рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ

III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ - раздел Литература, Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство На Основании Целого Ряда Тщательных Наблюдений, Производившихсянепрерывно В Прод...

На основании целого ряда тщательных наблюдений, производившихсянепрерывно в продолжение трех лет в моей клинике, я вполне убедился, чтопсихическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний барометраи термометра. Так, при повышении температуры до 25°, 30° и 32°, вособенности если оно происходит сразу, число маниакальных припадков усумасшедших увеличи-валось с 29 до 50; точно так же в те дни, когда барометрначинал резко колебаться и показывал максимум повышения, число припадковбыстро увеличивалось с 34 до 46. Изучение 23 602 случаев сумасшествиядоказало мне, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно сповышением температуры весною и летом и даже идет параллельно ему, но так,что весенняя жара, вследствие контраста после зимнего холода, действует ещесильнее летней, тогда как сравнительно ровная теплота августовских днейоказывает менее губительное влияние. В следующие же затем более холодныемесяцы замечается минимум новых заболеваний. Прилагаемая таблица показываетэто вполне наглядно.
  Поме-шанных Тепла   Поме-шанных Тепла
Июнь 21°,29 Октябрь 12°,77
Май 16°,75 Сентябрь 19°,00
Июль 23°,75 Декабрь 1°,01
Август 21°,92 Февраль 5°,73
Апрель 16°,12 Январь 1°,63
Март 6°,60 Ноябрь 7°,17
Полнейшая аналогия с этими явлениями замечается и в тех людях, которых-- трудно сказать, благодетельная или жестокая, -- природа более щедроодарила умственными способностями. Редкие из этих людей не высказывали сами,что атмосферные явления производят на них громадное влияние. В своих личныхсношениях и в письмах они постоянно жалуются на вредное действие на нихизменений температуры, с которым они должны иногда выдерживать ожесточеннуюборьбу, чтобы уничтожить или смягчить роковое влияние дурной погоды,ослабляющей и задерживающей смелый полет их фантазии. "Когда я здоров ипогода ясная, я чувствую себя порядочным человеком", -- писал Монтень. "Вовремя сильных ветров мне кажется, что мозг у меня не в порядке", -- говорилДидро. Джиордани, по словам Мантегацца, за два дня предсказывал грозы. МэнБиран (Maine Biran), философ-спиритуалист по преимуществу, пишет в своемдневнике: "Не понимаю, почему это в дурную погоду и ум, и воля у менясовершенно не те, как в ясные, светлые дни". "Я уподобляюсь барометру, -- писал Альфьери, -- и большая или меньшаялегкость работы всегда соответствует у меня атмосферному давлению, --полнейшая тупость (stupidita) нападает на меня во время сильных ветров,ясность мысли у меня бесконечно слабее вечером, нежели утром, а в серединезимы и лета творческие способности мои бывают живее, чем в остальные временагода. Такая зависимость от внешних влияний, против которых я почти не всилах бороться, смиряет меня". Из этих примеров уже очевидно влияние колебаний барометра на гениальныхлюдей, и большая аналогия в этом отношении между ними и помешанными; но ещезаметнее, еще резче оказывается влияние температуры. Наполеон, сказавший, что "человек есть продукт физических инравственных условий", не мог выносить самого легкого ветра и до того любилтепло, что приказывал топить у себя в комнате даже в июле месяце. КабинетыВольтера и Бюффона отапливались во всякое время года. Руссо говорил, чтосолнечные лучи в летнюю пору вызывают в нем творческую деятельность, и онподставлял под них свою голову в самый полдень. Байрон говорил о себе, что боится холода, точно газель. Гейне уверял,что он более способен писать стихи во Франции, чем в Германии с ее суровымклиматом. "Гром гремит, идет снег, -- пишет он в одном из своих писем, -- вкамине у меня мало огня, и письмо мое холодно". Спалланцани, живя на Эолийских островах, мог зани-маться вдвое больше,чем в туманной Павии. Леопарди в своем Эпистоларио говорит: "Мой организм невыносит холода, я жду и желаю наступления царства Ормузда". Джусти писал весною: "Теперь вдохновение перестанет прятаться... есливесна поможет мне, как и во всем остальном". Джиордани не мог сочинять иначе, как при ярком свете солнца и в теплуюпогоду. Фосколо писал в ноябре: "Я постоянно держусь около камина (огня), идрузья мои над этим смеются; я стараюсь придать моим членам теплоту, которуюпоглощает и перерабатывает внутри себя мое сердце". В декабре он уже писал:"Мой природный недостаток -- боязнь холода -- заставил меня держаться вблизиогня, который жжет мне веки". Мильтон уже в своих латинских элегиях сознается, что зимою его музаделается бесплодной. Вообще, он мог сочинять только от весеннего до осеннегоравноденствия. В одном из своих писем он жалуется на холода в 1798 году ивыражает опасение, как бы это не помешало свободному развитию еговоображения, если холод будет продолжаться. Джонсону, который рассказываетоб этом, можно доверять вполне, потому что сам он, лишенный фантазии иодаренный только спокойным, холодным критическим умом, никогда не испытывалвлияния времен года или погоды на свою способность к труду и в Мильтонесчитал подобные особенности результатом его странного характера. СальватореРоза, по словам леди Морган, смеялся в молодости над тем преувеличеннымзначением, какое будто бы оказывает погода на творчество гениальных людей,но, состарившись, оживлялся и получал способность мыслить лишь снаступлением весны; в последние годы жизни он мог заниматься живописьюисключительно только летом. Читая письма Шиллера к Гете, изумляешься тому, что этот великий,гуманный и гениальный поэт приписывал погоде какое-то необыкновенное влияниена свои творческие способности. "В эти печальные дни, -- писал он в ноябре1871 года, -- под этим свинцовым небом, мне необходима вся моя энергия,чтобы поддерживать в себе бодрость; приняться же за какой-нибудь серьезныйтруд я совершенно не способен. Я снова берусь за работу, но погода до тогодурна, что нет возможности сохранить ясность мысли". В июле 1818 года онговорит, напротив: "Благодаря хорошей погоде я чувствую себя лучше,лирическое вдохновение, которое менее всякого другого подчиняется нашейволе, не замедлит явиться". Но в декабре того же года он снова жалуется, чтонеобходимость окончить "Валленштейна" совпала с самым неблагоприятнымвременем года, "поэтому, -- говорит он, -- я должен употреблять всевозможныеусилия, чтобы сохранить ясность мысли". В мае Шиллер писал: "Я надеюсьсделать много, если погода не изменится к худшему". Из всех этих примеровможно уже с некоторым основанием сделать тот вывод, что высокая температура,благоприятно действующая на растительность, способствует, за немногимиисключениями, и продуктивности гения, подобно тому как она вызывает болеесильное возбуждение в помешанных. Если бы историки, исписавшие столько бумаги и потратившие стольковремени на подробнейшее изображение жестоких битв или авантюристскихпредприятий, осуществленных королями и героями, если бы эти историки с такойже тщательностью исследовали достопамятную эпоху, когда было сделано то илидругое великое открытие или когда было задумано замечательное произведениеискусства, то они почти наверное убедились бы, что наиболее знойные месяцы идни оказываются самыми плодовитыми не только для всей физической природы, нотакже и для гениальных умов. При всей кажущейся неправдоподобности такого влияния оно подтверждаетсямножеством несомненных фактов. Данте сочинил свой первый сонет 15 июня 1282года; весною 1300 года он написал "Vita nuova", a 3 апреля начал писать своювеликую поэму. Петрарка задумал "Africana" в марте 1338 года. Громадная картинаМикеланджело, которую Челлини, самый компетентный судья в этой области,назвал удивительнейшим из произведений гениального живописца, быласком-понована и окончена в течение трех месяцев, с апреля по июль 1506 года. Мильтон задумал свою поэму весною. Галилей открыл кольцо Сатурна в апреле 1611 года. Лучшие вещи Фосколо были написаны в июле и августе. Стерн первую из своих проповедей написал в апреле, а в мае сочинилзнаменитую проповедь о заблуждениях совести. Новейшие поэты -- Ламартин, Мюссе, Гюго, Беранже, Каркано, Алеарди,Маскерони, Занелла, Арканжели, Кар-дуччи, Милли, Белли имели обыкновениеобозначать почти на всех своих мелких и лирических стихотворениях, когдаименно каждое из них было сочинено. Пользуясь этими драгоценными указаниями,мы составили следующую таблицу.
Месяцы Ламартин В.Гюго Мюссе и Беранже Каркано, Арканжели, Занелла, Кардуччи, Маскерони, Алеарди Милли Белли Байрон Сумма
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль -
Август -
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь -
Декабрь -
Распределяя по месяцам сочинения Альфьери, мы видим, что в августе оннаписал "Гарциа", в июле -- "Марию Стюарт"; в мае -- "Заговор сумасшедших"("Congiura di'Pazzi"), две книги "О тирании" и "О государе" ("Principe"); виюне "Виргинию","Лорентино","Альцеста" и "Панегирик Траяну"; в сентябре --"Софонизбу", "Ажиде" ("Agide"), "Мирру" и 6 комедий; в марте -- "Саула"; вапреле -- "Антигону", в феврале -- "Меропу"; зимою -- обоих "Брутов" идиалог "О добродетели". Две первые трагедии его были задуманы в марте и мае. Из автографов Джусти я мог с точностью определить время первоначальногосоздания многих мелких поэм этого поэта, но когда именно они получилиокончательную отделку -- трудно сказать, до такой степени в них многопоправок. Стихотворение Джусти "Бал" (или "Современная демократия", как оновначале называлось) было написано в ноябре, "Сатира на лжелибералов" -- воктябре; маленькая поэма "К другу" -- в июне, "Ave Maria" -- в марте. Вольтер написал "Танкреда" в августе. Байрон окончил в сентябре 4-ю песню "Pelligrinaggio", в июне"Пророчество Данте", а летом в Швейцарии -- "Шильонского узника", "Мрак" и"Сон". Из переписки Шиллера с Гете видно, что он осенью составил план трагедий"Дон Карлос", "Валленштейн", "Заговор Фиеско" и "Вильгельм Телль". Всентябре месяце были написаны им "Лагерь Валленштейна" и "Эстетическиеп-исьма". Зимою он задумал трагедию "Луиза Миллер", в июне -- "Коринфскуюневесту", "Бог и баядерка", "Чародей" ("Mago"), "Водолаз", "Перчатка","Поликратов перстень", "Ивиковы журавли"; в июне начал писать "Иоаннуд'Арк". Гете набросал осенью три лирических стихотворения, в апреле началписать "Вертера"; в мае -- "Искателя кладов", "Строфы", "Миньону" и ещелирическое стихотворение; в июне и июле: "Челлини"; "Алексис", "Эфрозина","Метаморфозы растений" и "Парнас"; зимою: "Ксении", "Герман и Доротея","Диван" и "Незаконная дочь". В первых числах марта 1788 года, когда, пословам самого Гете, несколько дней значили для него больше целого месяца, оннаписал, кроме многих лирических пьес, еще и окончание к "Фаусту". Россини в феврале сочинил почти всю оперу "Семирамида", а в ноябренаписал последнюю часть "Stabat Mater". Моцарт сочинил оперу "Митридат" в октябре. Бетховен написал свою Девятую симфонию в феврале. Доницетти в сентябре сочинил оперу "Лючия ди Лам-мермур", может быть, ивсю, но наверное знаменитый отрывок "Tu che a Dio spiegasti l'aie". Точнотак же осенью он написал оперу "Дочь полка", весною -- "Линду ди Шамуни",летом -- "Rita", зимою -- "Дон Паскуале" и "Miserere". Канова сделал модель своего первого произведения ("Орфей и Эвридика") воктябре. Микеланджело работал над своей картиной "Милосердие" с сентября пооктябрь 1498 года, рисунок библиотеки он составил в декабре, а деревяннуюмодель гробницы Папы Юлия I -- в августе. Леонардо да Винчи задумал статую Франческо Сфорца и начал писал своесочинение "О свете и тени" 23 апреля 1490 года. Первая мысль об открытии Америки явилась у Колумба в конце мая и вначале июня 1474 года, когда он задумал отыскать западный путь в Индию. Галилей открыл в апреле 1611 года, одновременно с Шейнером или, можетбыть, раньше его, пятна на Солнце; а годом раньше, в декабре или, скорее, всентябре, -- так как наблюдение было сделано три месяца раньше, чемпоявилось его описание, -- он открыл аналогию между фазами Луны и Венеры. Вмае 1609 года Галилей изобрел телескоп, а в июле 1610 года открыл те звезды,которые впоследствии оказались самыми светлыми точками в кольце Сатурна. Этопоследнее открытие он с обычным своим остроумием кратко выразил в стихе: Aitissimum planetam tergeminum observavi*. [Наблюдал тройное лицо высочайшей планеты.] Кеплер в мае 1618 года открыл законы движения мировых тел. В августе 1546 года Фабрициус открыл первую перио-дическиперемещающуюся звезду. В октябре 1666 года и апреле 1667 года Кассини открыл пятна,указывающие на вращение Венеры, а в октябре, декабре и марте (1671-1684) --четыре спутника Сатурна. Еще два из них были открыты Гершелем в марте 1789года. Один из спутников Сатурна был открыт Гюйгенсом 25 марта 1655 года, адругой -- Дове и Бондом в ночь на 19 сентября 1848 года. Два спутника Урана были открыты в 1787 году Гершелем; он подозревал,что существует и третий спутник, который в октябре 1851 года был найденСтруве и Ласселлом, открывшими 14 сентября этого года также и последнийспутник Урана -- Ариэль. Спутники Нептуна Ласселл впервые увидел в ночь на 8 июля 1846 года. Уран был открыт Гершелем в марте 1781 года. Тот же астроном наблюдал вапреле вулканы на Луне. Брадлей открыл в сентябре 1728 года законы аберрации (кажущеесядвижение неподвижных звезд). Замечательно, что на это открытие навело егонаблюдение колебаний вымпела (флюгера) при каждом повороте барки на Темзе. Любопытные открытия Энке и Вико (1735-1738) относительно Сатурна былисделаны в марте и апреле. Из комет, открытых Гамбардом, три он нашел в июле, две -- в марте и маеи по одной -- в январе, апреле, июне, августе, октябре и декабре. Спутники Марса Холл открыл в августе 1877 года. Общее число 175 мелких планет, открытых в продолжение 1877 года, и 247комет, открытых до 1864 года, распределяется по месяцам:
  Мелкие планеты Кометы
В январе
В феврале
В марте
В апреле
В мае
В июне
В июле
В августе
В сентябре
В октябре
В ноябре
В декабре
 
Открытие Скиапарелли относительно падающих звезд было сделано в августе1866 года. Из дневника Мальпиги видно, что в июле он сделал свое замечательноеоткрытие, касающееся добавочных почек, а в июле -- относительно скученныхжелез*. Любопытен тот факт, что у Мальпиги некоторые месяцы особенно богатыновыми работами, например, в 1688 и 1690-м годах -- январь, а в 1671 --июнь, в продолжение которого сделано 3 открытия. Первая мысль об устройствебарометра явилась у Торричелли в мае 1644 года, как это видно из его письмак Ричи от 11 июня; в марте того же года он сделал чрезвычайно важное длятого времени открытие относительно лучшего способа приготовления стекол длятелескопов. [Так называются железы, состоящие из собрания лимфатических клеток, неимеющих общей оболочки. Они расположены под слизистой оболочкой кишок иполости рта.] Первые опыты Паскаля над равновесием жидкостей были произведены всентябре 1645 года. В марте 1752 года Франклин сделал первые опыты с громоотводами,которые, однако, устроил окончательно только в сентябре. Гете говорит, чтосамые оригинальные идеи относительно теории цветов явились у него в мае; егопрекрасные опыты над растениями были произведены в июне. Алессандро Вольта изобрел свой электрический столб зимой 1800 года;мнение, будто это изобретение сделано весною, -- ошибочно, так как 20 марта1805 года Вольта только сообщил о нем Королевскому Обществу в Лондоне.Весною 1775 года был изобретен им электрофор. В первых числах ноября 1774года он же сделал открытие относительно отделения водорода при броженииорганических веществ и осенью 1776 года изобрел свой заряжающийся водородомпистолет, хотя биографы относят это изобретение к весне 1776 года. К этомуже году относится, изобретение эвдиометра, сделанное, по всей вероятности,весною, приблизительно в мае месяце. В апреле того же 1777 года Вольтанаписал профессору Барлетта знаменитое письмо (хранящееся в Ломбардскоминституте), где сделано предсказание относительно электрического телеграфа.Весною 1788 года он устроил свой электрометр-конденсатор, описание которогоиздал в августе. Луиджи Бруньятелли изобрел искусство гальванопластики в ноябре 1806года, как об этом свидетельствует письмо, найденное адвокатом Вольта вбумагах своего знаменитого предка; изобретение это приписывалось и Якоби, иСпенсеру, и Де-ла Риву, хотя они только усовершенствовали его в 1835 и 1840годах. Никольсон открыл окисление металлов с помощью Вольтова столба летом1800 года. Первые работы Гальвани над действием атмосферного электричества нанервы холоднокровных животных были сделаны им, как он сам писал, 26 апреля1776 года. В сентябре 1786 года он произвел первые опыты над судорожнымисокращениями лягушек без посредства постоянного электрического источника, спомощью одного только металлического проводника, откуда и получила началотеория гальванизма. В ноябре 1780 года Гальвани приступил к опытам надсокращениями лягушек посредством электричества. Из рукописей Лагранжа видно, что первое представление о вариационномвычислении явилось у него 12 июня 1755 года и что "Аналитическую механику"он задумал 19 мая 1756 года. Решение задачи о вибрирующих струнах он нашел вноябре 1759 года. Рассматривая рукописи Спалланцани, которые частью мне удалось достать вподлиннике из общественной библиотеки Реджио, и пользуясь сделанными дляменя из них профессором Тамбурини выписками, я пришел к заключению, чтоопыты Спалланцани над плесенью были начаты 26 сентября 1770 года. 8 мая 1780года он предпринял, говоря его собственными словами, "изучение животных,цепенеющих на холоде", а в 1776 году, в апреле или мае, нашел в самкахзародыши, ранее оплодотворенные (парте-ногенезис). Позднее, 2 апреля 1780года является самым богатым днем в его жизни по части опытов или дедукцийотносительно овуляции. "Я убедился, -- собственноручно написал в этот деньСпалланцани, после того как сделал 43 опыта, -- что семя (sperma) получаетспособность оплодотворения через известный промежуток времени после своеговыхода, что слизь половых органов (succo vescicolare) может оплодотворятьточно так же, как и семя, и что вино и уксус мешают оплодотворению". 7 мая 1780 года он сделал открытие, что для оплодотворения достаточнобесконечно малого количества семени. Судя по одному письму Спалланцани к Бонне, можно думать, что весною1771 года у него явилась мысль изучить влияние сокращений сердца накровообращение, а в мае 1781 года в записной книжке его был намечен плак 161нового опыта над искусственным оплодотворением лягушек. Из рукописей Лейбница видно, что 29 октября 1675' года он впервыеупотребил знак интеграла вместо принятого в то время обозначения Кавальери. Из письма Гумбольдта к Варнгагену видно, что предисловие к "Космосу"начато им в октябре. 8 декабре Дэви открыл йод, а в апреле 1799 года выполнил опыты наддействием закиси азота. В ноябре 1796 года Гумбольдт произвел свои первые наблюдения надэлектрическим угрем, а в марте 1793 года -- опыты над раздражительностьюорганической ткани. В июле 1801 года Гей-Люссак открыл фтористые соединения в костномостове рыб и тогда же окончил анализ квасцов. В сентябре 1876 года Джаксон употребил серный эфир для приведениябольных в бесчувственное состояние при хирургических операциях. В октябре 1840 года Армстронг изобрел первую гидроэлектрическую машину. Матеуччи сделал в июле 1830 года первые опыты над гальваноскопиейлягушек, весною 1836 года -- над электрическими скатами, в июле 1837-го --над электровозбудимостью мускулов, в мае 1835 года -- над разложениемкислот; в мае 1837 года он исследовал роль электричества в метеорологическихявлениях, а в июне 1833 года -- влияние теплоты на электричество имагнетизм. Если у читателя достало терпения просмотреть этот длинный списокразличных открытий, то он мог убедиться, что у многих великих людей была какбы своя специальная хронология, т.е. свои излюбленные месяцы и времена года,в которые они преимущественно обнаруживали склонность делать наибольшеечисло наблюдений или открытий и создавать лучшие художественныепроизведения. Так, у Спал-ланцани эта склонность проявлялась весною, уДжусти и Арканжели -- в марте, у Ламартина -- в августе, у Карка-но, Байронаи Альфьери -- в сентябре, у Мальпиги и Шиллера -- в июне и июле, у Гюго -- вмае, у Беранже -- в январе, у Белли -- в ноябре, у Милли -- в апреле, уВольта -- в конце ноября и в начале декабря, у Гальвани -- в апреле, уГамбарда -- в июле, у Петерса -- в августе, у Лютера -- в марте и в апреле,у Ватсона -- в сентябре. Вообще самые разнообразные произведения гениальных людей --литературные (эстетические), поэтические, музыкальные, скульптурные, а такженаучные открытия, время создания которых нам удалось узнать с точностью,можно подвести под своего рода хронологию, составив из них как бы календарьдуховного мира, как это видно из следующей таблицы:
Месяцы Произведения по части изящных искусств и литературы Открытия в области в астрономии Изобретения области физики, химии и математики Сумма
Январь -
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август -
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
           
Из этой таблицы мы видим, что для художественного творчества наиболееблагоприятным месяцем оказывается май, за ним следуют сентябрь и апрель,тогда как наименее производительными месяцами были февраль, октябрь идекабрь. То же самое заметно отчасти и по отношению к астрономическимоткрытиям, только для последних преобладающее значение имеют апрель и июль.Открытия в точных науках, как наибольшее число эстетических работ, авследствие того и общее число всех произведений, преобладают точно так же вмае, апреле и сентябре, т.е. в течение не особенно жарких месяцев, когдабарометрические колебания более часты сравнительно с самыми жаркими ихолодными месяцами. Сгруппировав эти числа по временам года, что даст нам возможностьвоспользоваться еще некоторыми другими данными относительно работ, сделанныхнеизвестно в каком именно месяце, мы увидим, что максимум художественных илитературных произведений приходится: На весну, а именно387Затем следует лето346И осень335Тогда как минимум бывает зимою280 Подобным же образом из великих открытий в области физики, химии иматематики: Наибольшее число было сделано весною, а именно21Несколько меньшее осенью15Значительно меньшее летом9И наконец, самое ничтожное число зимою5 Астрономические открытия, которые мы отделили от предыдущих на томосновании, что время, когда они сделаны, известно с большей точностью (чтоособенно важно для нашей цели), точно так же распределяются неравномерно повременам года: Осенью их сделано135Весною131Но зимою значительно меньше83И опять несколько больше летом120 Взяв же общее число 1867 великих произведений, мы найдем, чтозначительно большая часть их приходится на весну (539) и осень (485), тогдакак летом число их падает до 475 и зимою -- до 368. Преобладание умеренно теплых месяцев здесь вполне очевидно и выражаетсяне только количественно, но даже качественно, хотя в этом смысле еще нельзясделать вполне точного вывода вследствие малочисленности данных. Несомненно,однако, что именно в весенние месяцы совер-шилось открытие Америки и былиизобретены гальванизм, барометр, телескоп и громоотвод; весною жеМикеландже-ло задумал свою знаменитую картину, Данте начал писать"Божественную комедию", Леонардо -- трактат "О тенях и свете", Гете --своего "Фауста", Кеплер открыл законы движения небесных тел, а Мильтонзадумал свою поэму. Прибавлю еще, что в тех немногих случаях, когда создания великих людейможно проследить почти день за днем, деятельность их зимою постояннооказывается усиленной в более теплые дни и ослабевающей -- в холодные. Я предвижу, какую массу опровержений вызовут мои обобщения: мне укажутна малочисленность данных и на недостаточную их достоверность, меня укорятза попытку ввести в узкую область статистики и поставить рядом высокиепроявления умственного творчества, по-видимому, всего менее поддающиесялогике цифр и не допускающие сравнения между собой. В особенности же непонравится моя попытка последователям той школы, которая думает ограничитьсяв статистике одним только употреблением крупных цифр, часто предпочитая ихколичество качеству, и a priori не допускает пользования ими для каких бы тони было выводов, забывая, что цифры, в сущности, те же факты, поддающиесясинтезу, подобно всем другим фактам, и что эти цифры, не имея сами по себеникакого значения, не представляли бы ни малейшего интереса, если бымыслители не пользовались ими для своих обобщений или выводов. Относительно малочисленности данных я замечу, что при всейнедостаточности приведенных мною 1867 фактов они все-таки убедительнеепростых гипотез или признаний отдельных авторов, признаний, которым, однако,эти факты нисколько не противоречат и поэтому могут служить если не длянеоспоримых, то по крайней мере для приблизительных выводов. Кроме того, онимогут вызвать ряд новых, более красноречивых психометеорологическихнаблюдений, хотя гениальные произведения не настолько многочисленны, чтобыими легко было наполнить большие таблицы. С другой стороны, я вполне согласен с тем, что хронологическоесовпадение многих явлений обусловливается случайными обстоятельствами,по-видимому, не имеющими ничего общего с нашим психическим состоянием. Так,например, натуралистам всего удобнее производить свои опыты и наблюдения втеплые месяцы. Поэтому обилие открытий, делаемых весною и осенью, является взначительной степени следствием большей равномерности в распределении дней иночей, большей ясности погоды и отсутствия как изнурительного зноя, так исильного холода. Точно так же нельзя не убедиться, что все эти обстоятельства неоказывают безусловного влияния на творческую деятельность. Это видно,например, из того, что хотя у анатомов никогда не бывает недостатка в трупахи работать над ними особенно удобно в зимние холода, тем не менее открытия вэтой области делаются преимущественно в теплое время года. Наоборот,длинные, ясные зимние ночи (во время которых всего менее сказывается влияниерефракции) и теплые летние ночи должны бы особенно благоприятствоватьастрономическим наблюдениям, а между тем maximum их бывает весною и осенью. Наконец, кому не известно, что, благодаря статистическим исследованиям,значение случайных обстоятельств оказывается ничтожным даже в такихявлениях, как смерть, самоубийство и рождение? Замечаемую в них правильностьможно объяснить только влиянием одной общей причины, которая заключается нев чем ином, как в метеорологических факторах. Далее я позволил себе соединить в одну группу художественныепроизведения и естественнонаучные открытия на том основании, что для тех идругих одинаково необходим тот момент психического возбуждения и усиленнойчувствительности, который сближает между собою самые отдаленные илиразнородные факты и придает им жизнь; вообще тот оплодотворяющий момент,справедливо называемый творческим, когда натуралист и поэт стоят гораздоближе один к другому, чем это казалось бы с первого взгляда. И в самом деле,какая смелая, богатая фантазия, какое творческое воображение проявляются вопытах Спаланца-ни, в первых работах Гершеля или в двух великих открытияхСкиапарелли и Леверье, сделанных сначала на основании гипотез и впоследствиис помощью вычислений и новых наблюдений превратившихся в аксиомы! Литтров,говоря об открытии Весты, замечает, что оно было сделано не вследствие однойслучайности или исключительно только гениального ума, но благодаря гению,которому благоприятствовал случай. Открытую Пиацци звезду гораздо раньше еговидел Зах (Zacch), но он не обратил на нее внимания, потому ли, что былменее гениален, чем Пацци, или потому, что в эту минуту не обладал такойпрозорливостью, как он. Для открытия солнечных пятен не требовалось, пословам Секки, ничего, кроме времени, терпения и удачи, но, чтобы создатьверную теорию этого явления, не-обходим был истинный гений. Сколькоученых-физиков, переезжая через реку, наблюдали колебание вымпела на барке,и, однако же, вывести из этого законы аберрации удалось только одномуБрадлею! -- говорит Араго. А сколько людей, -- прибавлю я, -- виделитипичные фигуры носильщиков, и все-таки Иуду не создал никто, кромеЛеонарда, как никто из видевших апельсины не написал каватины, заисключением Моцарта. Более серьезным можно считать то возражение, что почти все произведениявеликих умов, и в особенности современные открытия в физике, являются нерезультатом мгновенного вдохновения, а скорее следствием целого ряданепрерывных и медленных изысканий со стороны живших в прежнее время ученых,так что новейший изобретатель есть, в сущности, только компилятор, к трудамкоторого неприменима хронология, так как приведенные нами числа определяютскорее время окончания того или другого произведения, чем тот момент, когдаоно было задумано. Но такого рода возражения относятся не исключительнотолько к нашей задаче: под ту же категорию можно подвести и почти всеостальные проявления человеческой деятельности, даже наименее произвольные.Оплодотворение, например, и то зависит от хорошего питания организма и отнаследственности; самая смерть и сумасшествие лишь, по-видимому,обусловливаются непосредственными или случайными причинами, но в сущностиони находятся в полнейшей зависимости, с одной стороны, от атмосферныхявлений, а с другой -- от органических условий; во многих случаях можносказать, что смерть и сумасшествие бывают подготовлены заранее, и времянаступления их с точностью обозначено в момент самого рождения индивида.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство

На сайте allrefs.net читайте: Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство
--------------------------------------------------------------- Минск-2000, ООО "Попурри". ISBN 985-438-163-3 OCR: Тарас Семенюк--------------------------------------------------------------

II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его снаучной точки зрения, мы найдем, что в некоторых отношениях он вполнеоснователен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. Многие и

IV. ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА РОЖДЕНИЕ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Убедившись в громадном влиянии метеорологических явлений на творческуюдеятельность гениальных людей, мы легко поймем, что и на рождение их климати строение почвы должны также оказывать могущественное

V. ВЛИЯНИЕ РАСЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
Аналогичность влияния атмосферных явлений на те-ниальных людей и напомешанных будет еще заметнее, если мы рассмотрим ее вместе с влиянием расы.Прекрасный пример в этом отношении представляют нам евреи

VIII. СУМАСШЕДШИЕ АРТИСТЫ И ХУДОЖНИКИ
Хотя артистические наклонности весьма резко и почти всегда проявляютсяпри некоторых формах умопомешательства, но лишь немногие из психиатровобратили должное внимание на это обстоятельство. Насколько м

IX. МАТТОИДЫ-ГРАФОМАНЫ, ИЛИ ПСИХОПАТЫ
Маттоидами-графоманами я предложил бы назвать разновидность,составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальнымибезумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными. Разновидн

X. "ПРОРОКИ" И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. САВОНАРОЛА. ЛАЗАРЕТТИ
В этой главе я постараюсь разъяснить, каким образом великие успехи вобласти политики и религии народов нередко бывали вызываемы или, по крайнеймере, намечались благодаря помешанным или полупомешанным.

XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ
Если мы теперь проследим "с холодным вниманием" жизнь и произведениятех великих, но душевнобольных гениев, имена которых превознесены в историиразличных народов, то скоро убедимся, что они в

Наблюдения над окружающими
Я провел почти всю зиму среди помешанных и потому имел возможностьсделать несколько наблюдений над привычками и поведением некоторых из них.Полагая доставить этим удовольствие нашему начальств

Семья увеличилась
Новый жилец наш, прибывший сюда месяца два тому назад, -- премилыйоригинал, лет 40, большой говорун, весельчак, носит волосы спущенными наглаза, одевается в длинное пальто и ходит в туфлях, та

V. АНОМАЛИИ ЧЕРЕПА У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
(к XI главе) Я уже говорил раньше о таких аномалиях и теперь прибавлю лишь нескольконовейших наблюдений в том же роде, заимствованных у Канестрини, Мантегацца,Фох-та и др. Кроме того, я сам по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги