рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА - раздел Образование, Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства   (La Deshumanisacion Del Arte). - О. С., 3, Р. 353-419. Впервы...

 

(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые

публиковалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известных

работ Ортега; неоднократно издавалась в странах Европы и Америки. (На

русском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современная

книга по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.)

К зарубежному читателю эта работа пришла почти одновременно с

"Восстанием масс" и воспринималась в основном в общем идейном контексте

последнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процесса

развития нового искусства в соответствии с "логикой" дегуманизации, а также

идея о том, что такое искусство становится "катализатором" социальной

дифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мере

сдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. За

идеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем,

которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов.

 

[1] "Пусть донна Берта или сэр Мартино,

Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть,

О них не судят с богом заедино:

Тот может встать, а этот может пасть".

(Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII. Пер. М. Лозинского.

Донна Берта и сэр Мартино здесь означают первых встречных ).

 

[2]"Эрнани" - пьеса Виктора Гюго, премьера которой в феврале 1830 г., в

самый канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков с

классиками", завершившейся победой романтизма.

 

[3] По преимуществу (франц.).

 

[4] Псалтырь, 31, 9.

 

[5] Русский эквивалент-"про Ивана да Марью", то есть история,

описывающая бытовые реалии повседневного существования.

 

[6] "...И если слезы моей хочешь добиться,

Должен ты сам горевать неподдельно!" (Гораций. Искусство поэзии. Пер.

Дмитриева).

 

[7] В статье, цитировавшейся в комментарии к эссе "Musicalia",

французский литературовед Жак Ривьер писал: "Искусство (если само это слово

еще способно сохраняться) превращается, таким образом, целиком в не

человеческую деятельность (выделено нами. - О. Ж.),-если угодно, в функцию,

в надчувствование, в вид творческой астрономии" (Riviera J. Op. cit., p.

166).

 

[8] Этот парадокс проясняет категория "соотнесенность" (вещей): она

указывает на большую или меньшую степень обладания общими свойствами, на

обоюдность относящихся сторон вещей и т. д. (см.: Аристотель. Категории, гл.

6, 7. - Соч., т. 2. 1978).

 

[9] "...Совсем, как Орбанеха, живописец из Убеды, который на вопрос о

том, что он пишет, отвечал: "а что выйдет". Раз нарисовал он петуха - и так

плохо и непохоже, что под ним было необходимо написать готическими буквами

"се - петух" (см.: "Дон Кихот". Т. 2, гл. 3. Пер. под ред. В. А. Кржевского

и А. А. Смирнова).

 

[10] "Ультраизм"-первое авангардистское течение в Испании. Один из его

лидеров, Хорхе Луис Борхес, провозгласил следующий основополагающий принцип

ультраистской поэтики: "...сведение лирики к ее первоначальному элементу -

метафоре... Ультраистское стихотворение состоит из серии метафор, каждая из

которых содержит неведомое дотоле видение какого-нибудь фрагмента жизни".

 

[11] К кому; от кого (латин.).

 

[12] Дадаизм - модернистское направление в литературе и искусстве

Западной Европы (главным образом Франции и Германии), утверждавшее алогизм

как основу творческого процесса, провозглашавшее полную самостоятельность

слова.

 

[13] С лихвой (латин.).

 

[14] "Где окрик, там нет истинной науки" (итал.).

 

[15] "Не плакать, не возмущаться, но понимать" (латин.).

 

[16] "Всякое мастерство леденит" (франц.).

 

[17] Одно вместо другого (латин.).

 

[18] Растро -мадридская скотобойня; так же называется толкучка в

больших городах Испании; Пуэрта дель Соль - центральная площадь в Мадриде.

 

[19] Поэтическую вещь (латин.).

 

[20] Одна из ведущих тем драматургии Пиранделло - "лицо и маска",

действительность и иллюзия. Все выворачивается наизнанку: внешний мир,

предметная реальность объявляется фикцией, а ее субъективный образ

приобретает статус единственной объективной достоверности, онтологизируется.

Пьеса "Шесть персонажей в поисках автора", о которой упоминает Ортега,

написана в 1921 г., за четыре года до появления "Дегуманизации искусства",

и, по собственному признанию Ортеги, ощутимо повлияла на его

философско-зстетические позиции.

 

[21] Альтамира - группа пещер в Испании (провинция Сантандер), где

сохранились росписи эпохи верхнего палеолита.

 

[22] "Следует бежать плоти" (латин.). Манихейство - религиозное учение,

возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. н. э. и представлявшее собой синтез

халдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Порфирий

предпочитал чистое умозрение; на манихейцев оказала воздействие его

практическая философия. Манихейцы рассматривали мировую историю в контексте

борьбы материи (тьмы, зла) и духа (света, добра). Преодоление добром зла в

душе человека они видели на пути индивидуальной аскетики: воздержания от

животной пищи и нечистой речи, от собственности и работы, от брака и половых

связей. Августина в подобной аскезе не устраивало то, что она осуществляется

не в соответствии с вечными правилами божественной науки "спасения", а по

произволу или пониманию самого человека.

 

[23] Стихотворение "La Venus Belga" ("Бельгийская Венера"; сборник

"Amoenitates Belgicae").

 

[24] Ненависть к своим занятиям (латин.).

 

[25] Вагнер мыслит скорее в духе Л. Фейербаха, чем А. Шопенгауэра (см.:

Вагнер Р. Искусство и революция. Избранное. М., Искусство, 1978).

Романтическая настроенность философии музыки А. Шопенгауэра весьма

абстрактна.

 

[26] Имеется в виду так называемый Йенский кружок (В.-Г. Ваккенродер,

Ф. Новалис, Л. Тик), идейными вдохновителями которого были Август Вильгельм

(1767-1845) и Фридрих (1772-1829) Шлегели.

 

[27] По преимуществу (франц.).

 

[28] Исида (Изида) - в древнеегипетской мифологии богиня неба, земли и

подземного мира; жена Осириса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства

Конец формы... Хосе Ортега и Гассет Дегуманизация искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НЕПОПУЛЯРНОСТЬ НОВОГО ИСКУССТВА
  Среди многих гениальных, хотя и не получивших должного развития идей великого француза Гюйо следует отметить его попытку изучать искусство с социологической точки

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
  Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для оч

НЕМНОГО ФЕНОМЕНОЛОГИИ
  Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два других человека: газетчик, которого к этому смертному ложу при

НАЧИНАЕТСЯ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
  С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множество направлений и разнообразных устремлений. Нет ничего более легкого, нежели подмечать различи

ПРИЗЫВ К ПОНИМАНИЮ
  В произведениях искусства, предпочитавшегося в прошедшем столетии, всегда содержится ядро "живой" реальности, и как раз она выступает в качестве субстанц

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству "человеческое". "Человеческое", комплекс элементов, составляющих наш привычный

Quot;ТАБУ" И МЕТАФОРА
  Метафора - это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с чудотворством и представляе

СУПРАРЕАЛИЗМ И ИНФРАРЕАЛИЗМ
  Метафора если и является наиболее радикальным средством дегуманизации, то не единственным. Таких средств множество, и они различны по своему эффекту. Одно

ПОВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ
  По мере того как метафора становится субстанциальной, она превращается в героя поэтического действа. Это, в сущности, означает, что эстетическое чувство в корне из

ИКОНОБОРЧЕСТВО
  Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства нового стиля обнаружили искреннее отвращение к "живым" формам, или к формам "живы

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО
  Цель настоящего эссе, как уже говорилось, состоит в том, чтобы описать новое искусство через некоторые его отличительные черты. Однако сама эта цель предполагает в

ИРОНИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  Выше было сказано, что новый стиль в самом общем своем виде характеризуется вытеснением человеческих, слишком человеческих элементов и сохранением только чисто худ

НЕТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ИСКУССТВА
  Все это концентрируется в самом рельефном, самом глубоком признаке нового искусства, в странной черте нового эстетического восприятия, которая требует напряженного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  "Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывали египтяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Ее компоненты,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги