ЭСТЕТИКА НА ПЕРЕЛОМЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Российская Академия Наук
Институт философии
Москва 2002
УДК 18
ББК 87.8
Новая конфигурация эстетического поля, сложившаяся в результате почти векового развития нонклассики, побуждает к обсуждению ряда кардинальных… Разумеется, нонклассика — лишь одна из тенденций развития современной… Настоятельная потребность в позиционировании нонклассики связана с дистанцированием от классического понимания…
Эксперимент “КорневиЩе” по многоаспектному исследованию художественно-эстетической культуры и эстетического сознания XX в., проведенный в конце… Совокупность текстов различных дискурсивных стратегий, появившихся в ходе… В сфере художественно-эстетической культуры (как, собственно, и во всех остальных цивилизационно-культурных сферах) XX…
Во второй половине ХХ в. западная мысль переживает глубокие изменения. В ней происходит если не смена эпистем, как сказал бы М.Фуко, то парадигм.… Структурализм первоначально сложился в языкознании и литературоведении в 30-е… В отличие от прежних представлений о языке, когда он рассматривался в единстве и даже зависимости от мышления и…
Современный интерпретатор текста все более и более удаляется от того времени, когда проблема эстетического была сформулирована впервые. Даже смысл… Современный медиевист, занимающийся эстетическими вопросами, сталкивается с… В связи с этим возникают два основных вопроса: во-первых, как преодолеть временную дистанцию между современной и…
В мире появляется все больше свидетельств в пользу того, что маргинальный художник способен дать много интересного и полезного в разгадывании тайн… И только эстетика оказалась не готовой к осмыслению подобных явлений. Опыт… В общефилософском плане вопрос о маргинальности — это прежде всего вопрос об отношении к норме — жесткой, социальной,…
Генон[cxx] трактует современное состояние западного общества и его культуры как царство количества, отдалившегося от единого Духовного Принципа, не… Точка зрения Генона на происходящее в современном мире разительно отличается… Прежде всего, противопоставление Восток—Запад имеет для него совсем другой смысл, нежели принимаемый культурологией…
Сама действительность, и ее удвоение,
и ее переделывание требуют от нас
символического образа мышления
В своих попытках размышлять о кино мы (теоретики, критики, а также просто люди заинтересованные и увлеченные) не можем избежать употребления… Попытки установления границ между различными сферами художественного выражения… Проводником в этом замысле будет Иммануил Кант, чье отношение к “эстетическому суждению” представляется нам настолько…
Что мы знаем о фотографии?
Даже без обращения к специальным исследованиям мы догадываемся, что фотографию… Безусловно, что документальность не есть абсолютная ценность и что референт самой документальности — если исходить из…
Появление новых многоканальных звуковых форматов расширяет возможности художественной выразительности в киноискусстве. Этот процесс в сфере звуковой… У кинематографистов появился новый способ воздействия на аудиторию. Но,… Основной тенденцией развития кино стало стремление “поместить” зрителя внутрь кинопространства, сделать его…
(о возможностях создания духовно- эстетической виртуальной среды)
Совершенное искусство в своей оконча-
тельной задаче должно воплотить абсо-
Примечания
Каждая историческая эпоха имеет своего enfant terrible, непослушного ребенка, который не хочет следовать правилам, заведенным родителями, т.е.… Непослушание бывает разным, более или менее шумным, скандальным. Но в любом… Выходками такого неуправляемого ребенка-проказника обычно видятся сторонникам канона, “классики” эксперименты…
Эксперимент был важной составляющей творчества “разбитого поколения” — весьма пестрой литературно-поэтической группировки, существовавшей в период… Крайне небольшое теоретическое наследие битников несколько затрудняет… Творчество “разбитых” было поиском новых выразительных средств, использование которых давало возможность описать…
Содержание
К читателям............................................ 3
ТРАНСФОРМАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ПАРАДИГМЫ
Маньковская Н.Б. Саморефлексия неклассической
эстетики............................................ 5
Бычков В.В. После “КорневиЩа”. Пролегомены к
постнеклассической эстетике........................ 25
Силичев Д.А. Структурализм и постструктурализм
в эстетике......................................... 61
Бычков О.В. Эстетический смысл традиционного
текста в современной герменевтике.................. 80
Мигунов А.С. Маргинальность в эстетике и искусстве.... 94
Любимова Т.Б. Рене Генон об Изначальном Духовном
Принципе, Традиции и контртрадиции................ 118
ИСКУССТВО И АРТ-ПРАКТИКИ
Холопов Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной
эстетики XX века.................................. 131
Аронсон О.В. Кант и кино............................. 147
Петровская Е.В. Сквозь призму фотообъектива:
подходы к философии истории....................... 169
Русинова Е.А. Звуковая эстетика и новые
технологии........................................ 189
Тираспольский Л.М., Новиков В.В. Эстетические
аспекты интернета................................. 196
Сыродеева А.А. Встреча............................... 217
Тарасов Д.В. Эксперимент в творчестве битников....... 225
Научное издание
Художник: В.К.Кузнецов Технический редактор: А.В.Сафонова
Корректор: Т.М.Романова