рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИОАНН РОСЦЕЛИН

ИОАНН РОСЦЕЛИН - раздел Философия, Средневековые философы: жизнь и идеи (Ок. 1050– После 1120) Иоанн Росце...

(ок. 1050после 1120)

Иоанн Росцелин — французский философ раннего средневековья, попытавшийся решить проблему универсалий с позиций номинализма. Никаких произведений Росцелина не сохранилось, а его философская позиция известна, прежде всего, из сочинений его оппонентов – таких известных философов средневековой схоластики, как Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский. Полемике с Росцелином посвящён и анонимный трактат «О родах и видах» («De generibus et speciebus»).

Жизнь.

Иоанн Росцелин – один из наименее известных философов. Данные о

нём весьма скудны, вся информация фактически укладывается всего лишь в несколько строчек.

Росцелин родился во французском городе Компьене, учился в своей епархии у некоего Иоанна Софиста, о котором больше ничего не известно, затем преподавал в качестве каноника. Росцелин был обвинён перед собором в Суассоне в том, что учил, будто бы есть три бога, отрёкся от своего учения. Некоторое время он жил в Англии, потом вернулся во Францию. Преподает «свободные искусства» в Компьене, затем в Лоше и, наконец, после 1092 г. стал каноником в Безансоне, где и умер.

Интересно, что одно время учеником Росцелина был Пьер Абеляр, известный как своими трудами, так и трагической историей жизни и любви. До нашего времени дошло его письмо-обращение к Абеляру, в котором он упрекает бывшего ученика за то, что тот оставил его в беде.

Что же касается взглядов Росцелина, они известны преимущественно по изложениям в сочинениях других философов.

Проблема универсалий

Следует напомнить, что период средневековой философии XI-XIV вв. известен как период схоластики. Схоластика представляет собой попытку рационального обоснования идей, которые следует принимать на веру. Так, например, Ансельм Кентерберийский выдвинул свои знаменитые доказательства бытия Бога. Основное отличие схоластической философии состоит в том, что она осознанно признаёт свое подчинённое положение по

отношению к теологии.

Что касается Росцелина, более всего его занимает проблема универсалий – наиболее принципиальная проблема средневековой философии. Суть её составляет спор о соотношении единичных вещей и общих понятий, а истоки восходят к философии Платона и Аристотеля.

Философы-схоласты пытались выяснить, существуют ли общие понятия реально, самостоятельно, или же являются всего лишь результатом

осмысления объективно существующих предметов и явлений природы.

Сторонники первой точки зрения называли себя реалистами, сторонники второй – номиналистами.

Заметим, что большинство схоластов были «реалистами». Наиболее

известные из них – Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома

Аквинский. Однако само это направление было весьма неоднородным, в нём можно выделить несколько концепций.

Так, представители крайнего реализма отталкивались от платоновского умения об идеях, согласно которому общее (у Платона – идеи), первично по отношению к индивидуальным вещам и существует вне и независимо от них. Например, сначала появляется и существует идея человека, а уж потом создаются конкретные человеческие индивиды. До сотворения мира эти общие идеи находятся в Божественном Разуме. Природа же, по их мнению, представляет собой последовательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям», как по образцам, творит мир. В конечном счете первоначальным, подлинным бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей. Индивидуальные же вещи, по их мнению, онтологически неполноценны, поскольку они суть лишь проявления общих понятий.

Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее существует реально, но искать его следует в самих вещах и явлениях, но ни в коем случае не вне их. Это означает, что универсалия «человек» есть реальность, существующая во всех людях, и только благодаря её присутствию в каждом человеке его следует отнести к роду Homo sapiens.

Промежуточными являются представления концептуалистов, согласно

которым универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, понятиями, наличие которых даёт человеку возможность ориентироваться в окружающей действительности. Иными словами, благодаря существованию понятия «человек» становится возможным опознать представителя Homo sapiens в каждой единичной человеческой особи.

В корне иной взгляд на эту проблему – воззрения номиналистов. Основной тезис номинализма был сформулирован еще в Древней Греции – прежде софистами, затем киниками. Последние критиковали теорию идей Платона, утверждая, что идеи не имеют реального существования и находятся только в уме.

По мнению средневековых номиналистов, универсалии суть только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путём абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Так, понятие «человек» получается отбрасыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек –

это живое существо, в отличие от всех прочих живых существ, наделённое

разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Основателем философского номинализма как раз и является Росцелин. Более того, он относился к так называемому «крайнему номинализму», доказывая, что общие понятия суть всего лишь звуки человеческого голоса. Он полагал, что реально существуют только единичные вещи, а никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям, не

существует.

Заметим, что, критикуя позицию Росцелина, сам Абеляр в дальнейшем

развил его идеи, исследуя проблему значения и объясняя, каким образом общие понятия могут обозначать множество индивидуальных вещей.

Догмат о троичности

Впоследствии Росцелин применил свою концепцию номинализма для анализа христианского догмата Троицы. Он оказался втянутым в спор о догмате Троичности. Этот догмат является одним из наиболее значимых и имеет давние традиции истолкования. Общепринятой является концепция, согласно которой Бог един, но существует в трех Лицах («ипостасях») – Отца, Сына и Святого Духа, объединённых общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним.

Если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном. А поскольку Росцелин в своём толковании догмата исходил из принципов номинализма, согласно которым общее есть

обобщение единичного путем абстрагирования, отсечения индивидуальных особенностей, у него, естественно, получалось, что реальность каждого из трех лиц божественной троицы предполагает их обособленное существование в качестве единичных субстанций.

Ортодоксальные теологи, например, сторонник реализма Ансельм Кентерберийский, возражали, что, если признать три Лица тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы придём к троебожию (тритеизму), что в корне противоречит монотеизму христианства. Абеляр, который учился как у Росцелина, так и у реалиста Гильома из Шампо, также

протестовал против понятия Троицы, на котором настаивал Росцелин. Поэтому учение о Троице в истолковании Росцелина имело все шансы быть

признанным еретическим.

Тем не менее Росцелин продолжал защищать свои взгляды, отстаивая применимость диалектики, понимаемой как искусство логического рассуждения к богословским вопросам. В результате в 1092 г. , на соборе в Суассоне, Росцелин был обвинен в тритеизме. И, несмотря на то, что официального осуждения удалось избежать, он был вынужден бросить всё и покинуть город.

Заключение.

Несмотря на кажущуюся умозрительность проблемы универсалий, сама полемика реалистов и номиналистов имела для будущих поколений философов и учёных большое значение. Сам факт признания номиналистами единичных вещей и явлений не просто онтологически полноценными, но единственно существующими, уже в недалёком будущем

потребует от философов «спуститься с небес на землю» и заставит обратить учёное внимание на окружающий мир.

Таким образом, номинализм, нацеливая философию на путь исследования реальной природы, не просто явился ранним выражением эмпиризма, но будет способствовать возникновению концепции «двух истин», которая, в свою очередь, подтолкнёт в будущем развитие того, что будет называться естественными науками.

Расцвет самого номинализма наступит лишь в XIV в. и представления о нём будут впоследствии связаны преимущественно с работами Оккама. Но не следует забывать, что именно Иоанн Росцелин был первым средневековым философом, попытавшимся утвердить в сознании мыслителей своего времени реальность и полноценность единичного существования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

ВВЕДЕНИЕ... Предлагаемая читателям книга Средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИОАНН РОСЦЕЛИН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС ТЕРТУЛЛИАН
(ок. 160 – после 220) Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(ок. 335 – ок. 394 гг.) Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, младший брат Василия Великого, друг Григория Богослова, представитель патристики. Внёс весомый вклад в раз

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 – 430) Виднейшим из западных отцов церкви был Аврелий Августин – крупнейший философ периода патристики. Его учение стало определяющим духовным фактором средневекового

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
(ок. 810 – ок. 877) Иоанн Скот Эриугена – философ, который попытался объединить в своих воззрениях итоги развития мысли в христианстве на Востоке и Западе. Он создал довол

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033 – 1109) Жизнь и деятельность Ансельма Кентерберийского совпали с одним из наиболее сложных периодов средневековой европейской истории. С распадом империи Ка

ПЬЕР АБЕЛЯР
(1079 – 1142) Пьер Абеляр – один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья, оказавший огромное влияние на духовную жизнь своего времени и остави

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(ок. 1240 – 1284) Французский философ, основатель западно-европейского (т. н. «латинского») аверроизма. Современники прозвали его «Великим». Жизнь и труды

РОДЖЕР БЭКОН
(ок. 1214 – после 1292) Многие исследователи средневековой философии полагают, что если бы Роджер Бэкон жил в XV – XVI вв., его деятельность могла бы быть более продуктивн

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
(1193 – 1280) Альберт Великий, иначе св. Альберт, Альберт Кёльнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, домини

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/1226 – 1274) ФомаАквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западноевропейского средневековья.   Жизнь и труды

БОНАВЕНТУРА
(1217 – 1274) Бонавентура (что означает «благое пришествие») из Боньяреи (настоящее имя – Джованни Фиданца) – средневековый схоласт. Святой римско-католической церкви, ген

МАЙСТЕР ЭКХАРТ
(ок. 1260 – 1327) Немецкий мистик-богослов, доминиканец. Фамилия Экхарт в переводе с древневерхненемецкого означает «твёрдый как меч», что вполне соответствовало натуре эт

ИОАНН ДУНС СКОТ
(1265/1266 – 1308) На переломе XIII и XIV вв. развивалась философская деятельность Иоанна Дунса Скота, последнего и самого оригинального представителя золотого века средне

УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 – 1349) Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги