рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - раздел Философия, Средневековые философы: жизнь и идеи (Ок. 335 – Ок. 394 Гг.) Отец Церкви, Богослов, Фило...

(ок. 335 – ок. 394 гг.)

Отец Церкви, богослов, философ, экзегет, младший брат Василия Великого, друг Григория Богослова, представитель патристики. Внёс весомый вклад в развитие христианской философии.

 

Жизнь

С юных лет Григорий находился под сильным влиянием своей семьи, в частности брата Василия и сестры Макрины, которые усиленно призывали его к церковнослужению. Однако Григорий чувствовал склонность к философии и предпочёл карьеру ритора. Образование он получил в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Затем пополнил знания благодаря занятиям с братом Василием, который получил образование в Афинах. Григорий занимался и самообразованием, изучая философию и риторику. Большое влияние на становление воззрений Григория оказали труды Платона, Оригена и Филона.

Получив образование, Григорий женился на Феосевии. Около 365 г. жена умерла. Её смерть сильно повлияла на Григория, он уходит в понтийский монастырь своего брата Василия. В 372 году Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской. Он обратился к Григорию с просьбой стать епископом небольшого городка Ниссы. Василий знал, что Григорий мало способен к общественной деятельности, но ему нужно было, чтобы кафедры занимали люди, верные православию. После долгих убеждений Григорий дал согласие. На него, как на епископа, начались нападки со стороны ариан. Его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии. Григорий был арестован и под конвоем отправлен в Анкиру. Дорогой он очень страдал от грубости солдат и собственной болезни. Григорий решился бежать и каким-то образом ускользнул от стражи. Три года он скитался. Только после смерти Валента, императора-арианина, Григорий в 378 г. с триумфом вернулся в Ниссы.

В 379 году скончался Василий Великий. Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. На погребении брата Григорий произнёс похвальное слово в честь умершего. В этом же году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, который осудил мелетианскую ересь. Возвращаясь оттуда к своей кафедре, он получил известие о болезни старшей сестры Макрины, с которой не встречался уже 10 лет. Григорий поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины. Но застал её уже на смертном одре. Последний разговор с сестрой Григорий описал в двух сочинениях – в «Послании к монаху Олимпию» и в трактате «О душе и воскресении».

На Антиохийском соборе против его желания Григорий был избран митрополитом Севастийским и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями. В 381 г. Григорий участвует во Втором Вселенском соборе, на котором был признан одним из авторитетов правоверия. На нём он произнёс похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского. На этом же соборе по инициативе Григория был дополнен Никейский символ.

В Константинополе Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Тридцатого июля 381 г. императорским эдиктом имя Григория было включено в список епископов, общение с которыми обязательно для православных. После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь. О последних годах жизни Григория почти ничего не известно. В 394 г. он присутствовал на соборе в Константинополе, и это последнее известие о его жизни.

 

Учение о Троице

Григорий предпринял попытку разработать систему правоверного богословия. Он исходил из предпосылки о возможности согласия между откровением и философией. Философия становится у Григория только средством толкования догматических истин, принятых официальной церковью. С этой точки зрения разум – только орудие христианской веры.

Особенно много усилий приложил Григорий к обоснованию догмата троицы. При этом он опирался на принципы неоплатонизма. Тот различал в сфере идеального мира три основных ипостаси, или субстанции – единое, ум и мировую душу, которые представляли собой лестницу снижающегося совершенства. Григорий же предложил рассматривать каждую из трёх ипостасей совершенно равными друг другу лицами божественной троицы. В этой связи он различает сущность и ипостась.

Божественная сущность, по Григорию, выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Последние самостоятельны, но вместе с тем и едины.

Григорий окончательно закрепляет представление о Боге как о нематериальном и сверхприродном существе. Бог понимается как таинственное и непознаваемое существо. В то же время оно мыслится как единое и единственное. Нематериальный и бессмертный Бог мог создать лишь такую же душу, т.к. создавал её по своему образу и подобию. Более ранние христианские апологеты (например, Тертуллиан) склонялись ещё к представлению о телесности души. Теперь же, после Григория, в христианской теологии закрепляется учение о бессмертии совершенно бесплотной души.

Антропология

Григорию Нисскому принадлежит произведение «Об устроении человека». Его можно считать одним из классических антропологических трудов, в котором изложено своеобразное учение о человеке. Практически – это синтез антропологических знаний IV в. Едва ли не первым среди христианских мыслителей Григорий формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и «царём» всего сотворённого. Бог сотворил живую и неживую природу раньше сотворения человека, чтобы человек «был призван сразу стать царём подвластного ему».

Антропология Григория пронизана стремлением к идеалу красоты, добра и совершенства. Как только происходит остановка в движении к добру, начинается деградация человека, т.к. у добродетели есть один предел – беспредельность.

Сущностное определение человека – в образе Божьем, в отображении божественных совершенств. Григорий не сводит образ Божий в человеке к природной данности, т.к. образ Божий, по его мнению, проявляется не во внешности человека, а видится по добродетели. В образе, согласно Григорию, дано единство духовного и телесного. В образе запечатлевается духовное становление человека, внешность отражает его внутренний мир. Григорий не идеализирует телесную и духовную природу человека. Он тонко анализирует противоречия человеческого бытия.

Философ пишет о единстве, сродстве души и тела: «Поскольку душа расположена к собственному ей телу природной связью и нежностью, то она срастворена с тем, что для неё своё». Душа и тело появились одновременно. Григорий, как и другие богословы, соотносит человека с ангелами. Он видит преимущество человека перед ангелами в его духовно-телесной организации. Ангелы же пребывают исключительно в духовном, бестелесном состоянии.

Творение не случайно завершилось созданием человека. Венцом божественного творения стал тот, кому дано властвовать над земной природой, кому дан дар творчества, созидания. Человек, считает Григорий, стал проводником божественного в тварном мире. Только в человеке природность одухотворена. Земная стихия в человеке получает участие в жизни духовной. Величие человека не в подобии тварному миру, а чтобы быть по образу природы Бога.

Реальная человеческая жизнь не являет собой лишь величие человека. Земная жизнь осуществляется между полюсами божественного и скотского бытия. Человек волен выбрать свой жизненный путь между этими полюсами. Тем самым, Григорий заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни: «Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчинённым никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется». Более того, в отличие от многих христианских философов, Григорий приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, т.к. «добродетель – вещь неподвластная и добровольная».

Согласно Григорию, образ Божий не дан человеку от рождения. Его полная осуществимость означала бы совпадение с прототипом, превращение человека в Богочеловека. Образ предстаёт у Григория как идеал, который реализуется в уподоблении. Образ Божий в человеке – это отображение божественных совершенств. А осуществиться оно может только благодаря усилиям духовного становления человека. Следовать за высшим, за совершенным – это и значит уподобляться Богу, становиться его образом.

В человека не вселяются попеременно разные души: младенца, зрелого человека, старика. Это одна и та же душа, но в разной степени совершенства. Эта степень не определяется возрастом, т.к. душа может и возрастать, и деградировать.

Григорий не принял учение Платона о переселении душ. «Ведь действительно, – пишет он, – достойны вздорности лягушек и галок, или бессловесности рыб, или бесчувственности дуба такие учения, говорящие, будто одна душа прошла через столь многие тела».

Антропологическое учение Григория содержит аргументы против дуалистического противопоставления души и тела, оно строго монистично.

 

Учение об ангелах

Ангелы, по Григорию, созданы Богом из ничего. Их количество бесконечно. Первоначально ангелы были созданы в меньшем количестве, чем люди. Но впоследствии они размножились способом чистым и бесстрастным, но непостижимым для человека. Ангелов Григорий делит на несколько классов: предстоящие (власти, господства, престолы, начала, силы, серафимы, херувимы) и служащие, а по взаимному отношению – на начальствующих и подчинённых. Иногда Григорий отождествляет херувимов с престолами и серафимов с силами.

Таким образом, Григорий не делит ангелов на девять чинов, на три лика, как это характерно для других теологов. Различие в достоинстве и положении ангелов обусловлено у Григория не различием их природы, а степенью их нравственного совершенства. А оно, как дело свободной воли, зависит от самих ангелов.

Космология

Материальный мир создан Богом из ничего. Каким же образом духовное, невидимое существо могло создать противоположную себе природу материи? Григорий просто отрицает само бытие материи. Каждая вещь, рассуждает он, разлагается на совокупность качеств. Если из понятия о любой вещи устранить цвет, очертание, лёгкость, твёрдость, упругость, запах, то за устранением этих качеств не останется никакой материи. О ней мы ничего не знаем, значит, её вовсе не существует. Качества же сами по себе суть чистые понятия. Ни одно из них не есть вещество, но они становятся веществом, когда входят в известное сочетание между собой. Если элементы материи умопредставляемы и духовны, то происхождение их от духовного вполне естественно.

В творении мира Григорий различает два момента. Во-первых, мгновенное создание непосредственным творческим актом всех сил и потенций бытия. Во-вторых, постепенное осуществление этих потенций в течение шести дней по вложенным в них законам.

Вначале, т.е. в один момент, с которого началось течение времени, Бог создал небо и землю. Затем последовало образование мира в течение шести дней. Эта постепенность показывает, что Бог, всемогущая воля которого осуществляется моментально, не принимал в нём непосредственного участия. Совершавшееся в каждый день происходило согласно закону, вложенному Богом в сами элементы мира. Развитие природы происходило механически.

Вследствие неравномерной плотности элементов хаоса происходит их расслоение. Сначала выделяются самые лёгкие и подвижные частицы огня, которые движутся вверх. Огонь встречает на своём пути ещё менее плотную среду умопостигаемого, в которую он не может проникнуть. Тогда движение продолжается по окружности этой сферы. Огненная масса описывает круг. Этим она знаменует первый день и границу, разделяющую чувственное от умопостигаемого. Эта граница представляет собой твердь, установившуюся при начале второго дня. В третий день из хаоса выделилась и собралась в одно место вода, образовалась суша. К окончанию четвертого дня происходит дифференциация и в самой светящейся массе, состоящей из неодинаковых по плотности элементов. Более лёгкие и подвижные элементы стремились вверх и опережали в круговом движении элементы более плотные, которые двигались медленнее и опускались вниз. В конце концов однородные по плотности элементы светящейся массы собрались вместе и образовали солнце, луну и звёзды.

 

Эсхатология

В учении о последних судьбах мира и человека Григорий следует в основном за Оригеном. Мировой процесс окончится восстановлением в чистоте первобытного состояния (апокатастасис). Философской предпосылкой апокатастасиса у Григория является учение о Боге как бытии и благе и о зле как небытии, отсутствии блага. Зло противоположно добру, но оно не может быть какой-то сущностью. В этом случае оно было бы или вечным и ограничивало бы абсолютность Бога, или происходило бы от Бога и набрасывало бы тень на его нравственное совершенство.

Если Бог есть само бытие и само благо, то зло, как противоположное ему, есть небытие и отсутствие блага. Как величина отрицательная, зло не может дать удовлетворения духовным существам. Оно подобно тёмному пространству в царстве света, обнимающего это тёмное облако со всех сторон. Чем глубже кто-нибудь стал бы погружаться в него, тем более приближался бы к его противоположной границе, а значит, к выходу к царству света. Таким образом, все существа со временем обратятся к Богу и достигнут блаженства.

Средствами очищения служат смерть и огонь мучений. Смерть Григорий считает благом. Вследствие грехопадения человек облекся в грубую плоть, влекущую его к греху. Для отделения этой грубой плоти от первобытного духовного тела необходима смерть и тление «оземляневшего» тела.

Праведники, которые уже при жизни искали неба, после смерти немедленно получают райское блаженство. Грешники, которые утратили возможность наслаждаться чувственными благами и не подготовили себя к восприятию благ духовных, терпят муки совести. Умершие дети, ещё не совершившие ни грехов, ни подвигов добродетели, некоторое время находятся в состоянии безразличия. Но постепенно путём продолжающегося и за гробом нравственного совершенствования переходят к добру и блаженству.

После окончания исторического процесса наступит всеобщее воскресение, чтобы каждый в своём теле получил или награду, или наказание. В состав воскресшего тела войдут частицы материи – не подобные тем, которые когда-то составляли умершее тело, а те самые. Как это возможно? Тело разлагается, и его составные элементы могут рассеяться по всему миру. Но душа непространственна. Своей познавательной силой она находится при каждой из частиц, принадлежавших её телу. При воскресении она их соберёт и восстановит из них своё тело. Восстанавливая его, душа построит его таким, каким оно было до смерти со всеми индивидуальными особенностями и неизменным при всех переменах возраста, болезни и т.п.

После воскресения Бог употребит по отношению к грешникам средства врачевания, чтобы обратить их к добру. Таким средством является адский огонь, который очистит грешника от примесей порока. При этом Бог, употребляя такое мучительное средство, не карает грешника. Он имеет своей целью не его боль и мучения, а его исцеление.

Апокатастасис носит у Григория глобальный характер: зло должно быть устранено из всего творения. Но ведь к сотворённым существам относятся не только люди, но и дьявол, и ангелы тьмы. Григорий считает, что когда зло будет уничтожено, то дьявол лишится своего царства и власти, признает Христа и его искупление и приблизится к спасению. В конце времени дьявол возвратится в первоначальное блаженное состояние, достигнув снова наслаждения общения с Богом. Получается, согласно Григорию, что наступит такой момент в мировой истории, когда дьявол и ангелы тьмы возвратятся к Богу и получат спасение.

Заключение

Учение Григория Нисского о человеке и его свободе в земной жизни оказало серьёзное влияние на формирование не только западного христианства, но и на образ жизни всей западной цивилизации. Апология человеческой свободы на земле получила своё воплощение в более поздние времена в многочисленных гуманистических, протестантских и просветительских теориях.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековые философы: жизнь и идеи

ВВЕДЕНИЕ... Предлагаемая читателям книга Средневековая философы жизнь и идеи является продолжением популярной серии книг для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС ТЕРТУЛЛИАН
(ок. 160 – после 220) Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философ

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354 – 430) Виднейшим из западных отцов церкви был Аврелий Августин – крупнейший философ периода патристики. Его учение стало определяющим духовным фактором средневекового

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
(ок. 810 – ок. 877) Иоанн Скот Эриугена – философ, который попытался объединить в своих воззрениях итоги развития мысли в христианстве на Востоке и Западе. Он создал довол

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033 – 1109) Жизнь и деятельность Ансельма Кентерберийского совпали с одним из наиболее сложных периодов средневековой европейской истории. С распадом империи Ка

ПЬЕР АБЕЛЯР
(1079 – 1142) Пьер Абеляр – один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья, оказавший огромное влияние на духовную жизнь своего времени и остави

ИОАНН РОСЦЕЛИН
(ок. 1050– после 1120) Иоанн Росцелин — французский философ раннего средневековья, попытавшийся решить проблему универсалий с позиций номинализма. Никаких

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(ок. 1240 – 1284) Французский философ, основатель западно-европейского (т. н. «латинского») аверроизма. Современники прозвали его «Великим». Жизнь и труды

РОДЖЕР БЭКОН
(ок. 1214 – после 1292) Многие исследователи средневековой философии полагают, что если бы Роджер Бэкон жил в XV – XVI вв., его деятельность могла бы быть более продуктивн

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
(1193 – 1280) Альберт Великий, иначе св. Альберт, Альберт Кёльнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, домини

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225/1226 – 1274) ФомаАквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западноевропейского средневековья.   Жизнь и труды

БОНАВЕНТУРА
(1217 – 1274) Бонавентура (что означает «благое пришествие») из Боньяреи (настоящее имя – Джованни Фиданца) – средневековый схоласт. Святой римско-католической церкви, ген

МАЙСТЕР ЭКХАРТ
(ок. 1260 – 1327) Немецкий мистик-богослов, доминиканец. Фамилия Экхарт в переводе с древневерхненемецкого означает «твёрдый как меч», что вполне соответствовало натуре эт

ИОАНН ДУНС СКОТ
(1265/1266 – 1308) На переломе XIII и XIV вв. развивалась философская деятельность Иоанна Дунса Скота, последнего и самого оригинального представителя золотого века средне

УИЛЬЯМ ОККАМ
(ок. 1285 – 1349) Уильям Оккам является наиболее значительным представителем средневековой схоластики после Фомы Аквинского. Он оставил заметный след в истории философской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги