рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БИЛЕТ № 2

БИЛЕТ № 2 - раздел Журналистика и СМИ, 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога 1. Журналистика Как Социальный Институт Общества. Сми Как «Четвертая Власть»...

1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «Четвертая власть»

 

1.Журналистика как социальный институт общества. СМИ как “четвертая власть”.

Журналистика как всякая серьезная деятельность в обществе представляет собой социальный институт. Социальный институт в современном обществе имеет под собой некий юридический документ. Журналистика как социальный институт действует в рамках, а не так как хочет.

Журналистика практически никогда не выступает как самостоятельный социальный институт. В журналистике всегда присутствует учредитель. Группа граждан не есть институт. По закону, кто угодно может создать СМИ.

Четыре ипостаси журналистики:

1.Журналистика всегда кем-то учреждена, выступает как орган, инструмент данного социального института.

2.Издание или программ, созданные тем или иным учреждением. У такой журналистики свободы больше.

3.Независимые издания. Они независимы от других социальных институтов, но зависят от закона. Выручка от продажи тиража составляет 10-40% дохода от газеты, остальное - от рекламы и т.п.

Социальный институт

Учредитель/спонсор - СМИ -

Массовый интерес

Зависимость или от собственных взглядов, или от учредителя, или от тех, кто дает средства, поэтому независимых изданий в строгом смысле слова не существует

4.Государственные СМИ, финансируются из бюджета.

Журналистика участвует в политической деятельности. Большинство программ и изданий ориентировано на политическую ситуацию. Журналистика - прежде всего, это политический институт. Журналистика обладает политической властью в обществе.

Журналистика - “четвертая власть”. Власть - некоторое могущество, способность влиять на сознание и поведение людей. Это некое насильственное стимулирование, экономическое стимулирование, идеологическая власть - власть над умами людей. Журналистика работает в области идеологической власти.

Первые три власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Четвертая власть: внутриинституциональная, действует только на членов этого института.

Пятая и шестая: власть авторитета и доверия.

Седьмая власть: власть денег.

Восьмая - власть общественного мнения.

Термин “четвертая власть” предполагает, что журналистика вне государственной власти (первых трех). Но ее власть огромна, и она может быть даже сильнее государственной, первой власти. 1,2,3 - президент, правительство, суд.

 

2. Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)

 

Важную роль в жур-ке 30-х годов сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча – приспособленцев-журналистов, служащих негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин плодотворно сотрудничал в «ЛГ» А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале «Телескоп». Его фельетоны «О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем» были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча («Северная пчела» и др.), обывательской литературой и саморекламой.

«Современник»В 1836г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник».По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Тем не менее орган печати, организованный поэтом, - примечательное явление. Пушкин повел «С» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.

В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «С» является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812г.; закладывает основы русского очерка, публикую главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присвоения Кавказа к России, а не к Турции.

Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «С». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837г. помешала осуществлению журнальных планов поэта.

Журналистская деятельность П. началась еще в 1820-е гг. (выступал как поэт и публицист в журналах “Сын отечества”, “Московский телеграф”, в альманахе “Полярная звезда” - стихотворения и публицистические выступления против консервативного “Вестника Европы” Каченовского). Еще в южной ссылке мечтал о своем журнале или газете, но долго не мог реализовать это по политическим причинам.

В течение 1825 П. участвует в “Московском телеграфе” Полевого (журнал защищает романтизм) - несколько стихотворений и статья о баснях Крылова. Борьба не только против “Вестника Европы”, но и против Булгарина и Греча.

В 1827 П. участвует в организации журнала “Московский вестник” (философы-любомудры - поэт Д. В. Венивитинов, С. П. Шевырев и др., официальный редактор - М. П. Погодин). Со смертью Венивитинова в 1827 журнал теряет влияние, в 1830 закрывается.

“Литературная газета” выходила в 1830 - 31 гг.,1 раз в 5 дней, под редакцией А. А. Дельвига. Кроме Пушкина, участвовали О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. Борьба против “продажной” журналистики Булгарина и Греча. П. редактировал “ЛГ” в 1830, пока Дельвига не было в Пб. “ЛГ” была литературным и литературно-критическим изданием, соответственно имелись литературный и критический отделы. Газета стояла на позициях романтизма. Но уже критически оценивала его крайности. “ЛГ” выступала против “ВЕ”, “Северной пчелы” и “Сына отечества”. Вяземский и П. вели полемику и с Полевым.

В № 3 “ЛГ” - заметка П. с отрицательной оценкой романа Булгарина “Иван Выжигин” (после этого Булгарин написал донос на “ЛГ”). В “ЛГ” - эпиграммы П. на Булгарина и памфлет “О записках Видока” (под видом рецензии на книгу французского сыщика П. клеймит Булгарина, который играет полицейскую роль в литературе, уподобляет его тайному полицейскому агенту). В 1830 “ЛГ” запрещают за публикацию четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 во Франции. Позже газету разрешили возобновить, но при условии отказа Дельвига от редактирования - редактором стал О. Сомов. П. печатается в “ЛГ” все реже и реже, а само издание прекращается в 1831 из-за цензурных стеснений.

Сотрудничая в “ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале “Телескоп”. В 1831 - две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча: “Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов” (П. приравнивает творчество Булгарина к творчеству бездарного бульварного писателя Орлова, который писал подделки под роман “Иван Выжигин”, сравнивает с издевкой “сии два блистательные солнца нашей словесности” и высмеивает самовосхваление Булгарина и Греча, в котором они уподобляются Орлову; П. воспользовался отрицательным отзывом Булгарина об Орлове, чтобы спросить: “Чем же он хуже вас?” и таким образом дискредитировать Булгарина в глазах читателей) и “Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем” (написана в духе сатирического фельетона и построена на высказывании Греча, который, намекая на П., утверждал, что в одном мизинце Булгарина ума больше, чем в головах некоторых литераторов; П. снова дискредитирует Булгарина как писателя и дает в конце статьи план якобы своего будущего романа “Настоящий Выжигин”, пронизанный намеками на неблаговидность поведения Булгарина, на его аморальность). Обе статьи перекликаются с басней Крылова “Кукушка и Петух”, тоже направленной против Булгарина и Греча, против их восхваления друг друга.

Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету “Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный журнал - “Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год). В первом номере “С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания. В редакционной статье говорилось: “издатель “С” не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение”. Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке “Несколько слов о “Современнике”” (“Телескоп”) доброжелательно отозвался о выходе нового журнала, во главе которого стоял П. Однако второй № “С” вызвал критические замечания Белинского за “салонный”, “аристократический” тон некоторых статей и литературных произведений Вяземского, Одоевского (Белинский критически оценивал окружение П.). П. сосредоточил основное внимание на литературной части “С”. Он решил платить твердый гонорар за литературную работу (200 р., как у Сенковского), хотя журнал не давал значительного дохода. В “С” почти нет переводов (в отличие от “Полярной звезды” Бестужева и Рылеева), редактор предпочитает печатать русских литераторов. Пропаганде отечественной литературы П. уделял огромное внимание. Исключительное внимание к творчеству Гоголя (+ послесловия, примечания П. к отдельным произведениям Гоголя, критические заметки, в том числе о “Вечерах на хуторе близ Диканьки” - доброжелательная рецензия, в которой высоко оценивается талант Гоголя; П. дает в “С” специальное сообщение о постановке “Ревизора” на Пб. сцене, предсказывает успех пьесы). В № 1 “С” - статья Гоголя “О движении журнальной литературы” (взгляды молодого Гоголя на журналистику, оценка журналистики его времени, требования внутреннего единства журнала, подчинения всех его материалов одной главной цели; Гоголь выступает против монопольного положения “Библиотеки для чтения” и “Северной пчелы” в журналистике и т. д.). Многие читатели приняли статью Гоголя за программную. Это обеспокоило П., и в № 3 “С”, признавая достоинства статьи, П. отверг ее программность. Кроме Гоголя, в “С” печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. П. старался привлекать и молодежь, малоизвестных авторов, в том числе участников Отечественной войны 1812 (Н. Дурова, Д. Давыдова и др.). Отдел прозы пополнялся воспоминаниями и документальными материалами, отражавшими интерес П. к русской истории. Были напечатаны не только “Капитанская дочка” и “Скупой рыцарь”, но и “Путешествие в Арзрум” (один из первых очерковых циклов в русской журналистике, фактичность воспроизведения и стремление охватить злободневные вопросы - элементы публицистики, изображая события на Кавказе, П. оправдывал присоединение этого региона к России; изображение войны “буднично”, лишено романтизации, читатель видит ужасы войны, но вместе с тем П. высоко оценивает исторический смысл побед русского оружия), статья “Джон Теннер” (рецензия на книгу американского автора, резко порицает североамериканское общество за отношение к индейцам; в предисловии к книге П. обратил внимание на негативную оценку автором американской демократии в целом) и др. П. в 1836 хотел реорганизовать свой журнал, пригласить Белинского в отдел критики и других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни П. вышло 4 номера “С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев.

 

О журнальной критике

В одном из наших журналов дают заметить, что «ЛГ» у нас не может существовать по весьма простой причине: «у нас нет литературы». Если б это было справедливо, то мы не нуждались бы в критике; однако ж произведения нашей литературы, как ни редки, но являются, живут и умирают, не оцененные по достоинству. Критика в нашем журнале или ограничивается сухими библиографическими известиями, сатирическими замечаниями, более или менее остроумными, общими дружескими похвалами, или просто превращается в домашнюю переписку издателя с сотрудниками, с корректором и проч. – «Очистите место для новой статьи моей», - пишет сотрудник. «С удовольствием», - отвечает издатель. И это все напечатано. Недавно в одном журнале было упомянуто о порохе. «От ужо вам будет порох!» - сказано в замечании наборщика: а сам издатель возражает на сие:

«Могущему пороку – брань,

Бессильному – презренье».

Эти семейственные шутки должны иметь свой ключ и, вероятно, очень забавны; но для нас они покамест не имеют никакого смысла.

Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство, не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных. В прошлом году напечатано несколько книг (между прочим «Иван Выжигин»), о коих критика могла бы сказать много поучительного и любопытного. Но где же они были разобраны, пояснены? Не говорим уже о живых писателях: Ломоносов, Державин, Фонвизин ожидают еще египетского суда. Высокопарные прозвища, безусловные похвалы, пошлые восклицания уже не могут удовлетворить людей здравомыслящих. Впрочем, «ЛГ» была у нас необходима не столько для публики, сколько для некоторого числа писателей, не могших по разным отношениям являться под своим именем ни в одном из петербургских или московских журналов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога

Журналистика как институт демократии представительство в журналистике позиций различных социальных сил Проблема социального диалога... Г В Плеханов публицист... Начал журналистскую деятельность в конце х гг в Основная его журналистская деятельность в конце в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИЛЕТ № 2

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формы собственности.
Телевидение в Америке целиком принадлежит частным лицам, а в Европе чаще всего акции теле компаний поделены между частными лицами и разного рода государственными органами. В большинстве ра

Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем
Я не принадлежу к числу тех незлопамятных литераторов, которые, публично друг друга обругав, обнимаются потом всенародно, как Пролаз с Высоносом, говоря в похвальбу себе и в утешение:

Формы собственности.
Телевидение в Америке целиком принадлежит частным лицам, а в Европе чаще всего акции теле компаний поделены между астными лицами и разного рода государственными органами. В большинстве раз

СМИ стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
В 1945 - 90 существовал т. н. “соцлагерь”, в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. “Вертикальная” система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в ви

Откровенная ложь.
5. Повтор. Пропагандист уверен, что если он повторит сообщение с достаточной частотой, оно в свое время будет принято аудиторией. Вариантом этой техники является употребление лозун

БИЛЕТ № 10
1. Глобальные проблемы человечества и журналистика Глобальные проблемы - это те, решение которых возм. только согласов. усилиями всего мирового сообщества. Это военная угрозы, эколог. угро

СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выжи

БИЛЕТ № 11
  1. Журналистика и власть: проблемы воздействия 1.Журналистика и власть: проблемы взаимодействия Государство может оказывать влияние на прессу, хотя по закону оно н

Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
Концерны. Серые кардиналы.Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа

БИЛЕТ № 12
1. Современное законодательство России о СМИ До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 - Закон СССР о печати и др. С

Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
Концерны. Серые кардиналы.Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа

БИЛЕТ № 14
1. Права и ответственность журналиста Есть ряд международных конвенций о СМИ, Россия к ним присоединилась и в той или иной степени исполняет. Россия - член СЕ, она подписала еще не все кон

Журналистика новостей: современные методы творчества.
В конце 19в. Репортерство стало основой журналистики. Профессиональная журналитика начинает ассоциироваться с новостной журналистикой. Современные теории журналистики новостей стали формироваться в

БИЛЕТ № 15
1. Методы изучения общественного мнения в журналистике Деятельность СМИ может быть рассмотрена во взаимоотношениях с самым разными социальными субъектами и институтами (государством, парти

Французское телевидение.
1974 г. - система француских аудиовизуальных средств была реформирована, созданы 7 компаний, четыре из них - общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (

Вещание на заграницу. Международное сотрудничество.
Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Фра

БИЛЕТ № 16
1. Радиовещание в системе СМИ. Структурные и функциональные характеристики Специфику каждого из СМИ целесообразно рассматривать по крайней мере по 4 позициям: по способу осуществления, выр

БИЛЕТ № 17
1. Телевидение в системе СМИ. Основные тенденции развития Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ.

БИЛЕТ № 18
1. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информ

Уровни осмысления предметов отображения
Предметы1 - оповещение 2 ориентирование, или оценка, но не напрямую 3 - коррекция, пояснение предметов отобр 4- символизация задача ж-ста дать символич. Оценку

БИЛЕТ № 19
1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это

БИЛЕТ № 20
1. Система методов журналистского творчества Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, ме

БИЛЕТ № 21
1. Экономические основы функционирования СМИ Процесс основания нового издания или реконструкции старого начинается с правовых и экономических предпосылок. Правовые предпосылки зафиксирован

БИЛЕТ № 22
1. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия Отношения между редакцией, ее учредителем и издателем имеют огромное значение для обеспечения ее существования и деяте

Уровни осмысления предметов отображения
Предметы1 - оповещение 2 ориентирование, или оценка, но не напрямую3 - коррекция, пояснение предметов отобр 4- символизация задача ж-ста дать символич. Оценку отоб

БИЛЕТ № 23
1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации Раньше в нашей стране не было рынка массовой информации. Сейчас он есть и быстро развивается, постоянно изменяет

Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
Масс.и. - не несет негат. смысла. М.и. предполагает: -направленность не на спецов, а на мас. аудиторию -способ. ориентировать массу в общесоц, а не в проф.?? -стремление

БИЛЕТ № 25
Типология телевизионных передач Подразделяются по разным принципам. По характеру повествования бывают: информационные (представлены жанрами заметки/видеосюжета, отчета, выступле

Планирование
Итак, рекламная кампания начинается с плана. В нем в обязательном порядке должны быть раскрыты следующие аспекты: анализ ситуации на рынке, оценка товара, оценка конкурентов, цели маркетинга, бюдже

Цели и задачи
Первым шагом в процессе разработки рекламной кампании является постановка задач рекламы. Разумеется, общей целью любой рекламы в конечном счете является увеличение сбыта. Однако задачи, стоящие пер

Исследования, разработка концепции
Приступая к разработке концепции рекламной кампании, необходимо прежде всего ясно представлять себе, что вы собираетесь рекламировать, подходит ли ваш товар или услуга для полного удовлетворения за

Рекламное обращение
Определив задачи рекламы и рекламный бюджет, ответив на вышеперечисленные вопросы, руководители рекламной кампании должны разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В п

Носители (средства распространения) рекламы.
Печатная реклама: - листовка: малоформатное относительно недорогое издание без фальцовки (сгибов); - проспект: многостраничное, сброшюрованное, хорошо иллюстриров

Оценка рекламной программы
Рассудив, что прежде чем оказать влияние на сбыт, реклама должна выполнить коммуникативные функции, исследователи разработали различные тесты для замера результативности коммуникации с точки зрения

БИЛЕТ № 26
1. Региональные СМИ в современных условиях Региональная печать более адресна и прагматически приземлена, более тесно связана с местными реалиями. Учитывает этнический, социальный и возраст

БИЛЕТ № 27
1. Информация и дезинформация в журналистике Понятие “информация” определяет сущность журналистики. В широком смысле слова это весь поток сведений, содержащихся в номере, программе, выпуск

БИЛЕТ № 28
1. Применение опросных методов в журналистике Цели опросных методов: 1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых, 2) выявление информационных ниш, 3) отношение людей к различным п

БИЛЕТ № 29
Государственные и частные СМИ в системе журналистики Экономика СМИ в 90-е претерпела серьезные изменения. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и обществ

БИЛЕТ № 30
Концепция социальной ответственности журналиста Концепция социальной ответственности сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положе

БИЛЕТ № 31
Цензура и борьба за свободу печати Цензура (лат. сensura) - контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском и распространением печатной продукции,

БИЛЕТ № 32
Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития Журнал - перио

БИЛЕТ № 33
СМИ и информационное общество Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикально

БИЛЕТ № 34
Общественное мнение и журналистика Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов В 1985

БИЛЕТ № 35
1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы Журналистика относится к типу деятельности, чья социальная природа, об

БИЛЕТ № 36
Творческая индивидуальность журналиста Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Если попытаться в сводном вид

БИЛЕТ № 38
Профессиональная этика журналиста Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги