Реферат Курсовая Конспект
Понятиебытияисубстанции - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Бытие – Понятие Центральное В Философии....
|
Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее– онтология. Чтозначит «быть» ичто «бытийствует» (Бог, идея?)? Чтотакое «небытие» или «ничто»? Откуда бытиепроизошлои куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» – тождественныепонятия.
Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие – это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслитьитемболеепредставить– тогдаоноужебудетсуществовать! Чтожесуществует? Бытиевсеобъемлюще, многообразноибесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, восновании которойнаходится неживая природа, надней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.
Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.
Бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радугаит.д.). Этовсяпервая (естественная) ивторая (искусственная – созданнаячеловеком) природа, лишеннаяжизни.
Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из нихпредставленживыминеодухотвореннымителами, т.евсем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера вовсем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).
Второй – это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можновыделить: а) бытиеконкретныхлюдей; б) общественноебытие; с) бытие идеального (духовного).
Понятиесубстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (отлат.substantia то, чтолежитвоснове). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которогосостоятвсевещи. Как правило, делосводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительноустойчивогоисуществующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими
основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфирит.д.
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета однойкакой-тосубстанциии, опираясьнанее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos – одни, единственный). Если вкачествепервоосновыберется двесубстанции, тотакаяфилософская позицияназывается дуализмом (отлат. dualis – двойственный). И, наконец, если более двух – плюрализмом (от лат. pluralis – множественный).
Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначальноматериален, иименноматериальностьлежит воснове егоединства. Дух, сознание, идеальноевэтих концепцияхне обладает субстанциальной природой и выводятся из материального какегосвойствоилипроявления. Такиеподходы внаиболееразвитом видемыобнаруживаемупредставителейМилетскойшколы, Гераклита, Спинозы, Маркса и уего последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно-идеалистический (сознание – поБеркли).
2.Категория материи. Ее атрибутыиформы. Уровни организацииживойинеживойматерии.
Впервыепонятиематерия(hyle), встречаетсяуПлатона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась сконкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Онопризваноохватитьбесконечноемногообразиевсего реально существующего и несводимого к сознанию.
В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующаянезависимоотчеловеческогосознания иотображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя – это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть – causa sui, причинасамойсебя (Б.Спиноза). Всеэтисвойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы – пространствои время.
Материя– этосложнаясистемнаяорганизации. Посовременным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основныхуровня (принципделения– наличиежизни): неорганическая материя (неживая природа) иорганическаяматерия (живаяприрода). Неорганическая природа включает следующие структурные
уровни:
1. Элементарные частицы – мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтриноидр.), каждая из которыхимеет своюантичастицу. Внастоящеевремяизвестноболее300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальныечастицы», существующие впромежуточныхсостояниях оченькороткоевремя. Характернаяособенность элементарныхчастиц – способность к взаимным превращениям.
2. Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющаяегосвойства. Онсостоитизядра иэлектроннойоболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.
3. Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.
4. Молекула – наименьшаячастица вещества, обладающаявсеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическимисвязями.
5. Планеты – наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиесяпоэллиптическим орбитам вокругСолнца.
6. Планетныесистемы.
7. Звезды – светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).
8. Галактики– гигантскиедосотенмлрд. звезд) звездныесистемы, вчастности, наша Галактика (Млечныйпуть), которая содержитболее 100 млрд. звезд.
9. Система галактик.
Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):
1. Доклеточный уровень – дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние – высокомолекулярные органическиевещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (нарядус нуклеиновыми кислотами) основужизнедеятельности всех организмов.
2. Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельностивсехрастений иживотных.
3. Многоклеточные организмырастительногои животногомира – отдельные особиили их совокупность.
4. Популяция – совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.
5. Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данныйучасток сушиили водоема.
6. Биогеоценоз (экосистема) – однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмамиисредой ихобитания.
Поразмерам материяделитсяна триуровня:
1. Макромир – совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время– всекундах, минутах, часах, годах.
2. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемыхмикрообъектов, пространственнаяразмерностькоторых исчисляетсядо10(-8)– до16(-16) см, авремяжизниотбесконечности до10(-24) сек.
3. Мегамир– мирогромныхкосмическихмасштабовискоростей, расстояние в котором измеряетсясветовыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов – миллионамии миллиардамилет.
Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя – это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) – это порождениедуха, «инобытие» идеи.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятиебытияисубстанции
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов