рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бытие и развитие. Диалектика.

Бытие и развитие. Диалектика. - Лекция, раздел Образование, Онтология и теория познания Что Такое Диалектика. Д – Это Учение О Всеобщей Связи И Развитии. Связь – Пон...

Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Гераклита есть связь противоположностей, которые проникают друг в друга. А самый сложный тип связи – связь целых. Эти связи мы изучали и будем изучать. Развитие – аналогия понятия движения. Движение – это изменение вообще (Энгельс). Значимость определения – не отождествл движение ни одним из конкретным его видов. Есть особый вид движения – развитие. Это движение в котором происходит изменение в уровне организации системы. Развитие указывает на систему. Меняется в 2 стороны: повышение и понижение. Мы говорим о развитии когда говорим о повышении. Но возможно и другое – деградация. В этом смысле сущ 2 типа развитие: прогрессивное и развитие регрессивное (понижение ур организ сис-мы). Сложность можно понимать по разному, сложность в смысле хаоса, а можно понимать как наращивание уровня организации. Обычно в книгах если не говорят слово регресс, то понимается слово развитие как прогрессивное. Ключевое понятие д это саморазвитие, т.к. ф и наука стремятся дойти до самой сути до основ, а если развитие происходит в силу внешних причин мы рез-ты развития видим, а законы не понимаем потому что причина развития во вне. Надо расширить круг рассмотрения, довести его до саморазвития. В средневековье саморазвития не работали, творение не поддается рационализации, в пантеизме возможно было рассматривать саморазвитие, т.к. причина развития в самой природе. Вопрос: в силу чего возможно саморазвитие? Когда подобное связ с под всё пон. НО если целое, то там связаны противоположности. Что бы происходило саморазвитие нужно, чтобы система перестала быть себе тождественной. Как возможна связь всего в рамках целого? – Диалектический вопрос. И как возможно саморазвитие? – Применительно к теории саморазвития. Ответ: Диалектическое противоречие – отношение диалектическим противоположностей. А диалектич противопол – такие 2 стороны одного и того же предмета, которые связаны друг с другом и взаимообуславливают друг друга, а с другой стороны отрицают и борются друг с другом. Одна противоположности проникает в другую. Единое и многое явл диалектич противоположностями. Диалектика раскрывается на уровне логич мышления или на уровне интуиции. (см. Платон единое и многое) Каждое понятие содержит в себе свое собственное отрицание. Понятие существует благодаря соотнесению со соей противоположностью. В понятиях отражаются важные свойства бытия. Бытие начислено диалектич противоречием. Диалектич противоречие позвол быть противоположным элементам крепко связанными в составе одного целого. Д П позволяет системе развиваться. Первая философски выложенная интуиция Д есть у Гераклита, они предстают внутренне связанными друг с другом. (см. книга Материалисты древней Греции) Гармония существует за счет внутренней связи противоположностей. Но у Г диалектика на уровне смыслообраза. У Платона диалектика выражена рационально, он не строил теории, ф платона это мысленный эксперимент, но рациональное мышление присутствует. Он показывет как одни противопол связаны с другим. Аристотель отрицает внутреннюю связь противоположностей, но она у него есть, она во всей картине его космоса, она спрятана в 4 причинах, формы и материи, перехода одного в другое. Вершина рациональной античной диалектики это диалект платона. Но а диалект ограничена исходной постановкой. Для античности мир это завершенное и совершенное целое, т.е. космос. Принцип всеобщей связи – д антич. В а нет развития, поэтому противоречие это не источник развития. Космос завершен, совершенному незачем меняться. Развите в античности это осуществение одних и тех же форм, она вечна, разрушается только материя, а форма вечна. В рамках космоса поэтому диалектики развития нет. Чтобы появилось развитие в диалектике, нужно было новое восприятие человеком мира и самого себя. Это произошло в христианстве. На первый взгляд там не речи о развитии, есть речь о творении. В религиозной онтологии есть понятие творения, когда нечто создается из незаданности. Затем пантеизм. Пантеизм опускал творческую силу понятной, опускал её в мир, десокрализовал, превращял из священной в постигаемую. Творение теперь саморазвитие, природа содержит в себе начало саморазвития. Система гегеля есть пантеизм. У гегеля логический разум это бог, который есть до сотворения мира. В христианстве восхождение духовной человеческой личности, это духовное развитие, это не саморазвитие. У гегеля в отличие от пантеизма логический пантеизм. Но к гегелю ведет долгий путь, мыслители учились работать на уровне понятий с противоречиями. Они учились работать с понятиями всеобщего субъекта. Гегель сформулировал законы диалектики. Маркс раскрывает недостаточность гегелевской логики. В гегелевской д развитие заканчивается, в д г развивается идея, понятие, нечто, что уже задано. Если мы берем диалектику идеалистическую, то все на этом заканчивается. Значит надо переходить к материи. Мир глубже, чем идея. Маркс не написал завершающего фил труда, мы судим о его диалектике по капиталу.

Эпоха неклассической диалектики. Она связано с общей тенденцией онтологии 20 века. 20 век это век преодоления заданности. Все прежние противоречий рассматривались в сущностях. А здесь противоречия сущности и существования. Далее случайность теперь видят по иному, теперь она способна сама рождать новые необходимости. Новые диалектики человеческого бытия. Прогресс связан с тем, что противоречия разрешаются, а Камю говорит, что человек может развиваться, только когда в нем есть неразрешимое противоречие.

Связь диалектики и системного подхода. Д – это большей частью идеалистич ф. Только у маркса она материалистическая, борьба противоположностей в обществе, а не а природе. Нужно не навязывать природе законы диалектика, а опознать их. Естествознание должно раскрывать как связаны элементы внутри целого. Но естествознание стало самостоятельно пробирать к диалектике. Это системный подход – рассмотрени со стороны организации системы. Открывается то, что в диалектике уже было. Раньше системой называли хорошо организованные философские теории. Теперь все открывается не на уровне ф, а на уровне науки, наука переокрывает. Чтобы естествознание это понимало надо, чтобы была философская культура.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Онтология и теория познания

Лекция Бытие и развитие Диалектика Эпоха неклассической диалектики Она связано с общей... Лекция Диалектика... Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие и развитие. Диалектика.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кантовское понимание диалектики антиномии канта.
Д – это ошибка, которая запрограммирована природой разума. Разум себя должен контролировать. Почему - иллюзия? У канта нет понятия Д П. Есть понятие антиномии – это противоречие, которое закономерн

И 4 антиномии это вариации на тему первых 2ух.
№3: Тезис: Причинность по законам природы не единственная, существует свободная причинность. Антитезис: Нет свободной причинности, всё совершается только по необходимости (Имеется в виду природа из

Диалектика Фихте.
Что он задумал? Что декларировал? Что получилось? Д Ф отлич от К. Трансцендентальная иллюзия – д у канта и она сводится к антиномиям, это не принцип связи и развития, это сигнал тревоги о

Специфика материалистич д Маркса
У гегеля Д укорена в разуме, а у Маркса в материи это означает изменение понятия материя. Новая интуиция материи у него присутствует. Д нельзя укоренить в неподвижных первоэлементах. Отличия М от Г

Законы диалектики.
Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество это определе

Принципы детерминизма.
Общее пон детерминизма – учение о всеобщей связи и обусловленности. Н.А. дает другое определение – учение о способах и механизмах формировании определенности. Слово детерминизм в литературе использ

Материя и движение.
Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, чт

Пространство и время.
2 осн концепции: субстанц и реляционная. Вне концепций о пространстве и времени можно сказать, что они всегда с нами. Это константы, сопровождающие нас. Субстанц - Пространство и время это 2 незави

Проблема идеального.
Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недо

Сознание и самосознание.
Всякое сознание – различение. 1 различение, которое проводил первобытный человек: друг и враг. С повышением уровни рефлексии стало понятно, что тем больше я осознаю вещь как вещь, тем больше я осоз

Познание как субъектно-объектное отношение.
I. Субъект и объект познания. Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.
1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса. 2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения. 3) Взаимодействие рационального и ирраци

Этапы, уровни и виды познания.
В обыд познании мы познаем практич знач св явлений. Эта связь нужна, чтобы в обыд практике владеть явлениями. Эмпир позн и обыд схожи. Они не выходят за рамки непоср данности. Но они и отлич. Это н

Общенаучные формы и методы познания
Общенаучные методы присущи всем наукам. К ним относятся логические, восхождения от астрактного к конкретному, дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент. Теория отличается от понятия

Научное познание в зеркале совр фил науки
1) Проблема внеэмпир оснований и социо-культур детерминант (постпозитивизм и позитивизм). 2) Исслед программы (локатос, парадигмы) Томас Кун. 3) Феноменологический подход к науч п

Феноменологич подход к научному познанию. Теория и жизн мир.
Гусслер. Подход рац к науному позн состоит из выделения сущности с пом абстракции. Прежде, чем выдвигать идею надо иметь интуицию. Гусслер говорит, что научное познание начин с первичной интуиции,

Проблема критериев истины.
Почему эта проблема важна? Как сравнить моё знание с сущностью? В фил нового времени это дико, т.к. нет интел созерц, как в антич, нет выраж сущности. Но есть эксперимент. Мы можем проверить следст

Марксистский критерий истины.
Это практика. Она позволяет сравнить знание с сущностью вещей. Он работает только для философа, не для естественника. Практика – деят общест чел-ка по приобрет прир и общества. В пракику включ не 1

Вопрос.
Факт – это событие, кот выдел и зафиксир на язвке науки. В экпер мы наблюд вещи, кот поместили в некие условия. Суть экспер: мы помещ вещи в искусств ситуац, чтобы узнать их природу. Смех Греков об

Рац и иррац. Онтология воли.
Шопенгауэр и Ницше. Бог это онтологич обоснование религ воли. Рац, нерац, иррац. Рац – приводит к заданным рез-ам, рац можно проконтролировать, оно приводит к рац схеме. Рац – бытие мб приведено к

Свобода как самоупразд воли. Идеи и проблемы онтологии Ш.
В рац я хочу – это преобразованное я мыслю. А у Ш первично страстное я хочу, но я хочу не исполнения разумного плана. У Ш в кач трансц субъекта – я хочу, воля к жизни. Воля Ш – это слепой и неудерж

Свобода как торжество воли. идеи и проблемы онтологии Ницше
Н предлаг проект сверхчеловека. Почему сверх человек? Почему нацисты приняли идею сверхчеловека? Почему Н не называет проект сверхчеловека нацистским? Истоки фил. Вторая пол 19 в. Это взле

Фрейд и Юнг
О бессознательном говорил и Платон, как о бесприч страстях. У греков 2 лика бож: красота, гармония - рац; кровопролитный экстаз, воплощение бога Диониса – бессозн. Бессозн включ в онтологию Фихте,

Феноменология.
Контекст появления: европейская фил строила разные онтологии. Но мосле К пришло осозн того, что всё, что мы видим, это конструкция субъекта. Цели не наши а всеобщего субъекта. После К пришли неоК,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги