рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Что можно назвать любовью к людям?

Что можно назвать любовью к людям? - раздел Культура, Культура стран АТР учебный материал Конфуций Часто Говорил О «Любви К Людям». Ученики Думали, Что Любить Людей Не...

Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно даже для учеников. Например, однажды Конфуций сказал:

— Чтобы обладать любовью к людям, нужно преодолеть себя и возвратиться к правилам. Ученики остались в недоумении.

— Как это? — спросили они.

— Представьте себе, как вы выходите за ворота дома, чтобы встретить дорогих гостей. Представьте себе, что все люди — дорогие гости. У вас дух захватывает от чувства любви к ним. v

— Всё равно непонятно,— сказали ученики.

— Хорошо, объясню на примерах,— сказал Конфуций.— Любить людей, значит, не желать человеку, чего не желаешь себе. Когда разговариваешь, не быть торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым, добрым.

— Ну, тогда понятно,— сказали ученики.— Наверное, Цзы Лу можно считать любящим людей.

Цзы Лу — так звали одного из лучших учеников Конфуция.

— Вот, что я скажу о Цзы Лу,— продолжил Конфуций.— Если бы у меня была тысяча колесниц, и я был бы правителем государства, то Цзы Лу я бы доверил подобрать воинов и даже руководить сражениями. Он умеет разбираться, кто сильный, а кто — слабый. Он внимательно присматривается к людям. Но значит ли это, что он по-настоящему любит? Не знаю.

— А что вы скажете о Чи? — спросили ученики. Чи был одним из самых любимых учеников Конфуция.

— Что касается Чи, то его можно было бы нарядить в лучшие одежды и отправить во дворец.

На месте царя, я бы доверил Чи принимать самых дорогих гостей и вести самые важные переговоры. Он талантливый политик. Умеет слушать и уважает людей. Но обладает ли он истинной любовью? Не знаю.

Ученики спрашивали о многих людях. Обо всех Конфуций говорил: «Да, он предан государю». Или: «Да, он совершенно чистый и честный». А когда напрямик задавали вопрос: «Есть ли в нём любовь к людям?» — «Не знаю»,— отвечал Конфуций.

Так мудрец, дал понять своим ученикам, что обладать любовь к людям — дело необычайно сложное. Любовь к людям соединяет лучшие человеческие качества. А обладать таким достоинством человек может только по велению свыше. Неустанным самосовершенствованием получаешь этот дар небес.

 

Кому нужна телега без упряжи?

Однажды Конфуций и его ученики разговорились на тему любви. Во все времена перед любовью преклонялись мудрые люди. Но ученикам было непросто понять, для чего существует любовь. И Конфуций рассказал притчу.

У одного хозяина был бык. Нрав у быка был покладистый. Чего нельзя было сказать о хозяине. Но с быком он старался обходиться ласково. Как-никак бык был его единственным богатством.

Однажды хозяину предложили поработать на поле богатого торговца. Подошла осень. На поле созрел урожай. Бык богатого торговца заболел. Поэтому работу предложили бедному хозяину. Нужно было перевезти урожай в закрома богатого торговца.

Хозяин ухватился за предложение и стал работать от зари до зари. За работу ему обещали хорошо заплатить.

Бык возил телегу с поля в закрома и обратно, не зная отдыха. Хозяин забыл дружеское обращение к нему и часто пускал в дело плеть. Не выдержав издевательства, бык решил проучить своего господина. Когда хозяин задремал под кустом, бык взял упряжь, отнес её к реке и бросил в воду.

Проснувшись, хозяин вознегодовал. Он стал бить быка плегыо, обзывать его последними словами. Но этим горю не поможешь. Теперь ни бык, ни телега были ни на что не годны без упряжи. Хозяин пошёл к управляющему имением богатого торговца и попросил упряжь у него. Но тот отказал и нанял другого работника.

Так бедный хозяин потерял работу.

— Точно так ни на что хорошее не годен и человек без любви к своим ближним,— заключил Конфуций.— Любовь, как упряжь, связывает человека с другими людьми.

 

Как поступает умный плотник?

Однажды Конфуций сказал:

— Успех всякого дела зависит от того, как ты к нему подготовился. Если бы мы заранее обдумывали, что хотим сказать, то говорили бы легко и свободно. Если бы заранее обдумывали поступки, то не волновались бы. Если бы заранее обдумывали и понимали смысл и цель жизни, то жизнь всегда была бы полной разумного смысла.

Ученики попросили подробней объяснить, и Конфуций рассказал притчу.

Было два плотника. Один умный, а другой легкомысленный. Занимались они одинаковой работой. Строгали доски, делали деревянные оси для телег, чинили все, что приходило в негодность у односельчан.

В сезон сбора урожая у плотников работы прибавилось. Было много заказов. Работали не покладая рук. Да так активно, что у обоих в один день сломались топорища.

Легкомысленный плотник схватил первое попавшееся полено и стал тесать из него топорище. У хорошего плотника топорище индивидуальной формы. С изгибами, чтобы удобней было работать. А толщина зависит or силы руки.

Вытесал легкомысленный плотник топорище лишь бы как. Два раза размахнулся, оно и треснуло. Слишком тонкое получилось.

Пришлось ему во второй раз браться за одну и ту же работу. И на этот раз топорище не подошло. Слишком толстое. Рука быстро устает.

Лишь третье топорище пришлось впору. Но пока он его тесал, начало смеркаться. День закончился, и он не выполнил заказ.

На следующий день крестьяне обращались только ко второму плотнику. Они знали, что и у него сломалось топорище. Умный плотник положил рядом с собой сломанный образец и вытесал топорище точь-в-точь как то, что сломалось. Он несколько раз прикладывал заготовку и образец друг к другу, рассматривал со всех сторон. Поэтому он до вечера успел выполнить все заказы и не подвёл односельчан.

— Так поступает и мудрый человек,— сказал Конфуций в заключение.— Он видит перед собой главный закон жизни, смотрит на пример других и так строит свою жизнь. Поэтому он достигает цели.

 

Почему нельзя винить других за свои неудачи?

Однажды Конфуций сказал:

— Зло не в том, что человек совершает ошибку, а в том, что совершив ее, человек не старается ее исправить.

— Так что же нам делать, когда мы видим ошибки других людей? — спросили ученики.— И что делать с человеком, который не желает исправлять ошибки?

— Когда видишь хорошего человека,— сказал Конфуций,— подумай о том, как бы подражать ему, а когда увидишь дурного, то загляни в своё собственное сердце. Нет ли и в тебе того, что видишь в этом дурном человеке. И ошибку исправляй в себе.

В продолжение мысли Конфуций рассказал притчу.

У отца было два сына. Жили они на краю леса. Отец занимался охотой. Сыновья росли и набирались сил. Когда настало время, отец дал сыновьям лук и стрелы.

— Плохо видят мои глаза,— сказал он.— Скоро сами будете охотиться.

И юноши стали учиться метко стрелять.

Выстрелил старший, но стрела прошла мимо цели.

— Ветер помешал,— сказал он.

Младший тоже не попал в цель, но он промолчал. Он подумал: «Я сам виноват, что промахнулся».

Сколько ни стрелял старший брат, всё время промахивался. И всё ему мешало. То тетива слабо натянута, то одежда давит, то солнце слепит глаза, то дождь заслоняет цель. Младший же винил себя.

Вскоре юноши отправились на охоту. Каждый в свою сторону. Отец остался дома.

Первым вернулся старший сын. Он шёл с пустыми руками. Лицо было сердито. Переступив порог, он набросился на отца с обвинениями:

— Почему ты отправил меня в такую скверную погоду? То солнце светит —: слепит глаза. То дождь закрывает цель. Подует ветер и стрела летит мимо. Одежду дал, которая стягивает. Тетиву у лука не натянул, как следует. Из-за тебя я вернулся ни с чем.

Отец покачал головой. Он понял, что старший сын не станет хорошим охотником. Ему бы во всем винить других.

Вскоре пришёл младший сын. Он принес целый мешок добычи.

— Как тебе это удалось? — воскликнул брат.— Мы же вместе учились!

— Просто я никого не винил в неудачах и старался исправлять ошибки,— сказал младший брат.

В заключение Конфуций сказал:

— Есть такие ростки пшеницы, которые никогда не станут колосьями, и есть такие колосья, которые никогда не дадут зерна.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура стран АТР учебный материал

Культура стран АТР Учебный материал..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что можно назвать любовью к людям?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древнего Китая
  На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,

Мифология Древнего Китая.
  С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать

Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в. Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд

Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал

Божественный земледелец.
  На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья

Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,

Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем. Прометей похи

Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед

Лунарные мифы.
  Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в

Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр

Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен

Жизнь Конфуция и развитие его учения.
  Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн

Судьба концфуцианства в Китае.
  Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную

Основные принципы конфуцианской философии.
  Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к В

Значение конфуцианства в культуре Китая.
  Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его

Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу. В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников. Однажды в городе появился странник

Легенда о Лао-цзы.
  Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к

Учение Лао-цзы.
  Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего

Судьба даосизма в Китае.
  Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим

Учение Будды.
  Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс

Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну

Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со

Буддизм в Китае: чань-буддизм.
  Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось

Жизнь и учение Бодхидхармы.
Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого

Основные принципы философии чань.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); испол

Заповеди шестого патриарха.
  Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют

Основные принципы практики чань.
  Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр

Китайская художественная традиция.
  Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл

Жанры китайской живописи.
  В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен

Техника китайской живописи.
  Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян

Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
  Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ

Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен

Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы. Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п

Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус

История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па

Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
  В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс

Даосизм и его культура психофизического воспитания.
Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на переда

Культура Древней Японии.
  Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нр

Синто как культурная традиция Японии.
  «Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует

Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более

Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии. Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес

Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он

Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет

Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо

История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае

Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми

Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример

Характеристика синтоистских божеств – ками.
  Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых

Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы. Для Японии это б

Дзэн-буддистская практика.
  Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к

Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил

Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби

Дзэнские искусства: чайная церемония.
  Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св

Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
  Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу

Воинские искусства.
  Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил

Бусидо», или «путь воина».
  Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин. Самурайство как сословие сложилось в Япон

Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор

Живопись сумие.
  Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху

Традиционная японская поэзия хайку.
  Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q

Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот. Словно сон одной короткой ночи Промелькнули тридцать лет.   «Осень уже пришла!» — Шепнул мне на ухо ветер, Подк

I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать

II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм; б) конфуцианство; в) классический (индийский) буддизм; г) дзэн-буддизм.   Карма, с

III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм; б) конфуцианство; в) даосизм; г) чань-буддизм.   Лишним в данном пе

Мондо – см.вэнь-да.
  нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,

Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
  саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
  Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.   Тираж экз. Заказ №   Издательство Дальневосточной государственной академ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги