рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Красные пигменты.

Красные пигменты. - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого 1. Железноокисные Пигменты. При Взаимодействии Железа С Кисл...

1. Железноокисные пигменты. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений:

· Закись (FeO) – железо II-валентно;

· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;

· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;

· Гидрат закиси (Fe(OH)2);

· Гидрат окиси (Fe(OH)3).

Катион Fe2+ очень слабый хромофор, а Fe3+ - очень сильный. Он окрашивает в бурый и очень красный цвета. Совместное присутствие Fe2+ и Fe3+ образует синий или сине-чёрный цвет. Этот комплекс соединений вместе с наполнителями и примесями образует весь ряд железноокисных пигментов.

Между химическим составом и цветом существует зависимость:

· Жёлтые - Fe(OH)3;

· Красные - Fe2O3;

· Чёрные - Fe3O4 (Fe2O3+ FeO);

· Коричневые - Fe2O3· Fe(OH)3.

Fe2O3 в природе встречается в виде минерала гематита или красного железняка. Название дано от греческого "эма" - кровь, "эматитес" - кровавый камень (Теофраст, 325 г. до н.э.). В природе образует кристаллы и их сростки; зернистые, чешуйчатые и землистые агрегаты, иногда натёчные, почковидные и болитовые. Цвет кристаллических разновидностей: от стально-серого до чёрного; скрыто-кристаллический гематит – от матово-красного до ярко красного. Весьма широко распространённый минерал, встречающийся в месторождениях самых разнообразных генетических типов и разных горных породах. По строению и форме выделений различают несколько разновидностей гематита, среди которых в качестве пигмента применяются две: железная сметана и красный железняк. По содержанию Fe2O3 природные пигменты делятся на мумии (20-70%) и сурики (75-90%).

· Железный сурик (гематит) – содержит Fe2O3 (75-90%) и примеси глинистых веществ и кварца. Получают из ряда железных руд (путём прокаливания лимонитовой железной руды). Цвет от желтоватого до коричневого. Некоторые руды дают пигменты большой чистоты (петербургская красная, испанская красная, в них содержание Fe2O3 70-90%). Светостойки, химически стойки.

· Охра красная – Fe2O3. Древнерусское название – черлень. Это прокалённая при 500-700°С жёлтая охра. Встречается и природная красная охра (встречаются в вулканической почве и потому являются охрами, обожжёнными самой природой). Множество залежей в России, Италии. Прочны, светостойки, применимы во всех видах живописи. На масле сохнут хорошо.

· Болюс – имел большую популярность в старину. Добывается в различных местах и потому в своих составах различна. Одни представляют собой водную кремниевожелезную соль, другие состоят из глины из глины, окрашенной безводной окисью железа. Лучшим считается армянский болюс, добываемы в Лемносе. В XVIII столетии болюсы имели широкое применение при приготовлении красных грунтов. В старину использовался для золочения.

· Сиена жжёная – бывает искусственная и природная. Содержание Fe2O3 от 35-75%. Лессировочна, так как содержит много примесей (см. Жёлтые. Сиена). Прокаливая натуральную сиену при температуре 500— 650°С, можно получить жжёную сиену красно-коричневого цвета. Жжёная сиена имеет глубокий красивый тон, большую кроющую силу и прочность как в чистом виде, так и смесях.

· Мумия– делится на светлую, тёмную, обыкновенную, бокситную и глинистую в зависимости от содержания Fe2O3 (20-35% - светлая, 35-70% - тёмная). Бокситные содержат большую примесь Al2O3. Глинистая мумия - глина красного цвета, содержащая гематит (Fe2O3) от 20%. Цвет от светло-красного до тёмно-коричневого. Укрывист, интенсивен, светостоек, щелочестоек. Чаще всего мумия получается путём отжига болотных руд, в результате чего гётит переходит в гематит, и пигмент в зависимости от температуры обжига приобретает различные оттенки красного цвета. Светлые колера требуют низкой температуры, тёмные - высокой, при температуре красного каления получают фиолетовый оттенок, который известен под названием "капут-мортум". Месторождения железоокисной мумии встречаются реже, чем месторождения мумии глинистой. Наиболее крупные из них: Бечесын-Бермамытское в Ставропольском крае и Шилкинское в Читинской области.

· Английская красная, капут-мортум, красный Ван-дик – имеется много сортов красок этого вида с различными названиями. Лучшие из них состоят почти из чистой безводной окиси железа, получающейся искусственным путём, что достигается различными способами. Краски этого вида имеют большой и средний удельный вес. Хорошо кроют, применимы во всех видах живописи, сохнут хорошо.

· Багор- искусственная краска, состоящая из чистой окиси железа. Багор - это термин, под которым (как в большинстве других случаев) понимается тон краски, а отнюдь не конкретное вещество. "Риза кресты багровы", "препоясан лествием с багровым". Багор применялся в смеси с другими красками: "Риза багор с белилы", "исподнюю ризу прописывай багром с празеленью". Багор употребляли для составления сложных оттенков: "Деревья пиши зеленью, смешивая её с умброй и багром". Его состав, как и санкиря, был самый разный. Получить багор было можно, "смешав две части киновари с одной частью чернил", "чернило с черленью и баканом" или же только "чернила и бакан". Есть и другие рекомендации относительно получения багра, например, путём смешивания чернил с вапом. Очевидно, это была составная краска красноватых тонов, получившая своё название от слова "багряный".

2. Остальные красные пигменты.

· Киноварь – HgS (сернистая ртуть). Бывает природная и искусственная. Натуральная киноварь носит название «горной киновари»; имеет различные оттенки – от ярко-красного до тёмно-красного. Перед употреблением в дело подвергается только очистке и измельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и красивее её цвет, но, как отмечает Оствальд, при излишне тонком помоле она потеряет часть своей яркости. Приготовление искусственной киновари известно ещё с XIII века (большой вклад внесли алхимики). Раньше производство происходило двумя способами (сухим и мокрым), которые сводились к смешению ртути и серы. В новом способе фабрикация киновари последняя получается не прямо из серы и ртути, а из ртутных соединений и соединений серы. Под влиянием света киноварь чернеет, переходя из кристаллической сернистой ртути в аморфную того же состава. При нагревании до 100°С киноварь почернеет, но при охлаждении вернёт свой цвет; при нагревании до 400°С киноварь почернеет и не восстановится. Со смолами киноварь чернеет очень быстро (это объясняется хорошей проводимостью смолами солнечных лучей, которые и меняют строение пигмента). Применяется во всех видах живописи (даже в фреске, где также может чернеть при попадании света, но не так сильно, как в масляной или клеевой живописи), сохнет медленно (на масле); мало ядовита. Коэффициент преломление n=3.

· Сурик свинцовый– 2PbO·PbO2(Pb3O4). Лучший свинцовый сурик получают из чистых свинцовых белил, которые при накаливании переходят в массикот, а затем в сурик. В России использовался с XV века. Цвет ярко-красно-оранжевый. Под действием света чернеет, обращаясь в перекись свинца. Проба сурика на масле потеряла своей цвет настолько, что от неё не осталось ни следа. Также теряет цвет при в смесях со свинцовыми белилами. Щелочестоек, укрывист, ядовит, подвержен влиянию сероводорода.

· Красный кадмий – впервые появился в 1912г. в России. Важнейшей частью являются сернистый и селенистый кадмий, входящие в виде химического соединения. Шпат, входящий в состав красок, представляет собой белое основание. В виде порошка обладает меньшей яркостью, чем со связующим. Призван был заменить киноварь благодаря своей светопрочности. Обладают хорошей укрывистостью. (см.Жёлтые пигменты.Кадмиевые пигменты.)

· Реальгар– древнерусское название – рожгиль. Природный пигмент ярко-красного цвета (As2S2 или AsS. На свету разрушается, превращается в порошок красно-жёлтого цвета. Встречается обычно совместно с аурипигментом, реже - с киноварью и золотом. За неимением естественного реальгара иногда на практике при нагревании аурипигмента до температуры более 150°С получали красную модификацию аурипигмента, близкую по цвету и составу к реальгару. Но качество полученного таким путём пигмента было заметно хуже природного реальгара, тем более, что красная модификация аурипигмента менее устойчива к воздействию света и часто теряет свой цвет, становясь вновь жёлтой. Известен с античности. Использовался в стенописях на растительном клее, но использовался редко.

· Бакан- (кошенилевый лак, кармин) - натуральная краска природного происхождения. Изготавливается из кошенили с добавлением сандала. Кошениль (в российском аналоге - черевец) - насекомое центральной Америки. Из сушёных и толчёных насекомых получают порошок, а потом обрабатывают раствором аммиака или карбоната натрия, а потом фильтруют в растворе. Это и есть бакан. Позднее - кармин. Карминовые краски известны в Европе с 16в. При росписи успенского собора в Москве "посмертной росписи на пособорное письмо надобно бакану веницейского - 4 фунту". Аналог - бакан обыкновенный - применялся в России с 17в. Готовили из насекомого черевец. Распространён на Украине. Непрочен, особенно в акварели.

· Крапп-лаки – интенсивные прозрачные лаки различных цветов. По сведениям Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапп-лаков, которые получали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. Крапп (или марена) получается из корня растения красильной морены. Высушенный и измельчённый корень превращается в порошок жёлто-красного цвета с характерным запахом. Корень краппа содержит в своём составе целый ряд красильных начал, важнейшими из которых являются руберитриновая кислота (распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество) и пурпурин. (Пурпурин (менее прочен) даёт более нежно-розовые цвета, ализарин (прочен) – более тёмные.) На свойствах ализарина давать с окислами металлов нерастворимые окрашенные соединения и основано применение краппа. Ализарин с окисью олова даёт красные лаки, с окисью железа – фиолетовые лаки, с хромовыми солями – коричневые. Красочное начало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты, осаждается углекислой содой. Нормальный крапп-лак красного цвета представляет собой ализариновую соль алюминия и кальция. Применяются во всех видах живописи. С маслом сохнут медленно, некоторые из сортов прочны (зависит от свойств марены).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого

Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Красные пигменты.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Реставрационная наука до XVIIIв.
Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади, на которой происходила церемония избрания ме

Стилистическая реставрация.
Эпоха классицизма, ориентированная на культуру античности, обращалась больше к разуму человека. В конце XVIII века возникло течение романтизма, оперирующее больше воображением, обращалось ко всему

Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вж

Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века.
Отношение средневековой России к произведениям искусства прошлых лет было таким же, как и в западной Европе в средневековый период. Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёл

Формирование органов охраны памятников.
C приобщением России к западноевропейской культуре, наметилось светское мировоззрение. Интерес к памятникам исчезнувшего прошлого начался с коллекционирования. Пётр I издал указ о запрете переплавк

Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв.
Уже в ранний период реставрация в России тяготела к нормам стилистической реставрации. Это отчасти было вызвано культурными движениями запада, отчасти – подъёмом национального чувства после войны 1

Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.
Первое место в реставрации икон следует отвести Н.И. Подключникову (1813-1877гг.), который может быть назван «отцом реставрации древнерусской живописи». Он был крепостным, но ему посчастливилось вы

Реставрационная деятельность в СССР.
В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В 1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу

Некоторые понятия физики света.
В конце XVIIв. Исаак Ньютон предложил теорию света, согласно которой свет – это поток мелких материальных частиц (корпускулов[5]), испускаемых светящимся телом. Двигаясь пря

Цветовые ощущения.
Цветовые ощущения возникают в результате раздражения нервов на внутренней поверхности глаза. Есть два вида зрительных нервов: палочки и колбочки. Цвет воспринимают только колбочки. У каждой

Цвет как свойство предметов.
Все предметы обладают тем или иным цветом. И. Ньютон открыл, что белый цвет – это совокупность многих цветов. Пропуская свет сквозь призму, он увидел цвета, располагающиеся в той же последов

Непрозрачное тело Прозрачное тело
Непрозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света отражают, а часть – поглощают. Прозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света

Понятие показателя преломления.
Показатель преломления был введён И. Ньютоном в конце XVIIв. Показатель преломления характеризует отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде:  

Оптические явления красочной плёнки.
Часть света, падая на красочную плёнку, отражается от её поверхности, какая-то часть – преломляется и проходит внутрь красочного слоя. Те лучи, что отразились, создают ощущение либо матовости, л

Цвет мутных сред.
Чем больше расстояние, тем сильнее изменяется цвет свет проходит пространство, в котором частицы (пыль, влага и т.д.) искажают спектральный состав светового потока. При этом длинные участки спектра

Изменение цвета клеевых красок при высыхании.
Выбеливание клеевых красок при высыхании происходит потому, что после испарения воды частицы пигментов становятся окружёнными воздухом. Если принять nпигмента=1,50[9], то

Общая характеристика.
Лакокрасочный материал приготовляют из сухого и жидкого компонента. Первые – это пигменты и наполнители, вторые – связующие и разбавители. Пигмент – цветной тонко и

Некоторые физические свойства пигментов.
1. Укрывистость – способность пигментов закрывать грунт так, чтобы он не просвечивал. Так как она зависит от Δn связующего и пигмента, ясно, что с одним связующи

Белые пигменты.
· Известь – Ca(OH)2; · Мел – CaCO3; · Гипс – CaSO4·0,5H2O/ CaSO4·2H2

Жёлтые пигменты.
1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального происхождения) натурального происхождения состоят главным образом из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти веществ

Коричневые пигменты.
В основном – натуральные земли, относятся к железноокисным пигментам. В их состав также входят глина, мел, доломит (CaMg(CO3)2). Дополнительным хромофорам может являться окись

Зелёные пигменты.
В зависимости от основного хромофора можно выделить три группы: медные (Cu2+), хромовые (Cr3+), и железные (Fe3+). 1. Медные п

Синие пигменты.
· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представля

История применения штукатурных растворов.
В домонгольсокй Руси использовалось два типа штукатурок: известково-цемяночные и известковые с добавлением дроблёного белого камня. Традиция использовать

Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
В искусстве античности выделялись изделия (инталии[12] и камеи, в основном), высоко ценившееся во все времена, в том числе и в средние века, поскольку они играли заметную роль в ювелирном деле. Сос

Краски Дионисия (Лелекова О.В.).
Кто хотя бы раз увидит росписи Ферапонтова монастыря, тот никогда не забудет удивительной симфонии красок Дионисия. И, уезжая, запомнит слова экскурсовода, что все неповторимое богатство оттенков ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги