рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ - раздел Образование, ДЖЕЙМС ЛИНКОЛЬН КОЛЛИЕР АвангардныйДжаз/avantgarde Jazz (От Франц. Avant-Gard...

Авангардныйджаз/Avantgarde jazz (от франц. avant-garde передовой отряд) — Условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразитель­ных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т. д.). К авангардному джазу при­нято относить фри-джаз, «третье течение», электронный джаз, некоторые эксперименталь­ные формы хард-бопа, кул-джаза, джаз-рока и др.

Аранжировка/Arrangement (англ, arrange располагать, устраивать, приводить в по­рядок)— Музыкальное изложение, рассчитанное на определенный состав исполнителей и зафиксированное в нотной записи. В джазе аранжировка является способом закрепления общего замысла ансамблевой или оркестровой интерпретации и главным носителем стиле­вых качеств, вследствие чего она приобретает не менее важное значение, чем композиция в академической музыке.

Архаический (ранний) блюз/Archaic (early) blues — Наиболее старый, традицион­ный тип блюза, сложившийся, как предполагается, в первой половине прошлого века на Юге США и обнаруживающий тесную связь с африканскими истоками, а также с другими традиционными жанрами народной музыки американских негров (например, уорк-сонгом, холлером, балладой и спиричуэлом).

Архаический (ранний) джаз/Archaic (early) jazz — Обозначение наиболее ста­рых, традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритян­ских и креольских марширующих оркестров XIX в. Период архаического джаза пред­шествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля.

Атака звука/Attack — Одна из важных динамических характеристик звукоизвлече-ния в джазе, связанная с начальным моментом взятия звука в игре на каком-либо музы­кальном инструменте или в пении. Может быть резко акцентированной, агрессивной или смягченной. Качеством атаки звука в значительной мере определяется джазовый саунд.

Африканское «ручное фортепиано»/African hand piano — Широко распространенный в Африке (на западном побережье и в южной части континента) щипково-язычковый музыкальный инструмент, родственный ксилофону, с длиной резонансного корпуса от 10 см до метра и с одним или несколькими рядами расположенных на нем язычков разной величины из дерева или металла, соответствующих звукам различной высоты. Имеет мно­жество местных названий — санза, мбира, мбила, калимба, ндимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др. Во времена европейской колонизации Америки санза была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор.

База/Base (англ, нижняя часть, основание, опора)—Ансамбль или часть ансамбля, выполняющие функцию сопровождения солистов.

Баллада/Ballad (от лат. ballo танцую)— Встречающийся у многих народов песен­ный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательное™ и лиризма, строфическая форма, медленный или умеренный темп, сквозное развертывание сюжета и музыкального материала. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими тра­дициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструменталь­ной игры и пения.

Банджо/Banjo (Bonjo) — Струнный щипковый музыкальный инструмент африкан­ского происхождения, родственный мандолине и гитаре. Чрезвычайно широко распростра­нен в практике народного музицирования американских негров и как сольный, и как ак­компанирующий инструмент. Самобытные жанры негритянской народной музыки для банджо способствовали возникновению регтайма и ранних форм джаза.


Барбершоп-гармония («парикмахерская гармония»)/Barbershop harmony (англ, bar­bershop парикмахерская) — Тип гармонического сопровождения мелодии, основанный на параллельном хроматическом движении голосов при соединении аккордов (главным образом септаккордов). Данная техника голосоведения соответствует аппликатуре банджо, в практике игры на котором, по-видимому, и сформировался этот своеобразный гармони­ческий стиль. Предполагается также, что его происхождение связано с существованием в старой Америке традиции полуфольклорного самодеятельного музицирования неболь­ших ансамблей, игравших в парикмахерских, которые в те времена являлись излюбленными местами отдыха и развлечения горожан (при таких парикмахерских обычно имелся бар, а также помещение для пения и танцев). Барбершоп-ансамбли оказали влияние на разви­тие американского менестрельного театра (см. минетрел-шоу) и регтайма.

Баррел-хаус-стиль/Barrel house style, Barrel house piano (англ, barrel house трактир, пивная) — Возникший во второй половине прошлого столетия и получивший распростра­нение к началу XX в. архаический стиль негритянского фортепианного джаза. Музыка в стиле баррел-хаус исполнялась на фортепиано в остро синкопированной, ударной манере, без педали, с четким разделением функций правой и левой рук пианиста (в партии правой руки — свободная синкопированная мелодия, в партии левой руки — аккомпанемент типа «бас — аккорд» со строго выдержанной метрической пульсацией). Баррел-хаус-стиль практиковался и в небольших ансамблях, в состав которых кроме фортепиано могли вхо­дить банджо, гитара, мандолина, губная гармоника, бас и ударные, а также примитивные фольклорные инструменты (казу, джаг, «поющая пила», уошбоэрд, гребешок с папиросной бумагой и т. п.).

Баунс/Bounce (англ, прыжок, скачок) — 1. Разновидность свинга, упругое ритмиче­ское движение в умеренном темпе с акцентами на основных долях такта. Противополож­ность джампу с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе на 4/4, имеющий сходство с медленным фокстротом.

Бегин/Beguine — Танец латиноамериканского происхождения (предположительно с острова Мартиника), в четырехдольном размере, в умеренном темпе. Обладает некоторы­ми чертами сходства с танго и румбой. Получил международное распространение в 30-е гг. XX в. Мелодия «Begin the Beguin» из мюзикла К. Портера «Jubilee» (1935) является одной из популярных джазовых тем.

Бибоп — см.Боп.

Биг-бэнд (большой оркестр)/ Bigband — Характерная разновидность джазового ор­кестра, отличающаяся определенным составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп (секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения — бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смешения тембров и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде —10—20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные); возможны некоторые другие его варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струн­ная группа. Развитие биг-бэнда началось в 20-е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложил­ся свинг — один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Бит/Beat (англ, удар) — В широком смысле — метроритмическая пульсация в му­зыке. В джазе тип бита (граунд-бит, офф-бит, он-бит, ту-бит, фоур-бит и др.) определяет­ся трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцен­тов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, регулярному, строго организо­ванному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возни­кающие микросмещения ритмических акцентов относительно долей такта усиливают впе­чатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.

Блок-аккорды/Block chords — Джазовая техника фортепианной игры, основанная на параллельном моноритмическом аккордовом движении в партиях обеих рук пианиста. Другое известное ее название —«техника связанных рук». Впервые разработана в начале 40-х гг. Впоследствии данный тип аккордовой фактуры нашел применение в исполнитель­ской практике малых ансамблей (комбо) и биг-бэндов.


Блюз/ Blues (предпол. от амер. идиомы to feel blue быть печальным или от англ, blue devils меланхолия, хандра; blue означает также голубой)—Традиционный жанр афро-американской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкаль­ной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанро­вых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных во­кальных жанров, среди которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэл. Яркий и неповторимый облик блюза проявляется в характерных осо­бенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы. Блюзовая тради­ция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве ведущие академические композиторы XX в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под ее влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.

Блюзовая форма/ Blues form — Характерный тип строения блюзовой строфы. Чаще всего под блюзовой формой подразумевается классическая двенадцатитактовая вопросо-ответная структура ААВ с повторенным «вопросом» А и однократным «ответом» В, осно­ванная на принципе «перемены в третий раз». Данной структуре соответствует определен­ная функционально-гармоническая модель (квадрат) с типичной для блюза каденцией D-S-T, не имеющей аналогов в европейской музыке. Устойчивость многократно повторяе­мого «блюзового квадрата» служит организующим фактором мелодической импровизации. Специфика блюзовой формы может проявляться и в рамках тематических структур иного масштаба (8, 10, 16, 20, 24, 32 такта).

«Блюзовые тоны»/ Blue notes — Зоны лабильного (неустойчивого) интонирования отдельных ступеней лада, не совпадающие с принятым в европейской практике делением октавы на тоны и полутоны. Типичны как для джаза, так и для всей негритянской музыки в целом. В семиступенном звукоряде (гептатонике) чаще всего располагаются на III и VII ступенях («блюзовая терция» и «блюзовая септима»), условно нотируемых как пони­женные III и VII ступени мажора. Неадекватность восприятия «блюзовых тонов» евро­пейцами привела к появлению ошибочного представления о негритянском блюзе как о музыке печальной, грустной (с точки зрения европейских норм понижение III и VII ступе­ней мажорного лада создает своего рода «оминоренный» мажор).

«Блюзовый звукоряд»/ Blue scale — Условное понятие, в котором отразилось евро­пейское представление о звукорядной основе негритянской музыки (в первую очередь, блюза), ограниченное рамками равномерно-темперированного строя и связанной с ним системы нотации. В соответствии с этим представлением «блюзовый звукоряд» рассматри­вается как семиступенный натуральный мажор с дополнительными «блюзовыми тонами»— пониженными III и VII ступенями. В действительности эти «ступени» входят в состав осо­бых зон интонирования, имеющих иной звуковысотный объем, чем аналогичные ступени европейской гаммы.

Большой оркестр — См. Биг-бэнд.

Бонги/ Bongos — Латиноамериканская разновидность малых барабанов (предполо­жительно индейского происхождения). Обычно используется блок из двух бонгов разной величины, соединенных друг с другом деревянной колодкой. В эстрадно-танцевальной му­зыке бонги получили широкое распространение после второй мировой войны. В джазе применяются эпизодически.

Боп/ Вор — Джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х гг. Известен также под на­званиями «бибоп», «бибап», «рибап», «минтонс-стиль». Почти все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала. Термин «минтонс-стиль» происходит от названия гарлемского клуба «Minton's Playhouse», где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей (комбо). Важнейшие тенденции, характеризующие боп,— модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелоди­ки, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.

Бопер/ Ворег — Музыкант, играющий в стиле боп.


Брасс-бэнд/ Brass band (англ, brass — медь, латунь; band — оркестр)— Одно из на­званий негритянского духового оркестра, относящееся к периоду архаического джаза. Изредка встречается в классическом джазе и в наименованиях современных ансамблей диксиленд-джаза. См. также Марширующий оркестр.

Брейк /Break (англ, прорыв, перерыв, перемена)—Короткая сольная импровиза­ционная вставка, прерывающая звучание ансамбля. Может выполнять роль каденцион-ного «ответа» (см. вопросо-ответный принцип), завершающего какой-либо раздел джазо­вой пьесы, или вступления к аккомпанированному импровизационному хорусу солиста.

Брекдаун (брейкдаун)/ Breakdown (англ, break-down развал, неразбериха, ералаш) — Быстрый темпераментный негритянский народный танец. В середине XIX в. получил широ­кую известность благодаря менестрельному театру (см. минет ре л-шоу). Использовался здесь в завершающих представление массовых танцевальных сценах, построенных на сво­бодной коллективной импровизации всех участников. Этим термином обозначался также родственный буги-вуги фортепианный стиль, популярный в Чикаго в первые два десяти­летия нашего века.

Бридж/ Bridge (англ, мост, переход) — Промежуточный раздел в структуре джазовой темы, предшествующий заключительному репризному разделу (например, третий восьми-такт В в стандартной тридцатидвухтактовой строфе ААВА). Содержит элементы темати­ческого развития или контраста, которые служат дополнительными стимулами для импро­визации. Другие названия бриджа — рилис (англ, release — освобождение) и ченнел (англ, channel — путь, источник).

Буги-вуги/ Boogie woogie (звукоподраж.)— Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза (наряду с архаи­ческим гитарным блюзом, баррел-хаус-блюзом и др.). Предположительно является резуль­татом перенесения в практику фортепианного музицирования североамериканских негров техники игры на банджо и гитаре, использовавшейся при сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги возник в США во второй половине XIX в. Широкое распространение по­лучил в первые десятилетия нашего столетия благодаря т. н. хаус-рент-парти. Классиче­ские его образцы относятся к 20-м гг. В период свинга буги-вуги вошел в репертуар биг-бэндов. Характерные черты фортепианного буги-вуги — опора на блюзовую традицию, преобладание метроритмики и фразировки типа офф-бит, насыщенность брейками и риф­фами, импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпане­мента (walking bass —«блуждающий бас») и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-рнтм). Некоторые особенности джазового буги-вуги (двенадцатитактовый блюзо­вый квадрат, моторная ритмика, быстрый темп, остинатная повторность басовых фигу­рации) стали атрибутами созданного в 30-е гг. коммерческой индустрией развлечений мод­ного эксцентричного танца с тем же названием, популярного в Европе с 1945 г.

Бэкграунд/ Background (англ, фон, задний план) — Термин, обозначающий сопро­вождение ведущего мелодического голоса или партии солиста. Различаются следующие типы бэкграунда: 1) аккордовый (фоном служит последовательность аккордов, соответ­ствующая гармоническому квадрату темы); 2) мелодический (ведущему голосу противо­поставляются контрапунктирующие мелодические голоса сопровождения); 3) риффовый (основанный на технике риффов — остинатно повторяемых мелодических моделей); 4) басовый (роль сопровождения выполняет линия баса, являющаяся функционально-гармонической опорой мелодии); 5) ритмический (в виде четко организованной ритми­ческой пульсации с акцентами на основных долях такта); 6) смешанные (сочетающие при­знаки вышеназванных типов).

«Век джаза»— См. «Джазовая эра».

Вест-коуст-джаз (джаз Западного побережья)/ West Coast Jazz — Стилевое направ­ление в современном джазе, сформировавшееся в ряде городов Калифорнии в 50-е гг. (первые образцы относятся к 1949 г.). Вест-коуст-джаз возник прежде всего под влиянием стилей прогрессив и боп, но в нем обнаруживаются также и другите стилевые связи — с симфоджазом, свингом, кул-джазом и с европейской академической музыкой. Для него характерны эмоциональная сдержанность, строгость формы и голосоведения, склонность к использованию линеарно-контрапунктической техники, пристрастие к умеренным тем­пам и закругленной кантиленной мелодике (в духе баллад и эвергринов), мягкость зву-коизвлечения (в этом смысле вест-коуст-джаз ближе кул-, а не хот-джазу), изысканность гармонических и тембровых средств, сочетание диатонической ладотональной основы с


«расцвечивающими» ее хроматизмами и разнообразными модуляционными приемами, «расслабленный» характер свинговой пульсации наряду со спокойной, ровной ритмикой, тенденция к законченной, симметричной фразировке. На связь вест-коуст-джаза с тради­ционным джазом указывает применение музыкантами этого стиля одновременной груп­повой импровизации. В сфере камерно-ансамблевого музицирования для вест-коуст-джаза типично заимствование приемов исполнительской техники больших оркестров (вплоть до превращения всего ансамбля в единую инструментальную группу, подобную секции биг-бэнда). В оркестровой же практике вест-коуст-джаза наблюдается противоположная тенденция — к камерной манере игры, индивидуализации тембров, усилению роли сольной импровизации. Примечательно также включение в инструментарий таких редко употреб­лявшихся прежде в джазовых ансамблях инструментов, как гобой, английский рожок, фа­гот, бас-кларнет, бас-труба, бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые струнные; обычным является сочетание низких деревянных духовых с саксофонами. Стиль вест-коуст-джаза в значительной мере способствовал развитию европеизированного концертного джаза.

Водевиль/ Vaudeville — В современном смысле — род бытовой комедии с музыкаль­ными номерами, куплетами, танцами, пантомимами и трюковыми сценами. В США получил широкое распространение т. н. американский водевиль (и как его разновидность — негри­тянский водевиль), специфика которого связана с национально-характерными чертами фабулы и музыки, с обращением к местному фольклорному и бытовому материалу, а также с влияниями менестрельного театра (см. минет ре л-шоу).

«Возрождение диксиленда и новоорлеанского джаза»— См. Ривайвл.

Вопросо-ответный (респонсорный) принцип/ Responsorial principle (responsory, res-ponsorium) (от лат. respondeo отвечать)—Один из универсальных, основополагающих принципов музыкального формообразования, предусматривающий такой тип связи эле­ментов формы (построений, разделов, частей; мотивов, фраз, предложений и др.), при ко­тором эти элементы образуют взаимодополняющие пары. Наличие музыкального построе­ния, выполняющего функцию «вопроса» (и поэтому обладающего такими свойствами, как неустойчивость, незавершенность, разомкнутость), является фактором, обусловливающим возникновение «ответного» построения (более устойчивого и законченного, восстанавли­вающего нарушенное ранее динамическое равновесие). Вопросо-ответный принцип нахо­дит применение во многих европейских музыкальных формах (имитационных, репризных, рефренных; основанных на концентрической планировке, зеркальной симметрии, периоди­ческом повторе и т. п.). Простейшим способом реализации данного принципа в исполни­тельской практике является т. н. антифон (лат. antiphonos — противозвучание) — чере­дование двух групп ансамбля, перекличка между солистами, между солистом и ансамблем. Респонсорная техника в афроамериканской музыке (уорк-сонг, холлер, спиричуэл, блюз) и джазе представлена необычайным многообразием средств и приемов — от самых про­стых (перекличка) до самых сложных (в области логики импровизации и композиции, гармонии и мелодики, в распределении функции между отдельными исполнителями и ин­струментальными группами).

Восточного побережья, джаз — См. Ист-коуст-джаз.

Гарлемский джаз/ Harlem jazz — Общее наименование ряда стилевых направлений негритянского джаза 20-х и 30-х гг., возникновение которых связано с музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема. Здесь получила развитие самобытная манера исполнения блюза (гарлемский блюз), сформировалась своя школа фортепианного джаза (гарлем-ский сграид-стиль), а также сложилась особая разновидность камерного и оркестрового свинга (гарлемский джамп). В 20-е гг. в Гарлеме достиг своего расцвета негритянский водевиль. К этому же времени относится начало плодотворной концертной и композитор­ской деятельности Дюка Эллингтона, выступавшего со своим оркестром во многих гарлем-ских клубах и создавшего здесь целый ряд оригинальных стилевых концепций (джангл-стиль, концертный стиль, лирический «стиль настроения»). Под влиянием традиций гар-лемского джаза в 40-е гг. развился стиль бибоп (см. бол).

Гемиола/ Hemiola (hemiole) (лат. полуторный) — Тип ритмической группировки, при которой образуются группы длительностей, не совпадающие по своей общей протяжен­ности с долевыми циклами основного метра (например, 3 двухдольные группы в 2-х трех­дольных тактах и т.п.). Возникающее при этом несоответствие метрических и ритмиче­ских акцентов создает впечатление временной перемены метра, нарушает его устойчивость и тем самым динамизирует музыкальное изложение. Данный принцип весьма характерен для африканской ритмики, из которой он был перенесен в афроамериканскую музыку и джаз (см. также паттери, стомп).

24—352


«Говорящие барабаны»/ Talking drums — Особый вид африканских барабанов, пред­назначенных для передачи сообщений на значительные расстояния (до 10—15 км). Ус­тройство «говорящих барабанов» позволяет извлекать на них звуки с широким диапазоном звуковысотных и тембровых оттенков. Благодаря этому исполнитель может, пользуясь системой специальных звуковых сигналов, кодировать и передавать самую разнообразную информацию. Варьирование высоты и тембра звучания барабана достигается, как правило, за счет разной силы натяжения мембраны по всей ее площади между центром и краями. Некоторые приемы игры на «говорящих барабанах» нашли применение в джазовой прак­тике исполнения на ударных инструментах.

Госпел-сонг/ Gospel song (англ. Gospel — евангелие; song — песня) — Жанр негритян­ской религиозной песни на евангелическую тематику, получивший распространение в США в 1930-е гг. В отличие от других духовных негритянских жанров фольклорного про­исхождения (таких, как спиричуэл, джюбили и др.) текст и музыка госпел-сонгов созда­вались преимущественно профессиональными авторами. От хорового спиричуэла госпел-сонг отличается также тем, что он чаще всего предназначен для сольного исполнения и гораздо теснее связан с блюзовой традицией, в большей степени насыщен импровизацион-ностью, может иметь развитое инструментальное сопровождение (тогда как спиричуэл обычно исполняется a capella).

Граул/ Growl (англ, рычание) — Хриплое, «рычащее» звучание. Инструментально-тембровый эффект, перенесенный в джаз из фольклорной практики негритянского пения (см. шаут, дёрти-тон). Чаще всего используется в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре с применением сурдин (особенно на тромбоне), но может достигаться и в исполнении на других инструментах (кларнете, саксофоне и т. д.). Разнообразные граул-эффекты характерны для т. н. джангл-стиля.

Граунд-бит/ Ground beat (англ, основной удар, пульс)— Устойчивая регулярная пуль­сация в джазе, совпадающая с метрической структурой такта. Как правило, поручается ритм-группе джазового ансамбля; является организующим началом в ансамблевом испол­нении. Вместе с тем граунд-бит служит основой для создания разнообразных метрорит­мических конфликтов в джазовой музыке путем сочетания его с более индивидуализиро­ванными и ритмически свободными контрголосами или посредством вводимых в него едва заметных смещений ритмических акцентов относительно метрических долей (см. офф-бит).

Даун-бит/ Down beat (англ, down внизу; beat удар, пульс)— Тип джазовой фра­зировки, при которой внутри свободно артикулируемых ритмических групп сохраняются опорные акценты на основных долях такта. Данный метод позволяет осуществлять одно­временное сочетание граунд-бита (в скрытом виде) и офф-бита в партии одного инстру­мента.

Дёрти-тон/ Dirty tone (англ, dirty нечистый) — Специфический тип интонации в аф-роамериканской музыке и джазе, отличающийся крайней звуковысотной неустойчивостью (лабильностью), широкой и частой вибрацией, предельной динамичностью и напряжен­ностью, ярко выраженным экстатическим характером. По своему происхождению связан с негритянскими религиозными культами. Является неотъемлемым компонентом шаут-пе-ния. Особенно часто применяется в хот-джазе (как в вокальном, так и в инструменталь­ном)— нередко в сочетании с другими родственными ему выразительными средствами (офф-питч, «блюзовые тоны», граул-эффекты, скэт и т.п.).

Джаг/ Jug (англ, кувшин, сосуд) — Архаический негритянский музыкальный инстру­мент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлыш­ком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Наиболее широкое распространение получил в Южной и Центральной Америке, особенно в Вест-Индии. У североамериканских негров нередко употребляется для сопровождения блюзового пения и танцев.

«Джаз в филармонии»/ Jazz at the Philharmonic (сокр. JATP)— Джазовая концерт­ная организация, созданная в 1942 г. в Лос-Анджелесе импресарио Норманом Гранцем. Одна из главных задач ее деятельности — предоставлять ведущим музыкантам джаза возможность регулярных выступлений в филармонических концертных залах, а также устраивать гастроли джазовых коллективов и солистов в США и за рубежом. В настоящее время понятие «джаз в филармонии», или «филармонический джаз» применяется и в бо­лее широком смысле — по отношению ко всей современной концертной джазовой музыке.


«Джазовая эра» («Век джаза»)/ Jazz Age — Условное название периода в истории джаза, датируемого приблизительно 1917—1929 гг. (с конца первой мировой войны до эко­номического кризиса в США). «Веком джаза» назвал данный период американский пи­сатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн. «Tales of the Jazz Age» (1922). С этим временем связано сенсационное «открытие» джаза, приведшее к его бурному расцвету и повсемест­ному распространению. Хронологически указанный период совпадает с периодом клас­сического джаза и началом перехода от него к «свинговой эре».

Джаз-рок/ Jazz rock— Стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок-музыки. Вершины своего развития джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые эксперименты, предпринятые по инициативе музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х гг.).

Джайв/ Jive (амер. сленг, болтовня, жаргон)— Термин имеет ряд значений: 1) то же, что и джаз; 2) символический язык блюза, позволяющий обыгрывать в тексте разного рода «запретные» темы — например, связанные с сексом, алкоголизмом, наркоманией, преступ­ностью и т. п.; 3) в период свинга название музыки, исполняемой биг-бэндом в манере гарлемского джампа, а также наименование связанных с этим стилем популярных тан­цев; 4) жаргон джазовых музыкантов и любителей джаза.

Джамп/Jump (англ, скачок, прыжок)—Разновидность негритянского свинга, со­зданная в 20—30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз). Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см., бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.

Джангл-стиль («стиль джунглей»)/ Jungle style — Стилевое направление в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг. Одним из основоположников и ведущих предста­вителей этого стиля является Дюк Эллингтон. Характерные черты джангл-стиля: экзо­тические комбинации тембров, обилие остро диссонирующих звучаний и кластеров, раз­нообразные сурдинные эффекты, граул-манера в игре на духовых инструментах, дёрти-тоны, глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам диких животных и человека. Стили­зация экзотики и варваризмы нередко сочетаются здесь с утонченным оркестровым коло­ритом, традиции блюза и хот-джаза — с экспериментами в области гармонии, тональ­ности, формы и инструментовки. Многие выразительные средства джангл-стиля нашли применение в современном джазе.

Джем-сешн/ Jam session (англ, случайная встреча) — Традиционные творческие встречи джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время (чаще всего ночью) для свободного совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации. Состав ансамблей, выступающих на джем-сешн, как правило, не определен заранее и может изменяться непосредственно в процессе исполнения. Случайный характер носит и программа таких «концертов», что исключает возможность предварительной подготовки музыкантов, репетиций, использова­ния аранжировок. Традиция джем-сешн существовала еще в начале XX в. у музыкантов новоорлеанского джаза и сохраняется до нашего времени. Джем-сешн сыграли важную роль в разработке и развитии многих джазовых стилей.

Джюбили/ Jubilee (англ, празднество, ликование)— Архаическая негритянская рели­гиозная песня-славление. Основой джюбили является каноническая хоральная мелодия, многократно повторяемая с незначительными изменениями и новыми импровизационными подголосками (принцип строфического варьирования). В процессе исполнения джюбили обычно происходит постепенный переход от строгого и спокойного изложения мелодии европейского церковного гимна к более свободному и динамичному — с использованием африканизированной респонсорной техники, импровизации, «блюзовых тонов», танцеваль­ных ритмов — вплоть до экстатического шауг-пения.

Диксиленд/ Dixieland (англ, страна Дикси) — Одна из основных стилевых разновид­ностей традиционного джаза (наряду с новоорлеанским стилем). Термин имеет фольклор­ное происхождение («страна Дикси»—символическое название южных штатов США); введен в обиход белыми музыкантами — создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза и избежать употребления самого слова «джаз», отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным. Наиболее ранние образцы диксиленда относятся к концу XIX в., окончательно этот стиль

363


сложился в 1910-е гг. Вначале деятельность белых музыкантов ограничивалась слепым подражанием новоорлеанскому стилю и была малоплодотворной. Т. н. второе поколение музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.) освоило основные выразительные средства не­гритянского джаза (импровизацию, офф-бит, «блюзовый звукоряд», хог-тон и др.), всту­пив на путь постепенного преодоления расовых барьеров. В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки. На раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием мене-стрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл (см. марширую­щий оркестр) и особенно регтайма. Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла ок. 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохра­нились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.

Драйв/ Drive (англ, движение, преследование, гонка, спешка) — Энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения. Драйв предполагает использование целого ком­плекса выразительных средств и приемов, например, таких, как постоянное опережение долей метрической пульсации (см. офф-бит), переход от рассредоточенного размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли, от более крупных ритмических длительностей к более мелким, динамичная атака звука, свинг, стомп, риффы и т. д.

Западного побережья, джаз — См. Вест-коуст-джаз.

«Звуковой идеал»/ Ideal sound — Термин, применяемый в западном музыкознании (ср. нем. Klangideal, фр. sonorite ideale, иг. suono ideale) для выражения эстетического пред­ставления о качестве и красоте музыкального звука, то есть о тех необходимых его свой­ствах, которые обусловлены нормами художественного восприятия и мышления, прису­щими той или иной исторической эпохе, национальной культуре, стилю. «Звуковой идеал» имеет громкостные, временные, тембровые и звуковысотные характеристики; он тесно свя­зан с критериями правильного, художественно полноценного звукоизвлечения и звукове-дения, с выразительными возможностями музыкальных инструментов и голоса, с тради­циями исполнительского искусства. В музыке разных эпох и народов он обнаруживает черты индивидуального своеобразия и самобытности. Различны «звуковые идеалы» музы­кальных культур средневековья и классицизма, академической музыки и фольклора. «Зву­ковой идеал» джаза (т. н. джазовый саунд) обладает своими специфическими особенностя­ми и является одной из важнейших категорий джазовой стилистики.

Импровизация/ Improvisation (от лат. improvisus непредвиденный, неожиданный, вне­запный)— Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предпола­гающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом-импровизатором одновременно. В джазе (в отличие от академического му­зыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение, хотя использова­ние ее в отдельных случаях не считается обязательным. Типы и средства импровизацион­ной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различ­ных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Широкое применение здесь нахо­дят такие разновидности импровизации, как вокальная и инструментальная, сольная и ан­самблевая, тональная и атональная, свободная и ограниченная (основывающаяся на задан­ных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью распланированная, сочетаю­щаяся с элементами композиции и аранжировки, даже целиком зафиксированная в нотной записи). Это может быть короткий брейк или развернутый мелодический хорус, импрови­зация на определенную тему, на гармонический квадрат или даже на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, модальная или алеаторическая импро­визация, коллективная игра в линеарно-контрапунктической, гетерофонной, орнаменталь­но-вариационной или респонсорной манере, имитация музыкантом импровизационного сти­ля других джазовых исполнителей и т. д. Возможны также сочетания различных типов импровизации.

Ист-коуст-джаз (джаз Восточного побережья)/ East Coast Jazz — Общее название группы стилей и направлений современного джаза, сложившихся в первой половине


50-х гг. на Восточном побережье США (главный центр — Нью-Йорк). Представители ист-коуст-джаза — преимущественно цветные музыканты. Важнейшие его стилевые фор­мы — хард-боп и соул. Для этих стилей, возникших как реакция на эксперименты вест-коуст-джаза в области европеизированных концертных форм, характерна тенденция к воз­рождению традиций блюза и негритянского хот-джаза на современной основе.

Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз)/Kansas-City-jazz — Стилевая разновидность раннего негритянского свинга, возникшая в конце 20-х гг. в г. Канзас-Сити. Отличается характерным типом свинговой пульсации (баунс), выдержанным фоур-битом, разно­образным использованием техники риффов и офф-быг-фразировки. Обнаруживает следы влияний традиционного джаза, регтайма и музыкального фольклора Среднего Запада. В некоторых отношениях канзасский стиль предвосхищает более поздние стили современ­ного джаза, в частности, боп и кул.

Кантри/Country (Country music) (англ, country сельский, деревенский)— Выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством местных школ, стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого насе­ления сельских районов юго-восточных и западных штатов. Сложилась к началу XX в. в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов и др. под названием фолк-мьюзик, или сокр. фолк (folk music). После первой мировой войны получила широкое распростра­нение благодаря развитию грамзаписи и радио. В 20-е гг. стала называться хилбилли (hill­billy) — по имени одного из наиболее популярных ее исполнителей, скрипача и певца Бил­ли Хилла (1899—1940). К 40-м гг. коммерциализировалась, превратившись в т.н. «вто­ричный фольклор» (создаваемый профессиональными авторами). Вместе с ковбойскими песнями Запада — вестернами — приобрела популярность в городской среде под назва­нием кантри-энд-вестерн (country and western, С & W). В некоторых своих разновидностях музыка кантри обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки; нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ — кантри-шоу.

Кантри-блюз/Country blues — Одно из названий архаического блюза, подчеркиваю­щее его принадлежность к сельскому музыкальному фольклору, в отличие от классиче­ского блюза, имевшего преимущественно городское бытование и поэтому называвшегося также биг-сити-блюзом (букв, блюз большого города). См. также кантри.

Квадрат/Square — В джазовой музыке этим термином обозначается законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадца-титакт, шестнадцатитакт и т. д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импро­визация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении всей пьесы. С данным понятием связано существование особого типа музыкальной формы в джазе, представляющей собой серию гармонических квадратов, на фоне которых разверты­вается мелодическая импровизация. Это предполагает возможность использования одно­временно нескольких различных принципов формообразования: строфического варьирова­ния (структурная схема гармонического квадрата остается неизменной, в то время как его аккордика, фактура и ритмика варьируются), сквозного импровизационного развертыва­ния мелодики, респонсорной техники (диалогическая перекличка солистов в рамках одного квадрата или вопросо-ответное чередование мелодических соло с протяженностью каждого в несколько квадратов), а также репризности (обрамление пьесы экспозиционным и ре-призным изложением темы).

Классический блюз/Classic blues — Тип блюза, сложившийся к концу XIX в. на основе развившихся из архаического, или сельского, блюза новых, урбанизированных разновид­ностей этого жанра (urban blues, big city blues). Период расцвета классического блюза от­носится к 1925—1935 гг., после чего произошел переход к его современным формам (см. современный блюз). К этому времени окончательно определились важнейшие характер­ные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая двенадцатитактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, развитая респонсорная техника, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; комбо- и биг-бэнд-блюз; лирический и драматический; мело­дический и шаут-блюз; хот- и свиг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и др.


Классический джаз/Classic jazz — Общее название джазовых стилей, развившихся на основе архаического джаза. Классический период датируется приблизительно 1890— 1929 гг. Завершился с началом «свинговой эры». Моменты наивысшего расцвета класси­ческого джаза — ок. 1917 г. (Новый Орлеан) и вторично в середине 20-х гг. (Чикаго). Принято относить к классическому джазу следующие его стилевые формы: новоорлеан­ский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеан­ской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, воз­никшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как тради­ционный джаз.

Классический свинг/Classic swing — Зрелый свинговый стиль периода 1930—1944 гг. Является новой, более высокой ступенью развития раннего свинга (см. чикагский стиль). Достиг расцвета в 1938—1942 гг., после чего начал постепенно утрачивать свое доминирую­щее значение в связи с его коммерциализацией и выдвижением на первый план современ­ного джаза. В 50-е гг. произошло некоторое возрождение классического свинга в его тра­диционной и модернизированной формах.

Комбо/ Combo (от англ, combination комбинация, сочетание)— Характерный тип камерного джазового ансамбля, утвердившийся в современном джазе. В отличие от биг-бэнда, в котором коллективное исполнение и секционное деление инструментов преобла­дает над солированием, комбо, как правило, представляет собой ансамбль солистов, импро­визирующих в сопровождении ритм-группы (иногда ритмическая функция поручается здесь лишь одному инструменту или даже вообще может быть не обособленной от сольных партий). Численность исполнительского состава комбо может варьироваться в довольно широких пределах — от 2 до 10—11 человек — и, следовательно, не является определяю­щим признаком этого типа ансамблей. Специфика их связана прежде всего с распределе­нием функций между музыкантами, что дает основание считать комбо-джаз относительно самостоятельной стилевой разновидностью джазовой музыки.

Конга/Conga (испано-амер. круг) — 1. Ударный инструмент африканского происхож­дения. Тип цилиндрического барабана с сужающимся книзу корпусом. Высота инструмен­та —70—80 см. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук. Конга широко распро­странена в Латинской Америке; используется в современных танцевальных и развлекатель­ных оркестрах, иногда включается в джазовые ансамбли. 2. Афроамериканский танец, родственный румбе. Имеет двухдольный размер, исполняется в быстром темпе, иногда в сопровождении одноименного ударного инструмента. Является традиционным танцем кубинских карнавалов.

Концертный джаз/Concert jazz — Данное понятие применяется по отношению к джа­зовой музыке, специально предназначенной для публичного исполнения в больших кон­цертных залах или обладающей качествами, присущими концертным жанрам (по аналогии с концертными жанрами академической музыки). Для концертного джаза характерны повышенная серьезность и углубленность содержания, рафинированность выразительных средств, тщательно продуманная и разработанная форма (и как следствие этого — воз­растание роли композиции и аранжировки), высокий уровень профессионального мастер­ства и технической виртуозности исполнения, отказ от развлекательно-прикладных функ­ций и от танцевальной ритмики, обращенность к подготовленному, интеллектуальному слушателю с развитым музыкальным вкусом и соответствующей культурой восприятия. Известны примеры концертных жанров, созданных на основе негритянского фольклора (концертный спиричуэл, концертный блюз), архаических форм евроамериканской музыки (концертный регтайм), традиционного джаза (концертный диксиленд). В 20-е гг. большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся оркестрами т. н. симфоджаза. В этот же период возник самобыт­ный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Тенденция к концертности с очевидностью обнаруживается почти во всех стилях и направлениях современного джаза. В наибольшей мере это понятие применимо к таким его разновидностям, как филармонический джаз (см. «Джаз в филармонии»), прогрессив, вест-коуст, кул, фри-джаз, «третье течение», современный симфоджаз.

Креольский джаз/Creole jazz (также frenchmen jazz) — Разновидность традицион­ного джаза, относящаяся к новоорлеанскому стилю. Развивалась параллельно и в тесной


взаимосвязи с его негритянским направлением. Возникла в среде цветных креолов Нового Орлеана — потомков французских и испанских переселенцев, имеющих примесь негритян­ской крови. Этим объясняется своеобразное промежуточное положение креольского джаза между негритянским джазом и диксилендом, что нашло непосредственное выражение в его стилистике. Креольские музыканты привнесли в джаз элементы своего родного фольклора и латиноамериканской музыки, способствовали расширению джазового инструментария и развитию ансамблевых форм джаза, а также приобщению негров к европейской куль­туре.

Кул-джаз («прохладный»/ «холодный» джаз)/ Cool jazz (англ, cool холодный, про­хладный)— Стиль современного джаза, возникшего в конце 40-х гг. Создан некоторыми негритянскими джазменами-бопералш на основе достижений бола, однако во многом про­тивоположен ему. Прежде всего это проявилось в отходе от традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от присущей ему чрезмерной ритмической экспрессивности и под­черкнутой негритянской специфики. Происхождение стиля кул принято связывать также с именем негритянского свингового саксофониста Лестера Янга, который еще в 30-е гг. раз­работал противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвле-чения (т. н. Lester sound). Характерные черты кула — эмоциональная сдержанность, уси­ление интеллектуального начала, снижение роли офф-бита и драйва, возросшее значение композиции, аранжировки и гармонии, изысканность тембров, применение разнообразной модуляционной техники, полифонизация фактуры, использование элементов политональ­ности, атональности и додекафонии, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Большинство представителей кул-джаза — белые музыканты. В основном кул исполняется ансамблями типа комбо, реже — большими оркестрами. Его влияния сказа­лись на развитии других современных джазовых стилей, особенно еест-коуст-джаза и «третьего течения».

Кун-сонг/ Coon song (англ, coon падший, пропащий)— Популярные песни в квази­негритянском духе, бытовавшие в США начиная с 20-х гг. прошлого столетия. «Кун»— презрительная кличка негров. Кун-сонги создавались преимущественно белыми авторами в подражание негритянским плантационным песням. Получили широкое распространение благодаря менестрельному театру (см. минетрел-шоу). Впоследствии некоторые из них вошли в репертуар джаза,

Кэйкуок/ Cakewalk (англ, шествие на кухню)— Популярный с середины XIX в. быстрый синкопированный танец-марш афроамериканского происхождения. Входил в состав менестрельных представлений (минетрел-шоу). Является предшественником рег­тайма. В Европе получил распространение как модный бытовой танец в 1900-е гг. Название кэйкуока, по одной из версий, связано с танцами негров-рабов, исполнявшимися для уве­селения белых хозяев. Шествие на кухню, вероятно, было наградой отличившимся танцо­рам.

Лид/ Lead (Lead party) (англ, lead вести)— Ведущий мелодический голос в джазовом ансамбле. В классическом джазе ведущую партию обычно исполнял корнетист или трубач, который назывался лидером или бэнд-лидером. В период свинга так стали называть руко­водителя оркестра.

Маримба/ Marimba (афр.) — Африканский ударный инструмент, разновидность ксилофона; был распространен также в Центральной и Южной Америке у негров-рабов. Представляет собой набор деревянных пластинок различной величины (соответствующих звукам определенной высоты), прикрепленных к тыквенным резонаторам (калебассам); в Центральной Америке в качестве резонаторов используются деревянные ящики разной емкости. Звук извлекается палочками с каучуковыми наконечниками. В 1921 г. в США на основе маримбы создан вибрафон, впоследствии вошедший в джазовый инструментарий.

Марширующий оркестр/ Marching band — Тип негритянского духового оркестра, по­лучивший распространение в период архаического джаза в Новом Орлеане. Возник по образцу военных марширующих оркестров, существовавших во французской армии еще со времен наполеоновских войн. Репертуар марширующих капелл Нового Орлеана состоял в основном из маршей и популярных танцев, исполняемых в характерной для негров синко­пированной манере. Такие оркестры участвовали в карнавалах и праздниках, торжествен­ных шествиях и парадах. Они сыграли важную роль в формировании новоорлеанского стиля и классического джаза в целом.

Минстрел-шоу/ Minstrel show (англ, менестрельное представление)— Самобытная форма американского музыкального театра, возникшая в первой половине XIX в. под влия-


нием негритянского фольклора. Первоначально это были короткие комедийно-эксцентри­ческие импровизированные сценки-скетчи, исполнявшиеся бродячими белыми музыкан­тами-менестрелями, которые, загримировавшись под негров, пародировали их манеры, повадки, речь, песни и танцы. Такие сценки нередко вставляли в качестве интермедий между действиями в театральных постановках, для развлечения публики во время антрактов. Впоследствии на их основе развился особый тип законченного многоактного шоу-пред­ставления с участием профессиональных актерских трупп и музыкальных ансамблей (банджо, кастаньеты, тамбурин, к которым иногда могли добавляться и другие инстру­менты). Период наивысшего расцвета минстрел-шоу 1840—1870 гг. После окончания граж­данской войны в США (1865 г.) появились негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. К началу XX в. менестрельный театр подвергся коммерциализации и утратил свое значение. Тем не менее он сыграл важную роль в истории американской му­зыки — способствовал возникновению и развитию регтайма и раннего джаза, формирова­нию национальных жанров музыкального театра и эстрадно-зрелищного искусства (воде­виля, мюзикла, мюзик-холла, шоу, ревю и др.).

Модальный джаз/Modale jazz — Экспериментальное направление в современном джазе, связанное с переходом от традиционного типа тональной организации (европей­ский мажоро-минор с его функционально-гармонической системой) и формообразования (строфическая форма в виде серии повторяющихся гармонических квадратов) к новому, модальному («ладовому») принципу. Согласно этому принципу, главной организующей основой музыкального изложения становятся т. н. «модусы»— особые (ненормативные) ладо-звукорядные структуры, сохраняющие на протяжении пьесы или ее раздела постоян­ство ступеневого состава, но при этом допускающие свободное комбинирование тонов в рамках определенного звукоряда. Такого рода модальность позволяет связывать множе­ство мелодических и гармонических элементов в единое целое и одновременно расчленять целое на части и разделы, органично связанные между собой. Материал для построения модусов может быть весьма разнообразен: диатонические лады европейской народной му­зыки, средневековые церковные лады, звукоряды неевропейского происхождения, искус­ственно сконструированные звукорядные структуры. Особым предпочтением в модальном джазе пользуется разработанная в 1953 г. пианистом Джорджем Расселлом система из 9 хроматических вариантов лидийского лада, предназначенная главным образом для ис­пользования в практике блюзовой импровизации (т. н. «лидийская концепция тональной ор­ганизации»). Модальная техника в джазе не является чисто линеарной; в ее арсенале есть и такие приемы, как мелодическое развертывание заданной аккордовой структуры или, на­против, «свертывание» исходного мелодического звукоряда в аккорды. Это дает музыкан­там возможность применения в ансамблевой игре самых разных типов фактуры: полифони­ческой, гомофонной, хоральной, респонсорной (вопросо-ответной) и др. К модальной технике обращались представители многих современных джазовых стилей. В наибольшей степени это относится к музыкантам фри-джаза.

Модель/Pattern — См. Паттерн.

Мэйнстрим/Mainstream (англ, главное, центральное течение)— Условное понятие, утвердившееся в джазовом лексиконе в 50-е гг. в связи с возрождением свинга — стиля, занимающего промежуточное, центральное положение между традиционным хот-джазом и современным кулом. В дальнейшем стало применяться для обозначения существующего в рамках любого стиля умеренно-прогрессивного направления, не порывающего с тради­цией,— в отличие от консервативных, канонизированных форм данного стиля и его экспе­риментальных разновидностей (например, новоорлеанско-чикагский стиль как мэйнстрим в рамках классического джаза, кул с элементами хот-джаза и свинга, блюзовое направле­ние фри-джаза и т. п.).

Необоп/Neobop (англ, новый боп) — То же, что и хард-боп.

Новоорлеанский стиль/New Orleans style — Основополагающий стиль классического периода истории джаза. Представлен негритянским и креольским джазом Нового Орлеана. Сформировался в конце XIX в. на основе афроамериканского фольклора (уорк-сонг, не­гритянская баллада, спиричуэл, блюз и др.), народной и бытовой музыки цветных креолов, а также архаического (раннего) джаза. Новоорлеанский стиль связывается прежде всего с возникновением развитых инструментально-ансамблевых форм негритянского музициро­вания, пришедших на смену вокальным фольклорным жанрам с примитивным инструмен­тальным сопровождением, бытовым танцам, фортепианному регтайму и музыке духовых капелл, организованных по образцу европейских военных оркестров. В классический пе­риод сложился самостоятельный тип новоорлеанского джаз-бэнда с характерным разде-


лением инструментальных групп (секций)— ритмической (банджо, духовой или струнный бас, ударные и фортепиано) и мелодической (ведущий голос — корнет или труба, контра­пунктирующие голоса — кларнет и тромбон, участвующий также в гармоническом сопро­вождении мелодии), с определенным соотношением сольной и коллективной игры, импро­визации и аранжировки. В отличие от гетерофонно-вариационного стиля исполнения в архаическом джазе, здесь утвердился более сложный и совершенный респонсорный (вопро-со-ответный) принцип ансамблевой игры наряду с многоголосием типа импровизационной контрастной полифонии с ведущим голосом (лид). Более яркое и последовательное воплощение получила блюзовая традиция, определился круг специфических выразительных средств и технических приемов — офф-бит, драйв, дёрти-тоны, шауг-эффекты, стомпинг, брейки, стоп-тайм-техника, хот-манера и др. После 1917 г. в связи с закрытием увесели­тельных заведений Нового Орлеана многие джазмены переехали в Чикаго, где благодаря этому развился т. н. новоорлеанско-чикагский стиль, способствовавший зарождению ран­него свинга (см. также чикагский стиль). В среде белых музыкантов Нового Орлеана и Чикаго, подражавших негритянскому джазу, получил развитие стиль диксиленд. К концу 20-х гг. новоорлеанский стиль утратил свое значение и был вытеснен коммерческой раз­влекательной музыкой, однако во второй половине 30-х гг. произошло его возрождение в традиционных и новых формах (см. ривайвл). Идеи и принципы новоорлеанского стиля нашли продолжение в современном диксиленде.

Он-бит/On beat (On the beat) (англ, к биту) — Джазовый бит, приближающийся к строгой метрической пульсации.

Офф-бит/Off beat (англ, от бита) — Джазовый бит, отклоняющийся от строгой метри­ческой пульсации. Одно из важнейших средств создания метроритмических конфликтов в джазе.

Офф-питч/Off pitch (англ, от [определенной] высоты)— Отклонение от абсолютной высоты тона. Термин, обозначающий характерный для афроамериканской музыки и джаза тип лабильной (подвижной, неустойчивой) интонации, не укладывающейся в европейскую равномерно-темперированную звуковысотную шкалу. К специфическим формам интонации типа офф-питч относятся «блюзовые тоны» и дёрти-тоны.

«Парикмахерская гармония»— См. Барбершоп-гармония.

Паттерн (модель)/Pattern (pattern formation) (англ, модель) — Термин, относящийся к области модальной техники в джазе (в более широком смысле, чем ладовая модальность; см. модальный джаз). Паттерн представляет собой устойчивое структурное образование — модель (ритмическую фигуру, мелодический оборот, акцентный цикл, аккордовую последо­вательность, фактурную формулу и т. п.), которая при повторениях — не утрачивая своей устойчивости — допускает многообразное ее видоизменение и варьирование за счет сме­щения во времени, переакцентировки, транспозиции, секвенцирования и т. п. Это свое­образный строительный материал музыкального развертывания в джазе, важное средство динамизации изложения и формообразования. Часто масштаб (протяженность) такой мо­дели не совпадает с внутритактовыми долевыми циклами (например, группа из трех вось­мых длительностей при тактовом размере 2/4). Повторение данной модели создает после­довательность акцентов, противоречащих основной тактовой группировке. При этом возни­кает эффект «расшатывания» исходного метра, усиливающий внутреннюю конфликтность и динамичность музыкального развития. Прием многократного остинатного повторения паттерна как средство нагнетания динамики называется в джазе стомпом, или стомпингом. Частная разновидность стомпинга, весьма характерная для оркестрового свинга,— т. н. тех­ника риффов.

Перекрестная ритмика/Cross rhythms — Африканский тип импровизационной рит­мической полифонии, основанный на свободном сочетании разных метров. В отличие от европейской полиметрии, в перекрестной ритмике ударные доли сочетаемых метров не сов­падают друг с другом. В африканской музыке перекрестные ритмы обычно применяются в комплексе с модальной ритмической техникой (см. паттерн) и стомпингом, которые во­шли и в арсенал выразительных средств джаза. От перекрестной ритмики ведет свое проис­хождение и джазовый офф-бит, возникший в результате перенесения приемов африкан­ской полиметрии на европейскую монометрическую основу.

Прогрессив/Progressive (англ, прогрессивный) — Стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х гг. на основе традиций классического свинга и бола. Преимущест­венно связано с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа.


Прогрессив является одним из стилей концертного джаза, оказавшим существенное влия­ние на дальнейшую эволюцию джазового искусства.

«Прохладный джаз»— См. Кул-джаз.

Райд-бит/ Ride beat (англ, ride ехать верхом, beat удар, пульс) — Тип джазового бита, напоминающий «ритм скачки» (разновидность пунктирного ритма).

Ранний джаз — См. Архаический джаз.

Per/ Rag (сокр. от ragtime) — См. Регтайм.

Реггинг/ Ragging (произв. от rag) — Синкопированная манера игры в духе регтайма.

Регтайм/ Ragtime (англ. букв, «разорванное время», т. е. синкопированный ритм) — Самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последней четверти XIX в. в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических раз­новидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кун-сонг) и танцев (кэйкуок). В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадле­жала белым музыкантам (в особенности это относится к т. н. эстрадному концертному рег­тайму) . Характерные черты регтайма — сопоставление постоянно синкопирующей мело­дии с метрически четким маршеобразным аккомпанементом типа «бас — аккорд», (см. страйд-стиль), использование остинатно повторяемых мелодических и ритмических мо­делей, не совпадающих с тактовой группировкой (паттерн), особый тип композиционной структуры и др. В конце 80-х — начале 90-х гг. сформировался классический регтайм, за­метно отличающийся от своих фольклорных разновидностей. Развиваясь по пути совер­шенствования стиля, структуры и пианистической техники, он утратил свою импровиза-ционность, превратившись в вид композиторского творчества, а затем коммерциализиро­вался и стал одним из жанров профессионального эстрадно-развлекательного искусства. В практике негритянского музицирования он сохранил свою индивидуальность, оказав существенное влияние на эволюцию ранних стилей фортепианного джаза, а также ново­орлеанского стиля и диксиленда. На роликах для механического фортепиано сохрани­лись записи регтаймовых пианистов конца XIX— начала XX вв., имеющие большую исто­рическую ценность и впоследствии воспроизведенные на грампластинках.

Рент-парти — См. Хаус-рент-парти.

Респонсорный принцип — См. Вопросо-ответный принцип.

Ривайвл/ Revival (англ, возрождение) — В истории джаза с этим понятием прежде всего связано движение, возникшее в конце 30-х гг. и известное под названиями «ново­орлеанский ренессанс» (New Orleans renaissance) и «возрождение диксиленда» (dixieland revival). Его инициаторы — белые любители джаза, коллекционеры грампластинок, джа­зовые критики и музыканты — стремились возродить аутентичные формы классического джаза, традиции которого оказались уже почти полностью забыты из-за всеобщего увле­чения коммерческой танцевальной музыкой. Изучение и популяризация классическо­го джаза способствовали возникновению новых, современных стилевых форм дикси­ленда. Термин «ривайвл» иногда употребляется также к периоду возрождения свинга 50-е гг.).

Ринг-шаут/ Ring shout (англ, ring круг, shout крик, зов) — Негритянский религиоз­ный круговой танец экстатического характера, сопровождавший исполнение спири­чуэла.

Ритм-группа (ритм-секция)/ Rhythm section — См. Секция ритмических инструмен­тов.

Ритм-энд-блюз/ Rhythm and blues (сокр. R & В)—

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДЖЕЙМС ЛИНКОЛЬН КОЛЛИЕР

THE MAKING OF JAZZ... A COMPREHENSIVE HISTORY... NEW YORK...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЖАЗА
«Становление джаза» Джеймса Линкольна Коллиера — первая в русском переводе книга американского автора, всесторонне раскры­вающая многоликий мир джазовой музыки. Можно уверенно предска­зать, что кни

АФРИКАНСКИЕ КОРНИ
В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удив

НА АМЕРИКАНСКОЙ ЗЕМЛЕ
У негров, попадавших в Новый Свет, не было ничего, кроме лох­мотьев. Некоторым дозволялось брать с собой музыкальные инстру­менты. Смертность среди рабов во время так называемого среднего перехода

СКОТТ ДЖОПЛИН И РЕГТАЙМОВАЯ ЛИХОРАДКА
Блюз был и до сих пор остается краеугольным камнем джаза. Но не меньшую роль в становлении раннего джаза сыграл регтайм — другой вид негритянской музыки, который развился примерно в то же время, чт

ПЕРВЫЕ ЗВУКИ ДЖАЗА
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеа­не откуда на старых колесных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой леге

ЗА ПРЕДЕЛЫ НОВОГО ОРЛЕАНА
26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого события в истории джаза переоценить невозм

ВЕЛИКИЙ ДЖЕЛЛИ РОЛЛ
В мире джаза, где эксцентричность характера является нормой, а яркая индивидуальность — sine qua поп*, Фердинанд „Джелли Ролл" Мортон все же фигура исключительная. Энергичный делец, азартный и

БЕССИ СМИТ И НОВЫЙ БЛЮЗ
До последнего времени большинство джазовых критиков считало, что блюз является составной частью джаза — не просто одним из его кор­ней, но и живой ветвью его древа. Сегодня уже очевидно, что у блюз

БЕЛЫЕ В ДЖАЗЕ
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музы­канта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, насторожен­н

ПЕРВЫЙ ГЕНИЙ: ЛУИ АРМСТРОНГ
Луи Армстронг родился в бедности, рос в невежестве. Но к счастью для него, да и для нас, он родился гением. Авторы книг и статей о джазе, по­жалуй, злоупотребляют словом «гений»— во всяком случае,

БИКС БЕЙДЕРБЕК: ТРАГИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Бикс Бейдербек вошел в историю джаза как первый выдающийся белый музыкант. Имвосхищались, перед ним преклонялись его коллеги — белые и негры. Ему подражали, копируя по нотам его лу

ХЕНДЕРСОН, ГОЛДКЕТТ И СТАНОВЛЕНИЕ БИГ-БЭНДА
В годы, когда ширилась слава Луи Армстронга, в джаз пришла группа талантливых молодых музыкантов-негров. Они коренным образом отли­чались не только от новоорлеанских пионеров джаза, но и от боль­ши

УОЛЛЕР, ХАЙНС И СТРАИД-ПИАНО
Фортепиано всегда занимало в музыке особое место. Оно предо­ставляет возможность воспроизвести несколько звуков одновременно и может быть приравнено к целому ансамблю. Это свойство издавна привлека

ХОКИНС И ЯНГ: САКСОФОНИСТЫ ВЫХОДЯТ ВПЕРЕД
С самого начала ведущими инструментами джаза были труба и кор­нет. Все первые джазовые «короли» были корнетистами: Болден, Оливер, Кеппард, Армстронг, Бейдербек. Но в начале 30-х годов у корнета и

ДЮК ЭЛЛИНГТОН: ВЕЛИКИЙ МАСТЕР
Дюк Эллингтон — единственный из джазовых музыкантов, завоевав­ший всеобщее признание как величайший художник. Разумеется, и Армстронг был всемирной знаменитостью, широкой известностью поль­зовались

СВИНГОВЫЙ БУМ
В истории современной культуры время от времени появляются художественное течение или новая социальная философия, привлекаю­щие многочисленных сторонников, в основном из числа молодежи. Воз­никает

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИКСИЛЕНДА
Эра свинговых оркестров сделала джаз популярным, и это, естест­венно, имело свои последствия, суть которых была различна. Одни джа­зовые музыканты обращали свои устремления в будущее, другие — в пр

ДЖАЗ ПЕРЕСЕКАЕТ АТЛАНТИКУ
Отношение европейцев к джазу предопределено двумя мифами. К ним настолько привыкли, что они воспринимаются как нечто само собой разу­меющееся. Первый миф состоит в том, что в Западной Европе якобы

МЯТЕЖНЫЙ БОП
В истории джаза нет, пожалуй, другого течения, которое столь же выпукло, как бибоп (или боп), отразило бы характер породившей его общественной среды. Музыкальные принципы бибопа сложились в недрах

ЧАРЛИ ПАРКЕР: ПОЛЕТ ДИКОВИННОЙ ПТИЦЫ
В джазе было два подлинных гения. Один из них, конечно, Луи Армстронг, любимый публикой и добивавшийся ее расположения. Другим был человек по имени Чарли Паркер, ненавидевший общество и не находивш

ТЕЙТУМ И ПАУЭЛЛ ПРЕОБРАЖАЮТ ФОРТЕПИАННЫЙ ДЖАЗ
Фортепианный джаз, как мы знаем, в некоторых отношениях отли­чается от джаза, исполняемого на духовых инструментах. Одно из существенных преимуществ фортепиано — возможность воспроизво­дить несколь

НАСЛЕДНИКИ БЕРДА И ДИЗЗИ: КЛИФФОРД, ФЭТС, СОННИ
  Поражает стремительность, с какой революция бопа сметала на своем пути другие джазовые стили. До появления первых пластинок Паркера и дебюта Паркера и Гиллеспи на 52-ой ул

ЕВРОПЕИЗИРОВАННЫЙ КУЛ-ДЖАЗ: ТРИСТАНО, МАЛЛИГЕН, БРУБЕК
Мятежный боп лишил джаз однородности. Но на этот раз речь идет не о сопротивлении уходящего стиля новым веяниям. Джаз ока­зался расколотым по меньшей мере на четыре направления, у каждого из которы

MJQ» И МАЙЛС
Музыканты школы вест-коуст-джаза были главным образом белы­ми. Многие из них воспитывались на домашней фонотеке, слушая квартеты Бетховена и симфонии Брамса. Такие джазмены, как Брубек и Тристано,

БЛЕЙКИ, МИНГУС, РОЛЛИНС И СТИЛЬ ФАНКИ
В первые годы борьбы за права негров инициатива чаще всего исхо­дила от белых. Но после второй мировой войны в мировоззрении негров произошел перелом, изменились их взгляды на свою роль в амери­кан

СЕСИЛ, ОРНЕТТ И АВАНГАРДИСТЫ
На протяжении полутора десятилетий — с конца 40-х и до начала 60-х годов — ни у кого не возникало сомнений в том, что основная линия развития джаза начинается от новоорлеанского стиля и проходит че

ДЖОН КОЛТРЕЙН: МЕССИЯ ДЖАЗА
История джаза полна имен, вызывавших безграничное восхищение публики. Поклонники Бейдербека так любили его, что прощали ему все. Армстронг был кумиром как музыкантов, так и критиков. Паркера боготв

БУДУЩЕЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
В книге такого рода на этом месте должна бы последовать глава под названием «Куда идет джаз?». Читатель, однако, не найдет ее. Ведь пред­сказывать что-либо рискованно, а по отношению к джазу в особ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги