вторичные качества предметов».
Тематика проектов
1. Философия и наука.
2. Философия науки.
3. Генезис науки.
4. Предмет науки.
5. Наука как социальный институт.
6. Формы организации науки.
7.
Новости и инфо для студентов