рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

X. "ПРОРОКИ" И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. САВОНАРОЛА. ЛАЗАРЕТТИ

X. "ПРОРОКИ" И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. САВОНАРОЛА. ЛАЗАРЕТТИ - раздел Литература, Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство В Этой Главе Я Постараюсь Разъяснить, Каким Образом Великие Успехи Вобласти Поли...

В этой главе я постараюсь разъяснить, каким образом великие успехи вобласти политики и религии народов нередко бывали вызываемы или, по крайнеймере, намечались благодаря помешанным или полупомешанным. Причина такого явления очевидна: только в них, в этих фанатиках, рядомс оригинальностью, составляющей неотъемлемую принадлежность как гениальныхлюдей, так и помешанных, но в еще большей степени гениальных безумцев,экзальтация и увлечение достигают такой силы, что могут вызвать альтруизм,заставляющий человека жертвовать своими интересами и даже самой жизнью дляпропаганды идей толпе, всегда враждебно относящейся ко всякой новизне испособной иногда на кровавую расправу с новаторами. "Посмотрите, -- говорит Маудсли, -- как подобные субъекты умеют уловитьсамые сокровенные оттенки идеи, оставшиеся незамеченными со стороны болеемощных умов, и благодаря этому совершенно иначе осветить данное явление. Итакая способность замечается у людей, не обладающих ни гением, ни талантом;они рассматривают предмет с новых, не замеченных другими точек зрения, а впрактической жизни уклоняются от общепринятого образа действий. Любопытнопроследить, с какой развязностью эти люди рассуждают, точно о простейшихзадачах механики, о самых сложных вопросах, как легко они относятся к лицами событиям, которые окружены ореолом почтения в глазах обыкновенныхсмертных; мнения у них по самой сущности своей еретические, частоизменяющиеся, и потому им ничего не стоит броситься из одной крайности вдругую; но, раз усвоив какие-нибудь верования, они уже держатся за них снесокрушимым упорством, исповедуют их горячо, не обращая внимания ни накакие препятствия и не мучаясь сомнениями, которые обуревают скептические,спокойные умы". Вот почему из этих людей так часто выходят реформаторы. Само собою разумеется, что они не создают ничего нового, но лишьсообщают толчок движению, подготовленному временем и обстоятельствами;одержимые положительной страстью ко всякой новизне, ко всему оригинальному,они почти всегда вдохновляются только что появившимся открытием,нововведением и на нем уже строят свои выводы относительно будущего. Так,Шопенгауэр, живший в эпоху, когда пессимизм, с примесью мистицизма ивосторженности, начал входить в моду, по мнению Рибо, только соединил встройную философскую систему идеи своего времени. Точно так же Лютер лишь резюмировал взгляды своих предшественников исовременников, доказательством чего служат проповеди Савонаролы. С другой стороны, не следует забывать, что, когда новое учение слишкомрезко противоречит вкоренившимся в народе убеждениям или слишком уж нелепосамо по себе, оно исчезает вместе со своим провозвестником и нередкостановится причиною его гибели. Маудсли говорит в своей книге "Об ответственности" ("Responsibility"),что так как помешанный не разделяет мнений большинства, то он уже по самойсущности своей является реформатором; но когда его убеждения проникают вмассу, он опять остается одиноким с немногочисленным кружком лиц, емупреданных. В Индии явилось теперь под влиянием Кешаба среди самих браминов новоевероучение, основанное на чисто современных рационализме и скептицизме, изчего следует заключить, что безумие Кешаба значительно опередило свое время,так как успех подобной религии был бы невозможен даже среди европейского,гораздо более свободно мыслящего общества. Очевидно, что в данном случаеновые идеи явились под влиянием психоза, как у того крестьянина, продавцагубок, о котором я говорил раньше, и вообще у многих сумасшедших "пророков",почему они и называют себя "вдохновенными". То же самое замечается и относительно политических идей: нормальное,прочное развитие исторической жизни народов совершается медленно припосредстве целого ряда последовательных событий; но гениальные безумцыускоряют ход этого развития, опережают на много лет свою эпоху, каким-точутьем угадывают переходные ступени, неуловимые для обыкновенных людей, и,не колеблясь, не думая о своих личных интересах, бросаются в борьбу снастоящим, выступают с горячей проповедью новых идей, хотя бы совершеннонеприменимых на практике в данное время. Они уподобляются в этом случае темнасекомым, которые, перелетая с цветка на цветок, переносят цветочную пыльцуи тем содействуют оплодотворению растений. Соедините же теперь непоколебимую, фанатическую преданность своимубеждениям, на какую способны помешанные, с прозорливостью и расчетливостьюгения -- и вы поймете, что такая сила во всякую эпоху может увлечь за собоюневежественную толпу, которую, конечно, должны поражать подобные феномены,изумительные, впрочем, даже в глазах ученых или посторонних наблюдателей. Кэтому еще следует прибавить, что помешанные имели всегда, начиная сдревнейших времен, громадное значение в глазах простого народа. У дикарей, например, или у древних полуварварских народов умалишенныйне только не считался больным, но внушал к себе уважение; толпа трепеталаперед ним, обожала его, и он нередко делался безграничным властелином наднею*. В Индии, например, сами брамины покровительствуют некоторымсумасшедшим и советуются с ними. Даже теперь там существует 43 секты,приверженцы которых, несомненно, поврежденные люди, так как они ad majoremdei gloriam проделывают различные несообразные вещи: пьют мочу, ходят поострым камням, целые годы остаются неподвижными на открытом воздухе и вообщевсячески истязуют себя. [В старину на Руси точно так же смотрели на юродивых, эпилептиков,истеричных и пр., считая их пророками, вдохновенными самим Богом людьми инередко даже святыми.] В Египте мы встречаемся с подобными же фактами. Ораполло говорит, чтотам существует даже особый род умопомешательства (mania) и что меланхолияособенно распространена среди лиц, занимающихся вскрытием и бальзамированиемсобак. Исследуя мумии, Прунер нашел такие аномалии в строении их черепа,которые могут служить несомненными признаками помешательства. Впрочем, оно ив настоящее время настолько распространено среди смешанного, полудикогонаселения Египта, что Прунер насчитал в больнице Каира 75 человексумасшедших на 300-тысячное население этого города, -- цифра громадная, еслипринять в соображение, что сюда не вошли так называемые "святые" (santani),или религиозные мономаньяки, и совершенно помешанные, которые не толькоживут на свободе, но даже служат предметом поклонения для народа и образцомдля подражания. Кроме того, в Египте, по словам того же автора, частовстречается самая упорная форма эпилепсии, а также гиперемия мозга,вызываемая климатом, экстазами, религиозной пляской и, в особенности,страхом. Последнее чувство часто принимает болезненный характер в этих докрайности раздражительных субъектах и требует специального лечения. Существование эпидемического сумасшествия у древних евреев и собратьевих -- финикиян, карфагенян и пр. -- доказывается библейской историей и самымязыком, в котором одни и те же слова служат для обозначения пророка,сумасшедшего и преступника. В Библии рассказывается, что Давид, опасаясьбыть убитым, притворялся сумасшедшим, выпачкал себе бороду и поставил наддверью своего дома особый знак, что заставило царя Ахиза сказать: "Разве недостаточно у меня сумасшедших и без Давида?" Этот факт указывает на частоеповторение случаев помешательства и на то еще, что помешанные былинеприкосновенны, вероятно, вследствие предрассудка, перешедшего к евреям ещеот арабов, у которых пророк и сумасшедший называются одинаково -- "нави". В Алжире, по словам Бербрюгера, весьма многочисленны индивидуумы,впадающие при известных условиях в состояние, очень напоминающееконвульсионеров С.Медардо. Чтобы убедиться, каким уважением пользуютсясумасшедшие в Марокко и у соседних кочующих племен, следует прочесть книгуДуммонд-Гея, который, между прочим, говорит: "По мнению берберов, лишь телосумасшедших находится на земле, разум же их удерживается божеством на небе ивозвращается к ним только в тех случаях, когда они должны говорить,вследствие чего каждое слово, ими сказанное, считается за откровение". Самавтор книги и английский консул едва не были убиты одним из этих "святых"особого рода, бегающих всюду нагими, но нередко с оружием в руках и готовыхна самое грубое насилие над тем, кто вздумал бы удерживать их от разныхдиких, возмутительных поступков. Пананти рассказывает, что в Бербере хозяева караванов советуются спомешанными "святыми" (santoni-matti), произволу которых нет границ; так,один из них душил богомольцев, приходивших в храм, а другой в общественныхбанях изнасиловал жену туземца, и подруги поздравили ее по этому поводу. Турки относятся к сумасшедшим с таким же уважением, как и к дервишам,считая их наиболее близкими к божеству людьми, вследствие чего им открытдоступ даже в дома министров. Дервиши представляют немало сходства спомешанными, у каждой секты их есть своя особая молитва и соответствующаяпляска или, скорее, своеобразные конвульсии: молящиеся то качаются изстороны в сторону, то спереди назад, то кружатся на одном месте, ускоряя этидвижения по мере того, как возрастает молитвенный экстаз. Особенно славятсясвоею святостью дервиши, называемые куфаями: они лишают себя сна или спят,опустив ноги в воду, не принимают пищи по целым неделям и пр. Молитва ихначинается тем, что они становятся на одну ногу, а другою описывают круги,держа друг друга за руки и напевая вполголоса, затем движение усиливается,пение становится громче, они закидывают руки на плечи один другому икружатся до тех пор, пока не упадут на пол в священных конвульсиях,задыхающиеся, бледные, с выпученными глазами и покрытые потом. Под влияниемэтой религиозной мании дервиши делают себе прижигания раскаленным железом, агде нет огня, наносят себе раны саблями и ножами. В Батаки, по словам Иды Пфейфер, человеку, одержимому злым духом,оказывают величайшее почтение: каждое слово его считается пророчеством, ажелание -- законом. На Мадагаскаре сумасшедшие служат предметом поклонения. В 1863 годусреди тамошнего населения появилось умопомешательство особого рода: больныедрожали всем телом, били каждого, кто к ним приближался, и подвергалисьгаллюцинациям, причем постоянно видели умершую королеву выходящей из могилы.Так как король приказал не трогать их, то случалось, что солдаты били своихофицеров, а подчиненные -- начальников. Мания эта продолжалась около двухмесяцев. В Китае единственной представительницей массового умопомешательстваслужит одна только секта религиозных фанатиков -- явление необычное в этойскептической нации. Кроме того, последователи Тао почитают беснующихся,помешанных и тщательно записывают их изречения, думая, что они служатвыразителями мыслей беса относительно будущего. В Океании, на острове Тайги, существуют также свои пророки, т.е. те жесумасшедшие, находящиеся, по мнению народа, под особым покровительствомбожественного духа. Об Америке Скулькрафт говорит: "Уважение к сумасшедшим составляетхарактерную особенность в обычаях индейских племен Севера, а также Орегона,где живут наиболее дикие из туземцев Америки. Среди одного из этих племен явидел женщину, по всем признакам сумасшедшую, которая пела каким-то страннымобразом и раздавала окружающим бывшие у ней вещицы, а если кто отказывалсявзять их, то она с досады резала себе тело ножом. Индейцы окружали еевеличайшим почтением". У патагонцев есть колдуны и знахарки, предсказывающие будущее во времяприпадков конвульсий. В жрецы у них избираются преимущественно женщины, еслиже будет избран мужчина, то он обязан носить женское платье, кроме того,избираемые должны с детства отличаться особенными способностями. Какого родаэти способности, видно из того факта, что эпилептики пользуются неотъемлемымправом на избрание в должность жреца, как обладающие божественным даром. В Перу кроме собственно духовенства есть еще пророки, изрекающие разные"истины" во время припадков страшных судорог и конвульсий. Эти люди вбольшом почтении у простого народа, но высший класс относится к ним спрезрением. Такое сходство во взглядах на помешательство в разных странах должнообусловливаться общими причинами, и, как мне кажется, причины эти следующие: 1) Располагая лишь небольшим числом привычных ощущений, простой народ сизумлением относится ко всякому новому явлению и готов поклоняться всемунеобыкновенному; обожание является у него, можно сказать, необходимымрефлексом, вследствие каждого слишком сильного нового впечатления. Так,житель Перу называл "божественными" -- жертвенное животное, храм, высокуюбашню, большую гору, кровожадного зверя, человека о 7 пальцах на руке,блестящий камень и пр. Точно так же на языке семитов слово эль("божественный") служит синонимом величия, света, новизны и одинаковоприлагается к сильному человеку, к большому дереву, горе или животному.Наконец, что удивительного, если дикарь приходит в изумление при видекого-нибудь из своих собратьев, вдруг совершенно изменившегося под влияниемпомешательства, жестикулирующего, возвышающего голос, говорящего о самыхнеобыкновенных вещах, когда мы даже теперь, вооруженные наукой, зачастую неможем объяснить причины подобных явлений 2) Некоторые из помешанных обладают необыкновенной физической силой, анарод уважает силу. 3) Нередко они обнаруживают поразительную нечувствительность к холоду,голоду и ко всевозможным физическим страданиям. 4) Некоторые из них, одержимые религиозным или горделивымпомешательством, сами выдают себя за вдохновленных богами, за властелинов,повелителей народа и этим заранее предрасполагают его в свою пользу. 5) Но самая главная причина заключается в том, что многие из помешанныхнередко обнаруживали ум и волю, значительно превосходившие общий уровеньразвития этих качеств у массы остальных сограждан, поглощенных заботами обудовлетворении своих материальных потребностей. Далее известно, что подвлиянием страсти сила и напряжение ума заметно возрастают, в некоторых жеформах умопомешательства, которое есть не что иное, как болезненнаяэкзальтация, они, можно сказать, увеличиваются в десятки раз. Глубокая вераэтих людей в действительность своих галлюцинаций, мощное увлекательноекрасноречие, с каким они высказывали свои убеждения, контраст между ихжалким безвестным прошлым и величием их настоящего положения естественнопридавали подобным сумасшедшим громадное значение в глазах толпы и возвышалиих над общим уровнем здравомыслящих, но дюжинных, обыкновенных людей.Примером такого обаяния могут служить Лазаретти, Брианд, Лойола, Малинас,Жанна д'Арк, анабаптисты и пр. Во время эпидемии пророчества, бывшей вСевеннах и затем недавно еще появлявшейся в Стокгольме, личности совершеннонеобразованные, служанки, дети, под влиянием охватившего их увлечения,произносили проповеди, нередко отличавшиеся живостью и красноречием. Одна служанка употребила, например, такого рода метафору: "подкладываядрова в огонь, можно ли не вспоминать об аде? Но там будет гораздо большедров и гораздо больше огня". Другая пророчица, кухарка, говорила: "Богпроклял этот гнусный напиток (водку)... Грешников-пьяниц ожидаетсоответствующее их вине наказание -- в аду будут течь реки этого проклятогонапитка, и в них сгорят все, кто его употреблял". Девочка 4 лет высказывалатакие мысли: "Богу небесному угодно призвать грешников к покаянию... Идитена Голгофу -- там вы найдете празд-ничные одежды" (Иделер. "Опыт теориисумасшествия", 1842). 6) У варварских народов помешательство часто принимает эпидемическийхарактер, например, у диких негритянских племен Жуйды (Juidah), y абипонцеви абиссинцев существует эпидемия, имеющая большое сходство с итальянскойтарантеллой и называемая tigretier. Относительно Греции рассказывают, чтотам, у абдеританцев, появилось эпидемическое помешательство, вызванноепредставлением одной трагедии; точно так же повальным помешательствомэротико-религиозного характера были заражены те поклонницы Вакха, которыебегали по улицам Афин и Рима в каком-то священном экстазе, томясь жаждоюкрови и наслаждений. Но особенно часто такие случаи бывали в средние века,когда эпидемии психического расстройства постоянно сменяли одна другую.Тогда повсеместно распространялись самые причудливые формыумопомешательства, захватывая с неудержимою силою, подобно заразительнымболезням, целые области и народы, поражая не только детей, стариков и вообщелегковерных людей, но даже самых отъявленных скептиков. Демономания, сбольшей или меньшей примесью нимфомании, вызывала появление то ведьм, тобесноватых, смотря по тому, относились ли ее жертвы к своей болезниспокойно, даже с гордостью, или же, напротив, приходили от нее в отчаяние.Она проявлялась галлюцинациями самого непристойного содержания, всего чащепо поводу сношений с нечистой силой или с животными, в которых поселялисьзлые духи, а также непобедимым отвращением ко всем священным предметам.Иногда такие субъекты выказывали необыкновенное развитие физических илиумственных сил, так что могли объясняться на иностранных, едва знакомых имязыках и связно, подробно передавать самые отдаленные события из своейжизни, причем у них появлялись эротические экстазы и местные анестезии.Нередко также они обнаруживали наклонность кусаться, стремление к убийству исамоубийству, отвращение к разным вещам и всегда отличались непоколебимойверой в действительность своих галлюцинаций. Когда в Севеннах появилась страсть к пророчеству, заразараспространилась на женщин, даже на девочек, причем больные видели знаменияв форме и расположении облаков, распределении солнечного света и пр. Тысячиженщин упорно продолжали распевать псалмы и пророчествовать, хотя ихарестовывали массами. Целые города, по свидетельству Виллани, казалось, былиотданы во власть самого сатаны. В 1374 году в Аквисграна от эпилептиков ихореиков распространилась во всем населении мания плясать на улицах скриками: "Here S. Iohan so so vrisch und vord", причем даже беременныеженщины и дряхлые старики принимали участие в этой пляске. Онасопровождалась религиозными галлюцинациями: пляшущие видели отверстым небо ив глубине его -- блестящий сонм святых. У некоторых являлось при этомотвращение к красному цвету, к остроконечным вещам и т.п. Манияраспространилась до Кельна, где ею заразились 500 человек, затем перешла вМец, Страсбург и всюду держалась очень упорно. В следующие годы она сталапоявляться периодически, так что в день св. Вита, избранного больными своимпатроном, массы народа собирались у его гробницы. Еще в 1623 году к нейпродолжали приходить на поклонение, и некоторые делали это до 32 раз(Hecker. "Tanzmanie", 1834). Чрезвычайный интерес представляет эпидемическаямания к странствованиям, появившаяся в средние века среди детей. В 1212году, когда все христиане горевали о потере Святой Земли, маленький пастухиз Клое (Вандом), вообразив себя избранником Божиим, начал уверять всех, чтопод видом незнакомца к нему явился сам Бог и, приняв от него хлеб, поручилотнести письмо к королю. Тогда все сыновья окрестных пастухов сбежались кмаленькому пророку, а вслед за тем до 30 тысяч человек взрослых мужчинсделались его поклонниками и последователями. Вскоре начали появляться идругие восьми-девятилетние пророки, которые произносили проповеди, твориличудеса и приводили целые отряды доходивших до исступления детей кновоявленному святому из Клое. Затем вся армия направилась в Марсель, гдеморе должно было расступиться, чтобы странники, не замочив ног, могли дойтидо Иерусалима. Ни королевское запрещение, ни родительская власть, нинеудобства и лишения всякого рода -- ничто не могло удержать маленькихпилигримов. По прибытии их в Марсель двое мошенников нагрузили семь большихкораблей несчастными детьми и увезли их на Восток с целью продать там врабство. Одной из причин, обусловливавших эпидемический характер мании, было топочтение, которым народ окружал страдавших ею лиц, являвшихся как быобразцами для подражания, но главную роль тут играли невежество изамкнутость первобытных обществ. С развитием цивилизации, при большойлегкости сношений между людьми, индивидуальные особенности обозначаютсярезче, личность обособляется вследствие эгоизма, недоверия, самолюбия,соперничества, ощущения становятся разнообразнее, представлениямногочисленнее, и тогда уже народные массы гораздо труднее поддаютсякакому-нибудь общему движению. Понятно, что регрессивные измененияумственных способностей совершаются у дикаря гораздо легче, чем уцивилизованного человека: первому несравненно труднее сдержи-вать своистрасти и отличать иллюзии от действительности, воображаемое отжелательного, возможное от сверхъестественного, нежели второму.Действительно, хотя за последнее время и возникали эпидемические формыпомешательства в цивилизованных странах, но лишь среди самых невежественныхклассов, в уединенных или окруженных горами местностях, например вКорнваллисе, Уэльсе, Норвегии, Бретани, в отдаленнейших селениях Америки и вгористых частях Италии. Так, в Монте-Амиата, где позднее имел успехЛазаретти, по свидетельству местной хроники, пользовался репутацией святогонекто Аудиберти, очевидно, помешанный, отличавшийся крайнейнечистоплотностью. В той же местности был некогда известен Барто-ломеоБрандано, почти столетний старик, впавший в религиозное помешательство,вероятно, под влиянием скорби о бедствиях Италии, которая страдала тогда отнашествия испанских войск. Вообразив себя Иоанном Крестителем, он сталподражать ему в образе жизни, одевался в короткую рубашку из грубой холстиныи, босой, с крестом в руках и с черепом под мышкой, странствовал поокрестностям Сиены, поучал народ, пророчествовал, совершал чудеса и вездеприобретал последователей. Затем он отправился в Рим и на площади Св. Петра проповедовал противПапы и кардиналов. Однако Климент VII, вместо того чтобы повесить его затакую дерзость, отправил в тюрьму Тординона, куда обыкновенно запиралисумасшедших, если не считали нужным сжигать их живыми как одержимых бесом.Выйдя из тюрьмы, Бранда-но несколько раз оскорблял капитана испанской армииМендоцца, который, не зная наверное, что это за человек -- святой, пророкили помешанный, -- отправил его в каторжную тюрьму Таламоне, предоставиврешение этого вопроса заведовавшему ею чиновнику. Но тот отказался поместитьу себя несчастного старика на том основании, что если он святой, то святыхне отправляют на каторгу; если пророк, то пророков не наказывают; а еслисумасшедший, то сумасшедшие не подлежат общим законам, -- так что Бранданобыл вскоре выпущен на свободу. Сказав несколько проповедей каторжникам, онушел и продолжал пророчествовать и чудить по-прежнему. Даже недавно вотдаленных провинциях Пьемонта появились двое святых, один из которых пробыл20 лет на каторге, а другой в короткое время успел собрать около себя более300 человек последователей. Кроме того, в самой гористой части Черногорииэпидемически распространилось в 1881 году нелепое убеждение, что тампоявляется сам Иисус Христос, вследствие чего в занесенных снегом горахсобралось более 3000 человек окрестных жителей. Около того же времени вАбруццах был арестован бродяга, выдававший себя за Мессию. Возникшая в Норвегии в 1842 году эпидемия пророчества так и называлась"болезнью служанок" (Magdkran-kheit), потому что ею заболевалипреимущественно служанки, страдавшие истерией, и даже девочки. Модноеувлечение последнего времени магнетизмом и столоверчением, дошедшее до такойнелепости, как говорящие столы, хотя и распространилось довольно широко, нодо полного умственного расстройства оно довело лишь немногих, и болезнь этаимеет спорадический характер. Вообще, с развитием цивилизации начинаютисчезать предрассудки, а они-то, как известно, всего более иблагоприятствуют распространению душевных болезней. В Стокгольме, например,мания пророчества с особенною силою проявлялась в тех местностях, где мы ужезаранее были подготовлены к ней проповедями и обрядами религиозногохарактера, что всегда вызывало увеличение числа помешанных. Этих фактов совершенно достаточно, чтобы объяснить себе причину успехапророков древнего и нового времени, а также их влияния, отражающегося наисторическом ходе развития народов. Можно указать немало примеров того, чтонарод принимал за пророков несчастных больных, страдавших горделивымпомешательством или теоманией, а их галлюцинации -- за откровение свыше.Таким путем возникли новые секты, усилившие и без того ожесточенныерелигиозные распри со всеми их печальными последствиями, распри, омрачавшиевесь период средних веков и не прекратившиеся совершенно даже и в нашевремя. Например, некто Пикар вообразил себя Сыном Божиим, посланным на землюнаучить людей, чтоб они не носили одежды и имели бы общих жен; ему верят,повинуются, -- и вот является секта адамитов. Точно так же возникло учениеанабаптистов. Последователям его в Мюнстере, в Аппенцеле, в Польше вдругначинают представляться борющиеся на небе ангелы и огненные драконы; ониполучают свыше повеление убивать своих братьев и нежно любимых детей (манияубийства), воздерживаться от пищи по целым месяцам или поражать войска своимдыханием и взглядом. Позднее подобным же образом произошли сектыкальвинистов и янсенистов, из-за которых было пролито столько крови. Околдунах, ведьмах, одержимых бесами и говорить нечего -- появление ихпонятно само собою. Списки сумасшедших писателей и пророков (illuminati), приведенные уДельпьера, Филомнеста, Аделунга, вызывают невольную улыбку сострадания надчеловеческим бе- зумием, когда припомнишь, что у большинства этихдушевнобольных были многочисленные последователи. В половине XVIII векаявляется, например, некто Клейнов, выдающий себя за короля Сиона; вприверженцах у него, конечно, нет недостатка, и они воображают себя егодетьми. Затем, что может быть нелепее учения Сведенборга, который уверял,что ему случалось по целым дням, даже по целым месяцам беседовать с духами,живущими на различных планетах, и видеть их обитателей, причем онрассказывал, что жители Юпитера ходят частью на руках, частью на ногах,жители Марса говорят глазами, а жители Луны -- животом. Тем не менееСведенборг еще недавно имел массу поклонников, разделявших его мнения. В 1655 году Ване, написавший туманное сочинение под заглавием "Тайна имогущество Божества, блистающего в мире живом", собрал вокруг себя такназываемых искателей (шекеры), которые разыскивали всюду и надеялись найтисверхъестественные явления, проповедуя миллене-ризм. Он был обезглавлен. В 1792 году Ирвинг, благодаря божественному откровению получившийспособность понимать незнакомые ему языки, основал секту ирвингистов. Гумфри или, скорее, Нойес (Noyes) из Соединенных Штатов, вообразив себяпророком, положил начало секте перфекционистов, всего более распространеннойтеперь в штате Онеида. Последователи ее считают кражей не толькособственность, как это доказывал Прудон, но даже и брак; вместе с тем ониотрицают гражданские законы и приписывают все самые обыденные поступки своибожественному вдохновению. Деды наши, вероятно, еще помнят, каким громадным значением пользоваласьв Европе Юлия Крюднер, эта, в полном смысле слова, пророчица монархизма,страдавшая истерией. Эротические наклонности были в ней настольконеудержимы, что она публично становилась на колени перед одним тенором;потом любовные неудачи заставили ее обратиться к религии. Она вообразиласебя избранной Богом для спасения человечества и с пламенным красноречиемпринялась вербовать себе сторонников. В Базеле Крюднер взволновала весьгород проповедью о скором пришествии нового Мессии; 20 тысяч человексобралось на ее призыв, так что сенат в испуге поспешил изгнать ее изгорода; тогда она переехала в Баден, где 4-тысячная толпа народа ужедожидалась ее на площади, чтобы поцеловать руку вдохновенной пророчицы иликрай ее платья; одна дама предложила ей 10 тысяч флоринов на постройкуцеркви, но Крюд-нер раздала деньги бедным, "царство которых приближается".После того как ее выслали из Бадена, она начала странствовать по Швейцарии,всюду сопровождаемая толпой народа. Вследствие преследований полиции Крюднериз городов направилась в деревни, где ее встречали восторженно, осыпаяблагословениями. Поступки свои она приписывала влиянию ангелов; Наполеона,отнесшегося к ней с презрением, Крюднер называла темным ангелом, аимператора Александра -- светлым и сумела даже сделаться советницей этогопоследнего, так что Священный союз был заключен будто бы исключительно подее влиянием. Лойола занялся религиозными вопросами после того, как был ранен; затем,под страшным впечатлением вспыхнувшего в Вюртемберге восстания, задумалосновать принесшее столько вреда общество иезуитов, причем утверждал, чтоякобы Богородица лично помогала ему в осуществлении его проектов и он слышалс неба ободрявшие его голоса. Лютер приписывал свои физические страдания и сновидения дьявольскомунаваждению, хотя все описанные им недуги доказывают, что они были вызванынервным расстройством. Например, он нередко жаловался на ужасное удушье,причиняемое ему разгневанным божеством. В 27 лет с ним начали делатьсяголовокружения, головные боли, шум в ушах, что повторялось потом у негодовольно часто, особенно во время путешествия в Рим. Кроме того, Лютер страдал галлюцинациями всегда одного и того жесодержания, что, может быть, обусловливалось постоянным уединением. Вот какописывает он их. "Когда в 1521 году, -- пишет он, -- я находился на своемПатмосе -- в комнате, куда никто не входил, за исключением двоих слуг,приносивших мне пищу, то услышал однажды вечером, лежа в постели, что орехиначали шевелиться в мешке и выскакивать из него, стукаясь в потолок околомоей кровати. Едва я заснул, как услышал страшный шум и, вскочив, закричал:"Кто ты?" и пр. В Вюртемберге, как только Лютер, объясняя в церкви Послание к римлянам,дошел до слов: "праведник живет истинной верой", он вдруг почувствовал, чтоэто изречение проникло ему в душу, и услышал, что кто-то несколько разповторил эту фразу у него над ухом. То же изречение припомнилось ему подороге в Рим в 1570 году, а когда он поднимался по лестнице в папскийдворец, кто-то крикнул ему эти слова громовым голосом. Далее он сознается,что нередко просыпался в полночь и вел диспуты относительно обедни ссатаной, некоторыми аргументами которого и воспользовался потом, когдадоказывал нелепость обрядов при католическом богослужении. Чудеса геройства, совершенные Жанной д'Арк, были вызваныгаллюцинациями, которыми она страдала с 12-летнего возраста. Уже в недавнее время основатель секты квакеров Георг Фоке с крайнимувлечением пропагандировал свое учение, именно под влиянием галлюцинаций.Видения заставили его покинуть семью; он облекся в кожаную одежду, стал житьв дуплах деревьев и здесь получил откровение, что все христиане, к какому бывероисповеданию они ни принадлежали, должны считаться сынами Божиими.Сначала ему никто не хотел верить, но тогда он услышал голос, говоривший:"Иисус Христос тебя понимает". После этого Фокс пробыл две недели как бы влетаргическом сне, причем тело его оставалось неподвижным, точно у мертвого,а мозг продолжал работать. Подобные же припадки повторялись и с егопоследователями, людьми честными, но болезненно настроенными, вследствиечего им являлись видения и они начинали пророчествовать. Еще более подходящий для нашей цели пример представляет Савонарола,хотя, говоря это, я рискую оскорбить национальное чувство итальянцев. Подвпечатлением одного видения он еще смолоду начал считать себя избранником,ниспосланным на землю самим Иисусом Христом для возрождения погрязшего впороках населения Флоренции. Затем, разговаривая однажды с каким-то монахом,Савонарола увидел в разверстых небесах картину бедствий, испытываемыхцерковью, и услышал голос, повелевающий ему возвестить об этом народу. Ему постоянно представлялись видения из Апокалипсиса, а также изсобытий ветхозаветной истории. В 1491 году он решил было не касатьсяполитики в своих проповедях, но во время молитвы услышал слова: "Глупец,разве ты не видишь, что сам Бог повелевает тебе идти по прежней дороге", и,конечно, изменил свое намерение. В 1492 году с Савонаролой случился припадок галлюцинации во времясамого произнесения проповеди -- он увидел меч с надписью: "Gladius Dominisuper terram" ("Меч Бога на земле"), который вдруг обратился клинком вниз,причем небо омрачилось, с него посыпались мечи, стрелы, искры, и земляпоказалась ему обреченной на жертву голода и чумы. С тех пор он началпредсказывать появление этого последнего бича, и через несколько временипророчество его действительно исполнилось. Во время одного из своих видений Савонарола пробыл долго в раю, гдебеседовал со многими святыми и с Богородицей, престол которой он описалвпоследствии чрезвычайно подробно, не забыв даже упомянуть, сколько именнодрагоценных камней украшали его. Подобно Лазаретти, он постоянно размышлял о своих видениях, стараясьопределить, какие из них были навеяны ангелами и какие -- демонами. Иногда унего являлось сомнение в действительности этих видений, но он убеждал себя,что это невозможно, и, как все помешанные, часто впадал в противоречия, тоназывая себя боговдохно-венным, то отрицая в себе пророческий дар,ниспосланный свыше. "Я не пророк и не сын пророка, -- сказал он однажды. --Это ваши грехи насильно заставили меня сделаться пророком". Виллари, биограф Савонаролы, в недоумении останавливается над решениемвопроса -- каким образом этот величайший из философов, давший Флоренциисовершеннейшую форму республиканского управления, властвовавший над целымнародом, потрясавший весь мир своим красноречием, каким образом такойчеловек мог гордиться тем, что слышит какие-то голоса и видит знамения вродемеча Господня?! Задаваясь этим вопросом, Виллари приходит к справедливому заключению,что самая бессодержательность этих видений и служит доказательством, чтоСавонарола находился под влиянием галлюцинаций, не говоря уже о том, что,постоянно выставляя их на вид, он вредил не только себе, но и успеху своегодела. Какую пользу могло принести ему, в смысле популярности в народе,составление трактатов о видениях, разговоры по поводу их с матерью илирассуждения, написанные на полях своей Библии? Все, что поклонники егожелали бы скрыть, что не дозволила бы предать гласности самая дюжиннаязаботливость о своей славе, -- все это он печатал и распространял в публике.Но дело в том, что, по его собственному признанию, его пожирал какой-товнутренний огонь, заставлявший говорить и писать иногда против воли. Вэтой-то неудержимой силе экстаза, доходившего до бреда, и заключаласьпричина того могучего действия, какое производил Савонарола на своихслушателей. Читая теперь текст его проповедей, мы не можем составить себедаже приблизительного понятия о том потрясающем впечатлении, какое онипроизводили на толпу. Восторженное безумие этого "пророка" не толькофанатизировало ее, но даже прямо заразительно действовало на некоторыхсубъектов: они тоже впадали в умопомешательство и, подобно последователямЛазаретти, из невежественных, полуграмотных простолюдинов вдруг превращалисьв проповедников или писателей. Если бы читатели спросили нас, часто ли подобные типы встречаются внаших домах умалишенных, то мы ответили бы им, что в Италии не найдется,быть может, ни одного психиатрического госпиталя, в котором такого родабольные не составляли бы обычного явления. Когда я заведовал домом умалишенных в Пезаро, у меня на руках было троебольных этого типа: один из них называл себя Папой Анастасием; он назначалкардиналов, референдариев и пр. и постоянно издавал декреты, в которых небыло ничего нелепого, кроме подписи. Другой, быв-щий прежде военным (папскимсержантом), сочинил новые заповеди, чрезвычайно курьезные и даже странные. Япривожу здесь четыре из них, чтобы не сведущие в психиатрии лица моглиубедиться, до какой степени слог их напоминает сочинения Лазаретти,Пассананте и Манжио-не: тут мы встречаем те же повторения, то же обилиесозвучий и такое же библейское построение периодов. В Ломбардской больницеПап и пророков было мало -- помню только одного алкоголика, собиравшегосяустроить крестовый поход против синдика в Вижевано, но в Милане всем икаждому известен оригинальный пророк механики и социализма Чианкеттини,редактор "Travaso". Особенно любопытный и наиболее достоверный пример такого рода -- таккак он произошел недавно у всех на глазах -- представляет собой ДавидЛазаретти. Д.Лазаретти родился в Арчидоссо в 1834 году; отец его был ломовойизвозчик, кажется, пьяница, но чрезвычайно крепкого телосложения; в родствеу него были самоубийцы и сумасшедшие, между прочим, один религиозный маньяк,воображавший себя предвечным Отцом; шестеро братьев отличались силой,громадным ростом, живостью ума и необыкновенной памятью; один из них, неумевший ни читать, ни писать, помнил до 200 счетов своих с кредиторами.Давид выдавался из всех братьев высоким ростом, прекрасным телосложением инедюжинными умственными способностями; череп у него был очень большой,удлиненной формы, а глаза до того блестящие, что некоторые находили в нихчто-то чарующее, хотя большинству они казались демоническими, безумными.Исследование показало, что у него была hupospadia, он смолоду страдалмужским бессилием. Ненормальность эта имеет значение, так как Морель иЛегран ле-Соль нередко встречали ее у маттоидов. С детства в характере мальчика обнаружились противоречия и крайности,столь обычные у кандидатов на занятие койки в больнице для умалишенных. Так,еще ребенком он задумал пойти в монахи, потом, занявшись ремеслом отца,начал вести разгульную жизнь и злоупотреблять спиртными напитками. В то жевремя он усердно принялся за чтение, причем выбор книг был чрезвычайностранный для человека его среды -- Данте и преимущественно Тассо. В 15 летДавида уже прозвали "mille idee" (тысяча мыслей) за то, что он сочинялсвоеобразные песенки, хотя никогда не мог усвоить грамматических правил.Отчаянный богохульник и забияка, юноша вскоре сделался грозою для всехокружающих; его до такой степени боялись, что однажды на каком-то праздникеему удалось, только в компании с братьями, без всякого оружия, обратить вбегство все население Кастель-дель-Пиано. И, однако же, он легко увлекалсявсем возвышенным и благородным -- все равно, был ли это разговор,стихотворение, проповедь или театральное представление. Христос и Магометвнушали ему такое глубокое уважение, что он считал их величайшими людьми извсех, когда-либо живших на земле. По собственным признаниям Лазаретти, онеще с 14 лет страдал теми разнообразными галлюцинациями, которые имели длянего роковое значение впоследствии. В молодых годах он увлекся однойеврейкой из Питильяно, вероятно потому, что она горячо сочувствовала егорелигиозным убеждениям, и в то же время он говорил, что питает отвращение ктрем вещам -- к женщинам, церкви и танцам. В 1859 году 25-летний Лазаретти поступил волонтером в кавалерийскийполк и в 1860 году принимал участие в экспедиции генерала Чиальдини, носкорее в качестве служителя, чем в звании солдата. Перед выступлением впоход он написал патриотический гимн, который отослали к Брофферио, и тотбыл поражен оригинальностью выраженных в нем идей и красотою отдельныхстихов, что составляло поразительный контраст с безграмотностью и грубымстилем всего гимна. Но через несколько времени он опять принялся за свое ремесло извозчика,а вместе с тем вернулся к оргиям и кутежам. Тогда он сошелся с женой, хотяобвенчался с ней еще за три года перед тем. Он питал к ней такую поэтическуюпривязанность, что даже выражал ее в нежных стихотворениях. В этот же периодсамолюбие до того отуманило ему голову, что он, не получивший никакогообразования, начал снова писать стихи и трагедии, выходившие у негочрезвычайно комичными. Мало-помалу чудачества Лазаретти приняли иное направление: в 1867 году,когда ему было уже 33 года, вследствие ли пьянства или под влияниемполитических волнений, у него сильнее, чем когда-нибудь, возобновилисьрелигиозные галлюцинации, которыми он страдал в 1848 году. В один прекрасныйдень он исчез куда-то; оказалось, что, как и тогда, ему явилась Божия Матерьи повелела отправиться в Рим, объявить Папе о своей божественной миссии. Тотсначала не хотел принять Лазаретти, но потом обласкал его, хотя при этом,говорят, и посоветовал ему хороший душ. Затем, тоже по указанию Богоматери,он пошел к некоему пустыннику, Игнатию Микусу, который три месяца продержалего у себя в пещере и занимался с ним изучением теологии. Предполагают, чтоон же помог Лазаретти вырезать на лбу у себя знак, который тот выдавал потомза печать, положенную рукою св. Петра, и показывал только истинно верующим,от непосвященных же скрывал ее под прядью волос. При медицинском осмотреоказалось, что она имела вид неправильного параллелограмма, в верхней частикоторого были крестообразно расположены 13 точек. Этому знаку (см.рис.lombrozo_geni_09.gif), а также двум другим, на плече и на внутренней стороне ноги, Лазаретти, как подобает помешанному, придавал таинственное,чудодейственное значение и считал всю эту татуировку доказательством особогоблаговоления Божия (печатью договора с Богом). С тех пор Лазаретти совершенно переменился, как это обыкновеннослучается с помешанными*: из драчуна, богохульника и кутилы он превратился втихого, скромного пустынника и жил некоторое время в горах, почти подоткрытым небом, питаясь иногда одним хлебом с водой или же травой,приправленной солью и уксусом, полентой, постной похлебкой, чесноком схлебом и пр. Находясь на острове Монтекристо, в 1870 году, он более месяцапробавлялся шестью хлебами, с добавлением зелени, а живя во французскоммонастыре, съедал только две картофелины в день. Самые сочинения его изшутовских и неуклюжих сделались вполне порядочными, иногда изящными -- чтодолжно было особенно сильно поразить и не одних только простолюдинов. Крометого, он стал писать более толково, употребляя сильные образные выражения, ис таким религиозным чувством, какое можно было встретить разве лишь у первыххристиан. [В Пезаро у меня было несколько душевнобольных монахинь из римскихмонастырей. Я не встречал никогда более отвратительных богохульниц, чем они.Мне случалось лечить также евреев, бывших раньше чрезвычайно религиозными;первым симптомом помешательства являлось у них желание креститься, но повыздоровлении они тотчас же возвращались к прежним верованиям.] Духовенство того местечка, где родился Лазаретти, видя в нем как быолицетворение древних пророков, чем он и был в действительности, как мыувидим дальше, отнеслось к нему с большим уважением, что, по своему обычаю,решилось эксплуатировать его в своих интересах и воспользоваться им длясбора пожертвований на постройку церкви. Народ, уже без того изумлявшийся полной перемене в образе жизниЛазаретти и его татуировке, еще более изумлялся теперь вдохновенным речам,его длинной всклокоченной бороде, серьезной наружности и, подстрекаемыйдуховенством, толпами бежал послушать нового пророка. Начались процессии... Окруженный духовенством и знатнейшими из местныхжителей, Лазаретти посетил Арчидоссо, Роккальбенья, Кастель-дель-Пиано идругие ближайшие города; население повсюду встречало его с восторгом, наколенях, а священники и духовенство окрестных церквей целовали ему руки идаже ноги. Приношения сыпались со всех сторон, но были, однако, не особенновелики, так как жители не могли жертвовать много; поэтому для постройкицеркви решено было воспользоваться их даровым трудом. Место выбрали вблизиАрчидоссо, и работа закипела. Десятки тысяч верующих, мужчины, женщины, дажедети, принялись таскать камни, бревна и другие строительные материалы. Ксожалению, как в стихосложении, так и в архитектуре, кроме пророческоговдохновения, необходимы еще научные познания; а их-то и не было у Лазаретти;поэтому затеянная постройка оказалась столь же неудачной, как его поэзия:собранные с таким трудом материалы остались на месте в виде безобразной кучимусора, и вся эта затея окончилась настолько же бесплодно, как некогдасооружение вавилонской башни. В январе 1870 года Лазаретти основал обществоСвященной лиги, имевшее целью взаимное вспомоществование и дела милосердия.В марте того же года, после общей трапезы со своими последователями, онотправился на остров Монтекристо, где в продолжение нескольких месяцев писалпослания, пророчества и поучения, а потом, вернувшись в Монтелабро, составилописание видений и пророческих снов, какие были ниспосланы ему во времяпребывания на острове. Вслед за тем его обвинили в подстрекательстве кбунту, но суд оправдал его. После того Лазаретти основал другое общество,под названием Христианская Семъя, но был снова арестован по совершеннонеосновательному подозрению, будто это общество организовано смошенническими целями; однако, благодаря заступничеству Сальви, егооправдали и он отделался только 7-месячным предварительным заключением втюрьме. Повинуясь новому велению свыше, Лазаретти предпринял в 1873 годупутешествие и посетил Рим, Неаполь, Турин, затем отправился в гренобльскийкартезианский монастырь, где составил правила для Ордена кающихся монахов, атакже и цифрованную азбуку. Там же он написал сочинение под заглавием"'Небесные цветы", где говорится, между прочим, что "Великий муж сойдет сгор в сопровождении небольшого отряда горцев"; в этой же книге описанывидения, сны и божественные заповеди, ниспосланные автору во время егопребывания в монастыре. При возвращении в Монтелабро его встретила на дороге громадная толпаприверженцев и любопытных, которой он сказал проповедь на тему: "Бог видит,судит нас и воздает каждому по делам его". За эту проповедь его привлекли кответственности, обвинив в намерении ниспровергнуть правительство и вызватьмеждоусобную войну. На этот раз эксперты не были спрошены, и суд, не приняв во внимание нистранной татуировки, ни курьезных сочинений Лазаретти, отнесся к нему точнок человеку, находившемуся в здравом уме, и приговорил его за плутовство,соединенное с бродяжничеством, к 15 месяцам тюремного заключения и отдаче нагод под надзор полиции*. Но апелляционная палата отменила это решение, такчто Лазаретти вернулся в августе 1875 года в Монтелабро, где сноваорганизовал свое распавшееся было общество и поставил во главе егосвященника Империуцци. Затем, вследствие расстроенного в тюрьме здоровья, аможет быть также с целью избежать новых арестов или из желания разыгратьроль мученика перед французскими легитимистами, он отправился во Францию.Около одного из городов, Бургоньи, на него, как он сам говорит, снизошлобожественное вдохновение, результатом которого явилась книга, посправедливости названная им таинственной, под заглавием "Моя борьба с Богом"("La mia lotta con Dio"). В это же время он написал сочинение "О семипечатях с описанием признаков семи вечных городов", заимствованное отчастииз Библии, отчасти из Апокалипсиса и наполненное самыми нелепымирассуждениями. Кроме того, Лазаретти издал еще свою программу, в которойназвал себя "великим Монархом" и предлагал всем христианским государямвступить с ним в союз, так как скоро и совершенно неожиданно для всех долженнаступить конец мира, и тогда гонимый теперь пророк явится перед лицом всехземных владык в качестве судии и полновластного господина. Все эти сочинениябыли переписаны священником Империуцци, который исправил при этом игрубейшие грамматические ошибки, беспрестанно в них встречавшиеся. Многие изних удостоились чести не только быть напечатанными, но даже Леоном дю Вашапереведенными на французский язык, благодаря субсидии, а также стараниямреакционеров Италии и других стран, совершенно серьезно отнесшихся кбезумному бреду несчастного маньяка. [В статье "Давид Лазаретти", написанной мною вместе с Ночито ипомещенной в "Архиве психиатрии" за 1880 год, указаны причины, вовлекшиеэкспертов в эту ошибку, которая стоила государству немалых расходов и, чтоеще печальнее, нескольких человеческих жертв.] Между тем Лазаретти, под влиянием все усиливавшегося бреда, началгромить духовенство и проповедовать замену тайной исповеди -- публичной,вследствие чего папа признал все учение его ложным, а сочинения --еретическими. Тогда этот последний, написавший некогда в защиту папскойвласти "Гражданский статут папского владычества в Италии" ("Statute civiledel Regno Pontificio in Italia"), издал в 1878 году послание к своимбратьям-монахам, направленное против "боготворения Папы", которого он назвалсемиглавым чудовищем. Несмотря на то, со свойственной всем помешаннымнепоследовательностью, Лазаретти вскоре отправился в Рим, чтобы повергнуть кподножию Св. Престола свою символическую печать и жезл, а вернувшись вМонтелабро, начал осуждать уже и самую католическую церковь, называя еелавкой, а все духовенство -- атеистами и торгашами, только эксплуатирующимирелигиозные чувства своей паствы. Вместе с тем он проповедовал необходимостьреформы в религии и, называя себя новым Христом, властелином и судиею,убеждал своих последователей отречься от суеты мира сего, а в доказательствоэтого отречения требовал, чтобы они воздерживались от пищи и сношений сженщинами, даже если они женаты, и отказались бы от собранной верующимидовольно значительной суммы денег, более 100 тысяч лир, которая должна былаоставаться без всякого употребления, спрятанною в вазе, -- идея чистобезумная! Впрочем, часть этих денег получила потом особое назначение: вожидании какого-то великого чуда Лазаретти заказал для своих избранниковзнамена и одежды с изображением зверей, виденных им во время галлюцинаций,одежды самого странного покроя, -- в том числе одна, особенно богатая,предназначалась для него самого; для остальных же последователей былиприготовлены только нагрудники с вышитым на них крестом и двумя буквами С,из которых одна -- вверх ногами: Э+С. Знак этот служил эмблемою основанногоим общества. В августе 1878 года, когда народа собралось более обыкновенного,Лазаретти потребовал от своих последователей, чтобы они провели три дня итри ночи в посте и молитве, причем произносил проповеди, то общие для всехверующих, то частные для одних только приближенных, которые подразделялисьна несколько орденов, носивших различные названия -- отшельников духовных,кающихся и пр. Затем в течение трех дней -- 14, 15 и 16 августа --происходила так называемая исповедь прощения (confessione di amenda), а17-го на башне было водружено большое знамя с девизом: "Республика естьцарство Божие". После этого пророк стал у подножия креста, нарочновоздвигнутого по этому случаю, собрал вокруг себя всех близких и заставил ихпоклясться ему в верности и послушании. При этом один из братьев всяческистарался уговорить Лазаретти отказаться от задуманного им опасногопредприятия. Но все было тщетно. Когда ему указывали на возможностьвстретить войска на пути, он отвечал: "Завтра же я покажу вам чудо вдоказательство того, что я послан самим Богом в образе Христа, владыки исудии; следовательно, меня не могут убить -- всякая сила и власть земнаядолжна преклониться перед моей силой: достаточно одного движения моегожезла, чтобы уничтожить всех, осмелившихся сопротивляться мне". На чье-тозамечание, что правительство рассеет сборище силою, он возразил: "Я рукамиотброшу пули, я сделаю безвредным для себя и для моих последователей каждоеоружие, обращенное против них, даже королевские карабинеры превратятся в мойпочетный караул". Все более и более увлекаясь своей фантастической задачей,Лазаретти, не скрывавший делаемых им приготовлений даже от папскогоделегата, обещал было ему отменить процессию, но потом изменил свое решениеи написал, по-видимому, с полным убеждением: "Я не мог исполнить данного вамобещания, потому что приказание свыше, от самого Бога, заставило менядействовать иначе". А неверующим или отказывающимся исполнять его требованияон грозил небесными громами. В таком-то настроении повел Лазаретти утром 18августа толпу своих приверженцев по дороге из Монтелабро в Арчидоссо. На нембыла надета королевская мантия красного цвета, вышитая золотом, головуукрашала корона в виде тиары, с пучком перьев наверху, а в руках он держалсвой жезл. Хотя и менее богатые, но отличавшиеся разнообразием цветов ипричудливостью покроя одежды его приближенных соответствовали степени, какуюзанимал каждый из них в обществе Священной лиги; простые же члены его были всвоем обычном платье, и только описанные выше символические знаки на грудиотличали их от толпы. Семеро из важнейших лиц братства несли столько жезнамен с надписью: "Республика есть царство Божие". При этом все пелисочиненный Лазаретти гимн, каждая строфа которого оканчивалась припевом:"Вечная Республика" и пр. В Италии, вероятно, всем известно, что случилось потом. Лазаретти, ещетак недавно объявлявший себя королем из королей, потомком царя Давида,держащим в своей власти всех владык земных и совершенно неуязвимым, упал,сраженный чьей-то рукою, -- может быть, самого же делегата, столько разбывшего у него в гостях, или же только по его приказанию. Рассказывают, что,поглощенный своей последней уже иллюзией, он, падая, воскликнул: "Мыпобедили!" Процессия эта была устроена не только бессмысленно, но даже как бынарочно с целью доказать ее неосуществи-мость. Следствие, начатое потомпротив последователей Лазаретти, вполне доказало, что созданное имвероучение было плодом галлюцинаций. Г.Ночито совершенно справедливо говоритпо этому поводу: "В тот день, когда был вскрыт ящик, где хранилось имуществопророка, и, вместо ожидаемых вещественных доказательств его преступнойдеятельности, оттуда вынули изображение Божией Матери и рядом с нею портретДавида в военном мундире, умиленно беседующего со Св. Духом; когда из этогоящика, точно из Ноева ковчега, стали появляться необыкновенные животные,созданные фантазией пророка для украшения его знамен -- орлы, змеи, голуби,крылатые лошади, быки, львы, гидры, -- а затем оттуда же вынулисвященнические одежды, королевские мантии, венки из оливковых ветвей итерновые венцы, в тот же день, когда после долгих, тщательных обысков вквартирах и в карманах панталон лазареттистов полиция ничего не нашла у них,кроме распятия да четок, и, наконец, в особенности в тот день, когда публикаполучила возможность любоваться тою странною обувью, какую носилипоследователи святого Давида, и папскими туфлями, которые надевал сам"пророк" и в которых он едва мог двигаться, -- в этот день никто уже несомневался, что правительство приняло мономаньяка за опасного бунтовщика". Пунктом помешательства Лазаретти послужил тот член символа веры, гдеговорится о воскресшем Христе, "сидящем одесную Отца и паки грядущем судитиживых и мертвых". Так как этот обещанный судия долго не являлся, то Лазаретти вообразилсебя в его роли и во всем старался подражать Христу: у него тоже были свои12 апостолов и среди них апостол Петр, носивший на груди пару ключей,искусно вырезанных из картона; он точно так же постился и терпел всякиелишения, находясь во время суровой зимы на острове Монтекристо, где вел сБогом беседу, сопровождавшуюся раскатом грома, блеском молнии иземлетрясением. Иисус Христос созвал учеников на тайную вечерю в день Пасхи,-- и Лазаретти пригласил своих последователей на Троицу 15 января 1870 года,причем сказал им: "Так угодно было тому, кто руководит всеми моимипоступками. Знайте, что теперь это составляет величайшее таинство;вспомните, что вы находитесь теперь в том месте, которое Бог избрал длясвоего жилища. Скоро, скоро настанет время, когда именно здесь будутвоздвигнуты восхитительные памятники в честь его пресвятого имени, чтобыслужить эмблемой божественного величия". В сущности, он не установил за этой трапезой никакого таинства; но, длятого чтобы во всем походить на Иисуса Христа, Лазаретти утвердил таинствосвоего изобретения -- исповедь прощения -- довольно, впрочем, сходную сустной. Но этого мало: ему захотелось также иметь свое преображение,сопровождаемое землетрясением, и он предсказал, что это событие должносовершиться 18 августа 1878 года. Когда врач колебался сделать операцию сыну Лазаретти, у которого былакаменная болезнь, этот последний взял нож и сам вырезал камень. Ребенокумер; отец же его продолжал твердить, нимало не смущаясь: "Сын Давидов неможет умереть". При медицинском исследовании трупа Лазаретти на теле его оказался знак-- изображение креста внутри опрокинутой тиары. Спрошенные по этому поводубратья пророка объяснили, что он велел сделать во Франции золотую печать,которую называл императорской, и, обмакнув ее в кипящее масло, оттиснул еюзнаки на теле, сначала себе, а потом жене своей и детям. Таким способом бедный пророк хотел доказать с полной очевидностью нетолько свое высокое происхождение, но также и знатность членов своей семьи,так как, по его словам, он был прямой потомок императора Константина, хотя,конечно, доказал этим лишь свое безумие, потому что именно у помешанных мызамечаем склонность выражать свои нелепые бредни символами и различнымиизображениями. Однако Лазаретти не ограничивался одним лишь сознанием, что в жилах еготечет царская кровь: ему хотелось еще и властвовать над целым миром, хотяпод конец он уже настолько сузил свои требования, что готов былудовольствоваться передачей своих прав какому-нибудь принцу. В одном изсвоих манифестов -- "К христианским государям" -- он сделал следующеевоззвание: "Я обращаюсь безразлично ко всем христианским государям, католикам,схизматикам и еретикам, лишь бы они были крещеные. Не беда, если они не облечены властью и не управляют народами, толькобы в их жилах текла царская кровь. Я призываю их всех, и первый же, ктоявится ко мне -- если ему будет не менее 20 и не более 50 лет и если приэтом у него не окажется никаких физических недостатков, -- будет царствоватьвместо меня". Курьезнее всего то, что покойный граф Шамбор серьезно отнесся к этомуприглашению и отправил к Лазаретти своего уполномоченного. Чем окончилисьсовещания короля из дома умалишенных с королем из археологического музея --неизвестно. "Мне нужен союзник-христианин, -- говорится далее в манифесте. -- Ярешился теперь ускорить свое великое предприятие, и если они (христианскиегосудари) не явятся ко мне в течение трех лет со времени опубликования этойпрограммы, то я покину Европу и отправлюсь в среду неверных, чтобыдостигнуть при их помощи того, чего я не мог сделать, находясь междуверующими. Но горе, горе тогда всем вам, христианские государи! Вы будете наказанысемью головами великого антихриста, которые появятся из недр Европы, и вособенности одним юношей, который после моего удаления придет из северныхстран к центру Франции и будет выдавать себя за Того, кто Я сам". Отсюда-то явилась у Лазаретти idée fixe, что он царь царей. Когдагородской голова Арчидоссо не хотел исполнять его приказаний, он сказал ему:"Я -- монарх из монархов. Я ношу на своих плечах государей целого мира.Сколько у вас ни есть карабинеров и солдат, они все принадлежат мне,находятся в моей власти, и у вас не хватит веревок, чтобы связать меня". Тоже самое он говорил и другим лицам, особенно когда произносил проповеди, чтобыло подтверждено множеством свидетельских показаний. Так, например, свидетель Росси, бывший на проповеди 17 августа, слышал,как Лазаретти называл себя королем королей, Христом, судией, которому будетподчинен даже король Италии. Он же говорил, что Папа не должен более жить вРиме и что ему найдут другую резиденцию. Далее свидетель Мецетти показал,что Давид непременно хотел устроить процессию 18 августа и говорил: "С чеговы взяли, что нас арестуют? Разве это возможно, чтобы подданные арестовалисвоего монарха?" То же показали и другие лица. Что же касается эмблематического знака Э+С, которому Лазаретти придавалогромное значение, то он олицетворял, по-видимому, идею о двух Христах,одном -- сыне Иосифа из Назареи и другом -- сыне Иосифа Лазаретти изАрчидоссо. Но зато является совершенно непонятным, какое соотношение моглосуществовать между Иисусом Христом, императором Константином, псалмопевцемДавидом и самим Лазаретти. Объяснение этого факта следует искать впротиворечиях и нелепых представлениях, свойственных мономаньякам, которыене останавливаются ни перед чем, лишь бы доказать истинность своей главнойидеи, -- другими словами, главного пункта своего помешательства, -- иобнаруживают при этом замечательное умение принять даже внешний видизображаемого ими лица. Мне припомнилось, что в Павии была одна больная,считавшая себя членом семьи Наполеонов: она очень искусно подражала им вкостюме, манерах, разговоре и пр. и в то же время называла себя дочерьюМарии Луизы и Виктора Эммануила. Вообще, у Лазаретти масса противоречий; сначала он видел в Папеосвободителя Италии, но потом, когда был отлучен им от церкви, стал называтьпапство идолопоклонничеством; он готов был умереть за католическуюапостольскую религию и в то же время отрицал устную исповедь -- один изглавных ее догматов; считая себя сыном Давида, назывался также и сыномимператора Константина и пр. Однако в правительственных сферах сумасшествие Лазаретти отрицалосьсамым решительным образом. На суде в Сиене королевский прокурор выражал всвоей речи такого рода соображения, нисколько, впрочем, не разъяснившиедела. "Возможно ли допустить, -- говорил он, -- чтобы процессия былаустроена с целью посещения святых мест, когда для этого требовалось пройти24 мили? Мыслимо ли подобное путешествие с толпою, где было так много детей?На какие же средства стали бы жить члены этой процессии, когда мы знаем, чтоуже 18 августа у них не было ни гроша? Затем, как допустить существованиедругой нелепой идеи -- путешествия в Рим для того, чтобы вытребовать уПервосвященника Моисеев жезл, отнятый Львом XIII у Давида Лазаретти?"Отвечать на все эти вопросы можно лишь тем, что хотя у сумасшедших и бываютиногда проблески гениальности, но в их уме все-таки преобладают абсурды ипротиворечия. Так, одним из необходимых средств господствовать над миром Лазареттисчитал свой жезл, делившийся на 5 частей -- эмблемы четырех евангелистов иего самого. Вот почему он устроил процессию, чтобы снова овладеть этимжезлом, который конфисковали у него в Риме. Для понимания душевного состояния подобных безумцев необходимо стать наих точку зрения, надо освоиться с этим болезненным, по большей частилишенным логики мышлением, где самые ничтожные вещи получают громадноезначение, а самые крупные, напротив, кажутся ничтожными, если только ониидут вразрез с желаниями помешанного субъекта. Во всяком случае, как ни была нелепа цель путешествия, стремлениеминистерства внутренних дел (Publico) найти в этом действии ключ ко всемунеобъяснимому оказывалось еще нелепее. Поводом к обвинению Лазаретти в мошенничестве послужили написанные имна имя неизвестных, ничего не имеющих лиц векселя, которыми он не думал, даи не мог воспользоваться, но которые сильно компрометировали его. Здесьопять является вопрос, для какой цели это было сделано, -- и сноваприходится отвечать, что именно бесцельность, бесполезность противозаконныхдействий и составляет отличие помешанного от настоящего преступника. Ещеболее неосновательны были обвинения Лазаретти в том, что он выманивал учленов своего общества деньги и брал их себе. "У сумасбродов не бываетдоходов", -- говорит ломбардская пословица, и действительно, Лазареттиничего не нажил от своих проповедей и пророчеств, кроме гонений да насмертьсразившей его пули. Жену и детей он оставил без всяких средств, жизнь велсамую скромную, изнурял себя покаянием, лишениями всякого рода и сам первыйподавал своим последователям пример соблюдения четырех постов в продолжениегода. Большую часть времени он проводил в монастырях и пещерах, например наострове Монтекристо или среди мрачных вулканических скал Монтелабро, аполучаемые от француза дю Ваша деньги тратил на постройку церкви и нелепойбашни, представлявшейся его расстроенному воображению каким-то священнымковчегом, эмблемой нового союза между народами. Но всего очевиднее выражалось умопомешательство Лазаретти в егосочинениях. Во-первых, потому, что все они наполнены описаниями зрительных ислуховых галлюцинаций, нередко изложенных с такой живостью, что даже самаябогатая фантазия человека, находящегося в здравом уме, не могла бы создатьничего подобного. Так, в сочинении "Lotta con Dio" он говорит: "Точно удар громаразразился надо мною и ослепил меня, вследствие чего я упал на землю какмертвый. Множество голосов раздались посреди грохота и треска, и я услышалслова: Повелевай, повелевай, повелевай! Больше я ничего не мог понять. Вновьпослышался грозный голос Бога, говоривший мне"... На первой же странице предисловия к его "Рескриптам" сказано: "Ябезмолвствовал в продолжение 20 лет... но настало время, когда я должен былзаговорить согласно повелению свыше. Мне было приказано поучать народы, и япоучал, и впредь буду поучать. Если народы не поверят моему учению, мнеостанется только повторять сказанное. Если они сочтут мое учение ложным, яне поверю, чтоб мои слова могли быть лживыми. Если они заподозрят меня впритворстве, пусть разберут мое поведение". (Буквально то же самоевысказывал и Савонарола.) А вот и еще отрывок в том же роде: "Я слышал громовой потрясающий голос Бога, и с горных вершин в долинупроникал такой грохот, что мне казалось, будто они сталкиваются междусобою". Предсказания выражались им с полнейшей самоуверенностью и даже иногда встихотворной форме, например: О вы, монархи и цари Европы, Настанет день, когда рука Господня В отмщенье вам на головы падет И сокрушит гордыню вашу, И вас самих повергнет в прах. Во-вторых, хаотическая беспорядочность, туманные, напыщенные выражения,неправильный слог и масса противоречий, составляющие харак

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство

На сайте allrefs.net читайте: Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: X. "ПРОРОКИ" И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. САВОНАРОЛА. ЛАЗАРЕТТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство
--------------------------------------------------------------- Минск-2000, ООО "Попурри". ISBN 985-438-163-3 OCR: Тарас Семенюк--------------------------------------------------------------

II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его снаучной точки зрения, мы найдем, что в некоторых отношениях он вполнеоснователен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. Многие и

III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ
На основании целого ряда тщательных наблюдений, производившихсянепрерывно в продолжение трех лет в моей клинике, я вполне убедился, чтопсихическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебани

IV. ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА РОЖДЕНИЕ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Убедившись в громадном влиянии метеорологических явлений на творческуюдеятельность гениальных людей, мы легко поймем, что и на рождение их климати строение почвы должны также оказывать могущественное

V. ВЛИЯНИЕ РАСЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
Аналогичность влияния атмосферных явлений на те-ниальных людей и напомешанных будет еще заметнее, если мы рассмотрим ее вместе с влиянием расы.Прекрасный пример в этом отношении представляют нам евреи

VIII. СУМАСШЕДШИЕ АРТИСТЫ И ХУДОЖНИКИ
Хотя артистические наклонности весьма резко и почти всегда проявляютсяпри некоторых формах умопомешательства, но лишь немногие из психиатровобратили должное внимание на это обстоятельство. Насколько м

IX. МАТТОИДЫ-ГРАФОМАНЫ, ИЛИ ПСИХОПАТЫ
Маттоидами-графоманами я предложил бы назвать разновидность,составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальнымибезумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными. Разновидн

XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ
Если мы теперь проследим "с холодным вниманием" жизнь и произведениятех великих, но душевнобольных гениев, имена которых превознесены в историиразличных народов, то скоро убедимся, что они в

Наблюдения над окружающими
Я провел почти всю зиму среди помешанных и потому имел возможностьсделать несколько наблюдений над привычками и поведением некоторых из них.Полагая доставить этим удовольствие нашему начальств

Семья увеличилась
Новый жилец наш, прибывший сюда месяца два тому назад, -- премилыйоригинал, лет 40, большой говорун, весельчак, носит волосы спущенными наглаза, одевается в длинное пальто и ходит в туфлях, та

V. АНОМАЛИИ ЧЕРЕПА У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
(к XI главе) Я уже говорил раньше о таких аномалиях и теперь прибавлю лишь нескольконовейших наблюдений в том же роде, заимствованных у Канестрини, Мантегацца,Фох-та и др. Кроме того, я сам по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги