рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.

Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке. - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого Первое Место В Реставрации Икон Следует Отвести Н.и. Подключникову (1813-1877...

Первое место в реставрации икон следует отвести Н.И. Подключникову (1813-1877гг.), который может быть назван «отцом реставрации древнерусской живописи». Он был крепостным, но ему посчастливилось выйти на волю и получить художественное образование. Сначала он занимался поиском способов освобождения старых картин от потемневшего лака и записей. Затем занялся конами. Он разработал реактивы и способы размягчения красок на картинах и иконах, которые он тщательно оберегал как производственную тайну.

В 1852г. по повелению Николая I митрополит Филарет поручил Подключникову привести в порядок иконостас Успенского собора Московского кремля. Состав предстоящих работ он определил:

· Необходимо снять почерневшую олифу;

· Удалить записи и открыть первоначальную живопись;

· Стёртые и испорченные места «запунктировать новыми красками, где не нужно – не писать»;

· Покрыть иконы мастичным лаком.

За работами наблюдала комиссия. Митрополит отправлял отчёты в Синод.

Реставрация началась с проб, затем постепенно снимались записи. Если в последнем слое обнаруживалась плохая сохранность, - фрагмент оставался под первой записью. Если повреждения были незначительными, то икона расчищалась до конца, а утраты восполнялись.

Эта реставрация икон произвела большое впечатление на C.Г. Строганова. Он говорил: «Слава Богу! Наконец-то начинается новая эпоха в поновлении древних икон! Прошлые поновители древних икон только расписывали и тем самым только портили.»

У него [Подключникова] появилось много завистников. Даже старообрядцы были смущены: с одной стороны они знали, что вновь открытая живопись – подлинно до Никонианская икона, но, с другой стороны, открытая живопись была яркой и звонкой, что не соответствовало их представлениям. Комиссия отмечала, что способы реставрации, вещества, употребляемые Подключниковым, никому не известны и являются его секретом. Поэтому производить так искусно работу, как делает он, т.е. снимать раздельно один слой за другим не касаясь подлинника, без постижения этого секрета – не возможно.

В своём отчёте Подключников утверждал, что имеет право хранить в секрете свои способы. Он так же утверждал, что для покрытия икон вместо олифы лучше употреблять мастичный лак, т.к. олифа под действием света и воздуха темнеем, а лак прозрачен и обратим.

Он также впервые начал оставлять на иконе очень тонкий слой олифы, а сверху прикрывал её мастичным лаком. Однако оценить его работу трудно, т.к. в 1875-1895гг. иконы были переписаны.

Подключников много работал как реставратор икон и картин. Он был не только реставратором, но и ценителем древнерусской живописи. Найденные им способы расчистки икон легли в основу современной реставрации. Он был подлинным основателем школы реставрации древнерусской живописи.

 

C конца XVIII века в Зимнем дворце была коллекция из более чем 200 картин. В начале для реставрации привлекались голландские, немецкие мастера. Постепенно начала формироваться Эрмитажная школа русских реставраторов. Первым русским реставратором картин можно считать А.Ф. Митрохина, который проработал в Эрмитаже более 40 лет. Лабинский Ф.И. – главный хранитель Эрмитажа – называл Митрохина «первейшим в своём искусстве <…> изобретателем в России реставрации по технологической части, который изыскал средства переносить живопись с дерева на холст и неослабными трудами довёл оное до совершенства, доказанное многими операциями».

В 1843г. Митрохин обобщил свой опыт в «Правилах о перенесении живописи с дерева на холст». Сегодня реставрация отрицательно относится к практике XIXв. в переводе с дерева на холст. Сам Митрохин стремился избежать перевода. Ещё с 1820-х годов Митрохин и его ученики стали делать паркетаж (шпонки), предотвращающий коробление досок, и производить склеивание досок, дублирование, очистку картин от загрязнений, перетяжку холстов, тонировку, покрытие лаком.

Главная заслуга Митрохина состоит в том, что он разработал новые связующие для укрепления основы живописи. В Европе в XVIIв. Применяли клейстерные (на крахмальной основе), воскосмоляные смеси с различными пластификаторами. Митрохин предложил состав из осетрового клея и мёда. Он установил, что наилучшим соотношением является соотношение 1к:2п. Получалась эластичная клеевая плёнка, пригодная для дублирования и перевода живописи.

В 1819г. в Гос. Эрмитаже была образована «Рестораторская школа», в которую принимались выпускники Академии Художеств. Их обучением руководил Митрохин. В 1825г. был принят устав школы, согласно которому срок обучения составлял 6 лет с присвоением квалификации «помощник реставратора». После 10 лет работы выпускник мог претендовать на получение звания «реставратор». На реставрацию уникальных произведений выдавали разрешение, составлялись протоколы. Митрохин и ученики реставрировали великих художников (Рубенс, Рейнольдс и т.д.). Его отмечали наградами, он получил право на дворянство.

Со второй половины XIXв. до начала XXв. История реставрации в Эрмитаже связана с деятельностью трёх поколений Сидоровых. В начале XXв. Работал Д.Ф. Богословский, который в 1910г. впервые применил регенерацию разложившегося лака парами спирита по методу Петтенкофера.

 

В конце XIX — начале XXв. все более осознается специфика реставрации, её задачи и цели. Она по своим главным функциям перестала быть прикладной и превращается в самостоятельную дисциплину. При ИМАО была создана Комиссия по Сохранению древних памятников. Комиссия состояла из специалистов. Для работ на памятниках создавались спец. комиссии. Глава комиссии был распорядителем всех работ. Было исследование и копирование. Копии заверялись подписями. Для реставрации монументальной живописи нанимались подрядчики из числа иконописцев и художников, которые были известны археологическому обществу своей работой. Ежегодно ответственный за работу предоставлял учёный и финансовый отчёт. Проводились химико-технологические исследования (Д.И. Киплик).

В ряде теоретических работ было показано, что произведение искусства не может быть восстановлено ни с какой стороны. Исходя из этого, пришлось пересмотреть существующие на тот момент цели и задачи реставрации.

Возник рынок коллекционирования. Реставрация должна была считаться со вкусами хозяев, но такой подход был далёк от истинных целей реставрационной деятельности.

Большое влияние на ход реставрации оказал II Всероссийский съезд художников (1911-1912гг.) Съезд осудил поновительскую реставрацию и назвал её варварской и ненаучной. Истинная цель реставрации — поддержание без поновления подлинника, а не имитация восстановления древности. В докладах указывалось, что реставрация не должна быть суммой секретных приёмов. Это должен быть строго научный процесс, который документирован на каждой стадии. Участниками была высказана идея создания школы-мастерской при Академии Художеств или Училище барона Штиглица, в котором преподавали науку реставрации. Доклады и материалы съезда были опубликованы в 3-х томном труде.

Только в начале XX века сформировалось представление о реставрации как отдельной профессии.

После съезда, основной практикой ИАК и ИМАО, стала консервация. Академик архитектуры П.П. Покрышкин в 1915г. в книге "Краткие советы" рекомендует избегать реставрации памятников и ограничиться ремонтом. Реставратор не должен имитировать письмо оригинала. Реставратор должен отобрать необходимый минимум мер для сохранения памятника.

Археологические методы реставрации становится универсальными. Бенуа, Рерих, Грабарь выступают со статьями, где требовали пересмотреть реставрационную практику в Эрмитаже в 1915г. Постепенно определилась специфика реставрации как вида деятельности: это поиск средств и способов сохранения памятника на возможно длительный срок. Эти цели не входят в круг научных проблем ни археологии, ни искусствознания. Реставрация становится самостоятельной дисциплиной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого

Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Реставрационная наука до XVIIIв.
Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади, на которой происходила церемония избрания ме

Стилистическая реставрация.
Эпоха классицизма, ориентированная на культуру античности, обращалась больше к разуму человека. В конце XVIII века возникло течение романтизма, оперирующее больше воображением, обращалось ко всему

Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вж

Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века.
Отношение средневековой России к произведениям искусства прошлых лет было таким же, как и в западной Европе в средневековый период. Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёл

Формирование органов охраны памятников.
C приобщением России к западноевропейской культуре, наметилось светское мировоззрение. Интерес к памятникам исчезнувшего прошлого начался с коллекционирования. Пётр I издал указ о запрете переплавк

Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв.
Уже в ранний период реставрация в России тяготела к нормам стилистической реставрации. Это отчасти было вызвано культурными движениями запада, отчасти – подъёмом национального чувства после войны 1

Реставрационная деятельность в СССР.
В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В 1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу

Некоторые понятия физики света.
В конце XVIIв. Исаак Ньютон предложил теорию света, согласно которой свет – это поток мелких материальных частиц (корпускулов[5]), испускаемых светящимся телом. Двигаясь пря

Цветовые ощущения.
Цветовые ощущения возникают в результате раздражения нервов на внутренней поверхности глаза. Есть два вида зрительных нервов: палочки и колбочки. Цвет воспринимают только колбочки. У каждой

Цвет как свойство предметов.
Все предметы обладают тем или иным цветом. И. Ньютон открыл, что белый цвет – это совокупность многих цветов. Пропуская свет сквозь призму, он увидел цвета, располагающиеся в той же последов

Непрозрачное тело Прозрачное тело
Непрозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света отражают, а часть – поглощают. Прозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света

Понятие показателя преломления.
Показатель преломления был введён И. Ньютоном в конце XVIIв. Показатель преломления характеризует отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде:  

Оптические явления красочной плёнки.
Часть света, падая на красочную плёнку, отражается от её поверхности, какая-то часть – преломляется и проходит внутрь красочного слоя. Те лучи, что отразились, создают ощущение либо матовости, л

Цвет мутных сред.
Чем больше расстояние, тем сильнее изменяется цвет свет проходит пространство, в котором частицы (пыль, влага и т.д.) искажают спектральный состав светового потока. При этом длинные участки спектра

Изменение цвета клеевых красок при высыхании.
Выбеливание клеевых красок при высыхании происходит потому, что после испарения воды частицы пигментов становятся окружёнными воздухом. Если принять nпигмента=1,50[9], то

Общая характеристика.
Лакокрасочный материал приготовляют из сухого и жидкого компонента. Первые – это пигменты и наполнители, вторые – связующие и разбавители. Пигмент – цветной тонко и

Некоторые физические свойства пигментов.
1. Укрывистость – способность пигментов закрывать грунт так, чтобы он не просвечивал. Так как она зависит от Δn связующего и пигмента, ясно, что с одним связующи

Белые пигменты.
· Известь – Ca(OH)2; · Мел – CaCO3; · Гипс – CaSO4·0,5H2O/ CaSO4·2H2

Жёлтые пигменты.
1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального происхождения) натурального происхождения состоят главным образом из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти веществ

Красные пигменты.
1. Железноокисные пигменты. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений: · Закись (FeO) – железо II-валентно; · Окись (Fe

Коричневые пигменты.
В основном – натуральные земли, относятся к железноокисным пигментам. В их состав также входят глина, мел, доломит (CaMg(CO3)2). Дополнительным хромофорам может являться окись

Зелёные пигменты.
В зависимости от основного хромофора можно выделить три группы: медные (Cu2+), хромовые (Cr3+), и железные (Fe3+). 1. Медные п

Синие пигменты.
· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представля

История применения штукатурных растворов.
В домонгольсокй Руси использовалось два типа штукатурок: известково-цемяночные и известковые с добавлением дроблёного белого камня. Традиция использовать

Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
В искусстве античности выделялись изделия (инталии[12] и камеи, в основном), высоко ценившееся во все времена, в том числе и в средние века, поскольку они играли заметную роль в ювелирном деле. Сос

Краски Дионисия (Лелекова О.В.).
Кто хотя бы раз увидит росписи Ферапонтова монастыря, тот никогда не забудет удивительной симфонии красок Дионисия. И, уезжая, запомнит слова экскурсовода, что все неповторимое богатство оттенков ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги