рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Российской истории

Российской истории - раздел Философия, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ   История Человечества Для Д.с. Лихачева – Это, В Первую Очеред...

 

История человечества для Д.С. Лихачева – это, в первую очередь, история культуры. Именно в культуре воплощены главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. И смысл жизни на индивидуальном, личностном уровне, по Лихачеву, также обретается в культурном аспекте человеческой деятельности. Изучение культуры во многом означало для Дмитрия Сергеевича исследование тех связей, того «внутреннего стержня», который создает структуру общества, направляя в значительной мере ход истории. Будущее общества соответственно рассматривалось ученым как некий культурный проект, созданный прошлым. Ни государство, ни народ, ни отдельная личность не могут начать жизнь заново, «с чистого листа». Возможность управлять будущим ограничена рамками предшествующей культуры. Но история не только задает границы возможного, но и содержит указания на наиболее перспективные пути его развития.

Упомянем еще раз центральные тезисы ученого о генезисе русской культуры. В статье «Русская культура в современном мире» Лихачев отмечал: «Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов – больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом, прежде всего, культурным».

Вместе с тем, российская культура, в понимании Лихачева – это культура европейская на протяжении всего ее развития. «Литература, общая для южных и восточных славян, была литературой европейской по своему типу и в значительной мере по происхождению, – писал он. … Это была литература, близкая византийской культуре, которую только по недоразумению или по слепой традиции, идущей от П. Чаадаева, можно относить к Востоку, а не к Европе». В монографии «Развитие русской литературы X – XVII веков» Лихачев приходит к выводу, что наиболее сильное культурное воздействие оказывали на Русь не азиатские страны, а Византия и Скандинавия. Однако по характеру их влияние было неодинаковым. По мнению Лихачева, «византийское влияние поднималось до сравнительно совершенных форм общения высокоразвитых духовных культур».

На Русь проникали из Византии литературные и иконописные традиции, политическая и естественнонаучная мысль, богословие и т.д. Влияние Скандинавии было другим и сказывалось, прежде всего, на военном деле, государственной организации, экономике. Но даже в этих областях оно являлось более поверхностным и неопределенным, чем византийское. Влияние степных народов, как полагал Лихачев, было весьма скромным, по сути архаичным. Исследователь также считал, что не следует преувеличивать воздействия на русскую культуру, общество и государство татаро-монгольского нашествия. Соответственно, по мысли ученого, «Русь естественнее было бы назвать Скандовизантией, нежели Евразией».

Как справедливо отмечает историк архитектуры С.П. Заварихин: «...петровское барокко даже при наличии европейских влияний не смогло бы так быстро сформироваться, если бы оно не было подготовлено предыдущим, почти вековым, периодом развития русского зодчества». Влияние русских традиций на зодчество сказывалось и в том случае, если непосредственными руководителями строительства, архитекторами были иностранцы. Трудно не согласиться с И. Грабарем, который писал о том, что большинство «иноземных» зодчих «сами изменяли творческую манеру под влиянием русских мастеров» и «часто совершенно забывали о своем первом отечестве и становились русскими в полном смысле слова, русскими по складу, по духу и чувству».

Русский характер придавали Петербургу также церкви, которые в XIX в. стали строить в «национальном» стиле. Характерно, что Лихачев решительно опровергает тезис о «подражательности» того стиля, в котором работали архитекторы К.А. Тон и А.И. Штакеншнейдер. «Подражание обычно, – пишет он, – в какой-то мере отрывает содержание от формы. Здесь этого не было. Например, колокольни требовались по законам церковного богослужения; пятиглавия соответствовали русскому религиозному сознанию». Еще одной чертой, роднящей Петербург со старинными русскими городами, было, по Лихачеву, наличие в нем гостиных дворов, характерных «для Архангельска, Новгорода, Костромы, Ярославля, Калуги...». Влияние древнерусских традиций, разумеется, не ограничивалось только архитектурой. «Древнерусские культурные традиции, – отмечал Лихачев, – живут в Петербурге и в письменности, преимущественно старообрядческой, и в музыке, преимущественно церковной...»..

Отрицая постулаты «евразийства», Лихачев был, конечно, далек от того, чтобы отрицать влияние на формирование Петербурга культурных традиций неевропейских стран. Процитируем еще раз: «Петербург – город общемировых культурных интересов, это отразилось и в его внешнем облике: на берегу Большой Невы стоят египетские сфинксы, китайские ши-цзы и античные вазы. Кстати сказать, это характерная черта не только Петербурга, но и Рима, и Парижа, и Лондона – центров мировой культуры. И это очень важная черта нашего города...

Принадлежность Петербурга к новому времени выразилась также в том, что он изначально планировался и создавался как научный центр и центр просвещения. Не случайно еще упомянутый выше Голиков сравнивал «град Петров» с Александрией – средоточием философских и научных школ древности. Именно в Петербурге уже в XVIII в. активно формируется слой образованных людей, сюда стекаются лучшие художественные и научные силы со всей России и из-за рубежа. Развитие научных и учебных заведений здесь происходит чрезвычайно быстрыми темпами. Эту особенность чутко уловил еще Вольтер, который, посвящая графу И.И. Шувалову свою трагедию «Олимпия», писал: «Не прошло и 60 лет с той поры, как положено было начало вашей империи Петербургу, а у вас уже давно существуют там научные учреждения и великолепные театры...». Таким образом, город молод, но «научные учреждения» существуют там «давно» – с самого основания.

Петербург, таким образом, оценивается ученым как своего рода вершина российско-европейско-мирового культурного развития. Петербургская культура вобрала в себя лучшие черты российской культуры, как «европейская, универсальная культура; культура, изучающая и усваивающая лучшие стороны всех культур человечества».

(Запесоцкий А.С., Михайлов А.А. Петербург как культурный феномен // Вопросы философии, 2007. – № 9).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российской истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ
Рюрик Ярослав Мудрый Олег Кирилл и Мефодий Игорь Нестор Ольг

Образование Древнерусского государства
По мнению большинства историков, процесс становления государства у восточных славян начался в середине I тыс. н.э. и в основном завершился в конце IX в. в связи с объединением Киева и Новгорода.

Основные черты социального строя
Предлагаемый в настоящей статье метод исследования общественного строя Древней Руси исходит из особого понимания сущности цивилизации, как объективно существующего социального феномена. Основной пр

Русь и Орда в трактовке Л. Гумилева
  Важно то, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключении мира.

Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского нашествия
После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезломного предметов, обычных для предшествующей эпохи. Так, исчезли шиферные пряс

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ
А.Ф. Адашев Малюта Скуратов Андрей Курбский митрополит Макарий Девлет-Гирей Стефан Б

Причины и цели реформ Ивана IV
  Политическая элита второй половины XVI в. (бояре и дворяне) не сомневалась в необходимости стоящей над обществом наследственной монархической власти, но считала, что царь должен дел

Реформа государственного управления
а) Боярская Дума. Она охраняла свое значение законодательного и совещательного органа при царе. В ее состав входили знатные московские бояре, а также удельные князья и некоторые их бояре. За

Военная реформа
Существенные изменения произошли в организации вооруженных сил государства. В I550 г. на время военных походов было ограничено местничество. В том же году в Московском уезде была «испомещена» «избр

Церковная реформа
В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, так как принятое им постановление состояло из ста глав. Инициаторами созыва этого собора выступили митрополит Макарий и Иван Гро

Политики Ивана Грозного
Николай Михайлович Карамзин(1766 – 1826) – крупнейший отечественный историк, публицист.   Выдержки из «Истории Государства Российского»

Андрею Курбскому
А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во Израиле, истребили, и данных нам богом для борьбы с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах Божьих

Итоги правления Ивана Грозного
Опричнина способствовала достижению поставленной Иваном Грозным цели – она укрепила его самодержавную власть, способствовала дальнейшей централизации страны. Однако такая ускоренная централизация п

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ
Ф.Я. Лефорт М.М. Голицын П. Гордон И.С. Мазепа Б.П. Шереметьев А.Д. Меншиков

Дух просвещения, образ мыслей и действий Петра I
  Петр был искренне убежден, что трудится ради «общего блага», и не только использовал, но и неутомимо воспитывал народ, проявлял настойчивую заботу об искоренении всякого рода «диких

Военное строительство Петра I
  Точкой отсчетав создании регулярной армии можно считать 1699 г., когда былобъявлен призыв «даточных» людей – по существу первый в России набор рекрутов-воинов, поставляемых податным

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ
А.А. Аракчеев В.П. Кочубей Н.Н. Новосильцев М.И. Кутузов А.А. Чарторыйский М.М. Спер

Личностная характеристика Александра I
  В характеристике Александра I, принадлежащей перу современного историка В.А. Федорова, внимание также акцентировано на негативных чертах его характера. Процитированы те авторы, кото

В начале царствования Александра
  Либеральные тенденции в общественно-политической мысли и государственной политике появились в России во второй половине XVIII в. В классическом виде либерализм ориентирует общество

Проект государственного устройства Сперанского
Как известно, история практически не знает случаев, чтобы человек власти отказывался от своих личных прерогатив и преимуществ ради интересов Отечества, народа. Все эти так называемые «революции све

Итоги правления
Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность, чванство и тупость основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад. Но снова мы должны винить в этом не только вре

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ
А.Х. Бенкендорф В.А. Корнилов М.М. Сперанский Шамиль С.С. Уваров П.Д. Киселёв

Личностная характеристика Николая I
  Обратимся к впечатлениям современников. А.Ф. Тютчева, фрейлина великой княгини Марии Александровны: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и на

Консервативное реформаторство Николая I
Тридцатилетие, когда власть находилась в руках Николая I – эпоха резких противоречий в русской жизни. Старый, веками сложившийся строй государственных и общественных отношений господствует в ней ещ

Итоги правления
С. Секиринский. В 1855 г. критики николаевской системы, обосновывая необходимость реформ, акцентировали внимание на негативных сторонах минувшего царствования. Но должны ли совр

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Апогей самодержавия? Нехрестоматийные размышления об императоре Николае I // Родина. – № 2, 1997. – С. 51-56. 2. Андреев И. Путешествия Петра I, диалог культур // Знание – сила, 2004. –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги