рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принципы детерминизма.

Принципы детерминизма. - Лекция, раздел Образование, Онтология и теория познания Общее Пон Детерминизма – Учение О Всеобщей Связи И Обусловленности. Н.а. Дает...

Общее пон детерминизма – учение о всеобщей связи и обусловленности. Н.А. дает другое определение – учение о способах и механизмах формировании определенности. Слово детерминизм в литературе используется двояко: учение о мех формирования определенностей; сам механизм. Детерминизм – мех формирования определенностей. Проблемы Д прямо связаны с детерминизмом. Откуда берется определенность у Демокрита: она просто есть сразу. У Платона разум играет опред роль, у них определенность каждой вещи формируется космических порядком. Форма указывает на предназначение вещи. У Спинозы субстанц детерминизм. Все вещи модусы субстанции, субстанция определяет порядок связи. Гегель поставил вопрос: чем детерминир развитие? В чистом виде, в виде идеальной предметности, типы детерминизма открыты в ф задолго до науки. Они формируются в контексте фил рассуждения, а наука для них находит применение.

Понятие детерминизма и индетерминизма. Индетерминизм – отриц детерминации. Это отрицание возможности рац объяснить мир. Детерминизм и рационализм совпадают, т.к. детерминизм это учение о способах формирования определенности, рационализм тоже обосновывает как из субст возник определенность. Рац мышление становится концепцией детерминизма. Детерминизм послед выражен только в рац мышлении. Индетерминизм – это учение, которое отрицает или сомневается в детермин определ событий, он закрывает возможность рац объянению. Откуда он берется? 1) Индетерминизм связан с признанием свободы. Индет царствует там, где появляется свобода, но это не верно, не грамотно. Но это вовсе не потому, что свобода детерминирована. Индет появл там, где дб детерм, но его там не обнаруживается. Свобода мб зачинателем нового детерминизма, детермин мб продуктом нашей свободы. Свобода не отриц детермин, она м порождать новые детерминации, но сама свобода детерминации не подлежит, она разрывает путы детерминации. Чтобы создать новый проект, в котором будет свой детерминизм, в этом смысле свобода всегда подсказывает чему подчиняться. 2) Почему же тогда возникают высказывания индетерми? Когда привыкли к одному способы формир действит, а на самом деле этот способ не обнаруж. Индетермин – это сигнал тревоги, что старого детермин мы не видим, а новый не опознали. Надо искать новый тип детерминации. Свобода это перерыв между двумя детерминациями, свобода так может рождать новые проекты.

Принцип причинности. Это ключевая категория детерминизма, т.к. пон детерм указ на мех формир определенностей, а действующее начало причина, действие происходит из причины. Что позвол назвать ту или иную связь причинностью? Если 2ое следует за 1 не значит, что первое прич второго. Важно отношение генезиса, порождения. Причина порождает следствие. Причино-следств связь созерцание не устанавливает. В созерц мы не видим прич-следств связь. Прич-следств связи обнаруж в практике. Прич-следств связь это связь необходимая между причиной и следствием, это связь, которая действует с необходимостью. Без знаний прич-следств связей невозможно разумно действовать в мире. Как принцип детерм и причинности связан. У демокрита весь принцип детерминизма исходит из причинности. У Аристотеля 4 причины, которые принадлежат разному уровню. Есть причина элементарная, а есть субстанциальная. Детерминизм сложен том, что с одной стороны идет элементарная причина, с другой субстанциальная причина. Причинность – это мотор всей детерминации. Причинность организованна в разные ряды, иерархии. Проблема появляется там, где всё пытается свести к элементарной причины. Лапласовсий детерминизм пытается свести мир детерминацию к цепочке элементарных причин. Мир, в котором нет случайностей. Есть случайность, как мера нашего незнания. Чтобы разум мог работать со случайность, придумано понятие вероятности. Если бы мы обладали божественным всезнанием, получилась бы фаталистическая картина. Это и есть Лаплассовский детерминизм. Гегель отличается от Лапласса тем, что на уровне существенных структур и значимых событий и у Гегеля всё предрешено логикой мирового разума. Но у Лапласса всё предрешено на ур каждого мельчайшего единичного события. А гегель на уровне мельчайших событий допускает случайность. Но эта случайность работает на осуществлении интегральной необходимости. Это означает, что с т.зр. Лаплассовского детерминизма, что после франц революции к власти придет именно Наполеон и т.д. А у Гегеля это не запрограммировано в логической идее, но эта случайность не может нарушить планы мировой идеи. Необходимость прорывается на дорогу через массу случайностей. На уровне каждого элемента жесткой необходимости нет, есть случайность с вероятностью. А с необходимостью будет статистич распределение. Необходимость действует на уровне интегральных параметров системы. Случайность появляется, т.к. она присуща не самому элементу, а случайность появляется, когда элементы объединяются в толпу. Связь случайности и необходимости – это статистический детерминизм. Случайность не отменяет необходимость, но жесткая заданность действует на ур интегральных хар-к. Но вначале это осознанно не было. Статистич распредел жёстко причинно обусловлено. Теперь на уровне каждого элемента нет жестко заданной хар-ки. Квантовая мех открыла фундаментальную роль случайности. Это та случайность, которая работает на уровне заданной необходимости. Н.А. новый вид случайности – которая является источником нового порядка. Но она не появляется ниоткуда, он появляется там, где сис-ма переходит в состояние хаоса. Появляются следующие возможности: от хаос к порядку. В этом хаосе присутствуют возможности не деградации, а нового порядка. Где случайность подчинена необходимости. Лаплассовский детерминизм: всё сводится к цепочке элемент прич. Вероятн детермин: случ есть на ур элемент хар-к. 2 вар вероятн детермин: случайность есть следствие коллект повед; случайность подчинена необходимости. Так же в функциональном детерминизме. В нем тоже существует случайность. Там поведение эл-ов подчинено выполнению функций в рамках целого. Он имеет место в живом организме. Что есть в организме? Функция заставляет элемент работать вместо других элементов. Над всем организмом властвует функция. Функция господствует над элементом. Первично не структура, а функция. Функция определяет структуру. И здесь господствует необходимость. Жесткая запрограммированность. Когда в сис-ме нет предзаданности, новый порядок рождается из случайности.

Возможность и действительность.

Возможность указывает на ростки чего-то нового в наличной действительности. Возможность коренится в наличной действительности. Она позволяет увидеть ростки нового в старом. Абстрактная и конкретная возможности. Абстрактная возможность отвечает на вопрос: разрешено ли это событие законами природы вообще? Если в принципе возможно, но в наличной действительности нет наличных условий, чтобы возможность стала действительностью. Конкретная возможность это когда действительно есть возможность сделать что-либо.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Онтология и теория познания

Лекция Бытие и развитие Диалектика Эпоха неклассической диалектики Она связано с общей... Лекция Диалектика... Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принципы детерминизма.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бытие и развитие. Диалектика.
Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Герак

Кантовское понимание диалектики антиномии канта.
Д – это ошибка, которая запрограммирована природой разума. Разум себя должен контролировать. Почему - иллюзия? У канта нет понятия Д П. Есть понятие антиномии – это противоречие, которое закономерн

И 4 антиномии это вариации на тему первых 2ух.
№3: Тезис: Причинность по законам природы не единственная, существует свободная причинность. Антитезис: Нет свободной причинности, всё совершается только по необходимости (Имеется в виду природа из

Диалектика Фихте.
Что он задумал? Что декларировал? Что получилось? Д Ф отлич от К. Трансцендентальная иллюзия – д у канта и она сводится к антиномиям, это не принцип связи и развития, это сигнал тревоги о

Специфика материалистич д Маркса
У гегеля Д укорена в разуме, а у Маркса в материи это означает изменение понятия материя. Новая интуиция материи у него присутствует. Д нельзя укоренить в неподвижных первоэлементах. Отличия М от Г

Законы диалектики.
Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество это определе

Материя и движение.
Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, чт

Пространство и время.
2 осн концепции: субстанц и реляционная. Вне концепций о пространстве и времени можно сказать, что они всегда с нами. Это константы, сопровождающие нас. Субстанц - Пространство и время это 2 незави

Проблема идеального.
Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недо

Сознание и самосознание.
Всякое сознание – различение. 1 различение, которое проводил первобытный человек: друг и враг. С повышением уровни рефлексии стало понятно, что тем больше я осознаю вещь как вещь, тем больше я осоз

Познание как субъектно-объектное отношение.
I. Субъект и объект познания. Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.
1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса. 2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения. 3) Взаимодействие рационального и ирраци

Этапы, уровни и виды познания.
В обыд познании мы познаем практич знач св явлений. Эта связь нужна, чтобы в обыд практике владеть явлениями. Эмпир позн и обыд схожи. Они не выходят за рамки непоср данности. Но они и отлич. Это н

Общенаучные формы и методы познания
Общенаучные методы присущи всем наукам. К ним относятся логические, восхождения от астрактного к конкретному, дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент. Теория отличается от понятия

Научное познание в зеркале совр фил науки
1) Проблема внеэмпир оснований и социо-культур детерминант (постпозитивизм и позитивизм). 2) Исслед программы (локатос, парадигмы) Томас Кун. 3) Феноменологический подход к науч п

Феноменологич подход к научному познанию. Теория и жизн мир.
Гусслер. Подход рац к науному позн состоит из выделения сущности с пом абстракции. Прежде, чем выдвигать идею надо иметь интуицию. Гусслер говорит, что научное познание начин с первичной интуиции,

Проблема критериев истины.
Почему эта проблема важна? Как сравнить моё знание с сущностью? В фил нового времени это дико, т.к. нет интел созерц, как в антич, нет выраж сущности. Но есть эксперимент. Мы можем проверить следст

Марксистский критерий истины.
Это практика. Она позволяет сравнить знание с сущностью вещей. Он работает только для философа, не для естественника. Практика – деят общест чел-ка по приобрет прир и общества. В пракику включ не 1

Вопрос.
Факт – это событие, кот выдел и зафиксир на язвке науки. В экпер мы наблюд вещи, кот поместили в некие условия. Суть экспер: мы помещ вещи в искусств ситуац, чтобы узнать их природу. Смех Греков об

Рац и иррац. Онтология воли.
Шопенгауэр и Ницше. Бог это онтологич обоснование религ воли. Рац, нерац, иррац. Рац – приводит к заданным рез-ам, рац можно проконтролировать, оно приводит к рац схеме. Рац – бытие мб приведено к

Свобода как самоупразд воли. Идеи и проблемы онтологии Ш.
В рац я хочу – это преобразованное я мыслю. А у Ш первично страстное я хочу, но я хочу не исполнения разумного плана. У Ш в кач трансц субъекта – я хочу, воля к жизни. Воля Ш – это слепой и неудерж

Свобода как торжество воли. идеи и проблемы онтологии Ницше
Н предлаг проект сверхчеловека. Почему сверх человек? Почему нацисты приняли идею сверхчеловека? Почему Н не называет проект сверхчеловека нацистским? Истоки фил. Вторая пол 19 в. Это взле

Фрейд и Юнг
О бессознательном говорил и Платон, как о бесприч страстях. У греков 2 лика бож: красота, гармония - рац; кровопролитный экстаз, воплощение бога Диониса – бессозн. Бессозн включ в онтологию Фихте,

Феноменология.
Контекст появления: европейская фил строила разные онтологии. Но мосле К пришло осозн того, что всё, что мы видим, это конструкция субъекта. Цели не наши а всеобщего субъекта. После К пришли неоК,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги