Реферат Курсовая Конспект
Сознаниеибессознательное. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Понятия «Психика» И «Сознание» Не Тождественны. Более Широким...
|
Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.
«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Этосновидения, обмолвки, оговорки, чистоавтоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторыепатологическиеявления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно- сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - этотеявления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большоеместов егодуховнойжизни. Фактически вседействиялюдей оказываются соединением сознательногои бессознательного.
Кпроблеме бессознательногообращалисьвисториифилософии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенныеи влиятельныеконцепции бессознательногобыли созданывХХ векеавстрийскимпсихологоми психиатром Зигмундом Фрейдоми швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» неявляется хозяином в собственном доме». Сознаниечеловекавынужденодовольствоватьсяжалкимисведениями отом, чтопроисходитвегодушевнойжизнибессознательно, и то, что вдействительностизачастуюдвижетегопоступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:
1) Оно – «кипящий котел страстей», безудержныепримитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецелоподчиненопринципуудовольствия; всейегосилой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.
2) Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.
3) Сверх-Я – этосистемаморальныхнормисоциальныхзапретов дляОно, выполняющая рольвнутреннегоцензора.
Нежелательноевлечение можетбыть:
1) вытесненовбессознательноенеразряженным, загнановсамые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или
2) сублимировано (сублимация – возвышение) т.е. переключено на цели социальнои культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствованиечеловека ит.д.).
Т.о. вся жизнь человека по З.Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо(!).
Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своегоучителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества толькос позицийлибидо.
Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходилиз того, чтооно:
1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненнымиз сознаниявпроцессеисторическогоразвитиячеловека; 2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности
сознания;
3) действует отнюдь не вовред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.
Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуальногобессознательного, существуетболее глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.
Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовищеит.п. Архетипынемогутбытьсхваченыразумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.
1.Познаниекакпроцесс. Двауровняпознания: эмпирический ирациональный. Формыпознания.
Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, -учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемостимира, вопросуограницахнашегознания, способахего полученияикритериях достоверности. Познание всамом общемвиде можноопределитькакдеятельностьчеловекапоприобретениюзнаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека иобщества ит.д.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания являетсячеловек, отражающийвсвоемсознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на которыйнаправлена познавательная деятельностьсубъекта.
Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционновыделяютдвеступени (илиуровня) познания: чувственное ирациональное познание. Обеступенитеснымобразом связанымежду собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощьюодногоиз5 органов чувств. Восприятие – целостныйобраз предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.
Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств иотношений вещей.
Вгносеологии традиционновыделяютсядвауровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает вниманиена формуи структуру «готовогознания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаютсяотразвития, взаимосвязивещейивыражающихихпонятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное.
Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышлениеявляются понятия, сужденияи умозаключения. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – этовыводноезнание, когда из однойилинескольких посылокиделается вывод (новоесуждение).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Классическийпериодантичнойфилософии Софисты ЭтическийрационализмСократа... Софисты Представители Протагор Горгий Гиппий Ликофрон Алкидам Софисты платныеучителякрасноречияи спора...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознаниеибессознательное.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов