рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка

Работа сделанна в 1998 году

Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка - Дипломная Работа, раздел Литература, - 1998 год - Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой Средства Усиления Экспрессивности Сравнений На Фонетическом Уровне Языка. На ...

Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка. На фонетическом уровне это прежде всего звукопись, что для М.И.Цветаевой принципиально важно.

Она писала Словотворчество есть хождение по следу слуха, народного и природного 70 т.5 350 . Поэтому у М.И.Цветаевой огромную роль играют приемы звуковой организации стиха, его инструментовка. Вот пример ассонанса Черное око, полное грусти, Пусто как полдень, кругло, как рай ! 70, т.1 364 Здесь подчеркиваются звуки о, у, в сознании автора, а вследствие, и читателя, ассоциирующиеся именно с пустотой, кругом. Причем ощущение круглой формы создается за счет окольцовки звуком о слова, употреблением его в начале и в конце черное, око, полное. А ощущение пустоты создается как бы возникающим в строке своеобразным эхом уо пусто, кругло. Звуки у и о по своей артикуляции открытые и единственные из всех других звуков лабиализованные.

Эти качества позволяют им как можно дальше и дольше раздаваться в пространстве. Аллитерация также работает на достижение поставленных автором задач А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ - Женщина или черт? 70, Т.1 378 Выделение шипящих звуков ч, щ позволяет создать атмосферу ночи и ночной героини ее черноту, темноту, непроницаемость и тишину - ведь в ночном воздухе четко слышен малейший шорох, а тем более - шелест плаща.

Также этими неясными смутными звуками подчеркивается загадочность, романтичность героини. А еще аллитерация указывает здесь на быстроту и стремительность действия неожиданное и резкое ч. В прозе М.И.Цветаевой также нередко присутствует особый звукосмысловой фон речи. Например За хроматическую гамму - слово, звучащее водопадом горного хрусталя. 70, т.5 16 Здесь особый подбор звуков о, взрывной д и вибрант р имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с образом сравнения создается впечатление звука журчащей и падающей воды. Но есть в прозе и сравнения, в которых звукописью озвучивается не образ сравнения, а его предмет, например Во дворе будущего музея веселые черноокие люди перекатывают огромные квадраты мрамора под раскатистую речь, сплошь на р, крупную и громкую, как тот же мрамор. 70, т.5 157 Частое употребление звука р в данном сравнении актуализирует внимание на предмете сравнения раскатистая речь, сплошь на р. Звуки в прозаических сравнениях могут отождествляться с определенными предметами, их свойствами, например, звук ш ассоциируется у автора с мягкостью и ворсистостью бархата Одушевленное туше звучало как бархат. 70, т.5 11 В некоторых примерах скопление определенных звуков характеризует некое состояние героя, интонацию речи. Частое повторение звука ж, например, передает ту надоевшую и раздражающую назойливость, о которой не говориться в тексте прямо, но подразумевается и варенье есть убеждавшая так, точно в вазочке не крыжовник, а живой жемчуг 70, т.5 181 Есть в прозе М.И.Цветаевой и сравнения, в которых само сопоставление предметов происходит не только по смыслу, но и по звучанию слов, например За клавиатуру - слово такое мощное, что ныне могу его сравнить только с вполне раскрытым крылом орла, а тогда не сравнивала ни с чем. 70, т.5 16 Если внимательно вслушаться в эти слово и словосочетание клавиатура - крыло орла, то можно выделить сходную звуковую структуру к, л , р в первом случае и к, р , л во втором.

Таким образом, звукопись и в поэзии и в прозе М.И.Цветаевой очень тесно связана с подтекстом и помогает передать самые глубокие мысли и оттенки чувств.

Еще одно из распространенных у М.И.Цветаевой фонетических средств усиления экспрессивности сравнений - прием усиленного произношения гласных звуков, оформленных в тексте графическими средствами.

Этот прием употребляется в тексте для передачи эмоционального состояния лирической героини.

И в то же время слово, благодаря подобному графическому оформлению, реализует свою основную номинативную функцию называние предметов, действий, процессов и др в данном случае - процесс зевания Дьявол моего младенчества мне, среди многого другого, оставил в наследство неизбывное, как догов зевок, от всего, что игра Ску-учно! 70, т.5 36 Намеренное растяжение слова графическими средствами может свидетельствовать и о включении в авторское повествование живых интонаций речи лирической героини Почему я приветствую тебя на страницах журнала Своими путями Пленяют меня в этом названии равно-сильно оба слова, возникающая из них формула.

Что поэт назовет здесь своим, кроме пути И пленяет меня еще, что не своим, а - своими, что их мно-ого путей как людей как страстей. 70, т.4 6 Прием послоговой разбивки слова встречается и в лирических сравнениях Страсти хвала убитым, Сущим - срам. Так же смотрел на битву Царь - Приам. Рухнули у-стои Зарево? Кровь? Нимб? Так же смотрел на Трою Весь О-лимп. 70, т.2 222 Все описанные выше предметы используются автором для выделения в тексте отдельного слова, звука, позволяющего вслушаться в слова и смыслы и тем самым усилить их экспрессивность и выразительность. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой

Сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и… Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Семантические особенности сравнений
Семантические особенности сравнений. Сравнение - это фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым. 1 430 Анализ различны

Особенности построения сравнений
Особенности построения сравнений. Язык располагает большими возможностями выразить идею сравнения. В творчестве М.И.Цветаевой можно выделить различные грамматические и синтаксические способы постро

Структурные особенности сравнений
Структурные особенности сравнений. Полные сравнения. Первая группа в этой классификации содержит сравнения, в которых не отсутствует ни один из компонентов структуры, например А вы, безудержные дет

Словообразовательные средства усиления экспрессивности сравнений
Словообразовательные средства усиления экспрессивности сравнений. Экспрессивность сравнений усиливается и различными словообразовательными средствами. Поэзия М.И.Цветаевой, нередко тр

Способы усиления экспрессивности сравнений и их эмоциональная окрашенность на лексическом уровне
Способы усиления экспрессивности сравнений и их эмоциональная окрашенность на лексическом уровне. Можно рассмотреть способы усиления экспрессивности сравнений и на лексическом уровне.

Сравнения - фразеологизмы в творчестве М.И.Цветаевой
Сравнения - фразеологизмы в творчестве М.И.Цветаевой. Очень интересно и своеобразно поэтесса использует в сравнениях различные фразеологизмы А что говорю - не слушай! Все мелет - бабье! Сама поутру

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги