рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ - раздел Философия, Средневековые философы: жизнь и идеи (1193 – 1280) Альберт Великий, Иначе Св. Альберт, А...

(1193 – 1280)

Альберт Великий, иначе св. Альберт, Альберт Кёльнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан католической церковью Учителем Церкви.

Жизнеописание

Альберт родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. С 1228 по 1254 г. Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы.

В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. В 1260 г. Папа Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям.

До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кёльн, где и жил до смерти. Похоронен Альберт в доминиканской церкви св. Андрея. Беатифицирован в 1622 г., в 1931 г. Папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 г. он был провозглашён покровителем учёных. День памяти в Католической Церкви – 15 ноября.

Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях науки, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и френология. Он много занимался химией и алхимией, кроме всего прочего, впервые выделил в чистом виде мышьяк. Альберт Великий ввёл в обиход европейской науки очень большой объём знаний, недоступный для неё ранее, почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный).

Среди научных работ Альберта такие, как «О растениях», «О минералах», «О животных», «Метафизика», комментарии к «Этике», «Физике» и «Политике» Аристотеля, комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к «Liber de cause» («Книга о причинах»), «Summa de creaturis» («Сумма о творениях»), «De unitale intellectus contra averroistas» («О единстве разума против аверроистов»).

Одной из исторических заслуг Альберта было введение аристотелизма, коего он был горячим поклонником, в контекст христианской мысли. Эту великую миссию продолжит позже его блистательный ученик Фома Аквинский. Благодаря Альберту, наследие Аристотеля предстало как необходимое к усвоению, а не то, познакомившись с чем, можно выбросить за ненадобностью. Аристотель и Августин, по мнению Альберта, два высших авторитета философии и теологии, к которым он постоянно апеллирует.

 

Богословие и философия

Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняли идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие – его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Среди главных сочинений – «Summa de creatoris» («Сумма о творениях»), «De anima» («О душе»), «De causis et processu universitatis» («О причинах и о возникновении всего»), «Metaphysica» («Метафизика»), «Summa theologiae» («Сумма теологии»).

Наиболее важное творение Альберта – «Сумма о творениях» написано в 1228-1233 гг. В нём рассматриваются четыре соположения того, что равносотворено изначально: материя; время; небеса, или эмпиреи, и природа ангелов. Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения; рассматриваемая философски, она – субъект изменений. Поэтому должны существовать различные типы материи, в соответствии с различными типами изменений. Так, материя небесных тел, подверженных только изменению в отношении места, но неразрушимых, иная, нежели материя подлунного мира, в котором происходит возникновение и разрушение. Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования. Время различно и в движении небесных тел, и в изменениях в душе, и в изменениях материальных земных вещей, хотя их можно измерять внешним образом – астрономическим способом.

Под влиянием неоплатонических и арабских источников Альберт выстраивает иерархию небес: небеса (эмпиреи), обладающие природой света и являющиеся обителью ангелов, неподвижный двигатель, который объемлет собой кристаллическое небо и твердь, содержащую звезды, – их движение является причиной жизни низших существ. В свою очередь небеса (эмпиреи) охватываются небесами Троицы.

Другое важное произведение – «Сумма теологии» («Summa Theologiae»). Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь eё. Наивысшее бытие есть Бог: в нём, в отличие от всех сотворённых вещей, сущность и существование совпадают. Из совпадения сущности и существования проистекают его единство и простота, неизменность и вечность. Поскольку в божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, т.е. подпадает под аристотелевское определение истины; следовательно, божественное бытие есть истина. Поскольку Бог не испытывает лишённости и не может утратить ничего, он есть благо. Будучи высшим бытием, истиной и благом, он является причиной всего сущего, благого и истинного.

 

Учение о душе

Учение Альберта о душе – эта часть трактата «Сумма теологии». Оно занимает важное место в его философии. Альберт стремится дать исчерпывающий свод определений души, принадлежащих как христианским мыслителям, так и Аристотелю с его последователями. Все определения сходятся в том, что душа есть нематериальная субстанция, соединённая с телом. Как первичный акт она даёт телу бытие, как вторичный – осуществляет его движения. Поэтому верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело, и аристотелевское – как формы тела. Альберт считает, что сущностным определением души является не её близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематериальных субстанций. Поэтому он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма – частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи).

Альберт отвергает учение о множественности субстанциальных форм, утверждая, что телу присуща только одна душа, сотворённая непосредственно Богом.

Теория познания

Разность двух путей познания Бога – философского и теологического – Альберт суммирует в пяти моментах: 1) философским путём мы следуем только при свете разума; путь веры – дальше и выше разума; 2) философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает так называемый «люмен инфузум», то есть свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые; 3) философия в своем опыте следует от сотворённого, в то время как вера – от Бога, явленного в откровении; 4) разум не вникает, что есть Бог, но вера, в известных пределах, знает об этом; 5) философия являет собой теоретический процесс. Ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу.

Таким образом, познание реальности двойственно: вещи в себе образуют объект философии, область благословенного – предмет теологии. Альберт разделяет аристотелевскую психологию познания, вместе с тем и тринитарную психологию души Августина, теологическую и философскую одновременно. Говоря о тайне святой Троицы, о теории творения, он признает теологическое решение при невозможности философского ответа: начало мира не могло быть самопорождённым, но он не доходит до идеи творения. Философ не находит подходящих аргументов по вопросу – вечен мир или нет, бессмертна душа или нет. Для теолога нет сомнений: мир сотворён, душа индивидуальна и бессмертна. Теология не ищет философских мотивов, ибо основывается на откровении и озарении, а не на разуме. Ведь нельзя же говорить о Троице, воплощении и воскрешении как о мельницах, банках и стрекозах.

Выступая против антиаристотелизма, Альберт подчёркивал, что греки, особенно Аристотель, разработали технику тончайшего анализа души, её духовных потенций и чувственных возможностей. То была последняя степень углубления с использованием рациональных принципов.

Теологи открыли в душе новую способность и особую реальность, новую научную сферу, о которой философы и не подозревали. Это то, что Августин называл «высшим рацио», той частью души, которая даёт работу не науке, а мудрости. Последняя вступает в свои права, когда на душу падают лучи нового солнца, по-новому освещая проблемы, казалось бы, известные. Здесь мы перед лицом двух различных типов познания — обычного и специфического, что определено структурой самого объекта.

Познание может состояться в непосредственном контакте с вещью, а перед идеей вечности оно уже будет другим. В первом случае – это низший разум, обычное познание, во втором – разум высший, познание специфическое. Альберт принимает аристотелевское деление разума на сущностные части – активный и возможностный интеллект, и деление Авиценны, описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleaiis), подобно тому, как первоматерия потенциальна ко всяким формам; 2) «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principiorum); 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произвольно обращаться к ним (in effectu) и 4) интеллект коммуницирующий (accomodates) с отдельными интеллектами. Альберт рассматривает также спекулятивный и практический интеллекты.

Спекуляция – сама жизнь интеллекта: знание находится в душе, подобно тому, как душа в теле. Практический и спекулятивный интеллекты составляют одну субстанцию, их различие состоит в том, что спекулятивный интеллект имеет объектом истину, а практический – благо.

Деятельный и возможностный интеллект Альберт считает частями самой души, а не некими силами, внешними по отношению к реальной человеческой личности (как то полагали многие арабские и греческие перипатетики по отношению либо к деятельному, либо к возможностному интеллектам). Альберт неоднократно полемизирует со сторонниками «монопсихизма» – учения о том, что существует единый для всех людей интеллект, временно соединяющийся с отдельными людьми.

 

Натурфилософия

У своих современников, а в большей степени у потомков, Альберт получил репутацию мага, алхимика и астролога. Однако авторство многих трудов на оккультные темы, таких, как «Liberde Alchima» или «Speculum Astronomiae», является сомнительным. Но в целом идея воздействия небесных явлений на земные вписывается в общую космологию Альберта. Вместе с тем, он отрицает жёсткий детерминизм и подчёркивает независимость человеческих воли и разума от влияния звёзд.

Сфера интересов Альберта как учёного охватывала практически все области знания того времени: физику, психологию, астрологию, географию, биологию, алхимию. При этом каждая из частных наук связывается с общим учением о космосе, с теологией и онтологией. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планировал обратиться позже, «в свою пору»).

Альбертовы комментарии к Аристотелю отличаются по форме от сложившейся арабской традиции – последовательного цитирования, перемежающегося обширными комментариями. Альберт даёт скорее парафраз текста, изобилующий авторскими отступлениями. В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. Опыт представляется Альберту важным инструментом естественно-научного познания: именно таким путём осуществляется познание единичных вещей, составляющих природный универсум, и естественных причин. Альберт не склонен напрямую возводить любое событие к божественной воле: Бог как первая причина действует в мире посредством множества вторичных причин.

Во многом благодаря Альберту в высокой схоластике стала доминировать аристотелевская физика. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого. Тем самым Альберт отвергает аверроистскую интерпретацию движения исключительно как претерпевания. С точки зрения Альберта, Аверроэс не проводит различия между движением как процессом и целью движения. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине.

Альберта также интересовали необычные состояния души. Особый интерес у него вызывает феномен пророческого сновидения. Знания, полученные человеком во сне, являются не теоретическими, так как они не демонстративны, но и не практическими, так как не являются результатом свободной воли. Альберт заключает, что они имеют божественную природу, как то полагал и Сократ.

Альберт не удовлетворялся синтезированием ставших уже классическими проблем, но предложил ряд оригинальных наблюдений над растениями, минералами и животными. Будучи одним из наиболее образованных людей своего времени, он не отвергал с порога магико-астрологические науки, которые, кстати, через него обрели невероятное влияние. Отвергая чёрную магию, призывающую демонические силы, лишающие человека его свободы, Альберт вполне признавал права так называемой естественной магии, которая свидетельствует о бесконечной благости зачинателя всего, что его волей объединяется.

В науке, полагал он, мы должны открывать то, что может случиться в естественном порядке вещей по внутренним природным причинам. В науке нельзя доверяться тому, что говорится, но следует доискиваться до последних причин природных вещей. Любой вывод, идущий вразрез с нашими чувствами, следует поставить под сомнение. Изучение природы должно оставаться в согласии с вещами конкретными, изучение природы вообще – это приблизительное знание. Надо немало времени и трудов, чтобы исключить дефекты, возникающие от разности ракурсов. Эксперимент должен учитывать не один, но множество способов рассмотрения и возможных обстоятельств, пока не будет найдена прочная основа поиска. Доказательства, основанные на чувственных показаниях, более надёжны, чем рассуждения без опытной проверки, – таковы убеждения Альберта.

Учёный показывает, что мудрость основывается на высшем разуме, освещённом верой, а «сциенция», наука, схватывает вещи сами по себе на более низком уровне в свете непосредственных причин. Высшим авторитетом в интерпретации низшего разума, непревзойденным учителем для Альберта Великого остаётся Аристотель.

Рассматривая различные естественно-научные вопросы, Альберт пытается примирить Платона и Аристотеля, Аристотеля и Августина, а всех их вместе с христианскими догмами. Поскольку тексты Аристотеля порождают много противоречивых толкований, постольку их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение «О пятнадцати трудностях». В случаях, когда учение Аристотеля вступает в противоречие с христианскими догмами, Альберт стремится не опровергнуть его, а восполнить, осуществить «согласие рассогласованного».

Так, Альберт усматривает некоторую истинность в учении Аристотеля о вечности мира. Основной довод Аристотеля заключается в том, что материя, будучи чисто потенциальной, никоим образом не может существовать прежде мира, и в этом, полагает Альберт, он прав. Недостаточность аристотелевского воззрения состоит в том, что он не рассматривал альтернативу – творение ex nihilo (из ничего), идея которого является результатом божественного откровения в Книге Бытия.

 

Вместо заключения

Широта философских, естественно-научных и богословских интересов Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis, а начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (magnus). Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал логически стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту задачу его ученик Фома Аквинский. Однако без Альберта не было бы Фомы. В основных вопросах они придерживались одинакового мнения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

ВВЕДЕНИЕ... Предлагаемая читателям книга Средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС ТЕРТУЛЛИАН
(ок. 160 – после 220) Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(ок. 335 – ок. 394 гг.) Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, младший брат Василия Великого, друг Григория Богослова, представитель патристики. Внёс весомый вклад в раз

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 – 430) Виднейшим из западных отцов церкви был Аврелий Августин – крупнейший философ периода патристики. Его учение стало определяющим духовным фактором средневекового

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
(ок. 810 – ок. 877) Иоанн Скот Эриугена – философ, который попытался объединить в своих воззрениях итоги развития мысли в христианстве на Востоке и Западе. Он создал довол

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033 – 1109) Жизнь и деятельность Ансельма Кентерберийского совпали с одним из наиболее сложных периодов средневековой европейской истории. С распадом империи Ка

ПЬЕР АБЕЛЯР
(1079 – 1142) Пьер Абеляр – один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья, оказавший огромное влияние на духовную жизнь своего времени и остави

ИОАНН РОСЦЕЛИН
(ок. 1050– после 1120) Иоанн Росцелин — французский философ раннего средневековья, попытавшийся решить проблему универсалий с позиций номинализма. Никаких

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(ок. 1240 – 1284) Французский философ, основатель западно-европейского (т. н. «латинского») аверроизма. Современники прозвали его «Великим». Жизнь и труды

РОДЖЕР БЭКОН
(ок. 1214 – после 1292) Многие исследователи средневековой философии полагают, что если бы Роджер Бэкон жил в XV – XVI вв., его деятельность могла бы быть более продуктивн

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/1226 – 1274) ФомаАквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западноевропейского средневековья.   Жизнь и труды

БОНАВЕНТУРА
(1217 – 1274) Бонавентура (что означает «благое пришествие») из Боньяреи (настоящее имя – Джованни Фиданца) – средневековый схоласт. Святой римско-католической церкви, ген

МАЙСТЕР ЭКХАРТ
(ок. 1260 – 1327) Немецкий мистик-богослов, доминиканец. Фамилия Экхарт в переводе с древневерхненемецкого означает «твёрдый как меч», что вполне соответствовало натуре эт

ИОАНН ДУНС СКОТ
(1265/1266 – 1308) На переломе XIII и XIV вв. развивалась философская деятельность Иоанна Дунса Скота, последнего и самого оригинального представителя золотого века средне

УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 – 1349) Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги