рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные принципы конфуцианской философии.

Основные принципы конфуцианской философии. - раздел Культура, Культура стран АТР учебный материал   Конфуцианство Связано С Духом Гуманности, Умеренности И Серед...

 

Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к Высшему началу, которое мало интересовало его, ибо казалось чем- то далеким и абстрактным.

Основное внимание в конфуцианстве сосредоточено именно на человеке: взаимоотношения человека с другими людьми, поведение человека в обществе, его воспитание - такие практические задачи занимали Конфуция, прежде всего. Т. о. одной из теоретических основ Конфуцианства является учение об идеале личности - учение о Благородном муже (цзюнь-цзы) Под Благородным мужем понимается идеал личности, это некий человек, обладающий Пятью добродетелями (у дэ), это: Жень (гуманность), Ли (благопристойность), И(справедливость), Чжи(мудрость), Син(верность). Названные добродетели - самостоятельные культурные категории, поэтому их смысл намного шире переведенных с китайского на другие языки терминов.

Жень трудно перевести одним словом, оно может означать гуманность, человеколюбие, доброта и определяет способность человека относиться ко всему окружающему, как к живому существу. В основе человеколюбия лежат сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности. Положительные эмоции должны царить между людьми в мире гармонии. Именно так должен относиться правитель к своим подданным, а отец к своим детям. Гуманность, согласно Конфуцию, не является какой – либо условностью, она выражает подлинную природу человека. Каждый, кто захочет, может достичь ее пробуждения в душе. Как говорил сам учитель «искусство самоусовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя», т. о. сущность гуманности предельно проста. Она сводится к тому, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе. Этот всеобщий нравственный закон для Конфуция является не столько божественной заповедью, сколько отражением естественных свойств человека.

Категорию Ли определяют обряды, ритуалы, детали внешнего вида человека, а также основные принципы взаимоотношений между людьми в обществе и поведение каждого отдельного человека в этом обществе- т. е. все то, что совпадает с понятиями этикет и благопристойность.

Жень и Ли составляют, согласно Конфуцию, нечто настолько тесно взаимосвязанное, что друг без друга они не существуют. «В тот день, - говорил Конфуций, когда человек победит себя и вернется к этикету, мир возвратится к гуманности. И в тоже время гуманность является ядром всего. « Если человек негуманен - что толку в церемониях? Конфуций считал, что человек должен научиться правилам гуманности и этикета. Гуманность и этикет упрочняют семью, в свою очередь это создает мир в государстве, а государство, в котором все благополучно, принесет человеку счастливую жизнь. Таков главный ход мысли Конфуция.

Следующая категория - И совмещает в себе значения долг, справедливость, ответственность, принцип, правильность, добропорядочность. Эта категория передает способность человека подчинять свои личные потребности общественным требованиям.

Чжи определяет весь умственный потенциал человека: его эрудированность, образованность, начитанность, уровень его ментальных и аналитических способностей. А также такие качества, как проницательность, умение разбираться в людях.

Категория Син (верность) охватывает собой весь спектр соответствующих понятий - от преданности стране (патриотизм), государю, непосредственному начальнику, отцу до верности собственным убеждениям и данному тобою слову.

Если у любого, начиная с монарха и его ближайшего окружения, отсутствовало или было неразвито какое-либо из пяти благих качеств, то неизбежна была гибель всего правящего режима.

Сам Конфуций о себе отзывался критически. Ни разу он не назвал себя благородным мужем, считая это состояние недостижимым пределом стремлений.

Наряду с концепцией «благородного мужа» Конфуций рассматривает прямо противоположную категорию «маленького человека» (сяо жень). Сяо жень присущи такие качества, как заносчивость, проявление неуважения к окружающим, неумение жить в согласии с другими людьми, трусость. А главное, такой человек не может сдерживать свои чувства и эмоции.

Находясь во власти эмоций, следуя дурным убеждениям, человек неизбежно начинает морально деградировать. При этом процесс деградации затрагивает все его окружение, распространяясь на родных, семью, близких, детей, а также на подчиненных, подданных. В результате, все чего достиг человек, погибнет, увлекая за собой все новые жертвы и вызывая новые разрушения. Это своеобразная кара за дурные деяния, которая проистекает из самой природы зла. Тогда как благородный муж своими качествами и деяниями создает благую ауру вокруг себя, которая обязательно, в конце концов, приводит к процветанию его семьи, рода и страны.

Выдвинув и обосновав идеал личности, конфуцианские мыслители оказались перед вопросом: какова природа человека, что в ней преобладает - добро (шань) или зло (э). Философы - конфуцианцы разошлись во мнениях: Конфуций полагал, что изначально природа человека (син) нейтральна к добру и злу. У Мэн-цзы природа исходно добра, а Дун Чжуншу полагал, что она содержит в себе зачатки доброго и злого начал. Тем не менее, все они сходятся в том, что возможно воспитать в человеке добро и нейтрализовать зло. В процессе жизни человек соприкасается с миром, и его свойства приобретают какой-то определенный оттенок, так что здесь очень многое зависит от образования и воспитания. Поэтому воспитание детей - первоочередной долг родителей. Но и дети тоже должны оказывать всяческое почтение родителям, заботиться о них в старости и чтить память о них после смерти. По такой же модели должны строиться взаимоотношения в государстве: правитель- отец, а подданные его дети. В этом суть «сыновней почтительности» (сяо).

Выявление добра (шань), культуры в себе - вечное учение, образование. Конфуций вновь и вновь подчеркивает необходимость учения (сюэ). Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, «выявление человеческого в человеке». Учиться надо всегда и везде, не стесняясь учиться даже у прохожего и простолюдина. Конфуций одним из первых открыл бесплатные школы. Большое значение в Конфуцианстве придавалось изучению истории, т. к. на примере опыта древних легче всего научить человека распознавать добро и зло, внушить ему страх перед пороками и стремление к добродетелям. Конфуций говорил, что верным помощником в изучении древности ему была музыка. Кроме того, музыка учит еще и человеколюбию. Для Конфуция она становится даже критерием этого человеколюбия: « Если человек не человеколюбив, что он поймет в Ритуале, если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?» Конфуций также прививал своим ученикам любовь к художественной словесности, прежде всего к поэзии. Чиновник, по мнению конфуцианцев, обязательно должен был уметь слагать стихи.

Образование требовало от человека предельного напряжения его внутренних сил и определенного мужества, ибо в этом - его будущее. В китайском обществе, в отличии от индийского обладание соответствующими образованностью и литературными способностями действительно делало возможным для выходца из простонародья сделать карьеру и стать Ши, т. е. Подняться в верхние слои социальной иерархии.

Конфуций, делая основной упор на образование, все же полагал, что в образовании надо придерживаться срединного пути. Не случайно он говорит: «Если естество в человеке одолеет культуру - получится дикарь, если культура одолеет естество - получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать благородным мужем. Знание меры один из критериев проявления культуры в человеке, сам Конфуций называл эту меру «Золотой серединой». Конфуций с грустью говорит о ней: «Золотая середина – это добродетельный принцип и является он наивысшим принципом, но народ уже давно не обладает им». Конфуцианство, говоря о знании меры, о «золотой середине», преисполнено особо осторожного отношения к жизни, боязни поступить не в соответствии с Ритуалом.

Понятие Ритуал весьма сложно и многогранно, и сам Конфуций признавал, что «нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все следовали». Но, тем не менее, есть определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый человек. Это человеколюбие или гуманность, долг, преданность, искренность, сыновья почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывается этическое учение Конфуция. На самом деле истинное понимание Ритуала весьма затруднительно – это не обычный церемониал, жесты которого можно просто заучить. Ритуал нужно пережить, ощутить душой, Ритуал – это место встречи небесного и земного, особого рода символическое действие, которое позволяет человеку познать себя в пространстве Космоса. Это некие универсальные нормы жизни, они основаны на взаимосвязи человека и Неба, человека и государства. Например, человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. Это и есть единая система взаимосвязи на основе закона – Ритуала.

Конфуция, прежде всего, занимали практические задачи. Он не задавался вопросами о жизни, о Боге и бессмертии. Его не волновали тайны природы и трагичность человеческого существования. Главным для него было найти путь к спокойному процветанию общества. Когда он говорил о Дао, то не подразумевал под этим словом ничего непостижимого и таинственного. «Дао недалеко от человека; когда выбирают путь, далекий от разума, это не есть истинное Дао». Дао в его устах означало конкретный социальный и этический идеал, а не «туманное и неясное», как у Лао-Цзы.

Впрочем, Конфуций не отрицал Высшее начало. Оно его просто мало интересовало, ибо казалось чем-то далеким и абстрактным.

Конфуций намеренно уходил от обсуждения вопросов, связанных с «тонким миром». Он лишь предостерегал людей от общения с духами, зная, какой вред оно может принести. Одним словом, не говоря ни слова о Боге, он как бы всегда поклонялся ему. Конфуцианство, как и даосизм, знает множество духов, поклоняется Небу (тянь), но не знакомо с единым Богом. Свое учение Конфуций считал небесным, т. к. оно провозглашало стремление человека к гармонии во вселенной. Однако Конфуций не допускал одних лишь бесплодных теорий по поводу тянь; человек должен был просто осознать свою цель и воплотить ее в жизнь.

Вся его религиозность сводилась к требованию соблюдения обрядов и к сознанию того, что от Неба зависит судьба его самого и его учения. Хотя Конфуций уверял, что он в пятьдесят лет «познал веление Неба»,- тут не было речи о каком-то откровении. Он не считал молитвы необходимыми, поэтому представлял себе небо в виде некой безликой Судьбы. «Небо безмолвствует», говорил он. Конфуцию было глубоко чуждо все мистическое. Просто он констатировал ту очевидную для него истину, что Небо никак не проявляет себя в жизни людей. Точно так же он не любил говорить о духах и тайных силах.

На вопрос, существует ли бессмертие, Конфуций уклончиво отвечал: «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть?»

Обрядам Конфуций не придавал магического значения. Он сторонился всякой таинственности, всего непонятного. «Мы не знаем, как помочь людям, как же мы можем знать, как служить умершим?» И, тем не менее, культ имел в его глазах первостепенное значение. Он видел в нем часть всеобщего нравственно-политического порядка. Признаваясь, что ему не понятен смысл Великого жертвоприношения, он все-таки считал его необходимым государственным делом. Так же понимал он культ предков. «Если мы не будем старательны в исполнении долга по отношении к предкам, то нравственность народа не будет улучшаться»,- говорил он.

Здесь Конфуций был неумолим и не желал отступать ни на йоту. Древние приносили жертвы, должны делать это и мы, не углубляясь в их смысл. Когда один из учеников сказал, что хорошо было бы отменить жертвоприношение барана, ибо оно стало пустой формальностью, учитель ответил: «Тебе жалко барана, а мне жаль моих обрядов». Одним словом, Конфуций оставил важнейшие вопросы религии открытыми.

Сам по себе напрашивается вопрос: религия ли Конфуцианство? С привычной европейской точки зрения конфуцианство нельзя в полном смысле слова назвать именно религией. Здесь невозможно обнаружить понятия бога как такового. В традиционном Китае не было даже слова «религия». Многие направления философской мысли назывались одним словом – цзяо, что в переводе означает учение, а точнее, «духовное учение».

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало даже большим, чем просто религия. Оно стало основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества. Конфуцианство – также и политика, и административная система.

Прошли века и даже тысячелетия, реальный образ великого Учителя скрыли легенды, мифы и часто за их многоцветьем уже трудно различить того живого человека, которого мучили раздумья, разочарования в учениках и друзьях, но который при этом был преисполнен глубокой веры в силу человеческой души, в мощь человеколюбия, долга и справедливости. Конечно, современное Конфуцианство значительно отличается от того учения, которое проповедовал Конфуций. Оно стало проще и практичнее. Но в тоже время оно превратилось в особый стиль жизни китайской нации.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура стран АТР учебный материал

Культура стран АТР Учебный материал..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные принципы конфуцианской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древнего Китая
  На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,

Мифология Древнего Китая.
  С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать

Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в. Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд

Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал

Божественный земледелец.
  На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья

Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,

Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем. Прометей похи

Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед

Лунарные мифы.
  Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в

Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр

Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен

Жизнь Конфуция и развитие его учения.
  Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн

Судьба концфуцианства в Китае.
  Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную

Значение конфуцианства в культуре Китая.
  Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его

Что можно назвать любовью к людям?
Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно

Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу. В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников. Однажды в городе появился странник

Легенда о Лао-цзы.
  Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к

Учение Лао-цзы.
  Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего

Судьба даосизма в Китае.
  Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим

Учение Будды.
  Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс

Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну

Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со

Буддизм в Китае: чань-буддизм.
  Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось

Жизнь и учение Бодхидхармы.
Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого

Основные принципы философии чань.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); испол

Заповеди шестого патриарха.
  Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют

Основные принципы практики чань.
  Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр

Китайская художественная традиция.
  Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл

Жанры китайской живописи.
  В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен

Техника китайской живописи.
  Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян

Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
  Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ

Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен

Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы. Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п

Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус

История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па

Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
  В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс

Даосизм и его культура психофизического воспитания.
Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на переда

Культура Древней Японии.
  Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нр

Синто как культурная традиция Японии.
  «Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует

Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более

Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии. Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес

Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он

Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет

Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо

История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае

Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми

Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример

Характеристика синтоистских божеств – ками.
  Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых

Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы. Для Японии это б

Дзэн-буддистская практика.
  Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к

Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил

Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби

Дзэнские искусства: чайная церемония.
  Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св

Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
  Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу

Воинские искусства.
  Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил

Бусидо», или «путь воина».
  Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин. Самурайство как сословие сложилось в Япон

Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор

Живопись сумие.
  Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху

Традиционная японская поэзия хайку.
  Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q

Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот. Словно сон одной короткой ночи Промелькнули тридцать лет.   «Осень уже пришла!» — Шепнул мне на ухо ветер, Подк

I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать

II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм; б) конфуцианство; в) классический (индийский) буддизм; г) дзэн-буддизм.   Карма, с

III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм; б) конфуцианство; в) даосизм; г) чань-буддизм.   Лишним в данном пе

Мондо – см.вэнь-да.
  нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,

Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
  саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
  Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.   Тираж экз. Заказ №   Издательство Дальневосточной государственной академ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги