Реферат Курсовая Конспект
Синие пигменты. - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого · Египетская Голубая – Александрийская Фрита. Широко Использ...
|
· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представляет собой измельчённое медное стекло – бледно-синие прозрачные частицы. Оттенки могут варьироваться в зависимости от свойств сырья. Получение пигмента хорошо описано Витрувием.
1. Ультрамариновые пигменты. Красящее начало ультрамарина обусловлено соединением серы и натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии, если их извлечь, то получится бесцветное вещество. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество. Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий результат. На 100ч. краски ультрамарин содержит: кремнезёма — 45,5ч., извести — 3,52ч., глинозёма — 31,76ч., натра — 9,09ч., серного ангидрида — 5,89ч., серы — 0,95ч., железа — 0,86ч., воды — 0,42ч., углекислоты— 0,12ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному. Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зелёный и фиолетовый цвета. Светоустойчивы, неядовиты, щелочестойки; не стойки даже к слабым кислотам, способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни». Сущность этой «болезни» заключается в следующем: ультрамариновые краски, содержащие в своём составе значительное количество глинозёма, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать её в себе. Влага эта нарушает мало-помалу строение масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородности, а следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, зависящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая (по методу Петтенкофера).
· Ультрамарин натуральный – получается переработкой ляпис-лазури (камня лазурита). Если упростить формулу (Al2O3·6SiO2·2Na2O·2Na2S), то можно сказать, что это алюмосиликат, содержащий серу и натрий. Скорее всего хромофором является соединение соединением серы и натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии; если их извлечь, то получится бесцветное вещество. Его нельзя смешивать с желтком с содержанием уксуса. Натуральный ультрамарин XIII-XVI веках был одной из самых любимых живописцами синих красок; был редок и продавался по весьма высокой цене. Особенно широко он применялся в XIV и первой половине XV века, причём в Италии чаще, чем на севере. Натуральный ультрамарин превосходит по своим качествам искусственный, но и в настоящее время остаётся очень дорогой краской, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.
· Ультрамарин искусственный– высокая цена ляпис-лазури давно побуждала учёных к открытию новых способов производства синих красок. В 1827г. Гимэ получил зелёный ультрамарин путём обжига без доступа воздуха каолина, глауберовой соли, соли, серы и угля, смешанных в разных пропорциях. Для получения синего ультрамарина нужно эту же смесь ещё раз прокалить с примесью нового количества серы и доступом воздуха. Очень близок к натуральному ультрамарину по цвету, составу и качеству.
2. Кобальтовые пигменты. Смальта – один из видов кобальтового стекла, открытие которой относится к XVI веку. Смальта, являясь измельчённым кобальтовым порошком , не имеет кроющих способностей. Синюю кобальтовую краску, обладающую необходимыми для живописи свойствами, удалось открыть значительно позже. Цвет и оттенки кобальтовых красок зависят от различных соединений солей кобальта. Краски лессировочные, отличаются быстрой высыхаемостью; обладая сиккативными свойствами, в смесях с другими красками ускоряют их высыхание, уркывисты, светостойки.
· Кобальт синий – краска имеет своеобразный синий цвет, напоминающий цвет ультрамарина. Химический состав краски — соединение глинозёма с закисью кобальта (кобальт-алюминат) в смешении с глинозёмом. Вследствие малого процентного содержания в краске красящего начала — окисла кобальта — синий кобальт теряет до известной степени в цвете: в масляной живописи — при пожелтении масла, в акварельной — при пожелтении бумаги. Имеет лессировочные и кроющие способности.
· Церулеум - Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком. По химическому составу близка синему кобальту (глинозём заменён в ней окисью олова). Пригодна во всех способах живописи.
3. Остальные синие пигменты.
· Азурит – голубец, горная синь. Пигмент голубого цвета, известен с древности. Получали из пигмента азурит. По химическому составу представляет собой основную углекислую соль меди (2CuCO3·Cu(OH)2). Азурит в древности был весьма распространённой синей краской во фресковой живописи и использовался более широко, чем лазурит в европейской живописи с XV до середины XVII столетия. Это связано с тем, что как и лазурит, азурит даёт превосходный синий цвет, но при этом не требует больших затрат сил и времени на обогащение пигмента. В России этот пигмент появился примерно в XI-XIIвв. Светостоек, щелочестоек. Со временем цвет меняется на зелёный. Не совместим с пигментами, содержащими серу. На Руси применялся с пшеничным клеем в качестве связующего (напр. Росписи Преображенского собора Мирожского монастыря г.Пскова).
· Индиго– пигмент органического происхождения тёмно-синего цвета. Получается из растения Indigofera disprema. Хромофором является индиготин. Был известен со времён античности. Прочнее всего индиго в акварели; на масле зеленеет, чернеет, плохо кроет. В XIX веке учёные синтезировали искусственный индиготин, которые вытеснил натуральный. Искусственный прочнее натурального. В монументальной живописи применялся на растительном клею.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Синие пигменты.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов