рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символ веры

Символ веры - раздел Образование, Литургия. Центральная идея Литургии Согласно Толкованию Святых Отцов, Целование Мира Означает Соединение Душ И Уд...

Согласно толкованию святых отцов, целование мира означает соединение душ и удале­ние всякого памятозлобия. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь лю­бовь между собою" (Ин. 13:35), — говорит Господь. Евхаристическое приношение может быть совершено только при взаимной любви, единомыслии, единой вере и едином вероучении, поэтому после призыва к любви поется Символ веры.

Возглас "Двери, двери, премудростию вонмем!", то есть "Закройте двери! Внимайте пре­мудрости!", говорит, что подобно тому, как в первые времена христианства привратники бди­тельно охраняли двери храма от вторжения неверных, так и мы ныне, заградив сердце от су­етных помыслов, и открыв врата ума, в единомыслии исповедуем догматы своей веры.

Символ веры был составлен святыми отцами Первого (325) и Второго (381) Вселенских соборов по изволению Духа Святого, когда различные еретические учения пытались поколе­бать и ниспровергнуть истинную веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Святая Цер­ковь, выступив на защиту чистоты вероучения, изложила его основные спасительные истины в Символе, который служит неизменным руководством, "опознанием" самих себя и своей ве­ры для всех православных христиан.

Пением Символа веры молящиеся в храме в последний раз перед Святым возношением (Анафорой) сверяют, настраивают свой образ мысли, свидетельствуют пред Богом и друг пе­ред другом о чистоте догматического мышления. Чистота мысли является необходимейшим условием неосужденного Причастия, "пропуском" к дальнейшему таинству службы.

Во время пения "Верую" священник большим покровом, воздухом, обвевает Дары. В Ви­зантии таким способом было принято оказывать почет земному императору, включенный же в богослужение, он стал актом почитания Царя Небесного, знаком веяния Духа Святого (З Цар. 19:11-12).

Пением Символа веры завершается подготовительная часть Литургии верных. Далее мы восходим в святая святых. Приближаемся к главному, к Евхаристии. Непосредственно после Символа веры начинается важнейшая часть богослужения — Святое возношение, или Анафора.

 

Святое возношение (Анафора)

 

Термином Анафора (гр. 'Avoxpopd — возношение) обозначается центральная евхаристичес­кая молитва Божественной Литургии. Во время Анафоры, или Святого возношения, про­исходит невыразимое до конца словами чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Хрис­товы: "Молит священник, — пишет Николай Кавасила, — вознести дары, то есть молит освя­тить их, преложить в самое пренебесное Тело Господне", чтобы причащающиеся соединились друг с другом, как говорится в Служебнике, "во единаго Духа Святаго причастие".

Анафора представляет собой единое целое, однако в литургической науке приняты услов­ные деления ее на части: вступительный диалог (praefatio[26]), молитва благодарения, ангельское славословие (Sanctus), установительные слова (institutio), воспоминание (anamnesis), возно­шение Святых Даров, призывание Святого Духа (epiclesis), преложение Святых Даров, прос­лавление Божией Матери, поминовение живых и усопших — ходатайство (intercessio).

Вступительный диалог (praefatio)священника и хора непосредственно настраивает созна­ние молящихся на необходимое духовно-эмоциональное состояние для дальнейшего прине­сения Бескровной Жертвы.

Диакон возглашает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в ми­ре приносити", то есть станем хорошо, станем со страхом, будем внимательны к тому, чтобы в мире приносить святое Возношение.

Хор (лик), выражая от лица всех молящихся готовность к участию в Таинстве, отвечает: "Милость мира, жертву хваления".

Божественная Евхаристия есть великая милость горнего мира Христова, дар примирения Бога с человеком, которая требует не кровавых жертвоприношений, но чистоты жизни, бла­годарной жертвы уст — хвалы в любви, прославления, пения.

Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольс­кое приветствие (благожелание) (2 Кор. 13:13), и призывает на них спасительные дары Свя­той Троицы: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами".

Необычность формулы этого благословения в том, что оно начинается с Господа Иисуса Христа (а не с Отца, как обычно). Это объясняется тем, что во Христе "мы имеем мир с Бо­гом" и получили доступ к благодати (Рим.5:1-2). Христианская вера возникает от встречи, с принятия Христа как Сына Божиего, являющего Любовь Отца и открывающего причастие (общение) Святаго Духа.

Евхаристия есть таинство доступа к Богу, знания Его, соединения с Ним. "Приносимая в Сыне, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — она приносится Отцу, она исполня­ется в причастии Святого Духа. И потому Евхаристия есть вечно живой и животворящий ис­точник знания Церковью Пресвятой Троицы, знания не отвлеченного (догмат, учение), каковым оно, увы, остается для столь многих верующих, а знания как постоянного узнавания, как встречи, как опыта, и потому — причастия жизни вечной"[27].

Хор отвечает священнику на благословение: "И со духом твоим". Эти слова, взятые из Второго Послания апостола Павла к Тимофею: "Господь Иисус Христос с духом твоим" (4:22), подразумевают обратное, благодарное движение мысли верных — "милость будем приносить, как плод мира и жертву хваления", т.е., как толкует их св. Герман, "как сказали выше, так и бу­дем делать"[28]. Этот ответ направлен на усиление, укрепление братского единства между моля­щимися.

Священник возглашает: "Гореv имеим сердца" (то есть к небу обратим внимание и, по сло­ву Апостола, будем помышлять о горнем (Кол. 3:2)).

Хор отвечает: "Имамы ко Господу", — имеем ум и сердце устремленными к Богу.

Эти возгласы — не просто призыв к возвышенной настроенности, но указание на сердце, которое должно стать вместилищем неба. Об этом новом состоянии зрения Бога в себе более полутора тысяч лет назад как о конечной цели с дерзновением говорил святитель Иоанн Злато­уст: "Что мне до неба, когда я созерцаю (в себе) Владыку неба, когда сам становлюсь небом?".

Этим торжественным призывом-предостережением (чтобы никто не остался на земле), заканчивается вступление Анафоры, приготовительный диалог священника и хора. Далее на­чинается молитва благодарения.

Молитва благодарения.Священник, по примеру Христа Спасителя, возблагодарившего Бога Отца на Тайной Вечери (Лк. 22:17—19), возглашает: "Благодарим Господа". Хор поет: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Вместе со словами "Благодарим Господа" священник начинает читать тайную молитву, которая является главной благодарственной молитвой Литургии [29]. Вот она в переводе на рус­ский язык: "Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя бла­годарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего (Пс. 102:22), ибо Ты — Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменный — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты перевел нас из небытия в бытие (Прем. 1:14) и павших восставил, и не прекратил на этом Своего попечения о нас, но возвел нас на Небо и даровал Царство Твое будущее. За все это мы благодарим Тебя, Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что знаем и чего не знаем, за все явные и неявные благодеяния, излитые Тобою на нас. Благодарим Тебя также за это служение, которое Ты соблаговолил принять от наших рук, хотя и предстоят Тебе тысячи (Дан. 7:10) Архангелов и десятки тысяч Ангелов (Евр. 12:22), Херувимы и Серафимы, шестикрылые (Ис. 6:2), исполненные очей, па­рящие, быстрокрылые (Иез. 1:7,18,21), победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря". Последние слова этой молитвы являются возгласом — "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", — на который певцы отвечают ангельским гимном: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...". Только при целостном подходе и осознании контекста становится понятной та взаимосвязь, которая существует между евхаристическими молитвами, возгласа­ми священника и песнопениями хора.

В качестве краткого толкования на песнопение "Достойно и праведно есть..." уместно привести слова отца Александра Шмемана: "Спасение завершено. После тьмы греха, отпадения и смерти вот снова приносит человек Богу чистое, безгрешное, свободное и совершенное благодарение. Человек возвращен на то место, которое уготовил ему Бог, создавая Mip. Он стоит на высоте, перед престолом Бога, он стоит на небе, пред лицом Самого Бога, и свобод­но—в полноте любви и ведения, — соединяя в себе весь Mip, утверждает и признает благода­рение это "достойным и праведным". Это — Христос. Он один без греха. Он один — Человек, во всей полноте его назначения, призвания, славы. Он один в Себе восстанавливает и возв­ращает к Богу "падший образ", и потому благодарение Христово теперь приносим мы, его слышим, в нем участвуем, когда начинает предстоятель молитву Евхаристии, заповеданную нам Христом и навеки веков соединившую нас с Богом"[30].

Ангельское славословие (Sanctus).Следующее песнопение (в переводе): "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Приходя­щий во имя Господне! Осанна в вышних" — ангельский гимн, как было сказано, является гар­моничным продолжением молитвы благодарения, новым раскрытием смыслов таинства Анафоры.

Во время пения этого славословия священник читает следующую евхаристическую мо­литву — sanctus'a (приводим русский перевод): «И мы, Владыко Человеколюбче, вместе с эти­ми блаженными Силами воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя, ибо Ты так воз­любил Mip Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не по­гиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Придя и исполнив все, задуманное Тобою о нас, в ночь, когда Его предавали, или, скорее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни Mipa, взяв хлеб (1 Кор. 11:23) в Свои святые, пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благосло­вив Тебя, Он освятил, преломил (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19) и дал его Своим святым уче­никам и апостолам, сказав: (Возглас) "Примите, ядите (ешьте), это — Тело Мое, ради вас пре­ломляемое во оставление грехов"».

Эти слоьа Спасителя (по-славянски) "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ло­мимое, во оставление грехов" являются и окончанием данной молитвы. В литургической на­уке за ними закреплено название установительных, так как они (как и следующий за ними возглас "Пиите от нея вси...") послужили основанием к установлению Таинства Евхаристии.

Далее приведем несколько объяснений возгласа "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", а также на ответ хора "Свят, Свят, Свят...".

"Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", — четыре эти слова отнюдь не означают поднебесного Mipa, составленного из четырех стихий, как утверждают некоторые, или небес­ного, разделяемого на четыре части, т.е. на восток, запад, север и юг, в которых слава Божия проповедуется словами: "Исполнь небо и земля славы Твоея", но более знаменуют тех четы­рех животных, в виде которых, как явствует из Писания, являются Херувимы. Св. Герман го­ворит: "Поюще — говорится об орле, вопиюще — о воле, взывающе — о льве, глаголюще — о че­ловеке". Человек, одаренный разумом, образуя собою херувимские силы и четверовидных животных, вопиет: "свят, свят, свят, т.е. Трисвятый и Единый Бог сил. Свят Отец, истинно Святый и Блаженный; свят Сын как Слово Божие и образ ипостаси Его; свят и Дух Святый, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, и освящающий всяческая. И посему четверовидные животные попеременно один за другим восклицают, — первое во образе льва вопиет свят, другое во образе вола или тельца вопиет свят, третье во образе орла вопиет свят, а чет­вертое во образе человека взывает Господь Саваоф"[31].

Эти слова "напоминают нам мистические откровения пророкам Исайе, Иезекиилю и апостолу Иоанну Богослову (Ис. 6:3; Иез. 1:10; Апок. 4:6-8), видевших страшный Престол Господней славы и внимавших ангельскому славословию Божиго. Этим естественно заклю­чить молитву, говорящую о творении Богом Mipa и о Его совершенствах. Переходя к молит­венному прославлению и переживанию подвига Бога Слова. Церковь к этому возгласу при­соединяет слова "осанна, благословен Грядый во имя Господне". Эти слова, обращенные не­когда еврейскими детьми к идущему на вольную страсть Господу, обращены теперь к идуще­му на евхаристическое заколение Агнцу. "Осанна" значит "Господи, спаси". Таким образом, мистическое созерцание славы Божией, предвечной Его силы, могущества, святости и красо­ты и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафи­мов и с созерцанием Христовой "славы", т.е. Его искупительных Крестных Страданий"[32].

"О чем свидетельство этой извечной хвалы, если не о небе, которое мы видим и слышим, ибо сами вознесены на него? Что эти слова царского приветствия, если не икона: дар, виде­ние, откровение Царства славы? Не встреча с Богом, благодарением исполняемая — за Его в трапезой, в Его Царстве?.."[33].

В словах "осанна в вышних" идея ангелогласия (магистральная тема для всего богосло­вия церковного пения) достигает своего апогея, максимально возможного пика. Если в ночь Рождества Христова услышанное пастухами ангельское славословие "Слава в вышних Богу..." (Лк. 2: 14) звучало лишь как свидетельство, как приглашение к соучастию в высшем мире, то здесь, в молитве благодарения, оно раскрывается как восхождение молящихся в Церкви (че­рез совместное "едиными усты" пение людей и ангелов) на небо, к престолу Божиему, в славу Небесного Царства. Мысленно охватив весь Mip, все творение, осознав Церковь как небо на земле, молитва благодарения на этой воистину серафимской высоте из полноты богообщения, знания и радости логично переходит в воспоминание Тайной Вечери.

Следующая часть евхаристической молитвы в литургической науке называется воспоми­нанием (anamnesis). После произнесения установительных слов (institution)[34]"Приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и "Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета..." во время пения хором двойного "Аминь" священник произносит молит­ву anamnesis'a, т.е. воспоминания:"Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие (Возглас): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". В русском переводе эта молитва звучит так: "И теперь, вспоминая эту спасительную Его запо­ведь и все, совершенное Им для нас — распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Не­беса восхождение, сидение одесную Тебя, Его повторное пришествие во славе, (Возглас): Твое из Твоего мы приносим Тебе повсюду и в благодарность за все (при этих словах священник поднимает Дары над престолом)". Этот текст является квинтэссенцией всей Божественной Литургии как таинства воспоминания. В нем раскрываются слова Спасителя "сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24), устанавливается Таинство таинств, и полномо­чие и завет — пребывать в любви Его (Ин. 13:34) "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26).

"Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Мо­ею в Царстве Моем" (Лк. 22:29-30). Эти ключевые слова Нового завета, сказанные Спасите­лем ночью на Тайной Вечере падшему и порабощенному грехом человеку, явили Божествен­ный Свет. Содержание этого обещания раскрывается в молитве anamnesis'a, и целостно во всем евхаристическом опыте Церкви. Оно познается как восхождение молящихся в божест­венную реальность Царства Небесного, которую на земле единожды и навсегда явил Иисус Христос.

Оставив позади важнейшие этапы на пути постижения Евхаристии как таинства Единой Жертвы Христовой Любви (собрания, приношения, возношения, благодарения воспомина­ния), мы подошли к центру круга, точке пересечения и объединения всех начал — возноше­нию Святых Даров, молитве epiclesis'a,т.е. призыванию Святого Духа и преложению Святых Даровв пречистые Тело и Кровь Христовы.

Оканчивая молитву anamnesis'a, священник, воздевая руки гореv, восклицает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Диакон, предваряя этот возглас, целует святой прес­тол, кланяется священнику, затем берет правой рукой дискос, а левой рукой Потир (правая рука крестообразно лежит на левой) и во время возгласа возносит приготовленные Дары над престолом.Хор, отвечая на слова предстоятеля, поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе бла­годарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш" (Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя бла­годарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш).

После возношения Святых Даров, во время "Тебе поем", в алтаре и во всем храме за каж­дой Божественной Литургией происходит непостижимое: небо и земля соединяются, испол­няются Небесной Славы; прошедшее, настоящее и будущее приводится в единство; время и пространство размыкается; тварное получает образ, силу бытия нетварного; разделительные преграды разрушаются. Человек исцеляется, во Христе ему прощаются грехи, он очищается и возвышается. Его бессмертная по сути, но плененная грехом и тлением природа преобра­жается, освобождается и предуготавливается для вечного, блаженного бытия с Богом.

Все это дивное и неудобоизъяснимое, подготавливаясь всем ходом Евхаристии (как в перспективе углубления, раскрытия тайны), словно в фокусе (как в светоносной точке перед новым творением), сосредотачивается в молитве epiclesis'a.Вней священник просит Господа ниспослать Духа Святого на него и на предлежащие Святые Дары (в русском переводе): "Мы приносим Тебе также это словесное и бескровное служение, и призываем, и просим, и молим Тебя: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие пред Тобою Дары, и соделай хлеб этот истинным Телом Христа Твоего [Аминь], а то, что в Чаше этой — истинной Кровью Христа Твоего [Аминь], преложив Духом Твоим Святым [Аминь, аминь, аминь]".

Священник молится о нисхождении Святого Духа на Дары и на всех людей и "о преложении"(в Литургии св. Василия Великого — "о явлении") хлеба и вина, принесенных в воспо­минание Христово, в Его честные Тело и Кровь.

Очень важный акцент молитвы epiclesis'a — просьба ниспослать Духа Святого прежде всего на нас, молящихся, а затем на предлежащие Дары — указывает принципиальный мо­мент: верные христиане вместе представляют собой Единое Тело Христа — Его Церковь, а по­рознь — ипостастные храмы Духа Святого, в которых необходимо совершать Анафору, то есть возношение, преображение, преложение жизни по плоти в жизнь по духу.

"Твоя от Твоих" — молится собрание Церкви, — не только хлеб и вино, но и все Твои бес­численные дары жизни, от лица Твоих верных рабов мы приносим Тебе, Богу Отцу, в благо­дарственную жертву "за вся", т.е. за все Твои благодеяния, уже полученные нами, и ради раз­личных милостей в будущем. Эти слова не только символ Литургии, но эталон, последняя глубина и смысл жизни человека: возносить, возвращать, предавать в руки Божий в движе­нии благодарной сердечной любви всю жизнь, и от этой жертвы принимать от Бога по благо­дати в Дар то, что Сам Бог имеет по Своей природе, т.е. Его Божество. В этом важнейшем свя­щеннодействии Литургии всякий раз человеку дастся образ обо'жения, путь к воссоединению и взаимопроникновению Божественной и человеческой природы. Здесь конец претворяется в начало, в вечное и светоносное внутреннее обновление, которое являет и исполняет Своим пришествием Утешитель Дух Святой.

Необходимо обратить внимание регента и поюших на особенности певческого сопровож­дения молитв Анафоры.Все фрагменты песнопений, объединенных единым названием "Ми­лость мира", как можно было убедиться из вышеизложенного, представляют собой единое, неделимое целое. Все составляющие произведение части как бы перетекают одна в другую. Мелодия, гармония, метро-ритм, все элементы хоровой звучности (метро-ритм, ансамбль, строй, нюансировка) подчинены единой цели — молитве, явлению в звуке тайны, выраже­нию той живой среды, в которой и произойдет осуществление таинства. Пение как движение человеческого духа усиливает присутствие, пульсацию Святого Духа. Естественно, что благо­говейный настрой будет выражен в мягком, прикрытом, благородном звуке, в способности вслушиваться в общее звучание, не выделяться, в полном внимании происходящему.

Здесь уместна следующая аналогия. Каждый год в Иерусалиме православные христиане в Великую Субботу, накануне Пасхи, переживают великое чудо — схождение Благодатного ог­ня. По мере того, как приближается сокровенный момент нерукотворного возгорания свечей в руках патриарха, в храме все чаще и чаще мелькают вспышки света, подобно вспышкам от фотоаппаратов. "Разряды" все более и более усиливаются, вызывая необыкновенное духов­ное ликование присутствующих. Когда "светоносная роса" все отчетливее "проступает", соби­рается в Кувуклии на Гробе Господнем, сами возгораются свечи, причем часто не только у Патриарха, но и одновременно у особо благочестивых прихожан. Подобное схождение Не­бесного огня[35], только на невидимом уровне, происходит всякий раз и в Литургии. Весь ее ход подготавливает, усиливает момент преложения Святых Даров, их наполнения новым, небес­ным содержанием. Пение в этом процессе является необходимой средой, которая по мере приближения к Святому Преложению усиливает вспышки невидимого света, возжигает в мо­лящихся огонь веры, очищает сердца и предуготавливает вход в алтарь внутреннего храма ду­ши Самого Бога.

В храме певчий — это не приглашенный со стороны вокалист, но сослужитель таинства, от лица народа и всего собрания, вместе с ангелами воспевающий Бога, отвечающий в диа­логах священнику и тем самым наполняющий свою жизнь подлинным высшим смыслом.

Поющему "Милость мира" певчему необходимо понимать, что все его пение должно быть его личной Анафорой, то есть возношением его жизни, чувств и мыслей Богу, должно стать его "Твоя от твоих..." — принесением и преложением его энергии существа (мыслей, чувств, воли) в чистую энергию, жертвы уст. Если это понять, то сам собой решиться вопрос качест­ва, красоты звука, тембра, и в целом звукообразования, ведь помимо правильного дыхания и общей свободы красота вокала строится, прежде всего, на способности души молиться, мыс­лить, думать, сопереживать, нести в себе (возносить) смысл произносимого.

Требование осмысленности как основного лейтмотива всего богослужебного пения в песнопении "Милость мира" особенно актуально, поскольку здесь находится сердце, центр богослужебного круга. Предельная концентрация на внутреннем содержании — вот основное требование к хору.

Вступительный диалогпоется величественно, но без затягивания. Часто бывает так, что во время пения "Верую..." всей Церковью праздничный хор отдыхает, и перед его вступлением есть опасность некоторой несобранности, расслабленности.

Молитву благодарения,слова "Достойно и праведно есть", следует исполнять вдохновен­но, четко и ясно произнося слова, сохраняя плавность звуковедения, раскрывая логику пост­роения музыкальной фразы.

Ангельское славословие "Свят, Свят, Свят" — пик всей гимнографии церковной музыки. Здесь особое внимание необходимо обратить на ритмическую сторону музыкального ряда, радость, легкость, свободу в произнесении текста. Следующая часть "Милости мира" — "Аминь" (два раза) и особенно песнопение "Тебе поем" является священным, сакральным яд­ром Литургии, поэтому здесь, как правило, происходит переход от гимнического, величест­венного "Достойно и праведно" и вдохновенного "Свят, Свят, Свят" к таинственному и прикровенному "Тебе поем". Связующее "Аминь" служит переходом от радостно-вдохновенного характера предыдущих частей к глубоко внутреннему, сокровенному "Тебе поем". Исходя из этого песнопение "Тебе поем" обычно исполняют на нюанс рр; р либо тр, благоговейно, тре­петно, сосредоточенно-собранно, передавая голосом, звуком великую тайну соединения не­ба и земли в преложении Святых Даров — хлеба и вина — в Тело и Кровь Господни, которое происходит именно во время пения этого важнейшего фрагмента "Милости мира". Пожалуй, только музыка, в частности пение, со свойственной ему нематериальностью может передать ощущение Великой Тайны, донести молящимся трепет, состояние страха Божия, которые как нигде более уместны в этом месте богослужения. Пение должно передать характер, образ это­го духовного состояния.

Что касается темпо-ритма, то необходимо петь очень размеренно, не спеша, но в то же время сохраняя легкость ритмической пульсации мелодической ткани. В этот момент свя­щеннику предстоит прочитать молитву призывания Святого Духа и еще ряд важных молитв. В случае торопливого исполнения священнику не остается времени на произнесение всех слов молитв, и поэтому есть опасность, что он будет это совершать наспех, либо на клиросе возобладает на некоторое время молчание и томительное ожидание.

Сразу после того, как Святой Дух сошел и коснулся Даров, когда хор еще допевает "Тебе поем", священник начинает читать ряд молитв, которые носят название ходатайство (intercessio),то есть заступничество за Mip, за Церковь, за всю Вселенную. Общая богословс­кая идея этих молитв — собирание Церкви [36], явление ее силы во всей полноте — в космичес­ком, экклезиологическом (общецерковном) и эсхатологическом масштабе[37]. Эти молитвы яв­ляются еще одной ступенью вверх в приготовлении верующих к причастию. Они (верующие) постепенно осознают идею соборности, свою принадлежность и всех предстоящих за Боже­ственной Литургией, полноте небесной и земной Церкви, единство в Боге почивших и жи­вых — всех, кто верой, покаянием, плодами Искупительной Жертвы Христа приобщился ре­альности нового времени, новой жизни.

После соединения Неба и Земли в молитве epiclesis'a, после того как от лица верующих вознесена была молитва Богу об усопших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апос­толах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и о всякой праведной душе, дос­тигшей конца земного поприща, священник воспоминает ближайшую к Богу из всех людей ходатаицу и заступницу Богородицу: "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии", — возглашает он. В русском переводе эти слова звучат так: "Особенно же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве (вечно Деве) Марии". Ответом хора на возглас служит песнопение, прославляющее Божию Матерь, — "Достойно есть": "Воистину есть достойно прославлять Тебя, называя Богородицей, вечно прославляемой и наинепорочнейшей, и Матерью Бога нашего. Достойной больших почестей чем Херувимы и несравнимо большей славы, чем Серафимы, Родившей Бога Слова и оставшейся Девой, истинно Богоро­дицей Тебя величаем".

Святая Церковь почитает Пречистую Деву Марию как "бесценное сокровище славы Божией". Ее Материнское предстательство пред Богом за человеческий род столь могуществен­но, что к Ней верующие обращаются с молитвой "Спаси нас", а не просто "Моли Бога о нас", как к Ангелам и всем святым. Почитание Божией Матери и благоговение перед Ее святым именем драгоценно всякому православному христианину. Не почитающий Божию Матерь оказывает неуважение и к Ее Божественному Сыну.

Устав предписывает диакону в это время кадить окрест святой престол и поминать, кого он хочет за здравие и за упокой. Теперь это совершается им не вслух, а про себя. В древности же в этом моменте Литургии читались диптихи, т.е. поминания живых и усопших.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Литургия. Центральная идея Литургии

Часто понятия Литургии и Евхаристии употребляют как взаимозаменяемые однако это не верно между ними существует различие Литургия это... Как лейтмотив Евхаристического богослужения звучит благодарственная молитва... Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир пишет В таинстве Евхарис тии православному христианину...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символ веры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антифоны
Первый антифон (псалом 102) Малая ектения Второй антифон (псалом 145) Единородный Сыне (гимн св. Юстиниана VI в.) Малая ектения Третий антифон (Во царст

Благословение и отпуст
С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи, помилуй. Заамвонная молитва. Буди Имя Господне... Благословлю Господа (псалом 33) Благо

Великая ектения
После вступительного возгласа священника произносится Великая, или Мирная ектения. "Миром Господу помолимся" — эти первые слова исполнены глубокого смысла. Сердечный мир, мир со всеми бли

Единородный сыне
Этот гимн, составленный, по преданию, императором Юстинианом (t565), представляет собой исповедание веры в воплощение Христово и является кратким выражением православного учения Церкви о Богочелове

Во царствии твоем
Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию

Антифоны вседневные
В будние дни поются антифоны вседневные, состоящие из стихов 91-го и 92-го псалмов с присоединяемыми к ним припевами новозаветных песней. В двунадесятые праздники, а также вдень Святой Пас

Ис полла эти, дэспота
В честь Христа, возносящегося на небо, славится архиерей от певчих, которые поют: "ис полла...", т.е. на многая лета, владыко. Симеон Солунский говорит: "Как ангелы восклицали вслед

Тропари по Входе
Прежде входа священнослужителей в алтарь в Царство Небесное вошли святые, поэтому естественно, что Церковь в этот момент воспевает святых через тропари и кондаки. На Литургии это единственное место

Господи, спаси благочестивыя
В древности в Константинополе слова "Господи, спаси благочестивыя..." произносил сам патриарх. Этот возглас диакона имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, ко

Трисвятое
Смысл Входа с Евангелием как приближения к престолу и восхождению в Царство выра­жен в молитве и пении Трисвятого, которым завершается Малый вход. Вступив в алтарь и став перед престолом, священник

Чтение апостола
Восходя к горнему престолу, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает мо­литву "Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех...". Восхож­дение это проис

Сугубая ектения
В конце Литургии оглашенных провозглашается Сугубая ектения — прилежное моление Церкви. Прошения в ней более "конкретные", чем в Великой ектений о всех людях, нуждаю­щихся в Божием благос

Заупокойная ектения
После Сугубой ектений (кроме воскресных и праздничных дней) возглашается Ектения об усопших (Сугубая). В Заупокойной ектений мы молимся о почивших родственниках, ближних и всех скончавшихся в вере

Ектения об оглашенных
После Сугубой ектений следуют прошения и молитва об оглашенных, после чего некрещеным предлагается удалиться из храма. В ранней Церкви готовящиеся к просвещению "Евангелием Правды", не ом

Ектения о верных
Верные христиане составляют стержень Церкви Христовой, они посвящены в высокое служение Богу и должны нести его в состоянии любви и смирения. Участие в Великой Жертве, в Литургии благодарения являе

Просительная ектения
После Великого входа совершается Просительная ектения. В ней Церковь молится о перенесенных (возложенных) на престол Честных Дарах, испрашивает всего, что необходимо людям для спасения, для святой,

Целование мира
После Просительной ектений и преподания всему собранию "Мира" диакон возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (чтобы в единомыслии исповедать)[25]". Хор отвеча

И всех и вся
Ходатайственная молитва раскрывается постепенно и по чину. Сразу после прославления Божией Матери священник в молитве поминает святого Иоанна Предтечу, всехвальных Апостолов, святого, память которо

И со духом Твоим
Единство уст и сердец, единство веры в любви. Вот те условия, при которых даруется человеку Благодать Святаго Духа, многоразличные милости Великого Бога Иисуса Христа. "И да будут милости Вели

Просительная ектения
Просительная ектения в этом месте Божественной Литургии как бы замедляет ритм ли­тургического восхождения верующих, дает сознанию возможность "перевести дух" после страшной, небесной высо

Молитва Господня
Исповедание Бога Отцом, осознание великого дара любви, ответственности именоваться сыном Божиим является важнейшим этапом подготовки молящихся к причастию. Эта молитва дана самим Господом Иисусом Х

Возношение освященных Даров
После пения всей Церковью молитвы "Отче наш" в молитве главопреклонения (во время пения хором ответа "Тебе, Господи") священник благодарит Бога за то, что Он создал неизмеримой

Преломление Святого Хлеба
После возношения Святого Агнца, священник преломляет Святой Хлеб(Деян. 2:46), произнося слова: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда

Причащение
Причащение является целью Таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается ради причащения священнослужителей и мирян. В этом осуществление и исполнение евхаристичн

Причастны во весь год
ВоскресеньеХвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа — 3 р. ПонедельникТворяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Причащение мiрян
После причащения священнослужителей открываются Царские врата. Диакон возглаша­ет: "Со страхом Божиим и верою приступите". Хор поет, возвещая о явлении Господа, "Бла­гословен Грядый

Благодарение после причастия
"Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое", — осеняя молящихся крестным знамением, возглашает священник, испрашивая у Господа благословения верным чадам Церкви — Его наследию, п

Благословение и отпуст
Возглас "С миром изыдем" (выйдем с миром) служил в древности знаком окончания Литургии. Народ, отвечая: "О Имени Господни" (то есть с Именем Божиим в душе, с миром Христовым в м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги