Реферат Курсовая Конспект
Вопрос о формировании древнерусского языкового единства. - раздел История, Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык В Ix—X Вв. У Восточных Славян Возникли Города-Центры — Киев И...
|
В IX—X вв. у восточных славян возникли города-центры — Киев и Новгород, Борьба между этими крупнейшими в политическом, экономическом и культурном отношениях центрами привела в конце концов к образованию единого Древнерусского государства во главе с Киевом и к возникновению древнерусской народности. Языковая общность этой народности была унаследована от языковой общности восточнославянских племен (или племенных союзов). Наличие такой языковой общности в прошлые эпохи было одним из факторов, содействовавших объединению бывших племен восточных славян в единую древнерусскую народность.
Образование древнерусской народности выразилось, между прочим, в том, что возросла устойчивость языковой единицы — диалекта определенной территории. В эпоху племенных образований такой устойчивости языковой единицы быть не могло, ибо племена постоянно передвигались, занимая обширные территории,
Закрепление отдельных групп населения на тех или иных территориях отразилось в постепенном отмирании старых племенных названий и в появлении названий жителей определенных областей. Так, словене стали называться Новгородцами и, поляне — княнами (от Киева), вятичи — рязанцами и т. д.
Такое закрепление населения на определенной территории привело к образованию новых территориальных единиц — земель и княжеств,—объединенных под властью Киева, При этом границы новых образований не всегда совпадали со старыми племенными границами. Так, с одной стороны, если территория Новгородской земли в общем совпадала с прежней территорией словен, то с другой — на бывшей территории одного племени кривичей формируются Смоленское и Полоцкое княжества с близкими диалектами и Псковское — с отличным от них. На территории же одного Ростово-Суздальского княжества оказались потомки словен, кривичей и отчасти вятичей.
Все это не могло не вести к перераспределению диалектных особенностей, к образованию новых диалектных групп, а следовательно, к утрате прежнего диалектного членения языка и к созданию нового такого членения. Однако объединение всех княжеств под властью Киева, создание Киевского государства привело к тому, что нарушившаяся несколько в период существования отдельных племенных групп общность языковых переживаний восточных славян стала вновь возможной после IX в. {это, например, отразилось в одинаковой судьбе редуцированных в ХП в. во всех восточнославянских диалектах), хотя, конечно, диалектные различия могли не только сохраняться, но и развиваться дальше.
В X—XI вв. в языке древнерусской народности постепенно накоплялись диалектные различия. На восточнославянском юге развилось изменение [г] в [г фрикат], в отличие от севера, северо-запада и северо-востока. На восточнославянском севере и северо-западе появилось цоканье, как видно, в результате влияния со стороны финских языков. На узкой западной территории, возможно, сохранялись древние сочетания [*tl], [*dl]. Все эти особенности затрагивали отдельные элементы фонетической системы диалектов, но глубоко не касались грамматического строя, в результате чего единство общенародного языка сохранялось.
В укреплении единства древнерусского языка сыграла роль выработка так называемого киевского койне.
Киев возник на земле полян, и население его изначально было Полянским. О племенном диалекте полян, которые занимали в IX—X вв. очень небольшую территорию, а к XI в., вероятно, исчезли совсем, сведений не имеется. Однако сама история Киевской земли, как об этом свидетельствует археология, характеризовалась тем, что на эту территорию, еще до образования Киевского государства, шло население с севера. По летописным преданиям. Киевское государство и началось с захвата Киева северными князьями. Поэтому, как видно, население Киева с давних времен было этнически смешанным: в его составе были представители как северных, так и южных племен. Это смешение усиливалось и увеличивалось за счет пополнения населения Киева пришельцами из разных древнерусских областей. Можно думать поэтому, что разговорный язык Киева первоначально отличался большой пестротой. Однако постепенно возникает своеобразный сплав диалектных черт — койне, в котором одни черты были по происхождению южными, а другие— северными. Например, в этом койне были такие типично южнорусские слова, как волъ, брехати, лэпый („красивый"), и такие севернорусские, как лошадь, вэкша, истъба >изба). В древне-киевском койне происходила нивелировка особенно резких диалектных черт, в результате чего оно смогло стать языком, удовлетворяющим потребности Киева в его связях со всей Русью, что, без сомнения, укрепляло единство русского народа.
Конечно, местные диалекты не могли в этот период подвергнуться нивелировке, ибо тогда не было еще тех исторических условий, которые возникают в эпоху образования национального языка н которые приводят к растворению диалектов в едином национальном языке. Именно поэтому диалектные особенности продолжали развиваться, и это наиболее ярко обнаруживалось на территориях, значительно отдаленных от Киева. Однако, несмотря на это, киевское койне сыграло определенную роль в укреплении языкового единства древнерусской народности,
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос о формировании древнерусского языкового единства.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов