рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новая социальная философия как оценка техники» Х. Сколимовски. Онтологическая аргументация.

Новая социальная философия как оценка техники» Х. Сколимовски. Онтологическая аргументация. - раздел Образование, Введение в оценку техники Одним Из Ярких Примеров Развития Философского Дискурса Является Оригинальная ...

Одним из ярких примеров развития философского дискурса является оригинальная концепция, выдвинутая Х. Сколимовски в статье «Новая социальная философия как оценка техники»[179], которая была написана в начале 80-х годов. В современной литературе по оценке техники, где доминирует ограничительно-инструментальная трактовка ТА, эта работа Х. Сколимовски цитируется редко, и в основном как эпизод в дискуссии по проблемам оценки техники. Однако это не вполне справедливо, поскольку идеи Х. Сколимовски несомненно философски значимы. Суть их в следующем.

Сколимовски исходит из того, что предпосылкой контроля и управления техническим развитием является понимание природы техники. Однако фактически наши попытки управлять техническим развитием оказываются приблизительными и несистематическими, основанными на неадекватных представлениях о сущности техники и обычно предпринимаются a posteriori, часто, когда уже слишком поздно. Сколь бы много мы не знали о ней, техника постоянно ставит все новые и неожиданные проблемы перед нашим пониманием и практикой.

Одна из принципиальных трудностей, на которую в первую очередь указывает Сколимовски, состоит в том, что природа технического знания претерпевает глубокие изменения в ходе развития, сфера действия техники постоянно расширяется и одновременно возрастает значение порожденных этим концептуальных и моральных проблем.

Проиллюстрировать всю сложность этой проблематики можно на примере автомобиля. Во второй половине 19 в. заманчивая идея создать безлошадное средство передвижения захватила умы изобретателей. Над ее осуществлением одновременно работали многие изобретатели, так что трудно определить, кому из них принадлежит приоритет в создании автомобиля. В конце концов идея автомобиля стала действительностью. Изобретение покинуло мастерскую изобретателя, и безлошадные экипажи начали ездить по улицам. С этого момента автомобиль сделался предметом общественного интереса, а вскоре - символом социального благосостояния. Постепенно, однако, автомобиль становился все более доступным для общества в целом, превратившись в конечном счете в потребность. Одновременно он стал играть ряд символических ролей - роль символа власти, сексуального символа и.т.д. Через некоторое время автомобиль сделался экономической детерминантой, изменяя структуру промышленности таким образом, что президент "Дженерал Моторс" имел достаточно оснований заявить: "что хорошо для "Дженерал Моторс" - хорошо для Америки." Наряду с этим, наличие миллионов моторных автомобилей начало преобразовывать структуру городов: появились пригороды и торговые центры, существенно изменились функции центральной части мегаполисов.

Все это медленно, но верно приводило к утверждению доминирующего стиля жизни, зависящего от условий и требований, вызванных экспансией автомобиля. Когда некоторая степень насыщения была достигнута, в центре внимания оказались загрязнение атмосферы и деградация окружающей среды. Таким образом, автомобиль начал создавать собственные экологические и экономические реалии - в дополнение к уже возникшим ранее экономическим и социальным реалиям. В 70-е годы, в результате нефтяного кризиса, автомобиль (или по крайней мере зависимость общества от него) превратился также в политическую проблему[180].

Итак, всего лишь одно изобретение в разное время вызвало к жизни множество разнообразных реалий. Но где заканчивается реальность автомобиля как технического изобретения и начинаются другие реалии? Здесь обнаруживает себя онтологическая проблема переноса феномена из одной области в другую, которую Сколимовски более подробно обсуждает в других работах[181], посвященных проблемам истинности научного и технического описания.

Сколимовски начинает с простейшей схемы: в науке изначально задана некая реальность, и лишь затем следует описание этой реальности. Если второе соответствует первому - описание истинно. Иначе обстоят дела в технике. Здесь мы начинаем с проекта, идеи, описания желательного состояния дел, которые являются наброском желаемой новой "реальности". Например, прежде, чем автомобиль начал двигаться по улицам, это был проект, идея, но не реальность. Только когда безлошадный экипаж покинул мастерскую изобретателя, стало возможно говорить о возникновении новой реальности.

На примере автомобиля становится понятным, что нельзя полностью постичь значение техники и технических феноменов, если не учитывать всех порождаемых ими реалий. Изменение и расширяющаяся сфера действия техники, а также создаваемые или испытывающие ее сильное воздействие реалии должны быть рассмотрены в связи с последствиями техники и особенно непреднамеренными последствиями.

Х. Сколимовски пишет: «Философы нашего времени, включая имеющих отношение к философии техники, еще не осознали, что преобразующая сила феномена техники порождает беспрецедентные онтологические проблемы. Мы вновь вынуждены отвечать на извечный вопрос: что такое реальность? Когда Платон рассматривал парадоксы элейских философов, таких как Зенон и Парменид, он обнаружил, что задача постижения сути реальности столь велика, что он был вынужден создать свою собственную онтологию - универсум постоянных форм, которые являются корнем всего сущего. Метаморфозы реальности посредством техники ставят нас перед тем же самым вопросом, который преследовал Платона (и всех философов с тех пор): что есть реальность? Адекватный ответ на этот вопрос не может быть получен посредством перетасовки старых онтологических категорий. Те, кто жалуется, что философия закончилась, поскольку нет более новых задач для рефлексии, просто игнорируют новые реалии - человеческие и онтологические - созданные благодаря современным науке и технике. Я использую термин "созданные" преднамеренно, поскольку ... идея о том, что мы просто открываем реальность есть устарелая концепция, которую мы должны отправить в архив истории»[182].

В связи с этим Сколимовски выдвигает идею метаморфирующего реализма, основанную на признании существования реальности, не зависящей от нашего восприятия. Но одновременно Сколимовски подчеркивает, что эта реальность не является нам ни в виде постоянных форм (эйдосов) a la Платон, ни в виде предельных эмпирических фактов. Эта реальность постоянно метаморфирует через наше знание, тонко трансформируется мыслью. Реальность никогда не дается независимо от мысли; но она также не является фиктивным созданием мысли. Реальность всегда находится в состоянии становления или преобразования; лучше сказать - метаморфирования. Каждый акт восприятия и понимания является комплексным действием, которое непрерывно требует активной и преобразующей роли мысли. Различным видам реальности соответствуют разные вариации знания; на разных этапах человеческой истории реальность может быть расшифрована различными способами. Мысль и реальность непрерывно перетекают друг в друга. Развивающийся, непрерывно-становящийся универсум требует такой концепции реальности, которая непрерывно изменяется и метаморфирует; также требуется концепция знания, которая дает вполне достаточную область действия творческим и преобразующим способностям человека.

Из приведенных рассуждений Х. Сколимовски уместно сделать вывод о технике как о мощнейшем факторе изменения жизненного мира человека, равносильном созданию новых реалий. Есть также все основания говорить о метаморфозах физической природы. Необходимо, однако, попытаться понять сущность онтологической миссии человека - сотворения новой реальности через технику. Традиция философии техники дает здесь богатую пищу для размышлений.

Прежде всего, миссия технического сотворения может получить христианское толкование как сопричастность акту божественного творения, как «величайшее земное переживание смертных» (Ф. Дессауэр[183]). С. Н. Булгаков приходит к выводу о софийности человеческого творчества в науке, хозяйстве (куда включена и техника), культуре, искусстве. «Творчество в собственном смысле, создание метафизически нового, человеку, как тварному существу не дано и принадлежит только Творцу. Тварь же существует и действует в тварном мире, она не абсолютна и потому метафизически не оригинальна. Человек свободен - а постольку и оригинален - лишь в направлении своих сил, в способе использования своей природы, но самую эту природу, основу своего я, он имеет как данную, как сотворенную. Человеческое творчество создает не «образ», который дан, но «подобие», которое задано, воспроизводит в свободном, трудовом, историческом процессе то, что предвечно есть как идеальный первообраз»[184]. Тем не менее Булгаков не отрицает грандиозных масштабов изменения мира человеком: «Рядом с миром «естественным» созидается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению, так что у нашего поколения, особенно сильно захваченного этим порывом, теряются уже всякие границы при определении возможного. «Мир пластичен», он может быть пересоздан, и даже на разные лады. ... Все стало текуче, как будто окаменелые, застывшие продукты natura naturata растаяли или тают один за другим на наших глазах, разрешаясь в силы, в natura naturans, из которых может быть по желанию получаема различная natura naturata»[185].

«Пересоздание мира» техническим образом может быть интерпретировано с позиций антропологизма. Например, Х. Ортега-и-Гассет исходит из того, что человеческое и природное бытие не совпадают полностью. «Вероятно, бытие человека отвечает тому странному условию, в силу которого в одних своих моментах он явно сродни природе, а во всех остальных - нет. Человек одновременно и естествен, и сверхъестествен. Это своего рода онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, то есть ей трансцендентна» [186]. С этой точки зрения человек, «Я» должен реализовать свою трансцендентную сущность через реализацию некоторого проекта. Ортега рассматривает технику в качестве нейтрального средства реализации человеческого проекта, даже когда эффект этого проекта проявляется спустя долгое время. Техника для Ортеги есть способ раскрытия и проекции сущности человека в специфическом (техническом) отношении к миру.

Для М. Хайдеггера техника есть определенный способ раскрытия бытия, перехода потаеннного в непотаенное, хотя и такой способ, который затемняет его сущность. Это уже существенно отличный подход, поскольку в хайдеггеровской интерпретации технической деятельности основное внимание сосредоточено на тайне бытия, на том способе, которым осуществляется раскрытие потаенности и на последствиях этого раскрытия. Центральной в онтологии техники Хайдеггера является идея постава (утвердившийся в нашей философской литературе перевод оригинального термина Gestell). Постав - это «собирающее начало той установки, которая ставит, т. е. заставляет человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в-наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим»[187]. Иначе говоря, постав есть угрожающая объективация и автономизация отношения человека к миру через технику.

Позиция Х. Сколимовски представляется в каком-то смысле более радикальной и синтезирующей подходы М. Хайдеггера и Ортеги, поскольку он ведет речь о метармофировании реальности (пусть даже человеческой реальности) в ходе технической деятельности. В самом деле, техническая деятельность, реализация какого-либо проекта есть создание новой реальности, в которой осуществляются некоторые потенции прежней реальности. Форма же их воплощения выражает сущность человека, но не человека вообще, а человека в конкретных обстоятельствах времени и места. Причем это не одномоментный акт, но, как показывает рассмотренный выше пример с автомобилем, исторический процесс метаморфирования, на разных стадиях которого по разному обнаруживает себя сущность человека.

Можно сказать, что онтология техники в версии Х. Сколимовски снимает как ортегианскую трактовку «человек - онтологический кентавр» (поскольку исчезает четкая граница между естественным и сверхъестественным, первой и второй природой), так и хайдеггеровскую трактовку миссии техники как раскрытия потаенности. Идея постава в таком случае должна получить иную интерпретацию: не как раскрытие потаенности мира путем перевода в состоящее-в-наличии, сколько как тот способ метаморфирования реальности, который во все большей степени превращает и самого человека в своеобразный материал для метаморфоз.

Однако не оказываются ли сами человеческие реалии некой фикцией, поскольку не относятся к реальности в первичном смысле, по крайней мере, не являются изначально частью объективной реальности в физическом и научном исследовании? Для ответа на этот вопрос Х. Сколимовски считает необходимым дополнить идею метаморфирующего реализма эпистемологической аргументацией.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в оценку техники

На сайте allrefs.net читайте: "Введение в оценку техники"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новая социальная философия как оценка техники» Х. Сколимовски. Онтологическая аргументация.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отражение технической деятельности в древнегреческой и древневосточной мифологии.
Техническая деятельность - это важнейший феномен, conditio sine qua non человеческой культуры. Соответственно причины, условия, цели, результаты и последствия технической деятельности оказыв

Последствия техники в контексте традиционной китайской культуры
Если обратиться к китайской философской и этической традиции, в частности, к канонической даосской книге Чжуан-цзы, названной по имени ее предполагаемого автора (2 пол. 4 - нач. 3 в. до н. э.), то

Последствия технической деятельности в европейской античной и средневековой культуре
Античность и европейское Средневековье несомненно занимают особое место в типологии культур. Именно в исторической последовательности этих культур следует искать предпосылки будущего перехода к тех

Формирование предпосылок перехода к техногенной цивилизации в эпоху Возрождения и Реформации
Эпоха Возрождения и Реформации с большим основанием может рассматриваться как переходная, как период решающей мутации традиционной культуры, непосредственно предшествующей появлению техногенной цив

Становление техногенной цивилизации
В Европе 17 века происходит радикальная перемена в научном мировоззрении, формируется новая научная картина мира, изменяющая и представления о возможностях постижения тайн природы с использованием

Социально-философская рефлексия последствий развития науки и техники в 19 - начале 20 вв.
Глубочайшие исторические перемены, связанные с начавшимся в Англии в 18 в. промышленным переворотом и Великой французской революцией, привели к осознанию стремительного ускорения темпов историческо

Техника в эпоху мировых войн: от технологического пессимизма к постановке задачи контроля научно-технического развития
Первая мировая война 1914-18 гг. отличалась массированным применением новых технологий (авиация, танки, подводные лодки, химические отравляющие вещества и др.) в ходе боевых действий, в результате

Дискуссии по проблемам окружающей среды, мировых ресурсов и характере экономического роста в 60-70-е годы. «Пределы роста».
60-е годы 20-го века явились важнейшим рубежом в восприятии научно-технического прогресса. В начале 60-х гг. мир несколько раз оказывался на грани термоядерной войны (Берлинский и Карибский кризисы

Разработка концепции оценки техники в США
В русле общей дискуссии по проблемам окружающей среды, ресурсов, индустриального роста, а также применения новейших технологий в военных целях в США в сер. 60-х годов началось обсуждение практическ

Бюро по оценке техники при Конгрессе США (1972-1995)
Первым директором ОТА стал Э. Даддарио. Особое значение в работе ОТА придавалось развитию «системы раннего предупреждения» связанных с техникой рисков и возможных ошибочных решений по вопросам науч

Оценка техники в странах Европейского Союза
В отличие от США, в странах Западной Европы путь от обсуждения проблематики оценки техники в научных и политических кругах до институциализации оценки техники оказался более длительным. Например, в

Обсуждение проблем научно-технической революции
Дискуссия о направленности и последствиях технического развития на Западе, из которой, в частности, выросло и движение оценки техники, в 60-е годы проходила также в СССР и странах «социалистическог

Прогнозирование научно-технического развития
Во второй половине 60-х годов важным стимулом активизации исследований научно-технического прогресса явились планы реформирования хозяйственного механизма СССР, которые были связаны с именем А. Н.

Инновационные исследования
В рамках инновационных исследований, осуществлявшихся в социалистических странах, доминирующей была идеологема о соединении преимуществ социалистического строя с достижениями научно-технической рев

Научно-техническое развитие и кризис тоталитарного социализма
Хотелось бы сразу отметить, что объем данного раздела позволяет лишь наметить исследовательскую проблему и увязать ее с основной тематикой монографии. Фактически вопрос о том, каким образом характе

Понятие техники. Техника как медиум.
Первый шаг к раскрытию философской проблематики оценки техники можно сделать, отталкиваясь от терминологического анализа. Как видно из предыдущих глав, автор в качестве базисного принимает получивш

Может ли оценка техники основываться на каузалистической теории?
Для понимания возможностей и перспектив оценки техники чрезвычайно важно прояснить вопрос о том, может ли это направление междисциплинарных исследований последствий научно-технического развития опи

Эпистемологическая аргументация
В науке, - отмечает Сколимовски, - производство новых, более адекватных описаний, обнаружение новых истин, выполняется в процессе открытия. В технике, с другой стороны, процесс создания новых артеф

Философские основания исследования последствий научно-технического развития
Анализ и сопоставление различных точек зрения позволяет уточнить нашу интерпретацию философских оснований исследований последствий научно-технического развития. Научно-техническое развитие необходи

Проблема выбора метода исследования в рамках оценки техники
«Не существует безусловно надежных прогнозов, поскольку техническое развитие определяется множеством переменных и взаимозависимостей экономического, социального, культурного и политического характе

Раннее распознавание
В понятии раннего распознавания существует два смысловых элемента - когнитивный, связанный с заблаговременным выявлением проблемы, и нормативный, относящийся к своевременному признани

Прогнозирование в рамках оценки техники
В общих чертах любой прогноз представляет собой попытку на основе того или иного метода анализа имеющейся в распоряжении информации описать будущее состояние или развитие (или указать вероятность и

Количественные и качественные методы. Проблемы квантификации.
С точки зрения характера представления высказываний и результатов методы исследования и прогнозирования, применяемые в оценке техники, можно разделить на квалитативные (качественные) и кв

Прогнозирование как элемент практической деятельности
Реакцией на трудности, связанные с применением квантитативных методов, явилась модификация стратегии прогнозирования по трем различным направлениям: 1.) возврат к субъективным оценкам, ког

Дедуктивные методы и возможности их применения в оценке техники
Еслиговорить об истоках идеи раннего предупреждения и научного прогнозирования, то они восходят к формуле О. Конта, которая легла в основу научной программы позитивизма: Savoir pour prévo

Аналитические, эвристические и интуитивные методы
Как уже отмечалось выше, существует множество методов исследования и прогнозирования, применяемых в оценке техники. Количество их постоянно возрастает как в связи с развитием специальных теорий и к

Ретроспективная (историческая) оценка техники
Как следует из вышесказанного, ретроспективный анализ может играть определенную, в ряде случаев - очень важную роль в ТА-исследованиях. Прежде всего, такой анализ имеет место в исследованиях, близк

Методический плюрализм – преимущество или недостаток?
Отсутствие специфического метода оценки техники и обращение к широкому спектру прогностических и аналитических методов, разработанных и применяемых в других областях исследований, представляется на

Обоснования экстерналистской позиции применительно к исследованиям научно-технического развития
Среди многообразия методов и версий оценки техники особое место занимают исследовательские подходы, основанные на экстерналистской трактовке сущности технического развития. Эти подходы пока не игра

Исследования техногенеза
Использование техногенетического исследования в рамках оценки техники основано на представлении о том, что генезис техники, ее внедрение и применение, а также последствия представляют собой целостн

Конструктивная оценка техники
Конструктивная оценка техники (Constructive Technology Assessment / СТА) является методом исследования процессов технического развития, во многих отношениях близким к техногенетическому подходу. Ме

Преимущества и недостатки экстерналистских версий оценки техники
Исследования техногенеза, теория сети акторов, конструктивная оценка техники несомненно открывают новую перспективу для анализа процессов научно-технического развития. При этом характерной особенно

Цели, ценности, нормы
Обоснование концепции оценки техники существенным образом зависит от того, рассматривается ли оценка техники в качестве научной экспертизы и прогноза, в качестве ценностного нормативного суждения и

Дискуссии по аксиологическим проблемам в связи с развитием концепции оценки техники
Анализ проблематики ценностей в оценке техники оказывается далеко не простой задачей. Как уже отмечалось выше, аксиологический аспект оценки техники был предметом оживленных дискуссий в конце 70-х

Нормативная оценка техники в контексте практической деятельности в сфере научно-технической политики
Вышесказанное дает основание усомниться если не в возможностях, то в эффективности нормативной оценки техники. Во всяком случае авторы директивы СНИ в конечном счете признают, что каталог ценностей

Императив ответственности в технической деятельности
Этическая проблематика оценки техники является весьма многоплановой. Во-первых, это возникающие в целом ряде случаев конфликты ценностей (например, вмешательство в механизмы наследственности, транс

Возможности и границы индивидуальной моральной ответственности
Для нас сейчас важен один из выводов дискуссии вокруг книги Йонаса: расширенная моральная ответственность (если признавать ее право на существование) выводит на первый план проблему предвидения, пр

Этические кодексы инженерно-технической деятельности
Существуют также некоторые внешние регулятивы инженерной деятельности, основанные на принципах деонтологической этики. Таковы отдельные директивы Союза немецких инженеров или профессиональные этиче

Проблемы распределения ответственности
В этике ответственности предвидимые последствия рассматриваются как вмененные действующему субъекту. Упреждающая расширенная (бытийная) ответственность означает, что вмененными оказываются недостат

Оценка техники: между нормативной этикой и системным подходом
Выше уже был охарактеризован подход к решению проблемы ответственности в технике (в том числе в оценке техники) с позиций нормативной этики. Заслугой сторонников этого подхода является основательна

Оценка техники и участие общественности
Проблема участия общественности имеет исключительно важное значение для оценки техники. Сама разработка концепции оценки техники явилась своеобразным ответом на существенные сдвиги в общественном м

Консенсус-конференции
Заслуга разработки и широкого применения партиципативных методов[323] оценки техники принадлежит Дании, где во второй половине 80-х годов начали проводиться так называемые кон

Общественное участие: от акцептации к акцептабельности
Проблемы общественного участия в оценке техники необходимо анализировать в более широком контексте взаимоотношений между общественностью, экспертами и лицами, принимающими решения по вопросам научн

Процесс социального обучения
Социальное обучение прежде всего означает получение участниками этого процесса как нового фактического знания, так и лучшее понимание мотивов поведения других акторов, разработку новых стратегий и

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ
Концепция оценки техники имеет длительную предысторию. Рассматривая проблематику оценки техники в исторической ретроспективе, мы прежде всего убеждаемся, что теоретические предпосылки этой концепци

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ахлибининский Б. В. Проблемы прогнозирования и управления научно-техническим прогрессом. Л., 1974. 2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: Издате

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги