рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Quot;Право государства" и человек

Quot;Право государства" и человек - раздел Философия, Антропология права Даже Не Восходя На Высокие Ступени Научной Абстрак­ции, Оставляя Эту Привилег...

Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-


182 Часть П. Становление "человека юридического"

ва, в сущности, "вещная оболочка", выражаясь марксовым языком, государства? Обычно даются два вариантных отве­та: либо это определенная общность людей ("население") на определенной территории, либо это некая институционали-зированная совокупность отношений между людьми. И в том, и в другом случае нам не объехать, не обойти самого чело­века.

В предыдущих разделах темы мы совершали восхожде­ние от проблемы управления (самоуправления) к средствам самоуправления, каковыми были нормативные установления архаических обществ ("мононормы"). Этому уровню самоор­ганизации социумов соответствовало состояние человека, ко­торое мы определили как "общинное". Сейчас нам предстоит восхождение иного рода — от средств управления к его ин­ститутам, появляющимся на поздних стадиях общинного со­стояния, прежде всего к институту государства.

Проблема государства, государственности и особенно "государственного" постоянно бередит мысль антропологов. Многие из них задаются вопросом: если государство дей­ствительно возникло как результат договора между людьми (Локк, Дидро, Руссо), то каковы были изначальные право­вые последствия этого договора для отдельного "маленького человека", превратившегося из "человека общинного", в "че­ловека государственного"?

Но договорно-юридическая парадигма государственнос­ти уже в середине XIX в. была подвергнута сомнению Л. Г. Морганом и Г. С. Мэном в их исследованиях "архаичес­кого права". По их логике человек имел довольно развитую систему правовых координат и до образования государства.— и так продолжалось столетиями и даже тысячелетиями, так что "государственное бытие" человека гораздо короче по времени, чем его бытие общинное. Но оба эти автора при­шли к признанию неизбежности возникновения государства, первый — по схеме "генос—фратрия—племя—государство", второй — делая акцент на таких факторах, как территория и собственность. Однако оба отрицали столь милые сердцу сторонников естественного права идеи о перерастании "ес­тественно-государственного" (или "полугосударственного") со-


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"____ 183

стояния в "договорно-государственное", политическое, в ко­тором воля людей соединена воедино неким договором. Для Моргана и Мэна первичным было объединение людей по степени родства, по характеру производственных связей, которое затем с появлением очерченной территории рассе­ления и собственности перешло из одного состояния социу­ма в другое. (Откровенно говоря, еще со студенческих лет такая логика казалась мне убедительней, чем благородная, но, увы, абстрактная идея о некоем общественном договоре.)

Морган и Мэн делали акцент на объективных и матери­альных предпосылках появления государства, сторонники договорной теории — на субъективном и согласованном акте волеизъявления. Но какими бы ни были различными исход­ные позиции этих двух основных школ происхождения госу­дарства (о других школах можно узнать из любого учебника по истории политических и правовых учений), антропологу в конечном счете важнее уяснить другое: коль скоро разли­чается государственная организация и другая (называемая по-разному: гражданское общество, гражданская или рели­гиозная община, этнические образования и т. д.), то в чем суть этой разницы и как она отразилась на правовом состоя­нии самого человека?

Антропологический элемент в концепциях возникнове­ния государства у Моргана и особенно у Энгельса предпола­гал определяющее влияние собственности и характера про­изводства на статус дифференцирующихся групп ("классов") и на статус отдельного человека как в самом государстве, так и внутри этих групп. Однако в свете данных многих наук (археологии, истории, этнологии, социологии) вырисовыва­ется более сложная, чем просто отношения господства и под­чинения, картина. Так, известный французский этнолог и историк права М. Годелье в своей работе под красноречивым названием "Идеальное и материальное"1 показывает, что об­разование государства предполагает не только действие эко­логических, экономических, технологических, социологичес­ких факторов, но и согласие большой массы людей на под-

' См.: Godelier М. L'ideal et Ie materiel. P., 19%.


184 Часть П. Становление "человека юридического"

чинение в обмен на защиту со стороны тех, кто обладает неким особым знанием и способен контролировать даэде сверхъестественные силы (эдакий "общественный договор" наизнанку). Появление государства рассматривается, та­ким образом, не только как результат неравенства и экс­плуатации, но и как результат действия многих факто­ров, не всегда находящих свое отражение в праве, таких, как сакрализация власти вождя, вокруг которого сплачи­вается племя или этнос (отсюда идущая еще от Гомера популярность идеи "священного царя" (вольный перевод Гнедичем "басилея") как типичного государствообразую-щего элемента).

Однако нас интересует не столько проблема генезиса государства как теоретическая проблема или как ключевой сюжет истории государства и права (проблема, безусловно, интересная сама по себе, судя по горам специальной литера­туры на эту тему), сколько "антропологическая наполнен-ность" этого процесса, т. е. проблема места человека в нем, ибо без учета "человеческого фактора" любое определение государства типа "специализированный аппарат управления людьми" будет банальным, что называется, до ломоты в зу­бах — здесь мы полностью согласны с Э. С. Годинер1.

Поясним свою мысль. Коль скоро многие исследования подтверждают такую специфику раннего государства, как сак­ральный характер власти вождя-правителя, то сама эта сак-ральность по аналогии с тотемной сакральностью становится за недостатком "аппарата принуждения" важным средством принуждения тех, кто является объектом властвования. Этой цели служат, например, дошедшие до нас законы вавилон­ского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), выбитые на черном базальтовом столбе: в них Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, чтобы "сильный не при­теснял слабого". Человек, будучи включенным в такую право­вую систему, должен был всегда помнить: правила, которым он должен следовать, даны ему сверху, а надзирать за их

' См. ее блестящий очерк: Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства // Этнологическая наука за рубежом: Проб­лемы, поиски, решения. М., 1991. С. 51.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 185

исполнением должны правитель и назначенные им для этого чиновники. И в Древнем Египте, и в Шумере, и в Вавилоне, этих древнейших государственных образованиях, сохраняется и даже развивается на новых основах мифология, выполняю­щая, как мы уже убедились, важнейшие нормативные функ­ции, только на сей раз ей придана и более четкая "идеологи­ческая" функция: подчинение человека воле правителя.

Итак, анализ форм генезиса государства интересует и юриста-антрополога, хотя проблема личности занимает да­леко не первое место в дискуссиях на эту тему.

Как реагировала на эти дискуссии отечественная, совет­ская и постсоветская, наука? Общим местом было то,чтоиерархическое начало, отчетливо выраженное в "поздней" военной демократии, и в период вождеств признавалось ос­новой политической организации формирующегося классо­вого общества и государства. Здесь не место входить в де­тали дискуссии о раннем государстве (протогосударстве). Отметим лишь, что среди ученых советского времени все активнее обсуждалась проблема происхождения государства не только как результата появления антагонистических клас­сов, но и в силу действия иных факторов, прежде всего за­дач управления1.

Не желая абсолютизировать тот или иной подход к про­блеме возникновения государства, примем во внимание, что особые формы приобрело отчуждение управленческой вла­сти в земледельческих восточных обществах2: человеку факти-

' Отошлем к работам: Андрианов Б. В. Роль ирригации в становлении Древних государств // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987; Белова Г. А. Древняя Нубия: Становление государственной влас­ти. М., 1985; Васильев Л. С. Феномен власти-собственности // Типы общественных отношений на Востоке в Средние века. М., 1982; Гуре-вич А. Я. История Норвегии. Гл. 2. М., 1980; Данилова Л. В. Дискуссион­ные проблемы теории докапиталистических обществ // Проблемы ис­тории докапиталистических обществ. М., 1968; Куббель Л. Е. Сонгай-ская держава. М., 1974; Он же. Очерки потестарной и политической этнографии. М., 1988; Халиков А. X. Великое переселение народов и бго роль в образовании варварских государств // От доклассовых об­ществ к раннеклассовым. М., 1987.

См., например: Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государ­ства. М., 1983; Он же. Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987; Он же. От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987.

7 «Антропология права»


186 Часть II. Становление "человека юридического"

чески нет места в так называемой деспотии. Напротив, у мно­гих кочевых народов военная демократия и органы общинно-племенного самоуправления часто сохранялись как устойчи­вая форма организации общественной власти'. В повествова­нии Геродота о скифах отчетливо просматривается сохранение роли народного собрания, несмотря на далеко зашедшее со­циальное расслоение и образование наследственной родовой и военной аристократии2. В данном случае народное собра­ние может, видимо, рассматриваться и как нормотворчес-кий орган, и как важный инструмент "равновесия властей" — родоплеменной и военной, к которому могли апеллировать соперничающие группировки (например, использовать его право смещать вождя). В тех же общностях, в которых ро-доплеменная и военная власть были собраны, образно гово­ря, в единый кулак и персонифицировались одним вождем — предводителем, обособление власти от остального населе­ния зашло уже довольно далеко. В любом случае станови­лось ясным, что следует отказаться и от хрестоматийного изображения возникновения государства как лишь выраже­ния классового господства. В своей работе о происхождении государства и права Т. В. Кашанина, говоря о предпосылках возникновения государства и ставя по традиции на первое место экономические предпосылки, выделяет в них такой важнейший фактор, как интеллектуальный фактор, позво­ливший перейти от модели присваивающего хозяйства к мо­дели производящего хозяйства. Вместе с тем она указывает также на политические предпосылки (обеспечение, в том числе средствами права, безопасных условий жизнедеятель­ности), идеологические предпосылки (религия как фактор консолидации) и предпосылки психологические (осознание общих интересов)3. Последний фактор отмечают и другие исследователи4.

См.: Артамонов М. И. Общественный строй скифов // Вестник ЛГУ. 1947. № 9; Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1937.

2 См.: Геродот. История. IV. 78—80.

3 См.: Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 33—38.

4 См.: Гойман-Червонюк В. И. Очерки теории государства и права. М., 1996. С. 17—18.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"______187

Велик искус упрощенно толковать процесс эволюции са­моуправления из догосударственной в государственную эпо­ху как некое поглощение государством институтов общинно-подового самоуправления с соответствующими процессами в правовой сфере. Напротив, данные истории, этнографии, ар­хеологии дают основание считать, что происходило поэтап­ное "огосударствление" как институтов самоуправления, так и нормативной системы в смысле их дальнейшего развития на собственной основе, поэтому термин "огосударствление" мы будем в дальнейшей употреблять именно в этом смысле.

Важнейшим фактором "огосударствления" общинно-пле­менных структур самоуправления, отразившегося и на сис­теме правоотношений, становится усложнение задач управ­ления разросшихся общностей: племени, этнической груп­пы, народности. Происходит как бы разделение потестарных функций на собственно управление той или иной сферой жиз­недеятельности общностей и на властвование как процесс обеспечения интегративной целостности этой общности и под­держания в ней общего порядка.

Рассмотрим этот процесс на примере Древней Греции. Дорийское завоевание миновало Аттику. Именно Аттика ста­ла гнездом формирования без внешнего вмешательства но­вых государственных институтов, причем не на основе уп­равленческих структур дворцовых хозяйств типа критских, а на основе развития институтов родовой демократии. Струк­турообразующей ячейкой складывающейся государственнос­ти становится род (генос) — их, по разным сведениям, в Аттике насчитывалось от 50 до 901. Вначале замкнутая род­ственно-религиозная группа, генос теряет впоследствии свою клановость, оставаясь объединением лиц, имеющих общий культ, захоронения, помещение для собраний и церемоний. Все члены геноса равны в своих правах и избирают предво­дителя — хранителя обычаев и распорядителя церемоний.

В гомеровских поэмах социальный строй аттической Гре­ции уже достаточно структурирован в роды (геносы), со-

См.: Bourriot P. Recherches sur la nature de genos. Etude d'histoire sociale athenienne — periode archaique et classique. P., 1976.


188 Часть II. Становление "человека юридического"

ставляющие братства (фратрии), которые в свою очередь объ­единяются в племена (филы), составляющие отдельные про-тогосударственные образования'. Каждая из четырех аттичес­ких фил (Гелеонты, Аргады, Эгикоре и Гоплиты) имела свои органы самоуправления, свое войско и басилея или филобаси-лея (предводителя, именуемого в нашей литературе "царем")2. Несмотря на преобладание в органах самоуправления (агоре, булэ) аристократии, в аттических филах, как и в других гречес­ких общинах, сохранялись традиции военной демократии, на­пример, собрание всего свободного населения, носящего ору­жие, братские пиры. Персональная власть басилея и привилегии племенной аристократии не опираются еще на репрессивный аппарат, хотя прототип его уже существует в виде военной дру­жины — гетайры, преемницы былых мужских союзов3. Рядовые свободные общинники в той или иной степени еще имеют доступ к управлению, хотя агора уже напоминает скорее военное вече, чем народное собрание времен родовой демократии.

Территориальное объединение ряда племен, появление больших укрепленных поселений создает предпосылки созда­ния институтов управления, уже напоминающих государство. На смену басилеям и филобасилеям в VII в. до н. э. приходят ежегодно избираемые коллегии из "лучших мужей" (в Афи­нах девять архонтов). В их ведение передаются судебные и военные дела. Преобразуется и совет старейшин. В Афинах и некоторых других полисах он именуется ареопагом и включа­ет в себя помимо родовой знати и бывших архонтов4.

Наконец, возникает еще один вопрос: как формировалось из органов самоуправления античное государство? Ю. В. Анд­реев считает возможным два основных пути: либо "полити­ческая интеграция ряда первичных общин, сопровождающая­ся переселением значительной части их населения в один боль­шой полис", либо "путь развития по линии разрастания

' См.: Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1896.

2 В "Илиаде" говорится о двенадцати басилеях на Схерии, трех в Арго-се, четырех в Элиде, двух во Фракии, т. е. ни о каком "самодержавии" не может быть и речи.

3 См.: Sartori F. Le eterie nella vita politica ateniese del VI—V secolo. Roma, 1957; Calhoun G. М. Athenian Clubs in Politics and Litigation. Austin, 1913.

4 См.; Цуканова М. А. Ареопаг до Солона // Вестник ЛГУ. 1972. № 8. Вып. 2.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 189

первичного полиса'". Наиболее признанным в мировой науке считается первый путь — синойкизм. Именно в полисе как "эмбриональной форме древнегреческого государства"2 нача­ла общинного самоуправления органично вросли в институты управления государства. И именно в полисе социальный и пра­вовой статус личности получил небывалое прежде развитие.

Античные демократии — в большей степени афинская, в меньшей римская — впервые в мировой истории провоз­гласили народный суверенитет как политическую и идеоло­гическую основу государственного строя и обеспечили в пе­риоды своего расцвета участие свободных граждан в управ­лении государством: понятие "демос" охватывало у древних греков всех свободных граждан, как владевших, так и не владевших рабами. Этот момент особенно важно учитывать при рассмотрении институтов античного права.

Аристотель называет полис общностью, направленной к наивысшему благу — справедливости и пользе (Политика, кн. Ill, VII-1, 7-1282 в). Возникновение полиса имело огром­ное политическое значение, так как давало возможность не­посредственного общения граждан полиса, их личного учас­тия в жизни разросшейся общины. Именно поэтому Аристо­тель дает такое определение: "Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти" (Там же, кн. III, 1-1, 7-1275 а).

Раннегреческий (как, впрочем, и раннеримский) полис был не столько городом в урбанистическом смысле (и в этом его отличие от восточных или средневековых городов-госу­дарств), сколько общиной, вначале соседской, объединен­ной вокруг военизированного укрепленного поселения, за­тем уже "городской", включающей в свой состав и ближнее сельское население3. Характер полиса как организованной

Андреев Ю. В. Начальные этапы становлениягреческого полиса // Город и государство в древних обществах. Л., 1982. С. 9.

2 Ehrenberg V. The Greek State. Oxford, I960. P. 88.

3 В плане постановки вопроса см.: Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976; Античная Греция. Т. 1. "Становление и Развитие полиса". М., 1983; Город и государство в древних обществах. Л., ^З; Колобова К. М. Возникновение и развитие рабовладельческих поли­сов в Греции. Л., 1956; Маяк И. Л. Проблема генезиса римского полиса // Летник древней истории. 1976. 4; Утченко С. Л. Феномен античного полиса //Ом же. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.


190_______Часть П. Становление "человека юридического"

общности людей подчеркивали сами древние авторы, так, у Фукидида Никий говорит, что "государство — это люди, а не стены и не корабли" (История. VII. 77,7).

Территориально-административную основу полиса, по реформам Клисфена, составляли демы, самоуправляющие­ся сельские и городские общины, каждая со своей правовой системой, со своим собранием, финансами, судом, граждан­ской полицией, религиозным центром'. Демы (их в Аттике насчитывалось более 100) распределялись по триттиям, в свою очередь одна городская, одна сельская и одна прибреж­ная триттия составляли филу (всего в Афинском государ­стве-полисе было 10 фил). Во главе демов ежегодно избира­лись демархи, своего рода античные мэры, представлявшие демы в органах местного и центрального управления. В де-мах велись списки взрослых граждан с 18-летнего возраста с целью наделения их гражданскими правами и обязанностя­ми — прерогатива чрезвычайно важная, учитывая, что право гражданства означало не только политические, но и мате­риальные привилегии (раздачи, выплаты и т. п.). В демах же определялись размеры налога с каждого хозяйства, различ­ные повинности, включая воинскую, решались вопросы граж­данского и культурного строительства.

Во времена Перикла все должностные лица (магистра­ты) избираются народными собраниями либо назначаются по жребию, что было одной из особенностей, присущих только афинской демократии, видевшей в жребии "провидение бо­гов". Избирались все военные должностные лица; должност­ные лица, ведавшие финансами, источниками, строитель­ством судов, т. е. в областях управления, требующих опреде­ленной компетентности, наблюдается уже более четкая специализация управленческих функций. Наиболее тщатель­ному обсуждению подвергались кандидатуры десяти военных стратегов. Жребием назначались казначеи Афин, сборщики податей (полеты,), контролеры отчетностей должностных лиц

' Фундаментальным исследованием демов является работа француз­ского историка Б. Оссулье: Haussouillier В. La vie municipale en Attique. Essai sur 1'organisation des demes au quatrieme siecle. P., 1884.


Глава 4. Человек "общинный" и "грсударственный"______191

(логисты), инспекторы ополчения, ответственные qa ремонт храмов, и т. д. — все по одному представителю от каждой филы1. Общие принципы, на которых основывалось админи­стративное управление: назначение по жребию идда выбор­ность, срочность полномочий, коллегиальность, отсутствие иерархии подчиненности, отчетность — делали его действи­тельно демократическим, давали возможность участия в уп­равлении большому контингенту афинских граждан, наде­ляя их опытом политической и административной ответствен­ности. Но эффективность демократических норм управления в значительной степени гасилась тем, что жеребьевка про­водилась среди лиц, выставлявших свои кандидатуры на ту или иную должность, т. е. среди тех, кто проявлял к этой дол­жности интерес, причем не всегда бескорыстный. Кроме того, процедура докимасии позволяла влиятельным гражданам отсе­ивать "неугодные" элементы, сводить счеты с политическими противниками. Довольно суровая процедура подотчетности дол­жностных лиц перед особыми коллегиями эвфинов и логистов, которые в случае подозрения в недобросовестности должност­ного лица имели право наложить арест на его имущество и запретить ему выезд из Афин на период дознания, отпугивала от участия в управлении неискушенных в административных тонкостях простых граждан. Аристофан в своих политических комедиях неоднократно говорит о взятках, подлогах, вездесу­щих доносчиках (сикофантах), с которыми сталкивались долж­ностью лица. Особенно недоступной простым гражданам была должность архонтов — членов верховной судебной и религи­озной коллегии.

Более демократичным органом в реальной политической практике в Афинах стала гелиэя — народный суд. Гелиэя была не только судебным органом, но, играя важную роль в законотворческом процессе, имела и большое политическое значение, так как была призвана охранять законы от посяга­тельств врагов демократии, а также рассматривать дела долж­ностных лиц и апелляции граждан. Гелиэя была единствен­ным органом, имеющим право наложить вето на законопро-

' См.: Аристотель. Афинская политая. Ч. II, III. 47—54.


192 Часть II. Становление "человека юридического"

екты народного собрания и потребовать их пересмотра. На­родный по преимуществу состав гелиэи (плата гелиастам за исполнение ими функций присяжных привлекала к жеребь­евке городские низы) определял и антиаристократический характер ее деятельности, хотя обратной стороной деятель­ности гелиастов становились вымогательство, взяточничество, некомпетентность в судебных вопросах. На этом и спекули­ровали противники демократии, вскрывая "пороки" власти "черни", достаточно вспомнить бичующие гелиэю пассажи из Платона, нападки на нее Аристофана.

Итак, Афинское государство, выросшее из небольшого полиса, давало право на участие в социальной жизни макси­мальному числу свободных граждан: от участия в собраниях по демам и в системе местного самоуправления более чем двухсот союзных полисов до Совета пятисот, гелиэи, народ­ного собрания и коллегии стратегов. В среднем, через каждые два года афинский гражданин мог избираться гелиастом, не менее двух раз в жизни назначаться в Совет пятисот, дважды или трижды в месяц участвовать в народном собрании в Афи­нах, не считая собраний по демам и филам, религиозных празд­ников, состязаний, театральных представлений — словом, жизнь афинян проходила в общении друг с другом, лучшем стимуле социальной активности, наполнявшей самоуправле­ние реальным содержанием. Вместе с тем эта общительность, политическая активность замыкались в довольно узкие рам­ки корпорации единоличных или совокупных собственников рабов, чей труд обеспечивал экономические условия такого участия. Этот "корпоративизм" афинян наряду с другими от­меченными теневыми сторонами и противоречиями создавал питательную почву для авторитарных и олигархических эле­ментов в политической культуре афинского общества сверху донизу, не случайно периоды подъема демократии сменялись в Афинах и в других полисах тираниями или олигархиями. Соответственно изменялись и параметры правового статуса афинских граждан — от четкой обусловленности прав граж­дан имущественным положением (реформы Солона), расши­рения их в сторону большего равенства всех свободных афи-


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"______193

нян в эпоху Перикла до свертывания многих гражданских прав в эпоху тираний.

На примере Афинского демократического государства мы можем наглядно убедиться в том, что иерархическое на­чало в правовом статусе человека, возникшее в эпоху "во­енной демократии" и развившееся в эпоху вождеств, в усло­виях государственного бытия человека впервые приобретает институциональный характер в виде письменных норм пра­ва (кстати, зададимся вопросом: а не вызвано ли появление письменности прежде всего потребностями закрепления тех или иных норм как норм "незыблемых" и не подлежащих произвольному толкованию?). Чем выше социальный и поли­тический статус человека в полисе, государстве, тем больше прав он получает. Это, конечно, не снимает поставленной еще Аристотелем проблемы: право есть мера справедливого как некая середина ущерба и выгоды, ограничивающая про­извол. Для Аристотеля в этом смысле важнее всего "равное отношение" к человеку в суде, которое как бы смазывает социальные и имущественные различия. В дальнейшем мы убедимся, что поиск компромисса между справедливостью, которую гарантирует государство и закон, и справедливос­тью, которую каждый человек понимает по-своему, в евро­пейской правовой мысли пойдет именно по этому пути — пути обеспечения формального, закрепленного в законе и в судебной процедуре, равенства. Возникает бином: "государ­ство—право" или "право—государство", в котором человек занимает как бы срединную позицию (на месте этого самого тире), но его присутствие в этом биноме неочевидно. Отны­не и у государства появляется свое право — "право госу­дарства". По иному пути пошли так называемые традицион­ные правовые системы, созданные на религиозно-этических основах. Об этом — следующая тема.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Quot;Право государства" и человек

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная и

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155 Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей ' Павленко Ю. В.

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги