рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО - раздел Образование, Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства   Цель Настоящего Эссе, Как Уже Говорилось, Состоит В Том, Чтоб...

 

Цель настоящего эссе, как уже говорилось, состоит в том, чтобы описать

новое искусство через некоторые его отличительные черты. Однако сама эта

цель предполагает в читателе более серьезную любознательность, которая здесь

вряд ли будет удовлетворена, - эти страницы оставят его наедине с

собственными размышлениями. Я имею в виду вот что.

Как-то я уже отмечал[*См. работу "Тема вашего времени" в этом же томе

(" El tema de nuestro tiempo ", 1923 год).], что искусство и чистая наука

(именно потому, что они - наиболее свободные виды деятельности, менее

прямолинейно подчиненные социальным условиям каждой эпохи) таковы, что по

ним в первую очередь можно судить о переменах в коллективном типе

восприятия. Когда меняется главная жизненная установка, человек тут же

начинает выражать новое настроение и в художественном творчестве, в

творческих эманациях. Тонкость обеих материй - искусства и науки - делает их

бесконечно чувствительными к любому свежему духовному веянию. Подобно тому

как в деревне, выходя утром на крыльцо, мы смотрим на поднимающийся из труб

дым, чтобы определить, откуда сегодня ветер, - на искусство и науку новых

поколений мы можем взглянуть с тем же метеорологическим любопытством.

Но для этого неизбежно начать с определения нового явления, и только

потом можно будет задать вопрос, симптомом и предвестником чего является

новый всеобщий стиль жизневосприятия. Ответ потребовал бы исследовать

причины удивительного поворота, который ныне совершает искусство, но это

слишком трудное предприятие, чтобы браться за него здесь. Откуда такой зуд

"дегуманизировать", откуда такое отвращение к "живым формам"? Вероятно, у

этого исторического явления, как и у всякого другого, сеть бесчисленных

корней, исследование которых потребовало бы более изощренных приемов.

Но все же, каковы бы ни были прочие причины, существует одна в высшей

степени очевидная, хотя и не претендующая на верховную роль.

В искусстве трудно преувеличить влияние прошлого на будущее. В душе

художника всегда происходит сшибка, или химическая реакция, - между

своеобразием его восприятия и тем искусством, которое уже существует.

Художник никогда не остается с миром наедине, - художественная традиция в

качестве посредника всегда вмешивается в его связи с миром. Какова же будет

реакция между непосредственным чувством и прекрасными формами прошлого? Она

может быть положительной или отрицательной. Художник либо почувствует

близость к прошлому и увидит себя его порождением, наследником и

совершенствователем - либо в той или иной мере ощутит непроизвольную

неопределенную антипатию к художникам-традиционалистам, признанным и

задающим тон. И если в первом случае он испытает немалое удовлетворение,

заключив себя в рамки условностей и повторив некоторые из освященных ими

художественных жестов, то во втором он создаст произведение, отличное от

признанных, и вдобавок получит не меньшее, чем его собрат, удовольствие,

придав этому произведению характер агрессивный, обращенный против

господствующих норм.

Об этом обычно забывают, когда речь заходит о влиянии прошлого на

сегодняшний день. Обычно можно без труда уловить в произведении одной эпохи

стремление так или иначе походить на произведения предшествующей. Напротив,

гораздо большего труда, видимо, стоит заметить отрицательное влияние

прошлого и уразуметь, что новый стиль во многом сформирован сознательным и

доставляющим художнику удовольствие отрицанием стилей традиционных.

Траектория искусства от романтизма до наших дней окажется непонятной,

если не принимать в расчет - как фактор эстетического удовольствия - это

негативное настроение, эту агрессивность и издевку над старым искусством.

Бодлеру нравилась черная Венера именно потому, что классическая Венера -

белая[23]. С тех пор стили, последовательно сменявшие друг друга,

увеличивали дозу отрицательных и кощунственных ингредиентов; в этом

сладострастном нагнетании тоже наметилась некая традиция, и вот сегодня

профиль нового искусства почти полностью сложился на основе отрицания

старого. Понятно, как это всякий раз происходит. Когда искусство переживает

многовековую непрерывную эволюцию без серьезных разрывов или исторических

катастроф на своем пути, плоды его как бы громоздятся друг на друга и

массивная традиция подавляет сегодняшнее вдохновение. Иными словами, между

новоявленным художником и миром накапливается все больше традиционных

стилей, прерывая живую и непосредственную коммуникацию. Следовательно, одно

из двух: либо традиция наконец задушит живую творческую потенцию, как это

было в Египте, Византии и вообще на Востоке, либо давление прошлого на

настоящее должно прекратиться и тогда наступит длительный период, в течение

которого новое искусство мало-помалу излечится от губительных влияний

старого. Именно второе случилось с европейской душой, в которой порыв к

будущему взял верх над неизлечимым восточным традиционализмом и пассеизмом.

Большая часть того, что здесь названо "дегуманизацией" и отвращением к

живым формам, идет от этой неприязни к традиционной интерпретации реальных

вещей. Сила атаки находится в непосредственной зависимости от исторической

дистанции. Поэтому больше всего современных художников отталкивает именно

стиль прошлого века, хотя в нем и присутствует изрядная доза оппозиции более

ранним стилям. И напротив, новая восприимчивость проявляет подозрительную

симпатию к искусству более отдаленному во времени и пространстве - к

искусству первобытному и к варварской экзотике. По сути дела, новому

эстетическому сознанию доставляют удовольствие не столько эти произведения

сами по себе, сколько их наивность, то есть отсутствие традиции, которой

тогда еще и не существовало.

Если теперь мы обратимся к вопросу, признаком какого жизнеотношения

являются эти нападки на художественное прошлое, нас застанет врасплох

проблема весьма драматическая. Ибо нападать на искусство прошлого как

таковое - значит в конечном счете восставать против самого Искусства: ведь

что такое искусство без всего созданного до сих пор?

Так что же выходит: под маской любви к чистому искусству прячется

пресыщение искусством, ненависть к искусству? Мыслимо ли это? Ненависть к

искусству может возникнуть только там, где зарождается ненависть и к науке и

к государству - ко всей культуре в целом. Не поднимается ли в сердцах

европейцев непостижимая злоба против собственной исторической сущности,

нечто вроде odium professionis[24], которая охватывает монаха, за долгие

годы монастырской жизни получающего стойкое отвращение к дисциплине, к тому

самому правилу, которое определяет смысл его жизни[*Было бы любопытно

проанализировать психологические механизмы, в силу которых искусство

вчерашнего дня негативно влияет на искусство завтрашнего дня. Для начала,

один из очень понятных - усталость. Простое повторение стиля притупляет и

утомляет восприимчивость. Вельфлин в "Основных принципах истории искусства"

показал на разных примерах, с какой силой усталость вынуждала искусство к

движению, заставляла его видоизмениться. То же и в литературе. Для Цицерона

"говорить на латыни" еще звучало как " latine loqui ", но в V веке у Сидония

Аполлинария уже возникает потребность в выражении " latialiter insusurrare".

С тех пор слишком уж много веков одно и то же говорилось в одной и той же

форме].

Вот подходящий момент для того, чтобы перо благоразумно прервало свой

одинокий полет и примкнуло к журавлиному косяку вопросительных знаков.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства

Конец формы... Хосе Ортега и Гассет Дегуманизация искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НЕПОПУЛЯРНОСТЬ НОВОГО ИСКУССТВА
  Среди многих гениальных, хотя и не получивших должного развития идей великого француза Гюйо следует отметить его попытку изучать искусство с социологической точки

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
  Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для оч

НЕМНОГО ФЕНОМЕНОЛОГИИ
  Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два других человека: газетчик, которого к этому смертному ложу при

НАЧИНАЕТСЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
  С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множество направлений и разнообразных устремлений. Нет ничего более легкого, нежели подмечать различи

ПРИЗЫВ К ПОНИМАНИЮ
  В произведениях искусства, предпочитавшегося в прошедшем столетии, всегда содержится ядро "живой" реальности, и как раз она выступает в качестве субстанц

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству "человеческое". "Человеческое", комплекс элементов, составляющих наш привычный

Quot;ТАБУ" И МЕТАФОРА
  Метафора - это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с чудотворством и представляе

СУПРАРЕАЛИЗМ И ИНФРАРЕАЛИЗМ
  Метафора если и является наиболее радикальным средством дегуманизации, то не единственным. Таких средств множество, и они различны по своему эффекту. Одно

ПОВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ
  По мере того как метафора становится субстанциальной, она превращается в героя поэтического действа. Это, в сущности, означает, что эстетическое чувство в корне из

ИКОНОБОРЧЕСТВО
  Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства нового стиля обнаружили искреннее отвращение к "живым" формам, или к формам "живы

ИРОНИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  Выше было сказано, что новый стиль в самом общем своем виде характеризуется вытеснением человеческих, слишком человеческих элементов и сохранением только чисто худ

НЕТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ИСКУССТВА
  Все это концентрируется в самом рельефном, самом глубоком признаке нового искусства, в странной черте нового эстетического восприятия, которая требует напряженного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  "Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывали египтяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Ее компоненты,

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
  (La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые публиковалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известных работ Ортега; н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги