рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАЧИНАЕТСЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

НАЧИНАЕТСЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА - раздел Образование, Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства   С Головокружительной Быстротой Новое Искусство Разделилось На...

 

С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множество

направлений и разнообразных устремлений. Нет ничего более легкого, нежели

подмечать различия между отдельными произведениями. Но подобное

акцентирование различий и специфики ни к чему не приведет, если сначала не

определить то общее, которое разнообразно, а порою и противоречиво

утверждается во всех них. Еще старик Аристотель учил, что вещи различаются

между собою в том, в чем они походят друг на друга, в том, что у них есть

общего[8]. Поскольку все тела обладают цветом, мы замечаем, что одни тела

отличаются по цвету от других. Собственно говоря, виды - это специфика рода,

и мы различаем их только тогда, когда можем увидеть в многообразии

изменчивых форм их общий корень.

Отдельные направления нового искусства меня интересуют мало, и, за

немногими исключениями, еще меньше меня интересует каждое произведение в

отдельности. Да, впрочем, и мои оценки новой художественной продукции вовсе

не обязательно должны кого-то интересовать. Авторы, ограничивающие свой

пафос одобрением или неодобрением того или иного творения, не должны были бы

вовсе браться за перо. Они не годятся для своей трудной профессии. Как

говаривал Кларин о некоторых незадачливых драматургах, им лучше бы направить

усилия на что-нибудь другое, например завести семью. - Уже есть? Пусть

заведут другую.

Вот что важно: в мире существует бесспорный факт нового эстетического

чувства[*Эта новая восприимчивость присуща не только творцам искусства, но

также и публике. Если сказано, что новое искусство есть искусство для

художников и понятное художникам, ясно, что речь идет не только о тех, кто

его создает, но и о тех, кто способен воспринимать чисто художественные

ценности]. При всей множественности нынешних направлений и индивидуальных

творений это чувство воплощает общее, родовое начало, будучи их

первоисточником. Небезынтересно разобраться в этом явлении.

Пытаясь определить общеродовую и наиболее характерную черту нового

творчества, я обнаруживаю тенденцию к дегуманизации искусства. Предыдущий

раздел помогает уточнить эту формулу.

При сопоставлении полотна, написанного в новой манере, с другим, 1860

года, проще всего идти путем сравнения предметов, изображенных на том и

другом, - скажем, человека, здания или горы. Скоро станет очевидным, что в

1860 году художник в первую очередь добивался, чтобы предметы на его картине

сохраняли тот же облик и вид, что и вне картины, когда они составляют часть

"живой", или "человеческой", реальности. Возможно, что художник 1860 года

ставит нас перед лицом многих других эстетических проблем; но тут важно

одно: он начинал с того, что обеспечивал такое сходство. Человек, дом или

гора узнаются здесь с первого взгляда - это наши старые знакомые. Напротив,

узнать их на современной картине стоит усилий; зритель думает, что

художнику, вероятно, не удалось добиться сходства. Картина 1860 года тоже

может быть плохо написана, то есть между предметами, изображенными на

картине, и теми же самыми предметами вне ее существует большая разница,

заметное расхождение: И все же, сколь ни была бы велика дистанция между

объектом и картиной, дистанция, которая свидетельствует об ошибках

художника-традиционалиста, его промахи на пути к реальности равноценны той

ошибке, из-за которой Орбанеха у Сервантеса должен был ориентировать своих

зрителей словами: "Это петух"[9]. В новой картине наблюдается обратное:

художник не ошибается и не случайно отклоняется от "натуры", от

жизненно-человеческого, от сходства с ним, - отклонения указывают, что он

избрал путь, противоположный тому, который приводит к "гуманизированному"

объекту.

Далекий от того, чтобы по мере сил приближаться к реальности, художник

решается пойти против нее. Он ставит целью дерзко деформировать реальность,

разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать ее. С тем, что изображено

на традиционных полотнах, мы могли бы мысленно сжиться. В Джоконду

влюблялись многие англичане, а вот с вещами, изображенными на современных

полотнах, невозможно ужиться: лишив их "живой" реальности, художник разрушил

мосты и сжег корабли, которые могли бы перенести нас в наш обычный мир,

вынуждая иметь дело с предметами, с которыми невозможно обходиться

"по-человечески". Поэтому нам остается поскорее подыскать или

сымпровизировать иную форму взаимоотношений с вещами, совершенно отличную от

нашей обычной жизни; мы должны найти, изобрести новый, небывалый тип

поведения, который соответствовал бы столь непривычным изображениям. Эта

новая жизнь, эта жизнь изобретенная предполагает упразднение жизни

непосредственной, и она-то и есть художественное понимание и художественное

наслаждение. Она не лишена чувств и страстей, но эти чувства и страсти,

очевидно, принадлежат к иной психической флоре, чем та, которая присуща

ландшафтам нашей первозданной "человеческой" жизни. Это вторичные эмоции;

ультраобъекты[*Ультраизм, пожалуй, одно из наиболее подходящих обозначении

для нового типа восприимчивости[10]] пробуждают их в живущем внутри нас

художнике. Это специфически эстетические чувства.

Могут сказать, что подобного результата всего проще достичь, полностью

избавившись от "человеческих" форм - от человека, здания, горы - и создав не

похожее ни на что изображение. Но, во-первых, это нерационально[*Одна

попытка была сделана в этом крайнем духе - некоторые работы Пикассо, но с

поучительным неуспехом.]. Быть может, даже в наиболее абстрактной линии

орнамента скрыто пульсирует смутное воспоминание об определенных "природных"

формах. Во-вторых, и это самое важное соображение, искусство, о котором мы

говорим, "бесчеловечно" не только потому, что не заключает в себе

"человеческих" реалий, но и потому, что оно принципиально ориентировано на

дегуманизацию. В бегстве от "человеческого" ему не столь важен термин ad

quem, сколько термин a que[11], тот человеческий аспект, который оно

разрушает. Дело не в том, чтобы нарисовать что-нибудь совсем непохожее на

человека - дом или гору, - но в том, чтобы нарисовать человека, который как

можно менее походил бы на человека; дом, который сохранил бы лишь безусловно

необходимое для того, чтобы мы могли разгадать его метаморфозу; конус,

который чудесным образом появился бы из того, что прежде было горной

вершиной, подобно тому как змея выползает из старой кожи. Эстетическая

радость для нового художника проистекает из этого триумфа над человеческим;

поэтому надо конкретизировать победу и в каждом случае предъявлять удушенную

жертву.

Толпа полагает, что это легко - оторваться от реальности, тогда как на

самом деле это самая трудная вещь на свете. Легко произнести или нарисовать

нечто начисто лишенное смысла, невразумительное, никчемное: достаточно

пробормотать слова без всякой связи[*Эксперименты дадаистов[12]. Подобные

экстравагантные и неудачные попытки нового искусства с известной логикой

вытекают из самой его природы. Это доказывает ex abundantia[13], что речь на

самом деле идет о едином и созидательном движении] или провести наудачу

несколько линий. Но создать нечто, что не копировало бы "натуры" и, однако,

обладало бы определенным содержанием, - это предполагает дар более высокий.

"Реальность" постоянно караулит художника, дабы помешать его бегству.

Сколько хитрости предполагает гениальный побег! Нужно быть "Улиссом

наоборот" - Улиссом, который освобождается от своей повседневной Пенелопы и

плывет среди рифов навстречу чарам Цирцеи. Когда же при случае художнику

удается ускользнуть из-под вечного надзора - да не обидит нас его гордая

поза, скупой жест святого Георгия с поверженным у ног драконом!

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства

Конец формы... Хосе Ортега и Гассет Дегуманизация искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАЧИНАЕТСЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НЕПОПУЛЯРНОСТЬ НОВОГО ИСКУССТВА
  Среди многих гениальных, хотя и не получивших должного развития идей великого француза Гюйо следует отметить его попытку изучать искусство с социологической точки

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
  Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для оч

НЕМНОГО ФЕНОМЕНОЛОГИИ
  Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два других человека: газетчик, которого к этому смертному ложу при

ПРИЗЫВ К ПОНИМАНИЮ
  В произведениях искусства, предпочитавшегося в прошедшем столетии, всегда содержится ядро "живой" реальности, и как раз она выступает в качестве субстанц

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству "человеческое". "Человеческое", комплекс элементов, составляющих наш привычный

Quot;ТАБУ" И МЕТАФОРА
  Метафора - это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с чудотворством и представляе

СУПРАРЕАЛИЗМ И ИНФРАРЕАЛИЗМ
  Метафора если и является наиболее радикальным средством дегуманизации, то не единственным. Таких средств множество, и они различны по своему эффекту. Одно

ПОВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ
  По мере того как метафора становится субстанциальной, она превращается в героя поэтического действа. Это, в сущности, означает, что эстетическое чувство в корне из

ИКОНОБОРЧЕСТВО
  Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства нового стиля обнаружили искреннее отвращение к "живым" формам, или к формам "живы

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО
  Цель настоящего эссе, как уже говорилось, состоит в том, чтобы описать новое искусство через некоторые его отличительные черты. Однако сама эта цель предполагает в

ИРОНИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  Выше было сказано, что новый стиль в самом общем своем виде характеризуется вытеснением человеческих, слишком человеческих элементов и сохранением только чисто худ

НЕТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ИСКУССТВА
  Все это концентрируется в самом рельефном, самом глубоком признаке нового искусства, в странной черте нового эстетического восприятия, которая требует напряженного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  "Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывали египтяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Ее компоненты,

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
  (La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые публиковалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известных работ Ортега; н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги