рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Великая ектения

Великая ектения - раздел Образование, Литургия. Центральная идея Литургии После Вступительного Возгласа Священника Произносится Великая, Или Мирная Ект...

После вступительного возгласа священника произносится Великая, или Мирная ектения. "Миром Господу помолимся" — эти первые слова исполнены глубокого смысла. Сердечный мир, мир со всеми близкими сродниками, взаимная любовь друг ко другу являются главными условиями действенной, правильной молитвы.

Земная Церковь испрашивает мир Божий, превысший всякого ума (Флл. 4: 7). В двенад­цати прошениях, на каждое из которых народ отвечает: "Господи помилуй", звучит молитва о вечном спасении, о мире всего Mipa, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, о храме и всех предстоящих в нем, о епископах, священниках, диаконах, о стране и ее властях и воинстве, о всяком городе и стране, о благоприятной погоде и добрых урожаях, о путешест­вующих, больных, страждущих и плененных... И наконец, испросив у Бога избавления от все­го темного и опасного, а также Его помощи, спасения и милости, мы вспоминаем Божию Ма­терь и всех святых и предаем сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь Христу Богу. - В это время священник в тайной молитве[18] просит Господа о даровании милостей молящимся в храме:"... Сам, Владыко, по милосердию Твоему, обрати Твой взор на нас и на этот святой храм и подай нам и молящимся с нами богатые милости Твои и щедроты Твои", — и оканчивает молитву ектений славословием Святой Троице, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение вовеки. Молитва завершается произнесением всем народом "Аминь".

Таким образом. Церковь задает правильный образ молитвы, устанавливая необходимый ритм, строй литургического восхождения, показывает, о чем и как необходимо молиться.

Преподобный Максим Исповедник[19], размышляя о человеке, как совершенном музы­кальном инструменте, а также, о "синэргии" Бога и человека, следствием которой является обоvжение, пишет: "(в человеке заключена — Д.Б.) Божественная десятерица струн духовной псалтири в душе (Пс. 91:4 и 143:9). Она, обладая еще и разумом, который вторит духу с по­мощью другой блаженной десятерицы заповедей, создает духовным образом совершенные, гармоничные и слаженные звуки, воспевая ими Бога. И это для того, чтобы знать мне, како­во значение десятерицы воспевающей и Десятерицы воспеваемой, а также чтобы знать, как десятерица, соединяемая и сочетаемая таинственным образом с другой десятерицей, возво­дит Иисуса — Бога и Спасителя моего, заполняемого мной, спасаемым, — к Себе Самому, Приснообильному и никогда не могущему выйти из Себя. И еще чтобы знать, как она восста­навливает чудесным образом и меня в самом себе и в Боге, от Которого я получил и имею бы­тие и к Которому я стремлюсь издали, добиваясь получить еще и благобытие.

Тот, кто смог понять это, сказанное на основе испытанного, совершенно ясно увидит и собственную ценность, постигаемую также [духовным] опытом. Он поймет, как возвращает­ся Образу то, что создано по образу, как почитается Первообраз, какова сила таинства наше­го спасения и за кого Принял смерть Христос. Он узнает, также, как мы можем пребывать в Нем, а Он в нас, по Его собственным словам (Ин. 15:4); а еще, каким образом право слово Господне, и вся дела Его в вере (Пс. 32:4). Однако, ограничимся этим сравнительно немно­гим..."

"О Дары Христовы! — пишет святитель Иоанн Златоуст, — в вышних славословят воин­ства Ангелов, здесь, в Церквах предстоящие люди подражают им в этом славословии. Там Се­рафимы воспевают Трисвятую песнь, здесь множество людей возносит то же. Составляется общее Небесных и земных торжество, одна Евхаристия, одно ликование и радостное предстояние. Ибо ее составило неизреченное снисхождение, ее составил Дух Святой, ее гармония звуков была составлена Отеческим благоволением".

Божественная Литургия представляет собой целый ряд незримых этапов, ступеней, постигая которые, человек поднимается к Богу, восходит в Благословенное Царство Святой Троицы. Традиционным начальным этапом является усвоение вдохновенного материала ветхозаветных псалмов.

За исключением двунадесятых праздников, в воскресные и праздничные дни после Великой ектений поются "изобразительные псалмы Давида" — 102-й и 145-й, пророчески изображающие милости Божий, явленные роду человеческому, особенно через воплощение Сына Божия. Их называют "антифоны", потому что они должны петься на два хора попеременно.

В Божественной Литургии три антифона, которые разделяются двумя малыми ектениями, состоящими из первого и двух последних прошений Великой ектений.

Первоначально указанные (или другие приуроченные празднику) псалмы пелись во время торжественных процессий, направлявшихся к церкви для совершения Литургии. В наши дни они стали неотъемлемой частью службы, и представляют собой радостное приготовление к дальнейшему ее ходу.

Размышляя о назначении антифонов Божественной Литургии, Симеон Солунский пишет: "Иереи после Великой ектений читают в алтаре молитвы, нося образ небесных чинов; певцы поют антифоны, изображая лик пророков, и разделяют их на три статьи в честь Троицы; в них прежде поют они стихи, избранные из псалмов, а потом песни новой благодати; и словами псаломскими возвещают предсказанное древними воплощение Слова Божия, песнями новой благодати указывают уже на самую благодать совершившуюся и на Сына Божия воплотившегося и все для нас соделавшего" (Новая скрижаль, гл.7, § 4).

После второго антифона всегда поется гимн императора Юстиниана "Единородный Сыне" — песнь веры в божественность Иисуса Христа и Его воплощение, распятие и воскресение ради нашего спасения. Это песнопение является связующим звеном, объединяющим ветхозаветный богослужебный материал (в данном случае стихи псалмов) с дальнейшим новозаветным.

В обычные воскресные дни третий антифон составляют Заповеди блаженства из Нагорной проповеди (Мф. 5: 3-12). "Блаженства" поются с припевом — словами благоразумного разбойника на кресте: Помяни меня (нас), Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк. 23:42).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Литургия. Центральная идея Литургии

Часто понятия Литургии и Евхаристии употребляют как взаимозаменяемые однако это не верно между ними существует различие Литургия это... Как лейтмотив Евхаристического богослужения звучит благодарственная молитва... Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир пишет В таинстве Евхарис тии православному христианину...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Великая ектения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антифоны
Первый антифон (псалом 102) Малая ектения Второй антифон (псалом 145) Единородный Сыне (гимн св. Юстиниана VI в.) Малая ектения Третий антифон (Во царст

Благословение и отпуст
С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи, помилуй. Заамвонная молитва. Буди Имя Господне... Благословлю Господа (псалом 33) Благо

Единородный сыне
Этот гимн, составленный, по преданию, императором Юстинианом (t565), представляет собой исповедание веры в воплощение Христово и является кратким выражением православного учения Церкви о Богочелове

Во царствии твоем
Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию

Антифоны вседневные
В будние дни поются антифоны вседневные, состоящие из стихов 91-го и 92-го псалмов с присоединяемыми к ним припевами новозаветных песней. В двунадесятые праздники, а также вдень Святой Пас

Ис полла эти, дэспота
В честь Христа, возносящегося на небо, славится архиерей от певчих, которые поют: "ис полла...", т.е. на многая лета, владыко. Симеон Солунский говорит: "Как ангелы восклицали вслед

Тропари по Входе
Прежде входа священнослужителей в алтарь в Царство Небесное вошли святые, поэтому естественно, что Церковь в этот момент воспевает святых через тропари и кондаки. На Литургии это единственное место

Господи, спаси благочестивыя
В древности в Константинополе слова "Господи, спаси благочестивыя..." произносил сам патриарх. Этот возглас диакона имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, ко

Трисвятое
Смысл Входа с Евангелием как приближения к престолу и восхождению в Царство выра­жен в молитве и пении Трисвятого, которым завершается Малый вход. Вступив в алтарь и став перед престолом, священник

Чтение апостола
Восходя к горнему престолу, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает мо­литву "Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех...". Восхож­дение это проис

Сугубая ектения
В конце Литургии оглашенных провозглашается Сугубая ектения — прилежное моление Церкви. Прошения в ней более "конкретные", чем в Великой ектений о всех людях, нуждаю­щихся в Божием благос

Заупокойная ектения
После Сугубой ектений (кроме воскресных и праздничных дней) возглашается Ектения об усопших (Сугубая). В Заупокойной ектений мы молимся о почивших родственниках, ближних и всех скончавшихся в вере

Ектения об оглашенных
После Сугубой ектений следуют прошения и молитва об оглашенных, после чего некрещеным предлагается удалиться из храма. В ранней Церкви готовящиеся к просвещению "Евангелием Правды", не ом

Ектения о верных
Верные христиане составляют стержень Церкви Христовой, они посвящены в высокое служение Богу и должны нести его в состоянии любви и смирения. Участие в Великой Жертве, в Литургии благодарения являе

Просительная ектения
После Великого входа совершается Просительная ектения. В ней Церковь молится о перенесенных (возложенных) на престол Честных Дарах, испрашивает всего, что необходимо людям для спасения, для святой,

Целование мира
После Просительной ектений и преподания всему собранию "Мира" диакон возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (чтобы в единомыслии исповедать)[25]". Хор отвеча

Символ веры
Согласно толкованию святых отцов, целование мира означает соединение душ и удале­ние всякого памятозлобия. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь лю­бовь между собою"

И всех и вся
Ходатайственная молитва раскрывается постепенно и по чину. Сразу после прославления Божией Матери священник в молитве поминает святого Иоанна Предтечу, всехвальных Апостолов, святого, память которо

И со духом Твоим
Единство уст и сердец, единство веры в любви. Вот те условия, при которых даруется человеку Благодать Святаго Духа, многоразличные милости Великого Бога Иисуса Христа. "И да будут милости Вели

Просительная ектения
Просительная ектения в этом месте Божественной Литургии как бы замедляет ритм ли­тургического восхождения верующих, дает сознанию возможность "перевести дух" после страшной, небесной высо

Молитва Господня
Исповедание Бога Отцом, осознание великого дара любви, ответственности именоваться сыном Божиим является важнейшим этапом подготовки молящихся к причастию. Эта молитва дана самим Господом Иисусом Х

Возношение освященных Даров
После пения всей Церковью молитвы "Отче наш" в молитве главопреклонения (во время пения хором ответа "Тебе, Господи") священник благодарит Бога за то, что Он создал неизмеримой

Преломление Святого Хлеба
После возношения Святого Агнца, священник преломляет Святой Хлеб(Деян. 2:46), произнося слова: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда

Причащение
Причащение является целью Таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается ради причащения священнослужителей и мирян. В этом осуществление и исполнение евхаристичн

Причастны во весь год
ВоскресеньеХвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа — 3 р. ПонедельникТворяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Причащение мiрян
После причащения священнослужителей открываются Царские врата. Диакон возглаша­ет: "Со страхом Божиим и верою приступите". Хор поет, возвещая о явлении Господа, "Бла­гословен Грядый

Благодарение после причастия
"Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое", — осеняя молящихся крестным знамением, возглашает священник, испрашивая у Господа благословения верным чадам Церкви — Его наследию, п

Благословение и отпуст
Возглас "С миром изыдем" (выйдем с миром) служил в древности знаком окончания Литургии. Народ, отвечая: "О Имени Господни" (то есть с Именем Божиим в душе, с миром Христовым в м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги