Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики - раздел Педагогика, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Изучение Истории Этики Позволяет Выделить Две Основные Поведе...
Изучение истории этики позволяет выделить две основные поведенческие модели – авторитарную и гуманистическую этику.
1) Авторитарная этикаа) Авторство и исполнение. «Автором» данной этики выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональномавторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. б) Цели и средства. Высшей ценностью и целью является нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». в) Методы регуляции. Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»).
2) Гуманистическая этикаа) Авторство и исполнение. Человек сам творец и исполнитель моральных норм. Соотносится с рациональным авторитетом, который основывается на этической компетентности. Предполагает равенство между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений. Не только допускает, но и требует анализа и критики.б) Цели и средства. Высшая ценность и цель – человек, его жизнь, свобода и собственность. Поэтому все, что служит самореализации человеческой сущности (от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств), признается средством и гарантом достижения цели.в) Методы регуляции. Основным методом признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность. Желаемые моральные качества – инициативность и предприимчивость. Приветствуется «инаковость» и уникальность человека.Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной выражается в следующем:1В одну и ту же эпоху они могут сосуществовать и одновременно действовать в качестве социокультурных регуляторов поведения.2В поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. 3Возможны ситуации, когда при доминировании гуманистической модели более эффективным будет авторитарный способ морального регулирования (напр., экстремальная ситуация).
10 Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики
Ценность– это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества. Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл. Изучением ценностей занимается аксиологияОсобую группу ценностей представляют моральные ценности. Моральные ценности – это то, что представляет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий и выражает сущность морали: во-первых, это – ценности благаиндивида и заботы о нем;во-вторых, ценности солидарностии единствамежду индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, поддерживать единство с ближними); в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезентируют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной, категориальной форме, так и в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности. Роль моральных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:
1. служат формой моральной ориентации человека в мире;
2. позволяют обосновать нормативныетребования к человеку;
3. выступают в качестве цели деятельности;
4. определяют мотивы поступков человека;
5. определяют средства достижения цели в деятельности;
6. содержат оценку явлений действительности с точки зрения их моральной значимости;
Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории –этонаиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей. Категории первой группы – добро, зло, свобода, справедливость, смысл жизни, счастье– отражают те «точки отсчета» для ценностной ориентации педагогов, те критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности. Категории второй группы – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь– отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку специалиста. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения. В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок,которые отражают представления о диапазоне морального развития личности педагога и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.
Соотношение понятий этика прикладная этика и профессиональная этика... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... прикладная этика более специализирована и поэтому более прагматична...
Основные функции педагогической этики
Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.1 группа –
Базовые (стратегические) принципы педагогической этики
Принципы педагогической этики – это наиболее общие содержательные требования, предъявляемые к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию профессиональной деятельн
Этические принципы оценочной деятельности педагогов
Оценочная деятельность является одной из наиболее сложных в деятельности педагога. Основными принципами данного вида деятельности могут стать следующие принципы.
Этические принципы деятельности педагогического коллектива
Принцип равенства: все члены педагогического сообщества рассматривают других членов сообщества как равных себе коллег и относятся ко всем без исключения с соответствующим уважением
Моральные нормы как императивы поведения педагогов
Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулир
Основные группы стандартов этического поведения педагогов
Во-первых, очень непослушные дети. Те самые, которые не слушают учителя, разговаривают на уроке, прогуливают школу, дерзят учителям и т. д.
Во-вторых, родители тех детей. Тех самых,
Этическая защита педагога
Этическая защита — это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.Этическая защита педагога выполняет три функции:
§ пе
Отношения с родителями и опекунами обучающихся
Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или
Морально-этические аспекты руководства педагогическим коллективом.
Существуют три аспекта практической оценки характера каго- либо конкретного стиля руководства: авторитарность, демократичность и либеральность. Соответствующие аспекты можно усмотреть в действиях л
Взаимоотношения с администрацией
33. Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
34. В образовательных учреждениях соблюдается культура общен
J. Прием на работу и перевод на более высокую должность
Директор учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем или начальником к
Деловой этикет в деятельности педагога
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – это правила поведения в обществе. А так же эталон делового общения, установленных правил деловой этики, соблюдение которых на заключающем этапе способствуют лучшему взаимопониманию
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов