рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реставрационная деятельность в СССР.

Реставрационная деятельность в СССР. - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого В Ноябре 1917Г. Была Создана Всероссийская Коллегия По Охране Памятни...

В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В 1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу предметов старины и искусства; тогда же – о реставрации памятников из частных коллекций; тогда же – о признании художественных ценностей достоянием. Таким образом, государство впервые брало под свою охрану все художественное достояние.

В 1918г. при Наркомпросе была создана всероссийская комиссия по раскрытию памятников искусства. Позже она стала называться «Комиссия по делам реставрации». Директором был И.Э. Грабарь – выдающийся художник, искусствовед, учёный. При комиссии были созданы мастерские по реставрации живописи, архитектуры, предметов ДПИ. В составе комиссии были известные теоретики и практики в области реставрационного дела: А.И. Анисимов, П.Д. Барановский, Г.О. Чириков, Е.И. Брянин, П.И. Юкин и др. Силами этих мастерских проводились работы во Владимире, Угличе, Рязани, Москве, Новгороде, Пскове, Казани, Самарканде. За первые три года было укреплено и расчищено около 150м2 живописи.

В 1924г. комиссия была преобразована вЦентральные Государственные Реставрационные Мастерские (ЦГРМ), которые стали единственным производственным и научным центром в России. Директор – И.Э. Грабарь. ЦГРМ имели свои филиалы. В ЦГРМ была создана физико-химическая лаборатория, разработаны методы рентгенографирования при послойной расчистке живописи. Грабарь готовит методичку по раскрытию живописи.

В 1921г. была I Всероссийская Реставрационная конференция, где был обобщён опыт предыдущих годов в реставрации и утверждены её основные принципы. Грабарь писал, что «если раскрытие не вызывает особых возражений, то на пути восстановления нас ожидают дебри, в которых легко заблудиться. Именно в этом направлении были совершены наибольшие вандализмы, причём нередко во всеоружии науки и с самыми благими намерениями».

В эти годы проводилось много раскрытий памятников монументальной живописи. Большинство было раскрыто в 20-30-е годы. Однако, в результате раскрытия икон, многие записи, имеющие художественную ценность, исчезли. Остались только фотографии и описания. Опыты по расслоению были в фазе испытаний.

В 1934г. ЦГРМ закрывают. Секцию древнерусской живописи из ЦГРМ переводят в Государственную Третьяковскую Галерею, которая становится руководящим органом по делам реставрации. За ведущими музеями закрепляются периферийные в целях руководства и надзирательства.

В ГТГ происходит реорганизация: образуется 4 научных отдела. Реставрационный отдел делится на два: реставрация древнерусской и новейшей живописи. Организуются физико-химические лаборатории. Методическое руководство отделом реставрации совершает ГАИМК (Государственная Академия Истории Материальной Культуры (с 1926г.), бывшая ИАК) и ИИТ (Институт Истории Технологий). Проводились лабораторные исследования с помощью УФ, рентгена, химического анализа материалов фресковой, темперной, масляной живописи. Разрабатывались способы снятия покровных лаков и масляных записей.

Сотрудниками отдела проводилась огромная работа по раскрытию памятников живописи в Новгороде, Пскове, Москве и т.д. За три года работы экспедиции в Новгороде (35-38гг) было раскрыто более 200м2 росписи церкви Спаса на Ковалёве (XIVв.). В церкви Рождества на Кладбище было расчищено около 110м2. Было раскрыто около 300м2 живописи XIVв. в церкви Спаса на Сковородке. Проводилась реставрация росписей Рублёва в Успенском соборе.

В Киеве П.И. Юкин обнаружил и раскрыл 123м2 росписей XI века в Софийском соборе. В 1939г. он снимал фрески из Троицкого собора Макарьевского монастыря тверской области, который подлежал сносу для строительства плотины.

Послевоенный период начинается с образования при Комитете по делам искусства СССР ЦХРМа (Центральные Художественно-Реставрационные Мастерские) в 1944г., которые в 1955г. передали под надзор Министерства культуры СССР. В настоящее время это ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр).

В 1958г. при МК СССР была созданаВЦНИЛКР (Всесоюзные Центральные Научно-Исследовательские Лаборатории по Консервации и Реставрации). В 1979г. ВЦНИЛКР были переименованы в ВНИИР. В составе было 16 подразделений по проблемам реставрации всех видов живописи, ДПИ, скульптуры, графики, а также научно-исследовательские отделы (физико-химические, биологические, климатологические). В настоящее время это ГосНИИР.

И ВХНРЦ и ГосНИИР выпускают периодические издания.

Стоит также упомянуть о научно-реставрационных службах в ведущих музеях (ГосЭрмитаж, Русский музей, ГТГ).

В СССР были созданы крупные научно-реставрационные и проектные объединения: «Союз Реставрации», «Российская Реставрация» - в которые входили проектные институты и реставрационные мастерские (СПРМ – союзные проектно-реставрационные мастерские). В настоящее время создано МОНРХПУ (Московскообластное Научно-Реставрационное Художественно-Производственное Управление). В этих мастерских сосредоточены основные кадры художников-реставраторов монументальной живописи.

Особенностью реставрационной деятельности последней четверти XXв. Было проведение регулярных всесоюзных конференций и совещаний по различным вопросам реставрации. Например, в 1973г. в Киеве состоялось совещание по реставрации монументальной живописи, где были подведены итоги опытов применения синтетических материалов для реставрации стенописи. Была подвергнута критике практика применения желтка куриного яйца для укрепления стенописи из-за низкой биостойкости материала. Были рассмотрены проблемы документирования реставрационного процесса. В 1978г. в Новгороде состоялась конференция по проблемам реставрации памятников монументальной живописи, где рассматривался весь комплекс проблем от теории реставрации до способов её экспонирования. В 1979г. в Тбилиси была конференция на тему «Методы и принципы восполнения утрат и копирования монументальной живописи».

 

Большое влияние на ход реставрационной деятельности оказала, созданная в 1965г. при МК СССР, комиссия по аттестации художников-реставраторов, которая прекратила свою деятельность в 90-е годы. По положению, разработанному этой комиссией, предполагалось 4 квалификационные категории (3, 2, 1 и высшая). Для аттестации нужно подать документы в виде отчётов (или музейные паспорта) с приложениями в виде фотофиксации, картограмм и т. д. о проведённой работе. В настоящее время, несмотря на заявления от крупнейших музеев и реставрационных организаций, восстанавливать комиссию отказываются. Так же в настоящее время федеральный совет (Научно-Методический Совет при МК СССР), который в прошлом оказывал большое влияние на методологию реставрационной деятельности, практически не работает.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого

Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реставрационная деятельность в СССР.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Реставрационная наука до XVIIIв.
Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади, на которой происходила церемония избрания ме

Стилистическая реставрация.
Эпоха классицизма, ориентированная на культуру античности, обращалась больше к разуму человека. В конце XVIII века возникло течение романтизма, оперирующее больше воображением, обращалось ко всему

Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вж

Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века.
Отношение средневековой России к произведениям искусства прошлых лет было таким же, как и в западной Европе в средневековый период. Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёл

Формирование органов охраны памятников.
C приобщением России к западноевропейской культуре, наметилось светское мировоззрение. Интерес к памятникам исчезнувшего прошлого начался с коллекционирования. Пётр I издал указ о запрете переплавк

Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв.
Уже в ранний период реставрация в России тяготела к нормам стилистической реставрации. Это отчасти было вызвано культурными движениями запада, отчасти – подъёмом национального чувства после войны 1

Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.
Первое место в реставрации икон следует отвести Н.И. Подключникову (1813-1877гг.), который может быть назван «отцом реставрации древнерусской живописи». Он был крепостным, но ему посчастливилось вы

Некоторые понятия физики света.
В конце XVIIв. Исаак Ньютон предложил теорию света, согласно которой свет – это поток мелких материальных частиц (корпускулов[5]), испускаемых светящимся телом. Двигаясь пря

Цветовые ощущения.
Цветовые ощущения возникают в результате раздражения нервов на внутренней поверхности глаза. Есть два вида зрительных нервов: палочки и колбочки. Цвет воспринимают только колбочки. У каждой

Цвет как свойство предметов.
Все предметы обладают тем или иным цветом. И. Ньютон открыл, что белый цвет – это совокупность многих цветов. Пропуская свет сквозь призму, он увидел цвета, располагающиеся в той же последов

Непрозрачное тело Прозрачное тело
Непрозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света отражают, а часть – поглощают. Прозрачные тела – это тела, которые часть падающего на них света

Понятие показателя преломления.
Показатель преломления был введён И. Ньютоном в конце XVIIв. Показатель преломления характеризует отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде:  

Оптические явления красочной плёнки.
Часть света, падая на красочную плёнку, отражается от её поверхности, какая-то часть – преломляется и проходит внутрь красочного слоя. Те лучи, что отразились, создают ощущение либо матовости, л

Цвет мутных сред.
Чем больше расстояние, тем сильнее изменяется цвет свет проходит пространство, в котором частицы (пыль, влага и т.д.) искажают спектральный состав светового потока. При этом длинные участки спектра

Изменение цвета клеевых красок при высыхании.
Выбеливание клеевых красок при высыхании происходит потому, что после испарения воды частицы пигментов становятся окружёнными воздухом. Если принять nпигмента=1,50[9], то

Общая характеристика.
Лакокрасочный материал приготовляют из сухого и жидкого компонента. Первые – это пигменты и наполнители, вторые – связующие и разбавители. Пигмент – цветной тонко и

Некоторые физические свойства пигментов.
1. Укрывистость – способность пигментов закрывать грунт так, чтобы он не просвечивал. Так как она зависит от Δn связующего и пигмента, ясно, что с одним связующи

Белые пигменты.
· Известь – Ca(OH)2; · Мел – CaCO3; · Гипс – CaSO4·0,5H2O/ CaSO4·2H2

Жёлтые пигменты.
1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального происхождения) натурального происхождения состоят главным образом из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти веществ

Красные пигменты.
1. Железноокисные пигменты. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений: · Закись (FeO) – железо II-валентно; · Окись (Fe

Коричневые пигменты.
В основном – натуральные земли, относятся к железноокисным пигментам. В их состав также входят глина, мел, доломит (CaMg(CO3)2). Дополнительным хромофорам может являться окись

Зелёные пигменты.
В зависимости от основного хромофора можно выделить три группы: медные (Cu2+), хромовые (Cr3+), и железные (Fe3+). 1. Медные п

Синие пигменты.
· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представля

История применения штукатурных растворов.
В домонгольсокй Руси использовалось два типа штукатурок: известково-цемяночные и известковые с добавлением дроблёного белого камня. Традиция использовать

Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
В искусстве античности выделялись изделия (инталии[12] и камеи, в основном), высоко ценившееся во все времена, в том числе и в средние века, поскольку они играли заметную роль в ювелирном деле. Сос

Краски Дионисия (Лелекова О.В.).
Кто хотя бы раз увидит росписи Ферапонтова монастыря, тот никогда не забудет удивительной симфонии красок Дионисия. И, уезжая, запомнит слова экскурсовода, что все неповторимое богатство оттенков ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги