рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жёлтые пигменты.

Жёлтые пигменты. - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого 1. Железноокисные Пигменты. Охры (Железные Краски Натурально...

1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального происхождения) натурального происхождения состоят главным образом из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти вещества бесцветны, и хромофором являются водные или безводные окислы железа, которые в большей или меньшей степени находятся в них. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений:

· Закись (FeO) – железо II-валентно;

· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;

· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;

· Гидрат закиси (Fe(OH)2);

· Гидрат окиси (Fe(OH)3).

К земляным краскам относятся и умбры (см. Коричневые пигменты.) близкие по составу к охрам. Они содержат кроме соединений железа ещё и значительное количество соединений марганца. Также к разновидностям охр относится и «зелёная земля» («зелёная охра») (см. Зелёные пигменты.). Своей окраской она обязана находящейся в ней закиси железа.

Краски этой группы лишены чистоты цвета и характерны своим землистым оттенком. Разнообразие тонов обязано происхождению и условиями строения земной коры в местах их нахождения. Для всех них характерны: светостойкость, безвредность, дешивзна. Применимы во всех видах живописи.

· Охра жёлтая– природный пигмент, состоит из глинистых минералов, у которых основным хромофором является Fe(OH)3 – гидроксид трёхвалентного железа. Как правило, охры содержат примеси. По цвету бывают от светло-жёлтых до золотисто-жёлтых. Цвет зависит от количества Fe(OH)3: его может содержаться от 12% до 75%. Устойчивы к свету, щелочам, слабым кислотам; низкая термоустойчивость. При 150°С изменяется, а при 250°С переходит в красно-коричневое состояние. Образуют прочные соединения, хорошо кроют. Живопись Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине покраснела от пожара, так как в других местах того же храма найдена живопись с «нормальным» цветом охрений.

· Сиена – аналогична охрам, но имеет повышенное содержание Fe(OH)3: от 45% до 75%. В отличие от охр, содержит SiO2 (песок) в коллоидной, не кристаллической форме (H2SiO3, в этой форме от реакционно способный). Благодаря содержанию SiO2 в коллоидной форме он обладает лессирующей способностью. Также в сиене присутствует MnO, который придаёт оттенок сиене. При нагреве переходит в красно-коричневый пигмент – сиену жжёную. Щелочестоек. На масле легко темнеет и сохнет очень медленно.

2. Свинцовые соединеня. Свинец даёт целый ряд красок белого, жёлтого и красного цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых. Краскам этой группы присущи: большой удельный вес, корпусность и плотность, большая или меньшая ядовитость, способность чернеть от сернистых соединений, способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.

· Массикот – глёт. Окись свинца (PbO). Получается путём слабого прокаливания свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глётом только физическое: массикот – аморфен, а глёт – кристалличен. При 500°С массикот переходит в глёт. Имеет скромный жёлто-оранжевый цвет. Главное значение массикота и глёта – служить материалом для варки олифы и сиккативов.

3. Хромосвинцовые соединения. Жёлтые хромы принадлежат к ярким по цвету светло-жёлтым краскам лимонного оттенка; оранжевые хромы близки по тону оранжевому кадмию; красные хромы не уступают по яркости киновари.

· Неаполитанская жёлтая – PbSbO3 – свинцовая соль сурьмяной кислоты. Была известна ещё в XV веке под названием «giallolino». Краска находилась поблизости от Везувия и была, следовательно, вулканического происхождения. Имеет различные оттенки: от светло-жёлтого до оранжевого, переходящего в розоватый. Ядовита. Хорошо кроет с маслом. Действию сероводорода подвержена меньше свинцовых белил. Светостойка.

 

4. Кадмиевые пигменты. В природе кадмий находится в цинковой руде вместе с цинком, с которым у него похожие свойства. В чистом Укрывист, высокостойки к свету, температуре, щелочам. Сернистые соединения (CdS) находятся в природе в виде минерала гренокита. Он тождественен тому, что применяется в живописи. Искусственные сернистые соединения кадмия получены Меландри в 1829г. В зависимости от примесей он может быть от лимонно-жёлтого до оранжевого. Укрывисты, светостойки, температуро- и щелочестойки.

· Жёлтый и оранжевый кадмии – разность оттенков объясняется физическим составом: оттенки красок изменяются попутно с изменением величины их зёрен, так как с изменением плотности вещества преломляющая и поглощающая способности их в отношении к лучам света также изменяются. Производится двумя способами: мокрым (растворы солей кадмия осаждаются сероводородом) и сухим (прокаливание соединений кадмия в тиглях с серой). При сухом способе получается один «средний» оттенок жёлтой краски. Обладают средней кроющей способностью, сохнут с ним медленно.

5. Остальные жёлтые пигменты.

· Аурипигмент (золотая краска) – сульфид мышьяка (As2S3). Цвет от лимонно-жёлтого до оранжевого. В настоящее время его получают путём синтеза (бывает и природный). Ядовит, не светостоек. В натуральном виде получается обыкновенно в смеси с минералом реальгатом. Используется в масляных, эмульсионных, клеевых красках. При смеси со свинцовыми и медными пигментами смесь чернеет, т.к. аурипигмент содержит серу. Известен с 315 года до н.э. Плиний описывает её под названием auripigmentum. Применялась в живописи в средние века и в эпоху Возрождения, о чем свидетельствуют Ченнино Ченнини и Ван-Мандер.

· Шижгиль - растительная жёлтая из крушины. Использовалась русскими художниками с XV века. Использовалась при письме ликов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого

Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жёлтые пигменты.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Реставрационная наука до XVIIIв.
Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади, на которой происходила церемония избрания ме

Стилистическая реставрация.
Эпоха классицизма, ориентированная на культуру античности, обращалась больше к разуму человека. В конце XVIII века возникло течение романтизма, оперирующее больше воображением, обращалось ко всему

Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вж

Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века.
Отношение средневековой России к произведениям искусства прошлых лет было таким же, как и в западной Европе в средневековый период. Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёл

Формирование органов охраны памятников.
C приобщением России к западноевропейской культуре, наметилось светское мировоззрение. Интерес к памятникам исчезнувшего прошлого начался с коллекционирования. Пётр I издал указ о запрете переплавк

Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв.
Уже в ранний период реставрация в России тяготела к нормам стилистической реставрации. Это отчасти было вызвано культурными движениями запада, отчасти – подъёмом национального чувства после войны 1

Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.
Первое место в реставрации икон следует отвести Н.И. Подключникову (1813-1877гг.), который может быть назван «отцом реставрации древнерусской живописи». Он был крепостным, но ему посчастливилось вы

Реставрационная деятельность в СССР.
В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В 1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу

Некоторые понятия физики света.
В конце XVIIв. Исаак Ньютон предложил теорию света, согласно которой свет – это поток мелких материальных частиц (корпускулов[5]), испускаемых светящимся телом. Двигаясь пря

Цветовые ощущения.
Цветовые ощущения возникают в результате раздражения нервов на внутренней поверхности глаза. Есть два вида зрительных нервов: палочки и колбочки. Цвет воспринимают только колбочки. У каждой

Цвет как свойство предметов.
Все предметы обладают тем или иным цветом. И. Ньютон открыл, что белый цвет – это совокупность многих цветов. Пропуская свет сквозь призму, он увидел цвета, располагающиеся в той же последов

Непрозрачное тело Прозрачное тело
Непрозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света отражают, а часть – поглощают. Прозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света

Понятие показателя преломления.
Показатель преломления был введён И. Ньютоном в конце XVIIв. Показатель преломления характеризует отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде:  

Оптические явления красочной плёнки.
Часть света, падая на красочную плёнку, отражается от её поверхности, какая-то часть – преломляется и проходит внутрь красочного слоя. Те лучи, что отразились, создают ощущение либо матовости, л

Цвет мутных сред.
Чем больше расстояние, тем сильнее изменяется цвет свет проходит пространство, в котором частицы (пыль, влага и т.д.) искажают спектральный состав светового потока. При этом длинные участки спектра

Изменение цвета клеевых красок при высыхании.
Выбеливание клеевых красок при высыхании происходит потому, что после испарения воды частицы пигментов становятся окружёнными воздухом. Если принять nпигмента=1,50[9], то

Общая характеристика.
Лакокрасочный материал приготовляют из сухого и жидкого компонента. Первые – это пигменты и наполнители, вторые – связующие и разбавители. Пигмент – цветной тонко и

Некоторые физические свойства пигментов.
1. Укрывистость – способность пигментов закрывать грунт так, чтобы он не просвечивал. Так как она зависит от Δn связующего и пигмента, ясно, что с одним связующи

Белые пигменты.
· Известь – Ca(OH)2; · Мел – CaCO3; · Гипс – CaSO4·0,5H2O/ CaSO4·2H2

Красные пигменты.
1. Железноокисные пигменты. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений: · Закись (FeO) – железо II-валентно; · Окись (Fe

Коричневые пигменты.
В основном – натуральные земли, относятся к железноокисным пигментам. В их состав также входят глина, мел, доломит (CaMg(CO3)2). Дополнительным хромофорам может являться окись

Зелёные пигменты.
В зависимости от основного хромофора можно выделить три группы: медные (Cu2+), хромовые (Cr3+), и железные (Fe3+). 1. Медные п

Синие пигменты.
· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представля

История применения штукатурных растворов.
В домонгольсокй Руси использовалось два типа штукатурок: известково-цемяночные и известковые с добавлением дроблёного белого камня. Традиция использовать

Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
В искусстве античности выделялись изделия (инталии[12] и камеи, в основном), высоко ценившееся во все времена, в том числе и в средние века, поскольку они играли заметную роль в ювелирном деле. Сос

Краски Дионисия (Лелекова О.В.).
Кто хотя бы раз увидит росписи Ферапонтова монастыря, тот никогда не забудет удивительной симфонии красок Дионисия. И, уезжая, запомнит слова экскурсовода, что все неповторимое богатство оттенков ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги