Реферат Курсовая Конспект
Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.). - Лекция, раздел Образование, Конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого Во Второй Половине Xix Столетия Началось Ощущение Несогласия С Деятельностью ...
|
Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не может вжиться в автора и встать на его место. Он может лишь верно воспроизводить отдельные элементы реставрируемого здания: стены, своды, карнизы и т.д. Для этого ему необходимо точно знать, какими они были, т.е. сосредоточить внимание не на освоении стиля, а на поисках и тщательном изучении исторических свидетельств о данном конкретном памятнике. Истинная цель реставрации – это поддерживать памятники, пока это возможно, а затем созерцать (эстетически) их разрушение.
«Как невозможно воскресить мёртвого, так невозможно восстановить то, что было великим и прекрасным» (Джон Рёскин.)
Обобщая общественное мнение по поводу самой известной в своё время реставрации замка Пьерфон, Анатоль Франс писал: «В Пьерфоне, право же, слишком много камней. Я убеждён, что реставрация, предпринятая в 1858 году Виолле-ле-Дюком и законченная в дальнейшем по его чертежам, вполне обоснована. Я уверен, что вышки замка и все внешние оборонительные сооружения приняли своё былое обличье. Но старые камни, старые свидетели прошлого исчезли, и перед нами уже не замок Людовика Орлеанского, а модель этого старинного замка в натуральную величину. Руины разрушили, а это— своего рода вандализм» («Пьер Нозьер», 1899).
Самую обоснованную критику изложил К. Бойто – итальянский архитектор и критик (в его методологии лежало требование сохранить стилистические и технические различия между оригиналом и новыми добавлениями): «Когда реставрация проводится по теории Виолле-ле-Дюка, которую можно назвать романтической теорией реставрации, до вчерашнего дня разделявшейся всеми, и которой следуют сейчас многие, если не больше, у нас в Италии, я предпочитаю плохо сделанные реставрации сделанным хорошо. В то время как первые, в блаженном неведении, позволяют мне ясно отличить древние части от новых, вторые, с чудесным искусством и хитростью заставляя новое казаться старым, оставляют мое суждение в таком затруднении, что наслаждение созерцанием памятника исчезает, и его изучение становится изнурительным трудом». Он предложил классифицировать памятники в зависимости от их древности и художественной особенности. Ввёл понятия «археологическая», «живописная», «архитектурная» реставрация. Его взгляды легли в основу хартии итальянских реставраторов.
Австрийский искусствовед Алоиз Ригль считал, что стремление к достижению той или иной цели реставрации устанавливается в зависимости от общественной значимости памятника и его ценности. Поэтому он выделил несколько «граней» общественной ценности памятников:
· Эстетическая
· Утилитарная
· Мемориально-просветительская
· Историческая (основная ценность, свидетельство о жизни памятника во времени).
Отсюда следует:
· Приоритет консервации;
· Эстетическая природа произведения искусства, памятника.
Реставрационная наука в XXв.
К началу XX века приобретает главное значение изучение памятников и бережное отношение к их подлинности (принцип археологической реставрации). Среди важных событий в реставрации следует отметить Международную конференцию реставраторов в Афинах (1931г.) На ней были подведены итоги развития реставрационной деятельности и сформулированы главные принципы архитектурной реставрации:
· Отказ от полного восстановления памятников;
· Уважительное отношение к следам различных эпох, которое должно выражаться в том, чтобы «не искоренять стиль никакой из эпох».
Афинская хартия (авторы и идейные вдохновители - Ле Корбюзье совместно с д'Обиньи) отразила общее стремление избежать узости чисто археологического подхода, т.е. отчуждение от современной жизни. Так же в ней отмечается, что провозглашается, что «использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение подобных начинаний нетерпимо в любой форме».
Наиболее детально методы археологической реставрации были разработаны итальянскими историком архитектуры Густаво Джованнони. Его теоретические позиции получили отражение в ряде работ, а также в тексте подготовленной с его участием Хартии реставрации, которая в 1931 г. стала основополагающим документом для последующей реставрационной деятельности в Италии. Существенные положения этого документа:
· Стилистическое единство не должно быть целью реставрации (антитеза положению Виолле-ле-Дюка), т.к. это приводит к утрате других элементов;
· Восстановление работы должно иметь ограниченный характер;
· Дополнения должны выделяться (реставрация не должны вводить в обман учёных и представлять фальсификацию документа).
Следующим шагом в разработке принципов реставрационной деятельности явился II Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, который проходил в Венеции в 1964г. На нем была принята Венецианская хартия. В ней указывается:
· Реставратор должен обладать высокой моральной ответственностью
· Реставратор должен обрабатывать художественный памятник независимо от своей оценки. Качество обработки не зависит от состояния и стоимости объекта.
· Реставратор должен использовать только обратимые материалы и избегать худших материалов.
· «Цель консервации монумента – спасти его не столько как произведение искусства, сколько как историческое свидетельство»;
· «Сущность консервации состоит в том, чтобы поддерживать монумент в неизменном состоянии»;
· «Реставрация должна являться исключительной мерой. Её цель – сохранение эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза»;
· «Единство стиля – не есть цель реставрации»;
· «Любая работа по дополнению должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени».
Венская хартия оказала влияние на все сферы реставрационной деятельности. Какого-бы равного ей документа по не появилось.
Заслуживает внимания ещё один документ – «Кодекс этики» - разработанный американским институтом консервации исторических и художественных ценностей в 1967г. В ней указывается:
· Реставрация исторического и художественного – это занятие, требующее широкой подготовки и специального призвания;
· Необходимо обладать чувством высокой моральной ответственности;
· Специалист отвечает перед обществом и грядущими поколениями;
· Консерватор должен обеспечить наивысший уровень обработки произведения, независимо от личной оценки и качества. Качество обработки не должно зависеть от состояния и стоимости объекта;
· Принцип обратимости. Консерватор, руководствуясь принципом обратимости, должен избегать использования материалов, которые могут стать в дальнейшем неподатливыми, так что их удаление может повредить физической безопасности. Не должен принимать методов, которые не позволили ли бы вернуть объект в первоначальное состояние.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров учебного года Лекции записаны под диктовку профессора... Оглавление...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов