рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научное познание в зеркале совр фил науки

Научное познание в зеркале совр фил науки - Лекция, раздел Образование, Онтология и теория познания 1) Проблема Внеэмпир Оснований И Социо-Культур Детерминант (Постпозитивизм И ...

1) Проблема внеэмпир оснований и социо-культур детерминант (постпозитивизм и позитивизм).

2) Исслед программы (локатос, парадигмы) Томас Кун.

3) Феноменологический подход к науч познанию. Теория и жизненный мир.

Сущ 2 крайности во взглядах на науку: наука рассказывает как всё на самом деле - естественный, но он не прошел проверку времени; достаточно экзотичен, является одним из фигурир. Критикой первого взгляда заним К. Всё с чем мы имеем дело всегда взято в формах нашей активности. Наука не имеет дела с вещью в себе. Как понимать роль этой активности? Активность позволят постичь мир для нас, но одаляет от мира в себе. По Марксу активность, т.е. когда человек вторгается в мир, чтобы его подчинить и благоустроить, то взгляд другой, активность не заслоняет от нас то, что есть на самом деле, а наоборот раскрывает то, что есть на самом деле. Чем более широка и глубока эта активность, тем больше раскрывается то, что есть на самом деле. Причинность мы пытаемся постичь, наблюдая, а другое дело, если прич открыв в попытках управлять прир процессом: тогда это позволяет нам отличить существенное от несущественного. Когда человек впервые сталкивается с управлением природных процессов (не удачно)? Когда врач приходит лечить ребенка, он лечит его по схеме, а не по прич следств связям. У К в активность субъекта включ социо-культ факторы – априори познания. Чем отлич наука от соц практики? Ничем! Если рассм науку как соц практику, мы в ней нах то, что можем обнаружить повсюду. Соц практика открывает познание реальности. Так же есть наука как постиж объект истины.

Марксизм: наука – есть достижение объективной истины. А дальше возникает позитивизм. Если раньше науку обосновывали метафизикой Декарт, Ньютон. А позитивизм всё перевернул, основой познания должна стать не метафизика, а сама наука, метафиз надо выкинуть. Предметом науки д явл описание опыта, а не объективная реальность. А если фил и может сущ, то только осн на научном методе. Связь с классич предст такого взгляда в том, что наука сама себе голова, не впускает никаких внешних влияний, она сама отвечает за истины, научный метод независим от соц контекста, так же и в класс науке. А разница: науч метод раскр объект истины, а позит полаг, что науч метод это логич машина, кот на основе опыта выводит рез-т.

Постпозитивизм появился в рез-те того, что позит свои проблемы не решил. Позит это эмпиризм, всё выводит из опыта. В постпозит истина это не описание эксперимента – это то, что принимается по соглашению под влиянием общества, т.е. конвенционализм. А если истина прин по соглаш, то тогда и получ позиция западников.

Позит. Огюст Конт.Надо изолир научную фил от метафиз, науч фил дб основана на самой науки. Науку опис опыт. Познание – накопит процесс, чем больше экспер, тем больше выводов, тем больше знаний. Фил м сущ как мировоззр, но к науке не им дела. 3 подхода к науке:

1) В основе познания лежит вера в Бога (схоластика)

2) Метафиз – в осн познания спекулят конструкции

3) Наука сама себе голова – позит

Когда наука была неразвита метафиз считали подсказкой науке. Поэтому Конт возмущался, тем что философы спекулятивно выводят научные истины. Позит создал эмпир социологию. Возникла проблема, что наука описывает ощущения.

Неопозитивизм (логич). Решил окончательно провести грань между наукой и метафиз. Принципы:

1) Разгранич науки и метафиз. Наука свои данные выводит только из опыта, а там, где приплюс какие-то сущности это спекуляции.

2) Эмпиризм выражен в принципе верификации – процедура, устан соотв между опытными фактами и теоретич предлож. С т.зр неопозит верификация переомысливается, так же верификация критерий истинности.

Новизна неопозитивизма в том, что он попытался проверить эмпиризм, исследуя научные теории. К чему они пришли? И пришли они к К, нельзя вывести теорию из опыта. Но они убед, что процедура верификации не проходит. Факты и теории дб независимы друг от друга. Вывести факты независ от теории. Они решили очистить язык эксперим от теории. А так получится проблема. Так показатели счетчиков ничего не означают. Они открыли, что такое факт – это не некое объект событе, это событие зафиксир на языке науки. Теория встраивается в наше описание фактов, без неё не обойтись. Факт всегда берется с первичным теоретическим толкованием. Неопозитивисты открыли теоретич нагруж научного факта. А первым открыл теоретич нагруж факта? Кант, априори. Проблема в том, что Кант описал это в общем виде, а они переоткрыли это на материалах конкретных теорий. Т.о. варификация неосуществима, то теории принимаются конвенционально, по соглашению.

Переходной фигурой к постпозит стал Поппер. Если теория не выводится из факта, но очень хочется чтобы факт был последним судьёй теории. Факт должен выбраковывать плохие теории, опровергать. Откуда появл теории? Теории появляются в свободной активности чел разума, но будучи созданными они уже не зависят от чел произвола. Есть в этом смысле 3йм мир – мир теорий, которые не зависят от человека. 1 – физ сост, 2 – псих сост. Похоже на Платона, но отличия: платоновский мир идей вечен и неизменен, а у Поппера он изменяется; платоновские идеи это сущности вещей, это само бытие, а у Поппера это идеи проблемы. Если у теории всё хорошо, то она принимается. Ученый нах в пост критике и самокритике по Попперу. Теории опровергаются принципом опровержения. Попперская фальсифик означает: теорию пытаются опровергнуть экспериментом, но однозначно нельзя теорию экспериментом опровергнуть. Всякий факт можно растолковать в пользу теории, но это могут делать и жулики. Значит принцип фальсификации не годен? Принцип фальсиф м сформулир как требование к структуре теории, т.е. самая сложная теория дб сформул так, чтобы в каких-угодно своих точках она соотнос бы эксперименту, но дб возможность несоответствия. Конвенционализм – это проклятие неопозитивизма.

2 концепции:

1) Томас Кун. Структура научной революции. С ним в науку вошли понятия парадигма, научная революция, научное сообщество. Суть его концепции. Он отчетливо понял, что попытка позитивизма провалилась. Нельзя вывести новую теорию непосредственно из эксперимента. Она не выводится и логич из старых теорий, т.к. новые теории это всегда новое видение мира, это новый взгляд на вещи. Каждая новая теория дает новый взгляд на вещи, на мир. Парадигма – это научная теория, которая задает наше видение мира, т.е. задает осн сущности, видение мира. Не всякая теория является парадигмой. В парадигму включ образец постановки и реш исслед задач, она включ в себя и метафиз компоненты. Парадигма меняется скачками в видении мира. Это изменение парадигмы Кун и назвал научной революцией. 2 этапа: Есть нормальная наука, когда ученые работают руководствуясь одним видением мира. Или постепенное накопление данных со скачкообразным изменением – научной революцией, сменой парадигм. В силу чего меняется парадигма? Нельзя объяснить отбрас старую парадигму и вводя новую исходя из сугубо-научных соображений. Отсюда Кун говорит, что процесс принятия парадигм иррац, мы не можем найти процесс этот в науке. В силу чего теория становится парадигмой? Теория превращается в парадигму с согласием научного сообщества. Понятие парадигмы связ с пон научного сообщества. Научное сообщество решает. Куновский подход открывает дверь в другое измерение науки. Мы можем найти логику в сфере соц-культ доминант. Кун вовлек в исслед науки соц-культур измер. До него соц-культ измерение науки было только фоном. Его критиковали, что он толкует науку исходя из внешних причин.

2) Локатос. Он пытается объяснить смену парадигм. И используем модель: мы д рассмотреть науку как место, где борятся друг с другом исслед программы, если одна программа побежд другую, то это означ, что произошла научная революция. Локатос пытается найти внутринаучные критерии того, какая программа победила. Один и тот же опыт м описать разными теориями, и как выбрать какая лучше, какая хуже? Локатос понял, что, пока мы сравниваем теории, проблема неразрешима. Надо рассматривать не конкур теорий, а конкур исслед программ. Исслед программа – теория в действии. Действие теории состоит в том, что она порождает другие теории. Исслед программа – серия теорий, в осн кот лежит фундамент теория. Перспект явл та исслед программа, кот предсказ рез экспер без искусственных добавлений к исходной фундаментальной теории. Но ни Кун, ни Локатос своих проблем не решили. Они проста дали нам новый способ видения. Что смена парадигм зависит от решения научного сообщества. Но мы теперь понимаем, что в науке надо видеть не только теории, но и исслед программы.

 

Идеальное – кач-во, кот отлич предмет, нах в нашем сознании от реальных вещей. Идеальный предмет не нах в пространстве, бестелесен, лишен возможности аналитич воздействия, идеальное нельзя разрушить. Мёртвые души и портрет Дориана Грея. Материалистом быть трудно, нельзя показать мех прихода к самосознанию и как дух себя объективирует.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Онтология и теория познания

Лекция Бытие и развитие Диалектика Эпоха неклассической диалектики Она связано с общей... Лекция Диалектика... Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научное познание в зеркале совр фил науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бытие и развитие. Диалектика.
Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Герак

Кантовское понимание диалектики антиномии канта.
Д – это ошибка, которая запрограммирована природой разума. Разум себя должен контролировать. Почему - иллюзия? У канта нет понятия Д П. Есть понятие антиномии – это противоречие, которое закономерн

И 4 антиномии это вариации на тему первых 2ух.
№3: Тезис: Причинность по законам природы не единственная, существует свободная причинность. Антитезис: Нет свободной причинности, всё совершается только по необходимости (Имеется в виду природа из

Диалектика Фихте.
Что он задумал? Что декларировал? Что получилось? Д Ф отлич от К. Трансцендентальная иллюзия – д у канта и она сводится к антиномиям, это не принцип связи и развития, это сигнал тревоги о

Специфика материалистич д Маркса
У гегеля Д укорена в разуме, а у Маркса в материи это означает изменение понятия материя. Новая интуиция материи у него присутствует. Д нельзя укоренить в неподвижных первоэлементах. Отличия М от Г

Законы диалектики.
Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество это определе

Принципы детерминизма.
Общее пон детерминизма – учение о всеобщей связи и обусловленности. Н.А. дает другое определение – учение о способах и механизмах формировании определенности. Слово детерминизм в литературе использ

Материя и движение.
Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, чт

Пространство и время.
2 осн концепции: субстанц и реляционная. Вне концепций о пространстве и времени можно сказать, что они всегда с нами. Это константы, сопровождающие нас. Субстанц - Пространство и время это 2 незави

Проблема идеального.
Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недо

Сознание и самосознание.
Всякое сознание – различение. 1 различение, которое проводил первобытный человек: друг и враг. С повышением уровни рефлексии стало понятно, что тем больше я осознаю вещь как вещь, тем больше я осоз

Познание как субъектно-объектное отношение.
I. Субъект и объект познания. Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.
1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса. 2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения. 3) Взаимодействие рационального и ирраци

Этапы, уровни и виды познания.
В обыд познании мы познаем практич знач св явлений. Эта связь нужна, чтобы в обыд практике владеть явлениями. Эмпир позн и обыд схожи. Они не выходят за рамки непоср данности. Но они и отлич. Это н

Общенаучные формы и методы познания
Общенаучные методы присущи всем наукам. К ним относятся логические, восхождения от астрактного к конкретному, дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент. Теория отличается от понятия

Феноменологич подход к научному познанию. Теория и жизн мир.
Гусслер. Подход рац к науному позн состоит из выделения сущности с пом абстракции. Прежде, чем выдвигать идею надо иметь интуицию. Гусслер говорит, что научное познание начин с первичной интуиции,

Проблема критериев истины.
Почему эта проблема важна? Как сравнить моё знание с сущностью? В фил нового времени это дико, т.к. нет интел созерц, как в антич, нет выраж сущности. Но есть эксперимент. Мы можем проверить следст

Марксистский критерий истины.
Это практика. Она позволяет сравнить знание с сущностью вещей. Он работает только для философа, не для естественника. Практика – деят общест чел-ка по приобрет прир и общества. В пракику включ не 1

Вопрос.
Факт – это событие, кот выдел и зафиксир на язвке науки. В экпер мы наблюд вещи, кот поместили в некие условия. Суть экспер: мы помещ вещи в искусств ситуац, чтобы узнать их природу. Смех Греков об

Рац и иррац. Онтология воли.
Шопенгауэр и Ницше. Бог это онтологич обоснование религ воли. Рац, нерац, иррац. Рац – приводит к заданным рез-ам, рац можно проконтролировать, оно приводит к рац схеме. Рац – бытие мб приведено к

Свобода как самоупразд воли. Идеи и проблемы онтологии Ш.
В рац я хочу – это преобразованное я мыслю. А у Ш первично страстное я хочу, но я хочу не исполнения разумного плана. У Ш в кач трансц субъекта – я хочу, воля к жизни. Воля Ш – это слепой и неудерж

Свобода как торжество воли. идеи и проблемы онтологии Ницше
Н предлаг проект сверхчеловека. Почему сверх человек? Почему нацисты приняли идею сверхчеловека? Почему Н не называет проект сверхчеловека нацистским? Истоки фил. Вторая пол 19 в. Это взле

Фрейд и Юнг
О бессознательном говорил и Платон, как о бесприч страстях. У греков 2 лика бож: красота, гармония - рац; кровопролитный экстаз, воплощение бога Диониса – бессозн. Бессозн включ в онтологию Фихте,

Феноменология.
Контекст появления: европейская фил строила разные онтологии. Но мосле К пришло осозн того, что всё, что мы видим, это конструкция субъекта. Цели не наши а всеобщего субъекта. После К пришли неоК,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги